Технологии работы с родителями в ДОУ
консультация (средняя группа) по теме

Эффективная форма работы с родителями, позволяющая привлечь взрослых к совместной деятельности , направленной на решение поставленных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар-практикум605.92 КБ

Предварительный просмотр:

     

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным направлением физического развития

 «Золотой петушок» п.Лебединый РС(Я)

Средняя группа

Родительское собрание

Тема: «Дети у телевизора».

Форма проведения: семинар с элементами практикума.

Разработала и провела

Воспитатель 1 категории

Брянская Лена Викторовна

 28 ноября 2013 года в группе «Радуга» воспитателем Брянской Леной Викторовной было организовано тематическое родительское собрание «Дети у телевизора». Собрание прошло в интересной игровой форме, у родителей была возможность «побывать в роли детей» и стать участниками занимательной викторины « Угадай, из какого мультфильма герой?». Для родителей был проведен творческий мастер – класс «"Полезные игры - занятия для детей в домашних условиях" Также на собрании были использованы ИКТ технологии: родители с интересом рассматривали фотографии своих детей занимающихся изготовлением различных поделок. Родители были активными участниками и высоко оценили работу собрания.

Родительское собрание «Дети у телевизора».

Форма проведения: Семинар  с элементами практикума.

Аудитория: родители воспитанников средней группы.

Количество участников: 12 родителей воспитанников, воспитатель группы, психолог.

Цель: Сформировать у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка. Совместно  с родителями постараться решить проблему телевизионной зависимости детей и взрослых. 

Задачи: 

  1. Показать влияние телевизионных просмотров  на физическое и психическое состояние  детей.
  2. Доказать важность ответственности родителей за эмоциональное здоровье детей.
  3. 3. Познакомить родителей воспитанников с вариантами игр – занятий  способными увлечь ребенка в домашних условиях и заменить тем самым просмотр мультфильмов.

Ожидаемые результаты: Расширение представлений у родителей о  вреде долгого просмотра мультфильмов для детей определенного возраста. Формирование ответственности родителей  за эмоциональное здоровье детей. Использование родителями нетрадиционных игр – занятий для детей в домашних условиях.

Информационно-техническое оборудование: ноутбук.

Материалы и оборудование: для игры-ситуации с родителями: картинки с сюжетами из советских мультфильмов, картинки сюжетов зарубежных мультфильмов, карточки с репликами из советских и зарубежных мультфильмов. Для проведения мастер класса по изготовлению поделок нетрадиционными методами:   использованная бумага (старые рисунки, газеты); мука, пшено, воздушный шарик, ложка; гофрированная бумага, старый пластилин, картонные формочки  фруктов, яркий восковой пластилин.

 Актуальность  выбранной темы

 Просмотр мультфильмов является главным  время провождением  наших детей. Это время раньше  принадлежало подвижным играм, играм с куклами и машинами, рисованию и лепке, совместным забавам с родителями. Дети стали домоседами со многими физическими и психологическими проблемами. Телевидение отгородило детей от внешнего мира. Понаблюдав за  детьми своей группы, за их поведением, играми, я пришла к выводу о необходимости подготовки и проведения  родительского  собрания на тему  «Дети у телевизора».

 

                                                           Подготовительный этап:

1.Оформление  приглашения  на родительское собрания

2.Домашнее задание для родителей (обратить внимание, сколько времени проводит ребенок  ваш  ребенок у телевизора, задает ли ребенок вопросы  после просмотра передач, какие передачи предпочитает).

3.Анкетирование родителей «Ребенок и телевидение»

4.Подготовка памятки «Просмотр передач».    

Организационный этап:

1.На ленточных столах размещен материал для проведения творческого мастер класса.

2. Оборудовано место для игры – ситуации с родителями « Угадай какой мультфильм»,

« Кто Я – какой Я».

Ход  мероприятия:

1)Выступление воспитателя на тему «Дети и телевизор»

2) Статистика: 

2/3 наших детей  в возрасте от 3до10 лет смотрят телевизор  ежедневно.

Время ежедневного просмотра телепередач  ребенком составляет в среднем более двух часов.

50% детей смотрят  телепередачи  безо всякого выбора  и исключений.

25% детей в возрасте  от 3до 10 лет смотрят одни и те же  передачи от 5 до 40 раз подряд.

3)Обсуждение вопросов:

Телевидение в жизни ребенка-это хорошо или плохо?

Сколько и что должны смотреть дети?

Должны ли взрослые контролировать просмотр телепередач детьми?                                                                                  4) Дискуссия, обсуждение  темы «Телевидение в жизни семьи и ребенка»

5) Выступление психолога    «Влияние телевидения на детей».

6) Знакомство родителей  с  результатами опроса детей нашей группы.

     Данные анализа анкетирования родителей  

     Обсуждение результатов микроисследования. Обмен мнениями. Ознакомившись  со статистикой  и результатами анкетирования и ответов детей, родители задают вопросы.

8) Интеллектуальная разминка для родителей

Игра «Вопросы-ответы»

Телевизор:

-Полностью захватывает сознание ребенка?

-Развивает творческие способности,  воображение ребенка?

-Отрицательно влияет на физическое развитие ребенка?

- Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости?

-Позволяет развивать кругозор ребенка?

-Повышает состояние тревожности, нервозности, страха?

- Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность?

-Позволяет получать новые знания?

-Ухудшает зрение ребенка?

-Развивает элементы  наглядно-образного  и логического мышления?

Вывод:

Просмотр телепередач дает возможность:

-расслабиться, забыть проблемы, уйти от страхов и переживаний;

-находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за своей занятости;

-понять что такое хорошо и что такое плохо;

-узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;

-развить воображение, фантазию, эмоциональную среду;

-занять свободное время

9) Игры – ситуации с родителями

Игра « Угадай какой мультфильм» Взрослые делятся на 2 команды. Родителям предлагаю картинки с сюжетами из советских и зарубежных мультфильмов. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее и больше отгадать мультфильмов и правильно назвать.

Игра  « Кто Я – какой Я».  Двум командам предлагаются карточки с репликами из советских и зарубежных мультфильмов. Взрослым необходимо вспомнить название мультфильма, героя произносящего данную реплику и определить характер героя.(добрый, злой, плохой, хороший, ласковый, жестокий и т.д.)                                     

10) Творческий мастер – класс «"Полезные игры - занятия для детей в домашних условиях"

Подобные занятия помогут заменить ребенку просмотр телепередач. Такие игры отлично развивают мелкую моторику, творческие способности, воображение и фантазию.

Для проведения мастер класса по изготовлению поделок нетрадиционными методами на ленточных столах  подготовлены следующие материалы:

Для показа техники «Скатывание мокрой бумаги»- использованная бумага (старые рисунки, газеты), вода;

Для изготовления «волшебного шарика» мука, пшено, воздушный шарик, ложка;

Для изготовления « Конфет для кукол» - гофрированная бумага, старый пластилин.

Для показа техники «Рисование пластилином» -  картонные формочки  фруктов, яркий восковой пластилин.

«Рисование пластилином»                                              « Конфет для кукол»

                       

           

«Волшебный шарик»

Просмотр презентации «Умелые ручки» - фото детей за работой по изготовлению аналогичных поделок в условиях детского сада.

Вывод: Телевидение способно стать эффективным средством  развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы  смотрят наши дети  и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали  в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное  человеческое общение и стремились к нему.

В заключении  родителям выдается памятка  «Просмотр телепередач»

 

Использованная литература:

С.В.Чиркова «Родительские собрания в детском саду».

Г.Пархомчук «Дети и телевизор: пути решения  проблемы».

Р.Пацлаф «Физиологическое воздействие телевидения на развитие ребенка».

Л.В.Чуприй «Влияние на детей телевидения и Интернета».

Приложение 1

Советы родителям:

1.Откажитесь от привычки спихивать  ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместе этого подыщите  ему какое-нибудь дело - пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.

2.Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю  и отметьте те передачи или фильмы, которыми  следовало бы ограничиться.

3.Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать  себе на этот день более  полезные занятия.

4.Не ставьте телевизор в детской, если только  не  хотите окончательно потерять  контроль над тем ,какие передачи  и в какое время смотрит ребенок.

5. Не оставляйте телевизор включенным  для создания  шумового фона.

Приложение 2

Тест на обнаружение телевизионной зависимости.

Представьте, что у Вас сломался телевизор  и не работает уже три дня. Поставьте знак  «+», если Вы согласны с утверждением.

1. У Вас появилась слабость, упадок сил, вялость, неуверенность, чувство потерянности  и неприкаянности, а также отмечается снижение       трудоспособности.

2. Вы испытываете чувство неудовлетворенности, и Вас начинает раздражать  каждая мелочь, падает настроение, а при первой же возможности «доступа к телевизору» Вы успокаиваетесь  и забываете обо всех тревогах.

3. Вы теряете самообладание: отвечаете с раздражением, гневом, злостью или высказываете   свое  недовольство по любому поводу.

4. У Вас появляется чувство, что Вам  чего – то не хватает  и при этом на Вас наваливается ощущение пустоты или Вы чувствуете себя не в своей тарелке.

5. У Вас возникают  дискомфорт, неприятное состояние , неудовлетворенность чем-либо, или Вы  испытываете  апатию, безразличие, отстраненность, сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность.

6.Вы испытываете чувство вины, унижения, обиды на кого-либо, страдание, боль, невыносимые муки.

 И вот телевизор заработал! Поставьте знак «+», если согласны с утверждением.

У Вас запущена квартира, на кухне гора немытой посуды, и Вам стыдно кого-либо пригласить в гости.

У Ваших детей появились проблемы, а в отношениях  с супругом  или супругой появился холодок отчуждения.

Ваши былые увлечения, хобби забыты, и Вы не помните, когда в последний раз читали серьезную книгу, были в театре или на концерте.

Все проблемы и неудачи  телегероев  Вы воспринимаете как свои, а в разговорах со знакомыми  и сослуживцами Вам не о чем поговорить, как только  на тему увиденного по телевизору.

 Вы каждый вечер  проводите у телевизора не менее 4-5 часов.

 Обработка результатов. Если Вы обнаружили у себя хотя бы три критерия, проконсультируйтесь у специалиста. Необходимо принять меры, чтобы эти признаки не переросли в серьезную зависимость.

Если Вы обнаружили у себя половину эту признаков - необходима помощь профессионала, без психологической помощи не обойтись.

Если Вы обнаружили у себя  более пяти признаков, это уровень сформировавшийся зависимости, угроза здоровью, социальному положению, семейному благополучию, это при знак того, что помимо телевизионной зависимости у Вас сформировались депрессия или комплекс зависимостей.

 

Приложение 3

Памятка для родителей «Просмотр телепередач».

1. Подумайте для разнообразии своего досуга, вспомните свои потребности и интересы. Если Вы будете уделять внимание  и другим формам досуга, то на телевизор у Вас будет уходить не более 1-2 часов за вечер: творчество, игры на  свежем воздухе, общение с природой, займитесь чем-то нужным и полезным, что в полной мере помогает реализовать себя.

2. Развернитесь к решению своих проблем,  к проблемам  детей, взаимоотношений с близкими и родными и решайте их. Возьмите на вооружение принцип сознательного отказа  от телевидения  или ограничения его  в Вашей жизни  до минимума. Отказываясь, вы ничего не теряете, а , наоборот приобретаете!

3. Вместо электронного наркотика, который только мог заглушать стрессы ,неудовлетворенности и напряжения ,выработайте другие ,здоровые способы снятия напряжения  и восстановления своих сил,  главное, чтобы они были разнообразны и помогали Вам  развиваться как  личности.

Приложение 4

Правила для родителей.

1. До 2-2,5 лет ребенку нельзя(!) смотреть телевизор, от 2 до 3 лет (а лучше позже) – не более15 минут в день, и только вместе с мамой. Она должна проговаривать  вслух все, что происходит на экране, и объяснять это  ребенку.  Такой пересказ необходим, потому   что 2-3 летний малыш  не успевает  понять смысл происходящего на экране, так кАк скорость  его зрительного восприятия   несравнима со скоростью восприятия старших детей  и тем более взрослых.

2. Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего отечественные мультфильмы с четкой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми, нестрашными героями и понятным ,доступным малышу  содержанием.

3. Желательно  периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному восприятию,  элементарному предвосхищению уже известных событий.

4. Передача «Спокойной ночи, малыши!»  может быть рекомендована детям  начиная с 3 лет, до этого возраста  им трудно ориентироваться  в сюжете передачи и переходить от беседы Хрюши и Степашки  с ведущим к мультфильму, для начала можно просмотреть  только первую часть передачи, мультфильм записывать ,а просматривать его  в другой день.

5.  Если Вы заметили ,что  вечером ребенок  перевозбуждается  от просмотра телепередач , делайте это только по утрам, а вечером почитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом  о том ,как прошел день, что Вы с ним видели ,что делали, как играли, что нового он узнал.

6. Никогда не оставляйте ребенка  одного перед  телевизором  и  не разрешайте  смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте  игры с пультом переключения каналов без Вашего ведома. Мало ли что он увидит!

Приложение 5

                                              Выступление психолога    «Влияние телевидения на детей».

Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач?

1. ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ. Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, политике, выяснению отношений. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

2. ЗАВИСИМОСТЬ. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг?

Старайтесь не превращать телевизор в участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что ребенок избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего, начните с самих себя.

3. ПАССИВНОСТЬ. Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах - думать, при прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы всегда остаетесь ни причем, так как ни на что не можете повлиять. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. Долгое сидение у телевизора наносит огромный вред нравственному и психическому здоровью детей. Самое, пожалуй, страшное - воспитанная телевизором привычка воспринимать информацию бездумно, как готовую жвачку. Мелькающие на экране картинки, бесконечный поток сведений не оставляет времени для осмысления. Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные технологии работы с родителями

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание! ...

Статья "Современные технологии работы с родителями в дошкольном учреждении"

Статья о том, как эффектовно организованное сотрудничество между семьей и ДОУ  может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предлогающей не просто совместн...

Методы, приемы, технологии работы с родителями в ГБДОУ.

Как перенаправить внимание родителей от яркого, но не столь важного к менее броскому, но важному?...

ДОКЛАД « Технологии работы с родителями в группе детей с ОНР в рамках консультативного пункта»

ДОКЛАД« Технологии работы с родителями в группе детей с ОНР в рамках консультативного пункта»...

Современные технологии работы с родителями: Сюжетно - ролевые игры детей старшего возраста.

Данные современной науки и практики свидетельствуют о том, что игра уходит из жизни детей. Причин тому много: отсутствие понимания взрослыми (в первую очередь родителями) значимости игровой деятельнос...

Современные технологии работы с родителями в дошкольном учреждении.

Современные технологии  работы с родителями в дошкольном учреждении....