Экологическое воспитание
материал (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Возраст: Средняя группа
Занятие: Экология
Тема занятия: «Что такое лес?»
Задачи: Уточнять и закреплять представления детей о лесе, как сообществе растений и животных.
Развивать эмоционально-нравсвенную сферу ребёнка (желание прийти на помощь, умение радоваться результатам решения проблемы).
Цель: Воспитывать в детях осознанно-правильное отношение к объектам окружающей действительности.
Материалы и оборудование: альбом с изображениями диких животных,
магнитная доска, изображения животных, корзинка с природными материалами, магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц».
Ход занятия:
I. Психогимнастика «Дружные ребята»
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне, чтобы у нас с вами было хорошее настроение).
II. А сейчас присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее и посмотрите, какой интересный альбом я принесла для вас. В этом альбоме живёт очень дружная семья, как мы с вами. Но для того, чтобы увидеть её героев, необходимо отгадать загадки про каждого из них.
В этой книге –
Увидите сами! –
Картинки живые:
С хвостами, с усами.
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…
Есть здесь мохнатые,
Есть и пернатые,
Стройные очень и даже горбатые,
Добрые, злые,
Наземные, водные –
Кто же они?
Догадались?...(животные).
Да, ребята, эта книга о животных. В ней поселились звери, птицы, насекомые. Слушайте внимательно загадки и вы обязательно отгадаете, о ком идёт речь.
- Лесом катится клубок
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами (ёж).
- Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы (заяц).
- Здесь рыжая красавица
Вышла на тропинку,
Хочет всем понравиться –
Выгибает спинку (лиса).
-Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк).
-Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет?
Кто сушит на зиму грибы (белка).
- У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём (сова).
- Ну, а это что за птица?
Не ворона, не синица.
Примостилась на суку
Раздалось вокруг: «Ку-ку!» (Кукушка).
Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки о животных и теперь знаете, кто поселился в этой книге. А скажите, пожалуйста, все эти животные постоянно где живут? (в лесу). Так как они постоянно живут в лесу, как мы их называем? (дикие). Ребята, подумайте, пожалуйста, что такое лес? Да, лес – это много деревьев, кустарников, трав, растущих в одном месте. Но не только…В лесу ещё живут звери, птицы, насекомые. Поэтому лес – это огромная дружная семья растений и животных.
Ой, а это что такое? (из книги выскальзывает письмо). Письмо для ребят-волшебников от диких животных. Давайте прочитаем, что они нам пишут:
« Здравствуйте, ребята! У нас в лесу случилось несчастье. Из-за того, что кто-то очень неосторожно обращался с огнём, начался пожар. Растения сгорели, и теперь нам негде жить. Помогите нам, пожалуйста».
Лесные жители.
Ребята, как мне жалко диких животных. Как вы думаете, можем ли мы помочь лесным жителям? А как? (Посадить лес, ведь это их дом).
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
Ребята, такое под силу только настоящим волшебникам, закроем сейчас глаза и скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились и в лесу мы очутились» (кружатся). Открыли глаза. Вот мы с вами и в лесу. Ой, что это за лес? Как грустно… Не слышно шелеста листьев, шороха трав, не слышно песен птиц, стрекотанья насекомых. Я думаю, если мы с вами правильно посадим лес, подует ветерок, лес зашумит листвой и сюда обязательно вернутся и звери, и птицы и насекомые, ведь это их дом.
Психогимнастика «Прогулка в лес».
Ребята, давайте вспомним, сколько лесных этажей или полочек (как мы их называем) мы знаем.
Есть в лесу три полочки.
Ели – ёлки – ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках – птичьи голоса,
Внизу на ёлочках – роса.
(«Ели» - стоя на носках, руки вверх.
«Ёлки» - полуприсед, руки в стороны.
«Ёлочки» - присесть, руки вынести вперёд.)
Вот мы с вами вспомнили, что в лесу три этажа: деревья, кустарники, травы.
Практическая работа.
Какие деревья растут в лесу? (Берёза, ель, дуб – выставляем на мольберт или фланелеграф). Одни животные используют эти деревья, как столовую (для них это еда), для других животных дерево – это дом.
- Ребята, знаете ли вы, с кем дружит ель? Кто живёт в этом дупле? (Белка). Правильно, ель для белки – это дом. Давайте поселим здесь белку.
- А чем питается белочка? (Орехи, жёлуди, грибы).
- На каком дереве растут жёлуди? (На дубе).
- А орехи на чём растут? (На орешнике).
- Скажите, пожалуйста, орешник – это дерево, кустарник или трава? (Кустарник). Молодцы, давайте посадим здесь орешник для белочки.
- А какие ещё кустарники вы знаете? (Шиповник).
- Ой, ребята, что это за колючий шар под шиповником лежит? (Ёж – выставляем ежа). Как вы думаете, из чего ёж строит себе гнездо? (Из сухой травы, мелких веточек, листьев). Ну, конечно, в лесу трава растёт.
- Какую траву вы знаете? (Подорожник, крапива – сажаем). Ребята, в лесу растёт ещё мох, папортник. А цветущие ландыши, ну просто чудо – крошечные белые горошки на зелёной ножке. Попробуйте вдохнуть их аромат.
- А кто в траве такой маленький?
Больше собственного веса
Тащит этот житель леса
Груз родной семье своей
Он зовётся … муравей.
- Ребята, слышите, мне кажется, что за орешником прячется кто-то и дрожит? (заяц – выставляем).
- От кого прячется заяц? (От лисы – вот она крадётся. Давайте поселим её подальше от зайчика – там за деревьями).
- А от кого ещё прячется заяц? (От волка). Давайте-ка мы его тоже подальше от зайца поселим.
- Ребята, а почему так тихо в лесу? Кого не хватает? (Птиц).
- Каких птиц вы знаете?
Застучал дятел (выставляем на ель), закуковала кукушка (на берёзу). Кто спит днём в том дупле на дубе? (Сова).
(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
V. Итог занятия.
Ребята, послушайте, лес ожил. Это значит, мы с вами всё сделали правильно. Вначале мы посадили верхний этаж – деревья, потом, пониже, кустарники и затем ещё ниже – травы. Мы помогли животным вернуться в свой дом и каждый из них нашёл здесь своё место. Вот теперь это настоящий лес. Теперь он будет жить, потому что здесь есть всё: и деревья, и кустарники, и травы, и грибы, и цветы и животные. Это лес.
Лесные правила.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
VI.Сюрпризный момент. (Связь с другими занятиями.)
(Воспитатель выставляет корзиночку с желудями, шишками, веточками).
-Это дары леса. Вот видите, ребята, как щедро он отблагодарил нас. Эти природные материалы мы будем использовать на других занятиях: на занятиях по конструированию мы сделаем зверей и птиц, на занятиях по математике мы пофантазируем, превратим их в маленьких лягушат, про которых составим и решим задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...