«Здоровье – не все, но без здоровья – нечто» (Сократ) «Я не знаю большей красоты, чем здоровье» (Г. Гейне)
консультация (младшая группа) по теме
« Физическая культура», «здоровый образ жизни», «физкультурная образованность» - эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь.
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья. И поэтому усилия работников ДОУ направлены на оздоровление ребенка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii_v_igrov_deyat-_ti.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение
здоровьесберегающих технологий
для укрепления здоровья детей
(консультация для воспитателей)
«Здоровье – не все, но без здоровья – нечто» (Сократ)
«Я не знаю большей красоты, чем здоровье» (Г. Гейне)
« Физическая культура», «здоровый образ жизни», «физкультурная образованность» - эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь.
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья. И поэтому усилия работников ДОУ направлены на оздоровление ребенка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся Здоровьесберегающие технологии. Что это такое, попробуем разобраться в этих понятиях. ЗДОРОВЬЕ – состояние физического и социального благополучия (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения). СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – способы укрепления здоровья детей, обучение детей осознанному отношению к своему здоровью и умению беречь свое здоровье.
Здоровьесберегающие технологии включают в себя систему физкультурно – оздоровительных мероприятий, которые проводятся в игровой форме.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Игра в жизни каждого человека имеет очень большую роль. Ну а значение игры в жизни дошкольника вообще трудно переоценить. Для ребёнка она имеет особое значение, т.к. посредством игр развивается личность ребёнка, формируется характер.
В д/с проводятся ФЗК занятия, на них обеспечивается достаточный уровень двигательной активности с разными атрибутами и инвентарем. Занятия организуются в игровой форме, немного фантазии и достаточно сложная деятельность превращается в увлекательное дело.
Необходимо проводить ежедневно утреннюю гимнастику, которая дает заряд бодрости на весь день и способствует вырабатыванию полезной привычки начинать день с утренней гимнастики. Чтобы ребёнок охотнее выполнял упражнения, их связывают с знакомыми ему образами. Например, выполнить упражнение «Потянись вверх», надо показать ребёнку, каким он будет большим, когда вырастет. Чтобы ребёнок охотнее выполнял упражнение «Тик-так» можно напомнить ему о маятнике в часах, и т. д. Утренняя гимнастика содействует обмену веществ, помогает развитию правильной осанки. А чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – ходьба на пятках, на носках- походить как мишки, лисички, попрыгать как зайчики.
Очень эффективными для укрепления здоровья детей являются дыхательные упражнения. Эти упражнения можно использовать в любое время, в любом положении: стоя, сидя, лежа. (н-р: «Комары» по методике Б.С.Толкачева – дети на выдохе произносят звук «з-з-з», легко взмахивают кистями рук. Суть методики заключается в сочетании простых физических упражнений с озвученным выдохом. Или упражнение «воздушный шар» - выполняется лежа.
а)- медленный вдох, не поднимая плеч, живот поднимается
б)- медленный выдох – живот опускается.
Дети с большим интересом выполняют упражнения с предметами, н-р: «плыви кораблик»- дети дуют на бумажный кораблик, который плавает в воде. Или: «Лети, бабочка»
Дети не могут длительное время выполнять какое – либо задание, долго сидеть, их внимание рассеивается. Поэтому для снятия усталости и напряжения рекомендуется проводить физкультминутки, которые проводятся в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движение головы, ног, рук, туловища),н-р: «Маленькие – большие»
Были маленькими мы --- (приседают).
Стали вдруг большими. --- (Встать на носки и поднять руки вверх).
Были слабенькими мы --- (безвольно опустить руки, плечи, голову).
Стали вот такими! --- (выпрямиться, поднять прямо голову, руки прижать к плечам, пальцы сжать в кулаки),
подвижные игры («зайка серенький сидит»),
дидактические игры с разными движениями (принести круглые предметы, найти зеленые предметы и т.п.).
Чтобы детям интереснее было выполнять физкультминутку, они сопровождаются текстом
(«Хомка, хомка, хомячок -полосатенький бочок
Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать»
Немаловажная роль отводится гимнастике для глаз, которая может проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивной нагрузки на глаза, чтобы снять нарастающее утомление глаз. Можно использовать наглядный материал (н-р игрушку, индивидуальные предметы – бабочки, стрекозки и т. п.) и показ педагога.
Пальчиковые игры дают большую возможность играть вместе с детьми, развивать речь детей, мелкую моторику рук. Благодаря таким играм, ребенок получает сенсорные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться. Н-р: «Это зайчонок, это бельчонок
Это лисенок, это волчонок
(сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый смешной медвежонок
(вращают большим пальцем)
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями проводится и бодрящая гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус. Гимнастика носит игровой характер и состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, создают различные образы (н-р: снежинки)
Установка на здоровье, а соответственно здоровый образ жизни, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного воздействия. С детьми необходимо проводить беседы, где ребенок получает знания о теле, об органах, о безопасности в природе, в быту, а самое главное – о бережном отношении к своему здоровью. Н-р: «Хорошо быть чистым» или сюжетно-ролевая игра «кукла Маша заболела» и т. п.
Здоровьесберегающие технологии можно использовать и при проведении спортивных праздников, н-р: «дети идут спасать колобка»- можно использовать дыхательную гимнастику «Аромат (кухни, полянки ); встретили зайчика –гимнастика для глаз в чередовании с имитационными движениями изображая животных: «заяц белый куда бегал», встретили медведя – ф/м изображать, как ходит медведь; при встрече с лисой – гимнастика для глаз: «ходит рыжая лиса»
Немаловажную роль играет артикуляционная гимнастика. Эта гимнастика способствует упражнению мышц губ, языка, помогает детям справиться с речевыми дефектами, способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной и тоже проходить в игровой форме.
Н-р: Быстро по реке плывет
И гудит наш пароход – «ыыыы»!
Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ыыыыыы» – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.
Язычок играет в прятки -
Поиграйте с ним, ребятки!
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5—6 раз в медленном темпе.
Все эти приёмы позволяют стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий зимнего спортивного праздника "Спорт-это красота и здоровье"
Способствовать формированию основ ЗОЖ, потребности заниматься физической культурой....
Педагогический проект по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Красота - залог здоровья!"
Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели. В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая она бывает...
"Соль - средство для красоты и здоровья"
Соль - белое золото! Делает пищу вкуснее, а тело здоровее!...
Красота - залог здоровья!
Автором представлен материал о профилактики нарушения осанки....
Презентация "Ромашка для красоты и здоровья"
Материал содержит информацию о полезных свойствах ромашки....