Программа "Здоровей - ка"
рабочая программа по теме
Программа «Здоровей-ка» разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Программа разработана в рамках ФГОС ДО, направление физическое развитие.
Программа разработана для решения создавшихся проблем: укрепление психофизического здоровья часто болеющих детей; формирование у дошкольников представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovey_-_ka.docx | 170.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята заседанием «Утверждаю» Педагогического Совета Заведующая МБДОУ МБДОУ д/с №20 д/с №20 «Чебурашка» «Чебурашка» ________ Балабаева Л. А. Протокол №__________ От « »______________ Программа «Здоровей-ка» Автор программы: Воспитатель 1 категории Богданова Н. В. |
Пояснительная записка
Программа «Здоровей-ка» разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Программа разработана в рамках ФГОС ДО, направление физическое развитие.
Программа разработана для решения создавшихся проблем: укрепление психофизического здоровья часто болеющих детей; формирование у дошкольников представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
Особенностью данной программы является региональный компонент. Природно-климатические условия: климат района континентальный с жарким летом и сравнительно холодной зимой, частыми ветрами (среднегодовая скорость ветра равна 4 – 5 м/с), а летом с пыльными бурями. Это один из факторов, влияющий на ухудшение здоровья детей. Другим таким фактором является произрастание на территории Красносулинского района большого количества растений – аллергенов (амброзия, полынь, лебеда, и т.п). В связи с этим применяется гибкий режим дня, и вносятся коррективы в образовательную деятельность с учётом природно-климатических условий.
Для удобства реализации образовательная деятельность разделена на блоки, содержание которых ребёнок осваивает как по отдельности, так и в комплексе:
- «Это – я!»
- «Ребенок и здоровье»
- «Уроки Мойдодыра»
- «Полезные продукты»
- «Физкульт – ура!»
Каждый блок осваивается детьми через разнообразные виды деятельности (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную деятельность и чтение), что позволяет осуществлять образовательный процесс с использованием двух основных моделей – совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей. Благодаря блочной системе организации воспитательно-образовательного процесса нам удаётся использовать все доступные средства получения детьми информации о здоровом образе жизни, включив их в тематические планы.
Технологии реализации Программы
Специально организованное обучение:
- Организованная деятельность.
- Тематические досуги: «Большие гонки»; «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»; «Лесная аптека на службе человека».
Совместная деятельность:
- Рассматривание иллюстраций.
- Наблюдение.
- Ситуативные разговоры с детьми.
- Решение проблемных ситуаций.
- Комплексы закаливающих процедур (воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам, гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная).
- Рассказы, беседы.
- Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг о здоровье и здоровом образе жизни человека.
- Игровые задачи и проблемные ситуации.
- Дидактические игры.
- Проектная деятельность на темы: «Зеленая аптека Красносулинского района»; «Лук наш витаминный друг»; и др.
- Создание коллажей, тематических выставок о ЗОЖ.
- Сюжетно-ролевые игры «Доктор», «Больница»…
Работа с родителями:
- Совместные проекты.
- Праздники и развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья».
- Круглые столы, пятиминутки.
- Папка-передвижка по оздоровительной работе в семье.
- Фотовыставки, выставки рисунков «Моя семья», «Мы любим спорт».
Интеграция с образовательными областями:
«Социально-коммуникативное развитие» формирование норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками по поводу здоровья и жизни человека.
«Познавательное развитие» формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и жизни человека.
«Речевое развитие» обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие фонематического слуха; использование художественных произведений для обогащения и закрепления знаний о здоровом образе жизни.
«Художественно-эстетическое развитие» обогащение и закрепление знаний о здоровом образе жизни через реализацию самостоятельной творческой деятельности детей: изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.
«Физическое развитие» становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек и др.).
Принципы организации воспитательно–образовательной работы
Принципы воспитательно-образовательной работы — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны — среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.
В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему.
Принцип научности. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.
Принцип региональной специфики. Предполагает обучение дошкольников с учетом природно-климатических условий.
Принцип вариативности. Предполагает использование различных оздоровительных технологий в зависимости от задач образовательного процесса предпочтений детей, особенностей развивающей среды группы.
Принцип возрастной адресности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно с использованием методов, соответствующих возрастным особенностям детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на предложенные педагогами темы. Но и выступать активными участниками педагогического процесса.
Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни, посредством валеологического образования детей дошкольного возраста, с учетом природно-климатических условий Красносулинского района.
Приоритетные задачи:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Воспитание культурно - гигиенических навыков;
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Перспективный план работы по валеологическому
образованию детей.
Средняя группа
Задачи:
Формировать представление о себе как отдельном человеке; познакомить с внешними частями тела.
Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, закаливания. Продолжать развивать устойчивую привычку к режиму двигательной активности с учетом климатических условий.
Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым.
Планируемый результат освоения программы
Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры.
Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены.
Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
«Это – я!» | ||||
Сентябрь | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
«Тело человека» | Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям, Воспитывать чувство гордости, что «Я - человек». Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя. | Игровая ситуация: путешествие в страну, которая называется «человек». Художественное слово: загадки. Физминутка «У меня есть голова» Вопросы по теме. | Д/игра «Что есть у куклы?»; «Разноцветные человечки» Беседа «Доктор Кролик советует» Моделирование ситуаций. Какие опасности подстерегают человека при несоблюдении правил личной гигиены. Д/игра «Собери фигуру человека», «Кто быстрее назовет?» | Консультация на тему: «Каким бывает отдых». |
«Ребенок и здоровье» | ||||
Октябрь | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
«Помоги Зайке сберечь здоровье» | Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья; на основе ситуационных моментов. Формировать умения детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности; Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. | Игровая ситуация: Приход в гости Знайки и Зайки. Художественное слово: стихи, пословиц. Беседа с детьми по вопросам. | Чтение и беседа по сказке «Волк и семеро козлят» Чтение стихов, загадок. Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» Чтение «Про Правила дорожного движения» С.Ю. Волков, «Мчит по рельсам электричка» А. Кривицкая. | Родительское собрание. Тема «Растим здорового ребенка» |
Ноябрь | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
«Доктор Айболит» | Познакомить детей с профессией врача и инструментами, необходимыми ему для работы, уточнить представления детей о личной гигиене; Формировать навыки здорового образа жизни; Воспитывать бережное отношение к своему здоровью; Развивать речь, воображение. | Игра-шутка «И я тоже». Игровой прием: Приход Айболита. Игра «Полезное – неполезное» Художественное слово: стихи. Физминутка: «Надо, надо нам помыться!» Вопросы детям по теме. | Чтение «Алболит» К. Чуковский. Д/игра «Можно - нельзя». Экскурсия в кабинет медсестры. Беседа «Доктор Кролик советует» | Консультация на тему «Малыш и его здоровье». |
«Уроки Мойдодыра» | ||||
Декабрь | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
«Необычное путешествие» | Закрепление гигиенических навыков. Формирование у детей представлений о роли солнца, воздуха, воды и витаминов в жизни человека. Развитие умения отвечать на вопросы педагога. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики. Воспитание бережного отношения к своему здоровью. | Игровой прием: в гости приходит Чебурашка и приглашает ребят, отправится в путешествие. Игра «оркестр». Дыхательная гимнастика. Вопросы по теме. Массаж «Солнышко». Игра «Угадай на ощупь». | Д/игра «Угадай, что я делаю», «Не хочу быть плохим» Стихи о зарядке. Д/игра «Собери фигуру человека», «Кто быстрее назовет?» | Папка-передвижка «Семейный кодекс здоровья». |
Январь | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
«В гостях у Мойдодыра» | Учить детей составлять описание предмета; громко, произносить слова знакомых стихотворений, четко проговаривая слова. Закреплять культурно-гигиенические навыки Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Упражнять в правильном произношении звука «ш» и учить детей произносить его длительно на одном выдохе. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение сочувствовать. | Игровая ситуация: приход Незнайки с просьбой о помощи. Физминутка «Надо, надо нам помыться». Вопросы по теме. Физминутка «Зарядка». Дидактическая игра «Чего не стало?» | Беседа о личной гигиене в детском саду и дома. Чтение «Девочка чумазая» А.Л.Барто Чтение «Жил на свете слоненок» К. Цыферов, «Мойдодыр» К. Чуковский. Просмотр диафильма «Пожалей свою бедную кожу» Чтение «Приключения Незнайки» Н.Носов | Буклет для родителей «Правила чистоты» |
«Полезные продукты» | ||||
Февраль | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
«Айболит в гостях у детей» | Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми. Закрепить знания о витаминах. Уточнить представления об овощах. Учить сажать лук. | Игровая ситуация: воспитатель завозит в группу автомашину, в которой лежат мешочки с шиповником, овощами и фруктами, а впереди сидит игрушка доктор Айболит. Игры: «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус». | Д/игра «Слушаем музыку», «Какого цвета твое настроение», «Изобрази…», «На что это похоже?» Игровое упражнение «Догадайся по жестам», «Кто расскажет о …» | Пятиминутка на тему «Осторожно – грипп». |
Март | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
«Витамины и полезные продукты» | Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека, Закрепить умение детей передавать в рисунке полезные продукты, используя различные методы изображения (пальчиком, кисточкой, карандашом); Воспитывать интерес и желание рисовать полезные продукты. | Игровая ситуация: Беседа по картинкам. Рассказ воспитателя о витаминах. Игра «Полезно - вредно». Рисование любимых полезных продуктов. | Чтение «Маленький енот» Б.Заходер «Манная каша с бородой » из книги «Румяные щечки» Заучивание стихотворения «Аппетит» Изготовление атрибутов к с/ролевой игре «Магазин», «Семья» | Выставка рисунков на тему «Овощи и фрукты полезные продукты». |
| «Физкульт – ура!» | |||
Апрель | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке!» | Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить название некоторых видов спорта. | Игровая ситуация: в гости приходит кукла в спортивной одежде — тренер Гантель-кин, показывает детям картинки с изображением разных видов спорта. Вопросы по теме. Спортивные игры эстафеты. Художественное слово: стихотворение «Спорт, ребята, очень нужен». | Развлечение «Будешь ловким, будешь сильным» Чтение «Вредные советы» Б.Заходер Игровое упражнение «Догадайся по жестам», «Кто расскажет о …» Коллективное рисование на тему «Как мы делаем зарядку». | Папка-передвижка, посвященная физическому развитию детей в детском саду. |
Май | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» | Закрепить правила культурного поведения в процессе знакомства и взаимодействия. Содействовать развитию физиологического дыхания. Учить детей заботится о своем здоровье, дать понятие о влиянии естественных средств на организм человека. | Игровая ситуация: в группу приходит мишка. Художественное слово: стихи, загадки. Игра «Мое имя». Игра «Чего много в лесу». Игра «Маленькие человечки» Вопросы по теме. Игра «Ручейки». Игра «Солнышко» | Загадывание загадок. Рисование «Солнышко и дождик». Выпуск стенгазеты «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». | Родительское собрание на тему «Об итогах работы за год». Рекомендации родителям «Чтоб здоровыми нам быть нужно на прогулку в лес и парк ходить». |
Старшая группа
Задачи:
Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.
Расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Обращать внимание детей на особенности их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).
Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.
Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде. Знакомить с лекарственными растениями, произрастающими на территории Красносулинского района.
Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту.
Планируемый результат освоения программы
Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.
Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания.
Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье.
«Это – я» | ||||
Сентябрь | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
Чтобы уши слышали | Дать детям элементарные знания об органах слуха. Познакомить детей со значением органа слуха. | Игровая ситуация: в группе внезапно оглох ребенок. Что делать? Д/и «Кто зовёт тебя в лесу» Работа по иллюстрациям «Чтобы уши были здоровыми» | Д/и «Как органы человека помогают друг другу» | Пятиминутка с родителями по теме «Одежда и здоровье детей». Анкетирование родителей по проблеме «Охрана жизни и здоровья в семье». |
Октябрь | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
Чтобы глаза хорошо видели | Познакомить детей со значением органа зрения. | Игровая ситуация: В группу к детям воспитатель заносит посылку – в ней повязка на глаза. Как вы думаете, зачем нам её прислал доктор Айболит? | Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье» | Консультация на тему «Телевизор и компьютер – друзья или враги». |
Ноябрь | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
Зубы крепкие нужны, зубы крепкие важны | Дать некоторые представления о видах и значении зубов. | Игровой прием: В группе появляется Королева Зубная Щетка. На жителей её королевства – зубов напал злой волшебник Кариес. Поможем королеве победить злого волшебника. | Д/и «У кого какие зубы» | Буклет « Здоровые и крепкие зубы» |
| ||||
«Ребенок и здоровье» | ||||
Декабрь | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
В гостях у доктора Айболита | Закрепить знания детей о понятии «здоровье». | Игровая ситуация: В группе появляется книга К.И. Чуковского «Айболит». Входит воспитатель в костюме доктора Айболита – слушает детей, смотрит их горлышко и делает вывод, что они нуждаются в зарядке. | Д/и «Что вредно, что полезно» | Папка-передвижка «Здоровый ребенок» |
| ||||
«Уроки Мойдодыра» | ||||
Январь | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
Чистота – залог здоровья | Формировать привычку осознанно заботиться о чистоте своего тела. | Игровая ситуация: Почтальон приносит посылку от доктора Айболита, в которой лежат две книги К.И. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе». | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» | Консультация «Чистота – та же красота». |
«Полезные продукты» | ||||
Февраль | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
«Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» | Познакомить детей с понятием «витамины». | Игровая ситуация: гость Степашка и рассказывает, что Хрюша заболел. Просит ему помочь. | Д/и «Что где растёт» | Родительское собрание. Тема «Растим здорового ребенка» Родительское собрание. Тема «Семья – здоровый образ жизни». |
Март | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться. | Познакомить детей с принципами правильного питания. | Игровая ситуация: в гости к детям приходят два сказочных персонажа. Они спорят: один утверждает, что для хорошего самочувствия надо много есть, а другой, что переедать вредно. Как помочь друзьям решить спор и помириться? | Д/и «Что лишнее» | Папка – передвижка «Прежде чем за стол мне сесть я подумаю что съесть». |
| ||||
«Физкульт – ура!» | ||||
Апрель | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
Чтобы здоровье было в порядке – делаем дружно с утра мы зарядку | Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой. | Игровая ситуация: группу к детям вкатывается мячик и приглашает их в страну Спортландию. | Рассматривание книг и альбомов о спорте. | Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» |
Май | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
«Экскурсия в парк» | Учить детей отмечать характерные признаки лета, учить находить и узнавать лекарственные растения. Формировать бережное отношение к природе. | Художественное слово: стихи, загадки. Рассматривание деревьев. Игра «Найди дерево» Беседа о лекарственных растениях. Рассматривание картинок. Сбор лекарственных растений для гербария. | Д /И Помоги Айболиту выбрать лекарственные растения». Игры-упражнения на закрепление правил поведения в парке. Организовать выставку картинок по теме «Растения которые лечат». | Родительское собрание на тему «Об итогах работы за год». Рекомендации родителям «Чтоб здоровыми нам быть нужно на прогулку в лес и парк ходить». |
Подготовительная группа
Задачи:
Продолжать знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека.
Воспитывать привычку следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прически.
Расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим).
Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека. Учить использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур с учетом климатических условий.
Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, произрастающими на территории Красносулинского района.
Планируемый результат освоения программы
Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
«Полезные продукты» | ||||
Апрель | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
«Прежде чем за стол мне сесть я подумаю, что съесть» | Формировать знания о полезной и не полезной пище. Систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта. Развивать здоровые принципы питания. Создать оптимистическое настроение обстановку доверия в группе. | Игровая ситуация в группу прилетает Карлсон. Вопросы по теме: Какую вызнаете полезную еду? Почему она полезна? Что я люблю из еды? Вкусная и невкусная пища. Чувство голода и сытости. Игра «Полезная и вредная еда» | Д/игра «Разложи по тарелочкам полезную и вредную еду» Чтение О. Дриз «Про веселый пирожок». Беседа «О здоровой и вкусной пище». Чтение «Витаминная сказка». Просмотр презентации «Есть или не есть». | Рекомендации родителям «Здоровое питание дошкольников» |
«Физкульт – ура!» | ||||
Май | ||||
Тема | Задачи | Методы и приемы | Совместная деятельность | Работа с родителями |
Спортивное развлечение «Большие гонки» | Приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни. Упражнять детей и в выполнении основных видов движений (метании, беге, прыжках); Развивать глазомер, ловкость, быстроту; повышать двигательную активность; воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям и достижениям команды. | Приветствие команд. Игры эстафеты: «Собери пирамидку», «Башня», «Попробуй, попади!», «Рыбалка», «Кто лучше скачет на скакалке?», «В тоннель», «Собери бантики», Общий танец «Шаг в перед и два назад». Подведение итогов, награждение. | Подготовка атрибутов к развлечению. Загадки стихи о спорте. Просмотр видео передачи «Большие гонки». Беседа «Кто спортом занимается тот с болезнями не знается». | Рекомендации родителям на тему: «Спортивный уголок дома»; «Спортивные советы для не спортивных детей». |
Список использованной литературы.
1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ, Айрис-дидактика,2007 г.
2. Анисимова Т. Г., Савинова Е.Б. Физическое развитие детей 5-7 лет. Волгоград,2009 г.
3. Арсеневская О. Н. Система музыкально – оздоровительная работы в детском саду. Волгоград. 2011 г.
4. Гаврилова В. В. Занимательная физкультура для детей 4-7 лет. Волгоград.2009г.
5. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Москва 2007г.
6. Горбатенко О.Ф., Попова Г. П., Физкультурно – оздоровительная работа для старших дошкольников. Волгоград 2008 г.
7. Голицына Н.С. Воспитание здорового образа жизни у малышей. Москва 2008г.
8. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, Педагогическое общество России. Москва. 2005 г.
9. Кулик Г.И. Школа здорового человека. Москва 2006г.
10. Каренова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольнико. Издательство « Учитель»2009г.
11. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет, 2007 г.
12. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет, 2004 г.
13. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения. Волгоград 2009 г.
14. Лёвина С.И, Стукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград 2009г.
15. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Москва 2009г.
16. Сидаренко П. В. Сулинская земля. Красный Сулин 1997г.