Проект: Наши «нерпенята» - здоровые ребята.
проект (старшая группа) по теме
В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nerpinyata1_2.doc | 319 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: Наши «нерпенята» - здоровые ребята.
Актуальность:
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии.
Отчёт - сведения
по оценке состояния здоровья детей
за 2012 год.
№ | Возрастной состав Полных лет | Детей всего | Группы здоровья | Оценка физического развития | Физкультурные группы | |||||||||||
I | II | III | VI | V | низкое | н/сред. | средн. | в/сред. | высок. | основн. | подгот. | спец. | освоб. | |||
1 | 2 | 20 | 4 | 16 | - | - | - | - | 2 | 17 | 1 | 20 | ||||
2 | 3 | 66 | 6 | 56 | 4 | - | - | - | 2 | 61 | 3 | 66 | ||||
3 | 4 | 81 | 12 | 55 | 14 | - | - | - | 1 | 79 | 1 | 81 | ||||
4 | 5 | 84 | 10 | 65 | 8 | 1 | - | - | 5 | 75 | 3 | 83 | 1 | |||
5 | 6 | 65 | 3 | 53 | 7 | 2 | - | 1 | 2 | 59 | 4 | 64 | 1 | |||
6 | ||||||||||||||||
Всего: | 316 | 36 | 245 | 33 | 3 | 1 | 12 | 291 | 12 | 314 | 2 |
Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений.
Цель проекта:
Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы дошкольного учреждения для укрепления здоровья и психофизического развития детей.
Задачи:
- Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей.
- Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по совершенствованию воспитательной и оздоровительной работы с детьми и родителями.
- Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий педагогическим коллективом дошкольного учреждения, направленное на полноценное физическое и психоэмоциональное развитие детей, на повышение адаптационных возможностей организма к воздействию неблагоприятных факторов.
- Внедрение здоровьесберегющих технологий во все виды детской деятельности.
Ведущие линии реализации задач проекта:
- Организационное
-пересмотреть содержание физкультурных занятий и прогулок с целью дополнения новыми здоровьесберегающими технологиями
-внедрить в содержание работы по физическому воспитанию новые здоровьеразвивающие технологии
- Кадровое
-подготовить педагогов к освоению и внедрению новых здоровьесберегающих и педагогических технологий (на базе дошкольногот учреждения)
- Материально-техническое
-дополнить предметно-развивающую среду в физкультурном зале и в группах стандартным и нестандартным оборудованием
- Научно-методическое
-подготовить методический комплекс по проекту
-разработать методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения.
-организовать работу по реализации проекта «Наши нерпенята – здоровые ребята»
-организовать консультации по выполнению внедрения проекта.
Принципы реализации проекта:
- научность – подкрепление всех проводимых мероприятий по укреплению здоровья научно обоснованными методиками.
- интегративность и целостность – вся работа по оздоровлению детей должна проводиться в комплексе и системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- дифференциации – учет возрастных особенностей, уровень развития каждого ребенка, состояния его здоровья.
- преемственность - опора на предшествующий опыт ребенка, на имеющийся у него объем знаний, умений, навыков.
Объект проекта: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 97
Участники проекта: Педагоги, дети, родители
Срок проведения: с 1 сентября 2012 г- 1 сентября 2013 г
Условия реализации проекта:
- Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы
- Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха
- Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения
- Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту
- Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении
- Реализация различных форм систематической работы с родителями
Взаимодействие со специалистами ДОУ
Консультации учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинского персонала
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня психофизического развития детей и взрослых
- Снижение уровня заболеваемости детей и совершенствование их адаптационных возможностей.
- Повышение уровня физической подготовленности к обучению в школе;
- Формирование у детей и взрослых потребности в ЗОЖ.
- Сформированность у родителей воспитанников осознанного отношения к ценностям здорового образа жизни. Формирование у педагогов и родителей знаний, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
- Презентация.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в воспитательно-образовательном процессе:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Технологии обучения здоровому образу жизни
- Коррекционные технологии
Взаимодействие со специалистами ДОУ
консультации учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинского персонала.
Этапы реализации проекта (программы)
1этап — аналитико-организационный
Цель: анализ эффективности использования здоровьесберегающих технологий за истекший период, выявление достижений и нерешенных проблем, определение цели, задач, концепции проекта.
Реализация поставленной цели предполагает:
-анализ достижений инновационной деятельности, выявление трудностей
-изучение теоритически х и практических наработок, собственного опыта в области физического развития детей и подготовки их к школьному обучению
-проектирование работы по основным разделам программы с учетом интеграции образовательных областей
-отбор содержания и методов реализации по внедрени ю новых здоровьесберегающих технологий, эффективных форм и методов работы с детьми
-создание условий для реализации проекта, дополнение содержания предметно-развивающей среды
-оказание методической помощи педагогам и родителям.
Задачи | Содержание деятельности | Сроки | Исполнители |
Изучить теоретические исследования и практические наработки, а также собственный опыт в области физического развития и оздоровления детей с использованием здоровьесберегающих технологий. Отобрать содержание образования для внедрения новых здоровьесберегающих технологий | Подбор методической и справочной литературы по обозначенной проблеме: здоровьесберегающие технологии 1.технологии сохранения и стимулирования здоровья 2.технологии обучения здоровому образу жизни 3.коррекционные технологии Создание банка инновационных идей Обобщение передового педагогического опыта по развитию физической культуры и оздоровлению детей Изучение внедряемых здоровьесберегающих и педагогических технологий: оздоровительная технология – натуропатия, точечный массаж, «9 волшебных точек по методике А.А.Уманской, мимические разминки и гимнастики М.И.Чистяковой, гимнастика для глаз Э.С.Аветисова, пальчиковая гимнастика Л.П.Савиной) | Август-сентябрь 2012г. | Заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, творческая группа. |
Изучить потребности родителей по проблемам оздоровления и физического развития детей Определить направление работы по основным задачам проекта | Социологические исследования, анкетирование. Обсуждение проекта, его этапов и содержание деятельности роль взрослых в организации работы по укреплению здоровья детей | Сентябрь-октябрь 2012г. | Старший воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог. |
Оказать методическую помощь воспитателям | Оформление информационного стенда «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении» Семинар «современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном учреждении» Круглый стол по теме: « Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики их проведения» Консультации: «Использование двигательно-оздоровительных моментов в непосредственно образовательной деятельности с детьми» «Нетрадиционные способы оздоровления с творческим самовыражением» «Физкультурно-оздоровительные игры в образовательной и самостоятельной деятельности детей» Презентация «Организация физкультурно-оздоровительной зоны в группах детского сада» (смотр-конкурс уголков здоровья) Выставка игрового оборудования и пособий. изготовленных своими руками по физическому развитию и оздоровлению детей. Мастер-класс: «природа родного края в оздоровление детей» | В течение года | Старший воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог |
Повысить уровень педагогической грамотности родителей | Проведение родительских собраний по вопросам оздоровления детей. Уголок здоровья, пропаганда педагогических знаний о сохранении и укреплении здоровья детей Проведение консультаций: «Развитие мелкой моторики через проведение пальчиковых игр» «Игры, которые лечат» 1.Техники целительных рук. 2.Техники на принципе резонанса, вибраций. Мастер – класс «Использование природного материала родного края в укреплении здоровья детей» Организация кружка «Сибирячок - здоровячок» использованием материалов Байкальского региона в оздоровлении детей ( совместный кружок детей-родителей) Лекарственные травы | В течение года | Заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели |
2 этап — практико-ориентированный
Цель: внедрение здоровьесберегающих технологий в соответствии с направлениями проекта в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Реализация поставленной цели предполагает:
-планирования внедрения здоровьесберегающих технологий в работу с детьми
-практическую апробацию новых технологий и результат их использования
Задачи | Содержание деятельности | Сроки | Исполнители |
Внедрить новые технологии по охране и укреплению психофизического здоровья детей. | Обсуждение перспективного плана внедрения здоровьесберегающих технологий в режим работы дошкольного учреждения: 1.здоровьесберегающие технологии в режиме дня 2. здорорвьесберегающие технологии в непосредственно образовательной деятельности 3. здоровьесберегающие технологии в самостоятельной деятельности детей. | Октябрь 2012г. | Старший воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог |
Оптимизировать режим двигательной активности детей на прогулках | Составление картотеки подвижных и спортивных игр с учетом применения их с детьми разными по возрасту, с разной двигательной активностью, темпераментом Подбор и установка игровых модулей на детских площадках Игры (рисованные на асфальте) | ноябрь | Воспитатели. Инструктор по физической культуре |
Обеспечить психологическое благополучие детей | Использование коррекционных технологий в работе с детьми: 1.Изотерапия 2.сказкотерапия и куклотерапия 3.песочная терапия 4.релаксационные техники 5.музыкотерапия 6.танцевальная импровизация, Реализация программы «Давайте жить дружно» Работа в сенсомоторном кабинете по коррекции Занятия в сенсомоторной комнате по программе дивиантного поведения воспитанников ДОУ (по индивидуальному плану педагога-психолога) | В течение года | Педагог-психолог |
Разнообразить содержание и методику проведения физкультурно-оздоровительно-развивающих занятий. Используя активные приемы обучения | Составление плана интегрированных физкультурно-оздоровительных занятий и досугов с включением разнообразных технологий оздоровления детей, элементов игрового массажа, разных видов гимнастики, технологий сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционно-развивающие технологии. Использовать краткосрочные мини-проекты физкультурно-оздоровительной направленности: 1.Неделя здоровья 2.Витаминный калейдоскоп 3. «Нерпененок» в гостях у Байкала 4. Страна волшебная – здоровье Проведение мероприятий активного отдыха по плану дошкольного учреждения | 01.12.12 | Старший воспитатель, воспитатели, инструктор по физической культуре |
Внедрять здоровьесберегающие технологии в разные образовательные области, осуществляя интегрированный подход к оздоровлению детей. | Включение в образовательную работу с детьми систему здоровьесберегающих технологий, утвержденных на педагогическом совете дошкольного учреждения 1.Перспективное планирование оздоровительных игр в режиме дня для детей разных возрастных групп 2.Физкультурно-оздоровительные игры, картотека, игры, направленные на формирование правильной осанки, преодолении плоскостопия, направленные на снижение веса, на формирование правильного прикуса, на повышение защитной функции организма | В течение года | |
Систематизировать работу с родителями по формированию, сохранению, и укреплению здоровья детей, используя новые оздоровительные технологии. | Спортивная форма (единая форма, соответствующая названию групп) Спортивные соревнования «Спортивная семья», «Малая летняя олимпиада», «Осенний кросс» Совместные игры на природе. Консультации: «Воспитание ловкости у дошкольников», «Движение и здоровье». Организовать проведение мастер-классов по обучению родителей оздоровлению детей с использованием природного материала ( региональный компонент) - мини-проект «Байкальские камешки» Проводить консультации по семейной психодиагностики и коррекции: «что я могу знать о своем ребенке» | В течение года | |
Организация работы с социумом | Совместные мероприятия со школой ДЮСШ «Рекорд» Поликлинника №10 ТОС «Синегорье» |
Здоровьесберегающие технологии
в режиме дня дошкольника МБДОУ детского сада №97
Направленность (образовательная область) | Используемые здоровьесбере-гающие педагогические технологии | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Участники |
| ||||
Здоровье, физическая культура, | Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин. После приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы | Руководитель физического воспитания, дети |
Музыка, Здоровье, физическая культура, | Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, дети. |
Здоровье | Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели, дети. |
Физическая культура, безопасность | Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, руководитель физического воспитания, дети. |
Музыка, здоровье | Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог, дети. |
Социализация, художественное творчество | Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп
| Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса | Все педагоги ДОУ, дети, родители. |
Здоровье | Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, логопед, дети. |
Здоровье | Гимнастика для глаз,схемы зрительных троекторий используемых для разминки и упражнений на зрительную координацию. | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги, дети. |
Здоровье | Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
| Все педагоги, дети. |
Физическая культура, безопасность, здоровье | Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели, дети. |
Физическая культура, безопасность, здоровье | Гимнастика корригирующая (кинезиологические упражнения) | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели, руководитель физического воспитания, дети. |
Физическая культура, безопасность, здоровье | Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
| Воспитатели, руководитель физического воспитания, дети. |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни. | ||||
Физическая культура, безопасность, здоровье | Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Воспитатели, руководитель физического воспитания, дети. |
Физическая культура, безопасность, здоровье, музыка | Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом
| Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Воспитатели, психолог, дети. |
Коммуникация, познание | Коммуникатив-ные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Воспитатели, психолог, дети. |
Коммуникация, познание, чтение х/л | НОД по серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста | Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития | Воспитатели, руководитель физического воспитания, дети. |
Здоровье | Самомассаж аурикулотерапия -система воздействия на точки ушной раковины
| В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
| Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания, дети. |
Здоровье | Точечный самомассаж Су-Джок терапия с использованием природных материалов | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста
| Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал | Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания, дети. |
3. Коррекционные технологии. | ||||
Художественное творчество | Арттерапия Технологии воздействия цветом Цветотерапия | Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач | Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | Воспитатели, психолог, дети. |
Музыка, здоровье | Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Все педагоги, дети. |
Чтение художественной литературы | Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей | Воспитатели, психолог, дети. |
Социализация | Технологии коррекции поведения | Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста | Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий | Воспитатели, психолог, дети. |
Здоровье | Психогимнастика | 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. | Занятия проводятся по специальным методикам | Воспитатели, психолог, дети. |
3 этап - контрольно-прогностический
Цель: анализ и обобщение полученных результатов проделанной работы, прогнозирование дальнейшей деятельности.
Реализация поставленной цели предполагает:
соотнесение результатов до и после проведенной работы, ее эффективность
обобщение данных и прогнозирование дальнейшей работы
Задачи | Содержание деятельности | Сроки | Исполнители |
Выявить положительную динамику в оздоровлении и физическом развитии детей. Определить эффективность работы | Отчет о реализации задач проекта Обобщение результатов работы в рамках проекта, подготовка материалов для дальней шей работы с воспитанниками ДОУ с включением физкультурно-оздоровительных мероприятий, системы взаимодействия с семьями воспитанников, социальными партнерами. Создание единой системы по укреплению здоровья и формирования навыков ЗОЖ, опыт работы специалистов по вопросам здоровьясбережения детей дошкольного возраста. Соотнесение результатов реализации проекта с поставленными целями Мониторинг здоровья детей за год в сравнении с прошлым годом. | 01.05.13 | Старший воспитатель. Педагог-психолог, инструктор по физической работе, творческая группа |
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня психофизического развития детей, снижение уровня заболеваемости и совершенствование их адаптационных возможностей.
- Повышение уровня физической подготовленности к обучению в школе;
- Формирование у детей и взрослых потребности в ЗОЖ.
- Сформировать у родителей воспитанников осознанного отношения к ценностям здорового образа жизни. И знаний, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Презентация.