Программа "Здоровей - ка"
рабочая программа по теме

Богданова Наталия Валерьевна

Программа «Здоровей-ка» разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Программа разработана в рамках ФГОС ДО, направление физическое развитие.

Программа разработана для решения создавшихся проблем: укрепление психофизического здоровья часто болеющих детей; формирование у дошкольников представления о здоровье, как  одной из главных ценностей жизни.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovey_-_ka.docx170.73 КБ

Предварительный просмотр:

                   Принята заседанием                                                                                           «Утверждаю»

Педагогического Совета                                                                                    Заведующая МБДОУ

МБДОУ д/с №20                             д/с №20 «Чебурашка»

«Чебурашка»                             ________ Балабаева Л. А.

Протокол №__________

От «      »______________

   Программа

  «Здоровей-ка»

                           Автор программы:

                                                                                                                               Воспитатель 1 категории

                                                                                                                                                Богданова Н. В.

Пояснительная записка

Программа «Здоровей-ка» разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Программа разработана в рамках ФГОС ДО, направление физическое развитие.

Программа разработана для решения создавшихся проблем: укрепление психофизического здоровья часто болеющих детей; формирование у дошкольников представления о здоровье, как  одной из главных ценностей жизни.  

Особенностью данной программы является региональный компонент.  Природно-климатические условия: климат района континентальный с жарким летом и сравнительно холодной зимой, частыми ветрами (среднегодовая скорость ветра равна  4 – 5 м/с), а летом с пыльными бурями. Это один из факторов, влияющий на ухудшение здоровья детей. Другим таким фактором является произрастание на территории Красносулинского района большого количества растений – аллергенов (амброзия, полынь, лебеда,  и т.п). В связи с этим применяется гибкий режим дня, и вносятся коррективы в образовательную деятельность с учётом природно-климатических условий.

Для удобства реализации образовательная деятельность разделена на блоки, содержание которых ребёнок осваивает как по отдельности, так и в комплексе:

  1. «Это – я!»
  2. «Ребенок и здоровье»
  3. «Уроки Мойдодыра»
  4. «Полезные продукты»
  5.  «Физкульт – ура!»


Каждый блок осваивается детьми через разнообразные виды деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную деятельность и чтение), что позволяет осуществлять образовательный процесс с использованием двух  основных моделей – совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей. Благодаря блочной системе организации воспитательно-образовательного процесса нам удаётся использовать все  доступные средства получения детьми информации о здоровом образе жизни, включив их в тематические планы.

Технологии реализации Программы

Специально организованное обучение:

  • Организованная деятельность.
  • Тематические досуги: «Большие гонки»;  «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»; «Лесная аптека на службе человека».

Совместная деятельность:

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Наблюдение.
  • Ситуативные разговоры с детьми.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Комплексы закаливающих процедур (воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам, гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная).
  • Рассказы, беседы.
  • Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг о здоровье и здоровом образе жизни человека.
  • Игровые задачи и проблемные ситуации.
  • Дидактические игры.
  • Проектная деятельность на темы: «Зеленая аптека Красносулинского района»; «Лук наш витаминный друг»; и др.
  • Создание коллажей, тематических выставок о ЗОЖ.
  • Сюжетно-ролевые игры «Доктор», «Больница»…

Работа с родителями:

  • Совместные проекты.
  • Праздники и развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья».
  • Круглые столы, пятиминутки.
  • Папка-передвижка по оздоровительной работе в семье.
  • Фотовыставки, выставки рисунков «Моя семья», «Мы любим спорт».

Интеграция с образовательными областями:

«Социально-коммуникативное развитие» формирование норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками по поводу здоровья и жизни человека.

«Познавательное развитие» формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и жизни человека.

«Речевое развитие» обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие фонематического слуха;  использование художественных произведений для обогащения и закрепления знаний о здоровом образе жизни.

«Художественно-эстетическое развитие» обогащение и закрепление знаний о здоровом образе жизни через реализацию самостоятельной творческой деятельности детей: изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.

«Физическое развитие» становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек и др.).

Принципы организации воспитательно–образовательной работы

Принципы воспитательно-образовательной работы  — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны — среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.

В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему.

Принцип научности. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.

Принцип региональной специфики. Предполагает обучение дошкольников с учетом природно-климатических условий.

Принцип вариативности. Предполагает использование различных оздоровительных технологий в зависимости от задач образовательного процесса предпочтений детей, особенностей развивающей среды группы.

Принцип возрастной адресности.  При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно с использованием методов, соответствующих возрастным особенностям детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на предложенные педагогами темы. Но и выступать активными участниками  педагогического процесса.

Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни, посредством валеологического образования детей дошкольного возраста, с учетом природно-климатических условий Красносулинского района.

Приоритетные задачи:

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Воспитание культурно - гигиенических навыков;
  • Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Перспективный план работы по валеологическому

образованию детей.

Средняя группа

Задачи:

Формировать представление о себе как отдельном человеке; познакомить с внешними частями тела.

Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.

Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, закаливания. Продолжать развивать устойчивую привычку к режиму двигательной активности с учетом климатических условий.

Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым.

Планируемый результат освоения программы 

Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры.

Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены.

Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

                                                   «Это – я!»

Сентябрь

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

«Тело человека»

Познакомить детей  с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям,

Воспитывать чувство гордости, что «Я - человек».

Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

Игровая ситуация: путешествие в страну, которая называется «человек».

Художественное слово: загадки.

Физминутка «У меня есть голова»

Вопросы по теме.

Д/игра «Что есть у куклы?»; «Разноцветные человечки»

Беседа «Доктор Кролик советует»

Моделирование ситуаций. Какие опасности подстерегают человека при несоблюдении правил личной гигиены.

Д/игра  «Собери фигуру человека», «Кто быстрее назовет?»

Консультация на тему: «Каким бывает отдых».

                                                     «Ребенок и здоровье»

Октябрь

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

«Помоги Зайке сберечь здоровье»

Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья;

 на основе ситуационных моментов. Формировать умения  детей  делать выводы о безопасности жизнедеятельности;

Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.

Игровая ситуация: Приход в гости Знайки и Зайки.

Художественное слово: стихи, пословиц.

Беседа с детьми по вопросам.

Чтение и беседа по сказке «Волк и семеро козлят»

Чтение стихов, загадок.

Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

Чтение «Про Правила дорожного движения» С.Ю. Волков, «Мчит по рельсам электричка» А. Кривицкая.

Родительское собрание. Тема «Растим здорового ребенка»

Ноябрь

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

«Доктор Айболит»

Познакомить детей с профессией врача и инструментами, необходимыми ему для работы, уточнить представления детей о личной гигиене;

Формировать навыки здорового образа жизни;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

Развивать речь, воображение.

Игра-шутка «И я тоже».

Игровой прием: Приход Айболита.                          Игра «Полезное – неполезное»

Художественное слово: стихи.

Физминутка: «Надо, надо нам помыться!»

Вопросы детям по теме.                    

Чтение «Алболит» К. Чуковский.

Д/игра «Можно - нельзя».

Экскурсия в кабинет медсестры.

Беседа «Доктор Кролик советует»

Консультация на тему «Малыш и его здоровье».

                                           «Уроки Мойдодыра»

Декабрь

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

«Необычное путешествие»

Закрепление гигиенических навыков.

Формирование у детей представлений о роли солнца, воздуха, воды и витаминов в жизни человека.

Развитие умения отвечать на вопросы педагога.

Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Игровой прием: в гости приходит Чебурашка и приглашает ребят, отправится в путешествие.

Игра «оркестр».

Дыхательная гимнастика.

Вопросы по теме.

Массаж «Солнышко».

Игра «Угадай на ощупь».

Д/игра «Угадай, что я делаю», «Не хочу быть плохим»

Стихи о зарядке.

Д/игра  «Собери фигуру человека», «Кто быстрее назовет?»

Папка-передвижка «Семейный кодекс здоровья».

        

Январь

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

«В гостях у Мойдодыра»

Учить детей составлять описание предмета; громко, произносить слова знакомых стихотворений, четко проговаривая слова.

Закреплять культурно-гигиенические навыки

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Упражнять в правильном произношении звука «ш» и учить детей произносить его длительно на одном выдохе.

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение сочувствовать.

Игровая ситуация: приход Незнайки с просьбой о помощи.

Физминутка «Надо, надо нам помыться».

Вопросы по теме.

Физминутка

«Зарядка».

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Беседа о личной гигиене в детском саду и дома.

Чтение «Девочка чумазая» А.Л.Барто

Чтение «Жил на свете слоненок» К. Цыферов, «Мойдодыр» К.  Чуковский.

Просмотр диафильма «Пожалей свою бедную кожу»

Чтение «Приключения Незнайки» Н.Носов

Буклет  для родителей «Правила чистоты»

                                           «Полезные продукты»        

Февраль

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

«Айболит в гостях

у детей»

Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми.

Закрепить знания о витаминах.

Уточнить представления об овощах.

Учить сажать лук.

Игровая ситуация: воспитатель завозит в группу

автомашину, в которой лежат мешочки с шиповником, овощами и фруктами, а впереди сидит игрушка доктор Айболит.

Игры: «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус».

Д/игра «Слушаем музыку»,

«Какого цвета твое настроение», «Изобрази…», «На что это похоже?»

Игровое упражнение «Догадайся по жестам», «Кто расскажет о …»

Пятиминутка на тему «Осторожно – грипп».

Март

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

«Витамины и

полезные продукты»

Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека,

Закрепить умение детей передавать в рисунке полезные продукты, используя различные методы изображения (пальчиком, кисточкой, карандашом);

Воспитывать интерес и желание рисовать полезные продукты.

Игровая ситуация:

Беседа по картинкам.

Рассказ воспитателя о витаминах.

Игра «Полезно - вредно».

Рисование любимых полезных продуктов.

Чтение «Маленький енот» Б.Заходер

«Манная каша с бородой » из книги «Румяные щечки»

Заучивание стихотворения «Аппетит»

Изготовление атрибутов к с/ролевой игре «Магазин», «Семья»

Выставка рисунков на тему «Овощи и фрукты полезные продукты».

         

                                                      «Физкульт – ура!»

Апрель

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

«Здоровье в порядке,

 спасибо зарядке!»

Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.

Закрепить название некоторых видов спорта.

Игровая ситуация: в гости приходит кукла в спортивной одежде — тренер Гантель-кин, показывает детям картинки с изображением разных видов спорта.

Вопросы по теме.

Спортивные игры эстафеты.

Художественное слово: стихотворение «Спорт, ребята, очень нужен».

Развлечение «Будешь ловким, будешь сильным»

Чтение «Вредные советы» Б.Заходер

Игровое упражнение «Догадайся по жестам», «Кто расскажет о …»

Коллективное рисование на тему «Как мы делаем зарядку».

Папка-передвижка, посвященная физическому развитию детей в детском саду.

Май

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» 

Закрепить правила культурного поведения в процессе знакомства и взаимодействия.

Содействовать развитию физиологического дыхания.

Учить детей заботится о своем здоровье, дать понятие о влиянии естественных средств на организм человека.

Игровая ситуация: в группу приходит мишка.

Художественное слово: стихи, загадки.

Игра «Мое имя».

Игра «Чего много в лесу».

Игра «Маленькие человечки»

Вопросы по теме.

Игра «Ручейки».

Игра «Солнышко»

Загадывание загадок.

Рисование «Солнышко и дождик».

Выпуск стенгазеты «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

Родительское собрание на тему «Об итогах работы за год».

Рекомендации родителям «Чтоб здоровыми нам быть нужно на прогулку в лес и парк ходить».

Старшая группа

Задачи: 

Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.

Расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Обращать внимание детей на особенности их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).

Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и  вода - наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.

Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.

Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде. Знакомить с лекарственными растениями, произрастающими на территории Красносулинского района.

Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту.

Планируемый результат освоения программы

Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.

Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания.

Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье.

                                                   «Это – я»        

Сентябрь

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

Чтобы уши слышали

Дать детям элементарные знания об органах слуха. Познакомить детей со значением органа слуха.
Научить ребёнка осознано заботится о своём слухе.
Воспитывать привычку следить за чистотой своих ушей.

Игровая ситуация: в группе внезапно оглох ребенок. Что делать? Д/и «Кто зовёт тебя в лесу»
Рассказ воспитателя о строении и значении слуха для человека.
Ритмическая пауза

Работа по иллюстрациям «Чтобы уши были здоровыми»

Д/и «Как органы человека помогают друг другу»
Цель: сформировать представления о том, что органы в определённых пределах могут заменять друг друга.
Д/и «Шумовые коробочки» 
Цель: развивать у детей слуховое восприятие, учиться дифференцировать шумы.
Д/и «Чтобы уши были здоровыми»
Цель: учить ребёнка бережному отношению к своему слуховому аппарату

Пятиминутка с родителями по теме «Одежда и здоровье детей».

Анкетирование родителей по проблеме «Охрана жизни и здоровья в семье».

Октябрь

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

Чтобы глаза хорошо видели

Познакомить детей со значением органа зрения.
Сформировать у детей навыки ухода за глазами.
Воспитывать у детей бережное отношение к глазам. 

Игровая ситуация: В группу к детям воспитатель заносит посылку – в ней повязка на глаза. Как вы думаете, зачем нам её прислал доктор Айболит?
П/и «Жмурки»
Проблемный вопрос «Легко ли ориентироваться в пространстве, если наши глаза ничего не видят?
Беседа о значении органа зрения.
Игра для профилактики усталости глаз «Буратино»
Д/и «Чтобы глаза хорошо видели»
Разучивание гимнастики  для глаз.

Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье»
Цель: познакомить со способами заботы о здоровье при пользовании компьютером, телевизором.
Разучивание зрительной гимнастики «Чтобы глазки отдохнули»
Цель: учить детей снимать усталость с глаз по средствам гимнастики.
С/и «Кольцеброс» Цель: учить детей метать в вертикальную цель, развивать глазомер.

Консультация на тему «Телевизор и компьютер – друзья или враги».

Ноябрь

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

Зубы крепкие нужны, зубы крепкие важны

Дать некоторые представления о видах и значении зубов.
Закрепить знания детей о способах укрепления зубов.
Воспитывать осознанное желание заботиться о здоровье своих зубов.

Игровой прием: В группе появляется Королева Зубная Щетка. На жителей её королевства – зубов напал злой волшебник Кариес. Поможем королеве победить злого волшебника.
Беседа о зубах:
Физпауза «Сказочная зарядка»
Рассказ Королевы Зубной Щётки о видах зубов и их значении.
Д/и «Чтобы зубы были здоровыми»
П/и «Полезные продукты»

Д/и «У кого какие зубы»
Цель: познакомить с зубами различных животных (грызунов, травоядных, хищников)
Чтение рассказов Г. Зайцева «Уроки Мойдодыра»
Цель: закрепить правила ухода за зубами.
Общение «На приёме у стоматолога»
Цель: познакомить детей с особенностями работы стоматолога, сформировать «+» отношение к посещению стоматолога.

Буклет « Здоровые и крепкие зубы»

                             

                                                    «Ребенок и здоровье»

Декабрь

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

В гостях у доктора Айболита

Закрепить знания детей о понятии «здоровье».
Уточнить правила сохранения здоровья.
Воспитывать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья.

Игровая ситуация: В группе появляется книга К.И. Чуковского «Айболит». Входит воспитатель в костюме доктора Айболита – слушает детей, смотрит их горлышко и делает вывод, что они нуждаются в зарядке.
Ритмическая гимнастика под музыку «Физкульт – ура!»
Беседа о здоровье:
Драматизация отрывка сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»

Д/и «Что вредно, что полезно»
Цель: закрепить знания детей о способах укрепления здоровья.
Рисование «Любимый герой сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»
Цель: развивать художественные способности детей.
С/р игра «Больница»
Цель: развивать ролевой диалог, ролевые взаимодействия, закрепить знания детей о профессиях врача, медсестры, аптекаря.

Папка-передвижка  «Здоровый ребенок»

                                     

                                       

                                         «Уроки Мойдодыра»

Январь

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

Чистота – залог здоровья

Формировать привычку осознанно заботиться о чистоте своего тела.
Закрепить сформированность культурно – гигиенических навыков у детей.
Воспитывать желание аккуратно относиться к своей одежде.

Игровая ситуация: Почтальон приносит посылку от доктора Айболита, в которой лежат две книги К.И. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе».
Вопросы к детям:
Ритмическая физминутка «Все ребята любят мыться»
Чтение стихотворения «Чистюля енот»
Загадки детям о средствах гигиены.
сюжетно – ролевая игра «Прачечная»

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» 
Цель: развивать диалогическую речь детей, воспитывать желание следить за своим внешним видом.
Д/и «Наши помощники»
Цель: закрепить знания детей об инвентаре младшего воспитателя»
Хозяйственно – бытовой труд: стирка кукольной одежды и дежурство по столовой.
Цель: приобщение детей к труду, воспитывать уважение к людям труда.

Консультация «Чистота – та же красота».

                                       «Полезные продукты»

Февраль

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

«Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»

Познакомить детей с понятием «витамины».
Закрепить знания об овощах и фруктах и их значении в питании человека.
Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры.

Игровая ситуация: гость Степашка и рассказывает, что Хрюша заболел. Просит ему помочь.
Вопросы к детям:
Анализ ситуации «Хрюша любит, есть фрукты и овощи, но у него от них всегда болит живот. Что делать?»
Ритмическая пауза «Хороводная – огородная»
ИЗО деятельность «Любимые овощи и фрукты»

Д/и «Что где растёт»
Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.
Д/и «Угадай по вкусу»
Цель: Учить по вкусу определять овощи и фрукты.
Д/и «Что лишнее»
Цель: развивать умение сравнивать и обобщать предметы в группы по признакам.
Д/и «Этот лимон жёлтый как …»
Цель: закрепить знания цветов фруктов и овощей детьми.

Родительское собрание. Тема «Растим здорового ребенка»

Родительское собрание. Тема  «Семья – здоровый образ жизни».

Март

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться.

Познакомить детей с принципами правильного питания.
Закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах.
Воспитывать любовь к здоровой пищи.

Игровая ситуация: в гости к детям приходят два сказочных персонажа. Они спорят: один утверждает, что для хорошего самочувствия надо много есть, а другой, что переедать вредно. Как помочь друзьям решить спор и помириться?
Чтение стихотворения «Робин Бобин»
Вопросы по теме. Ритмическая пауза «Огородная – хороводная»
Д/и «Полезные продукты»
Рисование «Полезные продукты»

Д/и «Что лишнее»
Цель: упражнять детей в классификации предметов по определённому признаку.
Игра – эстафета «Полезные продукты»
Цель: закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах. Загадки об овощах и фруктах. Цель: учить детей называть предмет по заданным признакам.
С/р игра «Продуктовый магазин» Цель: познакомить детей с отделами продуктовых магазинов, развивать у детей диалогическую речь.

Папка – передвижка «Прежде чем за стол мне сесть я подумаю что съесть».

        

                                          «Физкульт – ура!»

Апрель

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

Чтобы здоровье было в порядке – делаем дружно с утра мы зарядку

Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой.
Формировать привычку здорового образа жизни у детей.
Воспитание положительного отношения к утренней гимнастике.

Игровая ситуация: группу к детям вкатывается мячик и приглашает их в страну Спортландию.
Ритмическая гимнастика «Путешествие по Спортландии»
Рассказ воспитателя о том, как древние люди ценили физические упражнения.
Вопросы к детям.
Чтение сказки «Зарядка и Простуда»

Рассматривание книг и альбомов о спорте.
Цель: уточнить представления детей о различных видах спорта.
Д/и с мячом «Виды спорта»
Цель: закрепить в памяти детей названия видов спорта.
Рисование «Придумай значок на тему «В здоровом теле – здоровый дух»
Цель: формирование привычки здорового образа жизни; развитие воображения и творческих способностей детей,
меткости.

Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

Май

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

«Экскурсия в парк» 

Учить детей отмечать характерные признаки лета, учить находить и узнавать лекарственные растения.

Формировать бережное отношение к природе.

Художественное слово: стихи, загадки.

Рассматривание деревьев.

Игра «Найди дерево»

Беседа о лекарственных растениях. Рассматривание картинок.

Сбор лекарственных растений для гербария.

Д /И Помоги Айболиту выбрать лекарственные растения». Игры-упражнения на закрепление правил поведения в парке.

Организовать выставку картинок по теме «Растения которые лечат».

Родительское собрание на тему «Об итогах работы за год».

Рекомендации родителям «Чтоб здоровыми нам быть нужно на прогулку в лес и парк ходить».

Подготовительная группа

 Задачи:

Продолжать знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека.

Воспитывать привычку следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прически.

Расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим).

Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека. Учить использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.

Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур с учетом климатических условий.

Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, произрастающими на территории Красносулинского района.

     

       Планируемый результат освоения программы

Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

                                                    «Это – я!»

Сентябрь

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

Мой организм

Дать представления об устройстве человеческого организма.
Познакомить детей с понятиями «сердце», «легкие», «желудок», «скелет» и их основными функциями.
Воспитывать у детей интерес к изучению человеческого организма.

Игровой прием: дети получают посылку от Знайки, в которой плакат с изображением человеческого организма.
Рассматривание плаката.
Д/и «Мой внутренний мир». Д/и «Покажи, что назову»
Физминутка «Спорт – здоровье».
Рассказ воспитателя о строении человеческого организма.
вопросы по теме к детям.
Рисование любого сказочного персонажа, у которого было «золотое сердце»

Д/и «Кто что делает»
Цель: знакомство с функциями органов»
Задание «Знакомство с работой сердца»
Цель: научить детей определять пульс с лучевой артерии.
Лепка человеческой фигуры на металлическом каркасе.
Цель: продолжать знакомство с человеческим скелетом и его функциями.
Дыхательное упражнение «Дровосек»
Цель: развитие органов дыхания у детей.

Рекомендации родителям: Беседы с детьми о строении и функционировании человеческого тела.

                                         «Ребенок и здоровье»

Октябрь

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

Кто с закалкой дружит – никогда не тужит.

Дать первоначальные представления о закаливании и его значении для человеческого организма.
Закрепить понятия о взаимосвязи закаливания и здоровья.
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Игровая ситуация: в группу к детям заходит Незнайка и сообщает, что доктор Пилюлькин прописал ему закаливание. А что это он не знает. Поможем Незнайке, расскажем про закаливающие процедуры.
Беседа по теме.
Физминутка «На зарядке, на заре»

Чтение рассказа «Волшебный морж»
Вопросы по тексту.
Показ Незнайке, как дети закаляют свой организм в группе.

Инсценировка отрывка из сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»
Цель: воспитание любви к водным процедурам, развитие творческих способностей детей.
Загадки детям.
Цель: знакомство с тем, как животные ухаживают за собой. 
Рассматривание альбома «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит»
Цель: закрепление знаний о пользе закаливания.

Папка-передвижка «Закаляйся, если хочешь быть здоров»

Ноябрь

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

Зелёная аптека

Сформировать у детей понятия о взаимосвязи растительного и животного мира.
Закрепить и расширить представления детей о лекарственных растениях Красносулинского района.
Воспитывать у детей бережное отношение к миру растений.

Игровая ситуация:в гости к детям приходит Лесовичок и рассказывает детям о том, что в лесу он главный лекарь. А как же Лесовичок помогает животным без лекарств?
Вопросы по теме.

Рассказ Лесовичка о свойствах лекарственных растений.
Ритмическая гимнастика под музыку «Зверобика»
Кроссворд от Лесовичка «Зелёная аптека»

классифицировать и обобщать предметы по определённому признаку.
Общение «Если ты в лесу поранил ногу»
Цель: познакомить детей с основными кровоостанавливающими растениями.
Д/и «Разрезные картинки лекарственные растения Красносулинского района »

Родительское собрание на темы: «Об итогах работы за год», «Летне-оздоровительная работа». Консультация для родителей «Растения аллергены Красного Сулина»  

Декабрь

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

Твой режим дня 

Сформировать представления о правильном режиме дня.
Закрепить последовательность действий утром, днем и вечером.
Воспитывать желание соблюдать режим дня.

Игровая ситуация: в гости к детям приходит бабушка мальчика Вити и жалуется на то, что мальчик всё время болеет.
Чтение стихотворения С. Михайлова «Про мимозу».
Беседа по содержанию стихотворения.
Ритмическая гимнастика под музыку «Зверобика»
Д/и «Режим дня»
составление модели здорового образа жизни.

Д/и «Режим дня»
Цель: закрепить у детей последовательность действий в течении дня.
Д/и «Что перепутал художник»
Цель: закрепить представления о правильном режиме дня.
Общение «Почему считается, что солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Цель: развитие речи детей и умения рассуждать.

Родительское собрание «Познай себя как родителя».

Рекомендации родителям «Формула здоровья: сон – движение – отдых – питание»

Январь

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

Откуда берутся болезни

Сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах. 
Дать элементарные представления об инфекционных заболеваниях, способах их распространения
Научить детей заботится не только о своём здоровье, но и о здоровье окружающих.

Игровая ситуация: в группу к детям приходит Незнайка. Он чихает и кашляет, при этом не прикрывает рот носовым платком.
Беседа: «Как себя вести, если ты простудился?»
П/и «Полезные продукты»
Самомассаж биологически активных точек «Неболейка»
сюжетно – ролевая игра «Больница», в ходе которой Незнайка выздоравливает. 

Д/и «Оденься правильно»
Цель: выявить умения детей выбирать одежду по сезону.
Игра по ТРИЗ «Что будет если …»
Цель: закрепление правил поведения в осеннее – зимний период»
Конструктивная деятельность «Больница для игрушек»
Цель: закреплять умение детей конструированию по образцу.

Папка-передвижка «Здоровый ребенок»

Февраль

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

С врачами нужно нам дружить

Закрепить знания детей о врачах – специалистах и особенностях их работы.
Учить детей не бояться врачей, самому уметь оказывать помощь.

Игровая ситуация: дети заходят в группу и видят, что у кукол повязки на руках, ногах, горле и т.д. Как вы думаете, что случилось с нашими игрушками?
Вопросы по теме.
Д/и «Угадай, что за доктор»
Ритмическая пауза «Мы в автобусе сидим»
С/р игра «Поликлиника».

Разучивание стихотворения «Прививка»
Цель: формирование положительного отношения к прививкам, развитие речи и памяти детей.
Рассматривание альбома «Наши врачи»
Цель: закрепить знания детей о многообразии специалистов – врачей в поликлинике.
Д/и «Продолжи определение»
Цель: формирование умения формулировать определения. 

Буклет «Здоровье ребенка в ваших руках»

                                        «Уроки Мойдодыра»

Март

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

Чтоб здоровой была кожа – за её чистотой следить надо тоже.

Дать первоначальные представления о кожных покровах человека и животных.
Познакомить с основными функциями кожи.
Воспитывать осознанное желание у детей по уходу за кожей своего тела.

Игровая ситуация: в группу к детям заходит грязный Незнайка, собирается есть яблоко. Воспитатель просит его сначала вымыть руки. Он отказывается. Дети, расскажем Незнайке, почему нужно следить за чистотой своих рук.
Вопросы к детям:
Рассказ воспитателя о кожных покровах человека и животных, их значении.
Ритмическая пауза под музыку «Все ребята любят мыться»
Загадки детям о средствах гигиены.
Д/и «Чтобы кожа была здоровой»

Разгадывание кроссворда «Предметы гигиены»
Цель: закрепить знания детей о предметах гигиены, упражнять детей называть предмет по заданным признакам.
Общение «Сколькими способами можно очистить кожу»
Цель: доказать, что любое действие можно выполнить различными способами.
Разучивание отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо»
Цель: закрепить образцы правильного поведения у детей.

Рекомендации родителям «Гигиена тела и души»

                                        «Полезные продукты»

Апрель

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

«Прежде чем за стол мне сесть я подумаю, что съесть»

Формировать знания о полезной и не полезной пище. Систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта.

Развивать здоровые принципы питания.

Создать оптимистическое настроение обстановку доверия в группе.

Игровая ситуация в группу прилетает Карлсон.

Вопросы по теме: Какую вызнаете полезную еду? Почему она полезна? Что я люблю из еды?

Вкусная и невкусная пища. Чувство голода и сытости.

Игра «Полезная и вредная еда»

Д/игра «Разложи по тарелочкам полезную и вредную еду»

Чтение О. Дриз «Про веселый пирожок».

Беседа «О здоровой и вкусной пище».

Чтение «Витаминная сказка».

Просмотр презентации «Есть или не есть».

Рекомендации родителям «Здоровое питание дошкольников»

                                        «Физкульт – ура!»

Май

Тема

Задачи

Методы и приемы

Совместная деятельность

Работа с родителями

Спортивное развлечение «Большие гонки»

Приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни.

Упражнять детей и в выполнении основных видов движений (метании, беге, прыжках); Развивать глазомер, ловкость, быстроту; повышать двигательную активность; воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям и достижениям команды.

Приветствие команд. Игры эстафеты: «Собери пирамидку», «Башня», «Попробуй, попади!», «Рыбалка», «Кто лучше скачет на скакалке?», «В тоннель», «Собери бантики»,

Общий танец «Шаг в перед и два назад».

Подведение итогов, награждение.


Подготовка атрибутов к развлечению.

Загадки стихи о спорте.

 Просмотр видео передачи «Большие гонки».

Беседа «Кто спортом занимается тот с болезнями не знается».

Рекомендации родителям на тему: «Спортивный уголок дома»; «Спортивные советы для не спортивных детей».

Список использованной литературы.

1. Аверина И.Е.  Физкультурные минутки и динамические паузы в  ДОУ, Айрис-дидактика,2007 г.

2. Анисимова Т. Г.,  Савинова Е.Б.  Физическое развитие детей 5-7   лет. Волгоград,2009 г.

3.  Арсеневская О. Н. Система музыкально – оздоровительная работы в детском саду. Волгоград. 2011 г.

4. Гаврилова В. В. Занимательная физкультура для детей 4-7 лет. Волгоград.2009г.

5. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Москва 2007г.
          6. Горбатенко О.Ф.,  Попова  Г. П.,  Физкультурно – оздоровительная работа для старших дошкольников. Волгоград 2008 г.

7. Голицына Н.С. Воспитание здорового образа жизни у малышей. Москва 2008г.

8. Деркунская В.А.  Диагностика культуры здоровья дошкольников, Педагогическое общество России. Москва. 2005 г.

9. Кулик Г.И. Школа здорового человека. Москва 2006г.

10.  Каренова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольнико.  Издательство « Учитель»2009г.

11. Картушина  М. Ю.  Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет, 2007 г.

12. Картушина М.Ю.  Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет, 2004 г.

13. Крылова Н.И.  Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения. Волгоград 2009 г.

14.  Лёвина С.И,  Стукачёва С.И.  Физкультминутки. Волгоград 2009г.

15. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Москва 2009г.

          16. Сидаренко П. В. Сулинская земля. Красный Сулин 1997г.