Проект: Наши «нерпенята» - здоровые ребята.
проект (старшая группа) по теме

Ольха Нина Георгиевна

 

В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nerpinyata1_2.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:  Наши  «нерпенята» - здоровые  ребята.

Актуальность:

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии.

Отчёт - сведения

по  оценке  состояния  здоровья  детей

за  2012  год.

Возрастной  состав

Полных  лет

Детей  всего

Группы  здоровья

Оценка  физического  развития

Физкультурные  группы

I

II

III

VI

V

низкое

н/сред.

средн.

в/сред.

высок.

основн.

подгот.

спец.

освоб.

1

2

20

4

16

-

-

-

-

2

17

1

20

2

3

66

6

56

4

-

-

-

2

61

3

66

3

4

81

12

55

14

-

-

-

1

79

1

81

4

5

84

10

65

8

1

-

-

5

75

3

83

1

5

6

65

3

53

7

2

-

1

2

59

4

64

1

6

Всего:

316

36

245

33

3

1

12

291

12

314

2

Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений.

Цель проекта:

 Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы дошкольного учреждения  для укрепления здоровья и психофизического развития детей.

Задачи:

  • Создание оптимальных условий, обеспечивающих  охрану и укрепление здоровья детей.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по совершенствованию воспитательной и оздоровительной работы с детьми и родителями.
  • Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий педагогическим коллективом дошкольного учреждения, направленное на полноценное физическое и психоэмоциональное развитие детей, на повышение адаптационных возможностей организма к воздействию неблагоприятных факторов.
  • Внедрение здоровьесберегющих технологий во все виды детской деятельности.

Ведущие линии реализации задач проекта:

  • Организационное

-пересмотреть содержание физкультурных занятий и прогулок с целью дополнения новыми здоровьесберегающими технологиями

-внедрить в содержание работы по физическому воспитанию новые здоровьеразвивающие технологии

  • Кадровое

-подготовить педагогов к освоению и внедрению новых здоровьесберегающих и педагогических технологий (на базе дошкольногот учреждения)

  • Материально-техническое

-дополнить предметно-развивающую среду в физкультурном зале и в группах стандартным и нестандартным оборудованием

  • Научно-методическое

-подготовить методический комплекс по проекту

-разработать методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения.

-организовать работу  по реализации проекта «Наши нерпенята – здоровые ребята»

-организовать консультации по  выполнению внедрения проекта.

Принципы реализации проекта:

  • научность – подкрепление всех проводимых мероприятий по укреплению здоровья научно обоснованными методиками.
  • интегративность и целостность – вся работа по оздоровлению детей должна проводиться в комплексе и системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  • дифференциации – учет возрастных особенностей, уровень развития каждого ребенка, состояния его здоровья.
  • преемственность -  опора на предшествующий опыт ребенка, на имеющийся у него  объем знаний,  умений, навыков.

Объект проекта: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 97

Участники проекта: Педагоги, дети,  родители

Срок проведения: с 1 сентября 2012 г- 1 сентября 2013 г

Условия реализации проекта:

  • Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы
  • Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха
  • Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения
  • Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту
  • Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении
  • Реализация различных форм систематической работы с родителями

Взаимодействие со специалистами ДОУ

Консультации учителя-логопеда, педагога-психолога,  инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинского персонала

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня психофизического развития детей и взрослых
  • Снижение уровня заболеваемости детей и совершенствование их адаптационных возможностей.
  • Повышение уровня физической подготовленности к обучению в школе;
  • Формирование у детей и взрослых потребности  в ЗОЖ.

 

  • Сформированность у родителей воспитанников  осознанного отношения к ценностям здорового образа жизни. Формирование у педагогов и родителей знаний, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
  • Презентация.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в воспитательно-образовательном процессе:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни
  3.  Коррекционные технологии

Взаимодействие со специалистами ДОУ

консультации учителя-логопеда, педагога-психолога,  инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинского персонала.

Этапы реализации проекта (программы)

1этап — аналитико-организационный

Цель: анализ эффективности использования здоровьесберегающих технологий за истекший период, выявление достижений и нерешенных проблем, определение цели, задач, концепции проекта.

Реализация поставленной цели предполагает:

-анализ достижений инновационной деятельности, выявление трудностей

-изучение теоритически х и практических наработок, собственного опыта в области физического развития детей и подготовки их к школьному обучению

-проектирование работы по основным разделам  программы с учетом интеграции образовательных областей

-отбор содержания и методов реализации по внедрени ю новых здоровьесберегающих технологий, эффективных  форм и методов работы с детьми

-создание условий для реализации проекта, дополнение содержания предметно-развивающей среды

-оказание методической помощи педагогам и родителям.

Задачи

Содержание деятельности

Сроки

Исполнители

Изучить теоретические исследования и практические наработки, а  также собственный опыт в области  физического развития и оздоровления детей с использованием здоровьесберегающих технологий.

Отобрать содержание образования для внедрения новых здоровьесберегающих технологий

Подбор методической и справочной литературы по обозначенной проблеме: здоровьесберегающие технологии

1.технологии сохранения и стимулирования здоровья

2.технологии обучения здоровому образу жизни

3.коррекционные технологии

Создание банка инновационных идей

Обобщение передового педагогического опыта по развитию физической культуры и оздоровлению детей

Изучение внедряемых  здоровьесберегающих и  педагогических технологий:

 оздоровительная технология – натуропатия, точечный массаж,

«9 волшебных точек по методике  А.А.Уманской, мимические разминки и гимнастики М.И.Чистяковой,  

гимнастика для глаз Э.С.Аветисова,

 пальчиковая гимнастика Л.П.Савиной)    

Август-сентябрь 2012г.

Заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, творческая группа.

Изучить потребности родителей по проблемам оздоровления и физического развития детей

Определить направление работы по основным задачам проекта

Социологические исследования, анкетирование.

Обсуждение проекта, его этапов и содержание деятельности

роль взрослых в организации работы по укреплению здоровья детей

Сентябрь-октябрь 2012г.

Старший воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.

Оказать методическую помощь воспитателям

Оформление информационного стенда «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении»

Семинар «современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном учреждении»

Круглый стол по теме: « Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики их проведения»

Консультации:

«Использование двигательно-оздоровительных моментов в непосредственно образовательной деятельности с детьми»

«Нетрадиционные способы оздоровления с творческим самовыражением»

 «Физкультурно-оздоровительные игры в образовательной и самостоятельной деятельности детей»

Презентация «Организация  физкультурно-оздоровительной зоны в группах детского сада» (смотр-конкурс   уголков здоровья)

Выставка игрового оборудования  и пособий. изготовленных своими руками по физическому развитию  и оздоровлению детей.

Мастер-класс: «природа родного края в оздоровление детей»

В течение года

Старший воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог

Повысить уровень педагогической грамотности родителей

Проведение родительских собраний по вопросам оздоровления детей.

Уголок здоровья, пропаганда педагогических знаний о сохранении и укреплении здоровья детей

Проведение консультаций:

«Развитие мелкой моторики через проведение пальчиковых игр»

«Игры,  которые лечат»

1.Техники целительных рук.

2.Техники на принципе резонанса, вибраций.

Мастер – класс  «Использование природного материала родного края в укреплении здоровья детей»

Организация кружка «Сибирячок - здоровячок» использованием материалов Байкальского региона в оздоровлении детей ( совместный кружок детей-родителей)

Лекарственные травы

 В течение года

Заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели

2 этап — практико-ориентированный

Цель: внедрение здоровьесберегающих технологий  в  соответствии с направлениями проекта в  образовательный процесс дошкольного учреждения.

Реализация поставленной цели предполагает:

-планирования внедрения здоровьесберегающих технологий  в работу с детьми

-практическую апробацию новых технологий и  результат их использования

Задачи

Содержание деятельности

Сроки

Исполнители

Внедрить новые технологии по  охране и укреплению психофизического здоровья детей.

Обсуждение  перспективного плана внедрения здоровьесберегающих технологий

в режим работы дошкольного учреждения:

1.здоровьесберегающие технологии в режиме дня

2. здорорвьесберегающие технологии в непосредственно образовательной деятельности

3. здоровьесберегающие технологии в самостоятельной деятельности  детей.

Октябрь 2012г.

Старший воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог

Оптимизировать режим двигательной активности детей на прогулках

Составление картотеки подвижных и спортивных игр с учетом применения их с детьми разными по  возрасту,  с разной двигательной активностью, темпераментом

Подбор и установка игровых модулей на детских площадках

Игры (рисованные на асфальте)

ноябрь

Воспитатели. Инструктор по физической культуре

Обеспечить психологическое благополучие детей

 Использование коррекционных технологий в работе с детьми:

1.Изотерапия

2.сказкотерапия и куклотерапия

3.песочная терапия

4.релаксационные техники

5.музыкотерапия

6.танцевальная импровизация,

Реализация программы «Давайте жить дружно»

Работа в сенсомоторном кабинете по  коррекции

Занятия в сенсомоторной комнате по  программе дивиантного поведения воспитанников   ДОУ (по индивидуальному плану педагога-психолога)

В течение года

Педагог-психолог

Разнообразить содержание и методику проведения физкультурно-оздоровительно-развивающих занятий. Используя активные приемы обучения

Составление плана интегрированных   физкультурно-оздоровительных занятий  и досугов с  включением разнообразных технологий  оздоровления детей, элементов игрового массажа, разных видов гимнастики, технологий сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционно-развивающие технологии.

Использовать   краткосрочные мини-проекты  физкультурно-оздоровительной направленности:

1.Неделя здоровья

2.Витаминный калейдоскоп

3. «Нерпененок» в гостях у Байкала

4. Страна волшебная – здоровье

Проведение мероприятий активного отдыха по плану дошкольного учреждения

01.12.12

Старший воспитатель, воспитатели, инструктор по физической культуре

Внедрять здоровьесберегающие технологии в разные   образовательные области, осуществляя интегрированный подход к оздоровлению детей.

Включение в образовательную работу с детьми систему здоровьесберегающих технологий, утвержденных на  педагогическом совете дошкольного учреждения

1.Перспективное планирование оздоровительных игр в режиме дня для детей разных возрастных групп

2.Физкультурно-оздоровительные игры, картотека, игры, направленные на  формирование правильной осанки, преодолении плоскостопия, направленные на снижение веса, на формирование правильного прикуса, на повышение защитной функции организма

В течение года

Систематизировать работу с родителями по формированию, сохранению, и укреплению здоровья детей, используя новые оздоровительные технологии.

Спортивная форма (единая форма, соответствующая названию групп)

Спортивные соревнования «Спортивная семья», «Малая летняя олимпиада», «Осенний кросс»

Совместные игры на природе.

Консультации: «Воспитание ловкости у дошкольников», «Движение и здоровье».

Организовать проведение мастер-классов по обучению родителей оздоровлению детей с  использованием природного материала

( региональный компонент) - мини-проект «Байкальские камешки»

Проводить  консультации по семейной  психодиагностики и коррекции: «что я могу знать о своем ребенке»

В течение года

Организация работы с социумом

Совместные мероприятия со школой

ДЮСШ «Рекорд»

Поликлинника   №10

ТОС  «Синегорье»

Здоровьесберегающие технологии

в режиме дня дошкольника МБДОУ детского сада  №97

Направленность

(образовательная

область)

Используемые здоровьесбере-гающие педагогические технологии

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Участники

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Здоровье,

физическая  культура,  

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. После приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Руководитель

физического воспитания, дети

Музыка,

Здоровье,

физическая  культура,  

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, дети.

Здоровье

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели, дети.

Физическая  культура,  безопасность

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели, руководитель физического воспитания, дети.

Музыка,  

здоровье

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог,  дети.

Социализация,  художественное  творчество

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

 

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ,  дети, родители.

Здоровье

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели, логопед, дети.

Здоровье

Гимнастика для глаз,схемы зрительных троекторий используемых для разминки и упражнений на зрительную координацию.

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги, дети.

Здоровье

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

 

Все педагоги,  дети.

Физическая  культура,  безопасность,

здоровье

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели, дети.

Физическая  культура,  безопасность,

здоровье

Гимнастика корригирующая

(кинезиологические упражнения)

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели, руководитель физического воспитания,  дети.

Физическая  культура,  безопасность,

здоровье

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

 

Воспитатели,

руководитель физического воспитания, дети.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

Физическая  культура,  безопасность,

здоровье

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания,  дети.

Физическая  культура,  безопасность,

здоровье,

музыка

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

 

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели, психолог, дети.

Коммуникация,  познание

Коммуникатив-ные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели, психолог,  дети.

Коммуникация,  познание,

чтение  х/л

НОД  по   серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Воспитатели, руководитель физического воспитания,  дети.

Здоровье

Самомассаж

аурикулотерапия

-система воздействия на точки ушной раковины

 

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

 

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания, дети.

Здоровье

Точечный самомассаж

Су-Джок

терапия с использованием природных материалов

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

 

Проводится строго по специальной методике. Показана  детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Воспитатели,

ст. медсестра, руководитель физического воспитания, дети.

3. Коррекционные технологии.

Художественное  творчество

Арттерапия

Технологии воздействия цветом

Цветотерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Воспитатели, психолог,  дети.

Музыка,  

здоровье

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги,  дети.

Чтение  художественной  литературы

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели, психолог, дети.

Социализация

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Воспитатели, психолог, дети.

Здоровье

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Воспитатели, психолог,

дети.

3 этап - контрольно-прогностический

Цель:  анализ и обобщение полученных результатов проделанной работы, прогнозирование дальнейшей деятельности.

Реализация поставленной цели предполагает:

соотнесение результатов до и после  проведенной работы, ее эффективность

обобщение данных  и прогнозирование дальнейшей работы

Задачи

Содержание деятельности

Сроки

Исполнители

Выявить положительную динамику в оздоровлении и физическом развитии детей.

Определить эффективность работы

Отчет о реализации задач проекта

Обобщение результатов работы в рамках проекта, подготовка материалов для  дальней шей работы с воспитанниками ДОУ с включением  физкультурно-оздоровительных мероприятий, системы взаимодействия с семьями воспитанников, социальными партнерами.

Создание единой системы по укреплению здоровья и формирования навыков ЗОЖ, опыт работы  специалистов по вопросам здоровьясбережения детей дошкольного возраста.

Соотнесение результатов реализации  проекта  с поставленными целями

Мониторинг здоровья детей за год  в сравнении с прошлым годом.

01.05.13

Старший воспитатель. Педагог-психолог, инструктор по физической работе, творческая  группа

Ожидаемые результаты: 

  • Повышение уровня психофизического развития детей, снижение уровня заболеваемости и совершенствование их адаптационных возможностей.
  • Повышение уровня физической подготовленности к обучению в школе;
  • Формирование у детей и взрослых потребности  в ЗОЖ.
  • Сформировать у родителей воспитанников  осознанного отношения к ценностям здорового образа жизни. И знаний, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Презентация.