Особенности физического развития детей 2-го года жизни.
консультация (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Особенности проведения ОРУ с детьми 2-ого года жизни.
В работе с детьми второго года жизни общеразвивающие упражнения используются мало. Большинство из них проводится с предметами, которые помогают ребенку выполнить упражнения. Иногда применяют упражнения имитационного характера. Движения с предметами требуют некоторого напряжения, но выполняются малышами точнее, чем имитационные. Например, лежа на спине, ребенок поднимает ноги до палки, которую на определенной высоте держит воспитатель.
Общеразвивающие упражнения хотя и недоступны детям этого возраста (для самостоятельного выполнения), но обязательны на каждом занятии при условии правильного руководства со стороны воспитателя (в основном проводятся упражнения с помощью пособия).
Общеразвивающие упражнения способствуют формированию правильной осанки. Для развития и укрепления крупных мышечных групп используются следующие упражнения: напряженное прогибание спины, наклоны туловища вперед и в стороны, приседание и последующее выпрямление на носках с подтягиванием вверх, поднимание выпрямленных ног до палки и т. д.
Упражнения для детей этой группы отличаются простотой и включаются в содержание каждого занятия. Исходное положение при их выполнении преимущественно сидя или лежа. Проведение общеразвивающих упражнений с детьми второго года жизни требует особого подхода. Воспитатель помогает каждому ребенку принять правильное исходное положение — сесть или лечь на коврик (ковровую дорожку); взяться обеими руками за палку (или обруч); сесть верхом на гимнастическую скамейку и т. д., так как от этого во многом зависит правильность выполнения упражнения. Взрослый действует вместе с детьми. Например, держась за обруч или длинную палку, приседает или только регулирует темп упражнения — поддерживает обруч с противоположной стороны, а дети, держась за него, садятся и ложатся.
Учитывая, что на втором году жизни дети лучше понимают речь взрослого, особое значение приобретает взаимосвязь слова и движения, причем само движение малышам более понятно. Поэтому объяснения должны быть конкретными, краткими, четкими. Слово должно точно соответствовать действию. Дети привыкают к определенному порядку, если он систематически повторяется и закрепляется. Например, воспитатель обращается к детям: «Все сядем на коврик. Олечка, садись; Юра, ты тоже садись; Вовочка, ты сядь здесь» и т. д., предлагает всем взяться за длинную палку, помогает это сделать, а затем говорит: «Держитесь за палку крепко. Теперь поднимите руки вверх и... опустите вниз. Подняли руки... и опустили», выполняя движения с малышами. Некоторые из них повторяют за воспитателем слова, это надо поощрять. Спустя несколько занятий большинство детей начинает активно реагировать на знакомые слова: «сесть», «лечь», «встать», «взяться за обруч, палку».
Такие пособия, как флажки, ленточки, погремушки, платочки, в этой возрастной группе применять не следует, а те пособия, которые используются на занятиях, должны быть знакомы детям. Поэтому предварительно малышам дают предметы, чтобы они могли рассмотреть и поиграть с ними.
Постепенно все приучаются выполнять упражнения одновременно, каждый согласовывает свои движения с движениями других детей. В этом возрасте от малышей не следует требовать большой точности. Например, лежа на спине, дети поднимают ноги до палки (ее держит воспитатель) и опускают, стараясь при этом не сгибать их, однако это не является обязательным, ноги могут быть несколько согнуты в коленях. Важно, чтобы дети поняли требование воспитателя и старались его выполнить.
Упражнения с длинной палкой
1. И. п.2: лежа на спине, держаться обеими руками за палку (хватом сверху), руки вытянуты. По сигналу «сядем» воспитатель
поднимает палку, дети подтягиваются к ней и садятся; по сигналу «ляжем» палку медленно опускает, дети возвращаются в исходное положение (рис. 1).
2. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, воспитатель держит палку на высоте выпрямленных ног детей. По сигналу «поднимите ноги, достаньте палку» дети поднимают ноги до прямого угла с туловищем (рис. 2) и опускают их. (В начале года, когда дети не понимают словесных указаний, следует прикоснуться палкой к ступням ребенка, побуждая его удержать палку пальцами ног.)
3. И. п.: лежа на животе, держаться за палку обеими руками хватом сверху. Воспитатель немного приподнимает палку, и вместе с нею дети приподнимают корпус; палку медленно опускает, и (дети возвращаются в исходное положение (рис. 3).
- И. п.: сидя, держаться за палку обеими руками хватом сверху. Поднять руки вверх и опустить Воспитатель вместе с детьми поднимает и опускает палку (рис. 4).
- И. п.: стоя, держаться за палку хватом сверху. Присесть (каждый приседает так, как ему удобно, не требовать от детей приседать на носки) и выпрямиться (рис. 5).
И. п.: сидя верхом на гимнастической скамейке, держаться за палку (с каждой стороны). Воспитатель сидит в конце скамейки лицом к детям и регулирует движение. Сгибать и разгибать обе руки одновременно или попеременно — одна рука продвигается вперед, другая подтягивается к туловищу, палка движется вперед-назад (рис. 6).
7. И. п.: то же. Наклоняться попеременно в одну и другую сторону, при наклоне влево левая рука с палкой опускается вниз, правая поднимается вверх, при наклоне вправо движения рук противоположные (рис. 7).
Упражнения с обручем
1.И. п.: сидя, свободно держать обруч обеими руками. Поднять руки вверх, посмотреть в окошко, опустить обруч.
2.И. п.: стоя, держать обруч обеими руками. Присесть и выпрямиться.
3.И. п.: то же. Наклониться вперед (можно присесть), положить обруч на пол, выпрямиться и показать руки, наклониться, взять обруч и выпрямиться.
Упражнения с мячом
1.И. п.: стоя, держать мяч обеими руками. Присесть, положить мяч на пол, выпрямиться и показать руки, присесть, взять мячи показать его воспитателю.
2.И. п.: стоя у рейки (веревки), поднятой на высоте 40—50 см, держать мяч в обеих руках.
Наклониться вперед через рейку, положить мяч на пол, выпрямиться и показать руки. Наклониться, взять мяч, выпрямиться и поднять его вверх (рис. 8).
- И. п.: сидя на полу (позже на гимнастической скамейке), держать мяч в руках. Повернуться в одну сторону, положить мяч на пол, выпрямиться и поднять руки вверх, наклониться, взять мяч и выпрямиться. То же повторить в другую сторону (рис. 9).
- И. п.: стоя (свободно). Собрать и принести воспитателю сначала маленькие, затем средней величины мячи, цветные шарики, которые рассыпаны по всему помещению.
Упражнения в движениях имитационного характера
- И. п.: стоя. Поднять руки в сторону и опустить — «птички машут крыльями».
- И. п.: то же. Присесть, постучать пальчиками по коленям, выпрямиться — «птички клюют зернышки».
- И. п.: стоя свободно по всей площадке. Ходить, высоко поднимая ноги — «ходить по глубокому снегу», «ходить по воде».
- И. п.: то же. Прыгать (пытаться выполнить) на месте на двух ногах — «зайки прыгают», «мячик скачет».
- И. п.: то же. Ходить тихо, пытаясь подняться на носочки,— «мышки ходят тихо-тихо».
- И. п.: стать на четвереньки. Идти вперед на четвереньках — «собачки идут».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психофизического развития детей 5-го года жизни
Особенности психофизического развития детей 5-го года жизниЗначительное развитие получает изобразительная деятельность.Конструирование.Двигательная сфера ребенка.В среднем дошкольном возрасте улучшает...
Консультация для родителей "особенности речевого развития детей 5-го года жизни"
цель данной консультации познакомить родителей с особнностями звуковым и грамматическим строем речи в среднем дошколном возрасте....
особенности сенсорного развития детей 3-го года жизни
из опыта работы...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2-го года жизни"
Особенности и методические приемы развития речи детей 2-го года жизни...
Консультация "Возрастные особенности психического развития детей 6-го года жизни"
Консультация «Возрастные особенности психического развития детей 6-го года жизни. Задачи воспитания и обучения»В старшем дошкольном возрасте продолжают развиваться психические процессы реб...
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2-го года жизни»
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2-го года жизни»...
"Птицы": конструкт организации образовательной деятельности - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие детей 5-го года жизни. е
Конструкт организации образовательной деятельности "Птицы" - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие дете...