Экологическое воспитание
материал (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Возраст: Средняя группа
Занятие: Экология
Тема занятия: «Что такое лес?»
Задачи: Уточнять и закреплять представления детей о лесе, как сообществе растений и животных.
Развивать эмоционально-нравсвенную сферу ребёнка (желание прийти на помощь, умение радоваться результатам решения проблемы).
Цель: Воспитывать в детях осознанно-правильное отношение к объектам окружающей действительности.
Материалы и оборудование: альбом с изображениями диких животных,
магнитная доска, изображения животных, корзинка с природными материалами, магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц».
Ход занятия:
I. Психогимнастика «Дружные ребята»
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне, чтобы у нас с вами было хорошее настроение).
II. А сейчас присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее и посмотрите, какой интересный альбом я принесла для вас. В этом альбоме живёт очень дружная семья, как мы с вами. Но для того, чтобы увидеть её героев, необходимо отгадать загадки про каждого из них.
В этой книге –
Увидите сами! –
Картинки живые:
С хвостами, с усами.
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…
Есть здесь мохнатые,
Есть и пернатые,
Стройные очень и даже горбатые,
Добрые, злые,
Наземные, водные –
Кто же они?
Догадались?...(животные).
Да, ребята, эта книга о животных. В ней поселились звери, птицы, насекомые. Слушайте внимательно загадки и вы обязательно отгадаете, о ком идёт речь.
- Лесом катится клубок
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами (ёж).
- Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы (заяц).
- Здесь рыжая красавица
Вышла на тропинку,
Хочет всем понравиться –
Выгибает спинку (лиса).
-Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк).
-Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет?
Кто сушит на зиму грибы (белка).
- У неё глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём (сова).
- Ну, а это что за птица?
Не ворона, не синица.
Примостилась на суку
Раздалось вокруг: «Ку-ку!» (Кукушка).
Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки о животных и теперь знаете, кто поселился в этой книге. А скажите, пожалуйста, все эти животные постоянно где живут? (в лесу). Так как они постоянно живут в лесу, как мы их называем? (дикие). Ребята, подумайте, пожалуйста, что такое лес? Да, лес – это много деревьев, кустарников, трав, растущих в одном месте. Но не только…В лесу ещё живут звери, птицы, насекомые. Поэтому лес – это огромная дружная семья растений и животных.
Ой, а это что такое? (из книги выскальзывает письмо). Письмо для ребят-волшебников от диких животных. Давайте прочитаем, что они нам пишут:
« Здравствуйте, ребята! У нас в лесу случилось несчастье. Из-за того, что кто-то очень неосторожно обращался с огнём, начался пожар. Растения сгорели, и теперь нам негде жить. Помогите нам, пожалуйста».
Лесные жители.
Ребята, как мне жалко диких животных. Как вы думаете, можем ли мы помочь лесным жителям? А как? (Посадить лес, ведь это их дом).
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
Ребята, такое под силу только настоящим волшебникам, закроем сейчас глаза и скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились и в лесу мы очутились» (кружатся). Открыли глаза. Вот мы с вами и в лесу. Ой, что это за лес? Как грустно… Не слышно шелеста листьев, шороха трав, не слышно песен птиц, стрекотанья насекомых. Я думаю, если мы с вами правильно посадим лес, подует ветерок, лес зашумит листвой и сюда обязательно вернутся и звери, и птицы и насекомые, ведь это их дом.
Психогимнастика «Прогулка в лес».
Ребята, давайте вспомним, сколько лесных этажей или полочек (как мы их называем) мы знаем.
Есть в лесу три полочки.
Ели – ёлки – ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках – птичьи голоса,
Внизу на ёлочках – роса.
(«Ели» - стоя на носках, руки вверх.
«Ёлки» - полуприсед, руки в стороны.
«Ёлочки» - присесть, руки вынести вперёд.)
Вот мы с вами вспомнили, что в лесу три этажа: деревья, кустарники, травы.
Практическая работа.
Какие деревья растут в лесу? (Берёза, ель, дуб – выставляем на мольберт или фланелеграф). Одни животные используют эти деревья, как столовую (для них это еда), для других животных дерево – это дом.
- Ребята, знаете ли вы, с кем дружит ель? Кто живёт в этом дупле? (Белка). Правильно, ель для белки – это дом. Давайте поселим здесь белку.
- А чем питается белочка? (Орехи, жёлуди, грибы).
- На каком дереве растут жёлуди? (На дубе).
- А орехи на чём растут? (На орешнике).
- Скажите, пожалуйста, орешник – это дерево, кустарник или трава? (Кустарник). Молодцы, давайте посадим здесь орешник для белочки.
- А какие ещё кустарники вы знаете? (Шиповник).
- Ой, ребята, что это за колючий шар под шиповником лежит? (Ёж – выставляем ежа). Как вы думаете, из чего ёж строит себе гнездо? (Из сухой травы, мелких веточек, листьев). Ну, конечно, в лесу трава растёт.
- Какую траву вы знаете? (Подорожник, крапива – сажаем). Ребята, в лесу растёт ещё мох, папортник. А цветущие ландыши, ну просто чудо – крошечные белые горошки на зелёной ножке. Попробуйте вдохнуть их аромат.
- А кто в траве такой маленький?
Больше собственного веса
Тащит этот житель леса
Груз родной семье своей
Он зовётся … муравей.
- Ребята, слышите, мне кажется, что за орешником прячется кто-то и дрожит? (заяц – выставляем).
- От кого прячется заяц? (От лисы – вот она крадётся. Давайте поселим её подальше от зайчика – там за деревьями).
- А от кого ещё прячется заяц? (От волка). Давайте-ка мы его тоже подальше от зайца поселим.
- Ребята, а почему так тихо в лесу? Кого не хватает? (Птиц).
- Каких птиц вы знаете?
Застучал дятел (выставляем на ель), закуковала кукушка (на берёзу). Кто спит днём в том дупле на дубе? (Сова).
(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
V. Итог занятия.
Ребята, послушайте, лес ожил. Это значит, мы с вами всё сделали правильно. Вначале мы посадили верхний этаж – деревья, потом, пониже, кустарники и затем ещё ниже – травы. Мы помогли животным вернуться в свой дом и каждый из них нашёл здесь своё место. Вот теперь это настоящий лес. Теперь он будет жить, потому что здесь есть всё: и деревья, и кустарники, и травы, и грибы, и цветы и животные. Это лес.
Лесные правила.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
VI.Сюрпризный момент. (Связь с другими занятиями.)
(Воспитатель выставляет корзиночку с желудями, шишками, веточками).
-Это дары леса. Вот видите, ребята, как щедро он отблагодарил нас. Эти природные материалы мы будем использовать на других занятиях: на занятиях по конструированию мы сделаем зверей и птиц, на занятиях по математике мы пофантазируем, превратим их в маленьких лягушат, про которых составим и решим задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...