Технологии работы с родителями в ДОУ
консультация (средняя группа) по теме
Эффективная форма работы с родителями, позволяющая привлечь взрослых к совместной деятельности , направленной на решение поставленных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар-практикум | 605.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным направлением физического развития
«Золотой петушок» п.Лебединый РС(Я)
Средняя группа
Родительское собрание
Тема: «Дети у телевизора».
Форма проведения: семинар с элементами практикума.
Разработала и провела
Воспитатель 1 категории
Брянская Лена Викторовна
28 ноября 2013 года в группе «Радуга» воспитателем Брянской Леной Викторовной было организовано тематическое родительское собрание «Дети у телевизора». Собрание прошло в интересной игровой форме, у родителей была возможность «побывать в роли детей» и стать участниками занимательной викторины « Угадай, из какого мультфильма герой?». Для родителей был проведен творческий мастер – класс «"Полезные игры - занятия для детей в домашних условиях" Также на собрании были использованы ИКТ технологии: родители с интересом рассматривали фотографии своих детей занимающихся изготовлением различных поделок. Родители были активными участниками и высоко оценили работу собрания.
Родительское собрание «Дети у телевизора».
Форма проведения: Семинар с элементами практикума.
Аудитория: родители воспитанников средней группы.
Количество участников: 12 родителей воспитанников, воспитатель группы, психолог.
Цель: Сформировать у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка. Совместно с родителями постараться решить проблему телевизионной зависимости детей и взрослых.
Задачи:
- Показать влияние телевизионных просмотров на физическое и психическое состояние детей.
- Доказать важность ответственности родителей за эмоциональное здоровье детей.
- 3. Познакомить родителей воспитанников с вариантами игр – занятий способными увлечь ребенка в домашних условиях и заменить тем самым просмотр мультфильмов.
Ожидаемые результаты: Расширение представлений у родителей о вреде долгого просмотра мультфильмов для детей определенного возраста. Формирование ответственности родителей за эмоциональное здоровье детей. Использование родителями нетрадиционных игр – занятий для детей в домашних условиях.
Информационно-техническое оборудование: ноутбук.
Материалы и оборудование: для игры-ситуации с родителями: картинки с сюжетами из советских мультфильмов, картинки сюжетов зарубежных мультфильмов, карточки с репликами из советских и зарубежных мультфильмов. Для проведения мастер класса по изготовлению поделок нетрадиционными методами: использованная бумага (старые рисунки, газеты); мука, пшено, воздушный шарик, ложка; гофрированная бумага, старый пластилин, картонные формочки фруктов, яркий восковой пластилин.
Актуальность выбранной темы
Просмотр мультфильмов является главным время провождением наших детей. Это время раньше принадлежало подвижным играм, играм с куклами и машинами, рисованию и лепке, совместным забавам с родителями. Дети стали домоседами со многими физическими и психологическими проблемами. Телевидение отгородило детей от внешнего мира. Понаблюдав за детьми своей группы, за их поведением, играми, я пришла к выводу о необходимости подготовки и проведения родительского собрания на тему «Дети у телевизора».
Подготовительный этап:
1.Оформление приглашения на родительское собрания
2.Домашнее задание для родителей (обратить внимание, сколько времени проводит ребенок ваш ребенок у телевизора, задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, какие передачи предпочитает).
3.Анкетирование родителей «Ребенок и телевидение»
4.Подготовка памятки «Просмотр передач».
Организационный этап:
1.На ленточных столах размещен материал для проведения творческого мастер класса.
2. Оборудовано место для игры – ситуации с родителями « Угадай какой мультфильм»,
« Кто Я – какой Я».
Ход мероприятия:
1)Выступление воспитателя на тему «Дети и телевизор»
2) Статистика:
2/3 наших детей в возрасте от 3до10 лет смотрят телевизор ежедневно.
Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
50% детей смотрят телепередачи безо всякого выбора и исключений.
25% детей в возрасте от 3до 10 лет смотрят одни и те же передачи от 5 до 40 раз подряд.
3)Обсуждение вопросов:
Телевидение в жизни ребенка-это хорошо или плохо?
Сколько и что должны смотреть дети?
Должны ли взрослые контролировать просмотр телепередач детьми? 4) Дискуссия, обсуждение темы «Телевидение в жизни семьи и ребенка»
5) Выступление психолога «Влияние телевидения на детей».
6) Знакомство родителей с результатами опроса детей нашей группы.
Данные анализа анкетирования родителей
Обсуждение результатов микроисследования. Обмен мнениями. Ознакомившись со статистикой и результатами анкетирования и ответов детей, родители задают вопросы.
8) Интеллектуальная разминка для родителей
Игра «Вопросы-ответы»
Телевизор:
-Полностью захватывает сознание ребенка?
-Развивает творческие способности, воображение ребенка?
-Отрицательно влияет на физическое развитие ребенка?
- Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости?
-Позволяет развивать кругозор ребенка?
-Повышает состояние тревожности, нервозности, страха?
- Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность?
-Позволяет получать новые знания?
-Ухудшает зрение ребенка?
-Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления?
Вывод:
Просмотр телепередач дает возможность:
-расслабиться, забыть проблемы, уйти от страхов и переживаний;
-находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за своей занятости;
-понять что такое хорошо и что такое плохо;
-узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
-развить воображение, фантазию, эмоциональную среду;
-занять свободное время
9) Игры – ситуации с родителями
Игра « Угадай какой мультфильм» Взрослые делятся на 2 команды. Родителям предлагаю картинки с сюжетами из советских и зарубежных мультфильмов. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее и больше отгадать мультфильмов и правильно назвать.
Игра « Кто Я – какой Я». Двум командам предлагаются карточки с репликами из советских и зарубежных мультфильмов. Взрослым необходимо вспомнить название мультфильма, героя произносящего данную реплику и определить характер героя.(добрый, злой, плохой, хороший, ласковый, жестокий и т.д.)
10) Творческий мастер – класс «"Полезные игры - занятия для детей в домашних условиях"
Подобные занятия помогут заменить ребенку просмотр телепередач. Такие игры отлично развивают мелкую моторику, творческие способности, воображение и фантазию.
Для проведения мастер класса по изготовлению поделок нетрадиционными методами на ленточных столах подготовлены следующие материалы:
Для показа техники «Скатывание мокрой бумаги»- использованная бумага (старые рисунки, газеты), вода;
Для изготовления «волшебного шарика» мука, пшено, воздушный шарик, ложка;
Для изготовления « Конфет для кукол» - гофрированная бумага, старый пластилин.
Для показа техники «Рисование пластилином» - картонные формочки фруктов, яркий восковой пластилин.
«Рисование пластилином» « Конфет для кукол»
«Волшебный шарик»
Просмотр презентации «Умелые ручки» - фото детей за работой по изготовлению аналогичных поделок в условиях детского сада.
Вывод: Телевидение способно стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
В заключении родителям выдается памятка «Просмотр телепередач»
Использованная литература:
С.В.Чиркова «Родительские собрания в детском саду».
Г.Пархомчук «Дети и телевизор: пути решения проблемы».
Р.Пацлаф «Физиологическое воздействие телевидения на развитие ребенка».
Л.В.Чуприй «Влияние на детей телевидения и Интернета».
Приложение 1
Советы родителям:
1.Откажитесь от привычки спихивать ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместе этого подыщите ему какое-нибудь дело - пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.
2.Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю и отметьте те передачи или фильмы, которыми следовало бы ограничиться.
3.Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать себе на этот день более полезные занятия.
4.Не ставьте телевизор в детской, если только не хотите окончательно потерять контроль над тем ,какие передачи и в какое время смотрит ребенок.
5. Не оставляйте телевизор включенным для создания шумового фона.
Приложение 2
Тест на обнаружение телевизионной зависимости.
Представьте, что у Вас сломался телевизор и не работает уже три дня. Поставьте знак «+», если Вы согласны с утверждением.
1. У Вас появилась слабость, упадок сил, вялость, неуверенность, чувство потерянности и неприкаянности, а также отмечается снижение трудоспособности.
2. Вы испытываете чувство неудовлетворенности, и Вас начинает раздражать каждая мелочь, падает настроение, а при первой же возможности «доступа к телевизору» Вы успокаиваетесь и забываете обо всех тревогах.
3. Вы теряете самообладание: отвечаете с раздражением, гневом, злостью или высказываете свое недовольство по любому поводу.
4. У Вас появляется чувство, что Вам чего – то не хватает и при этом на Вас наваливается ощущение пустоты или Вы чувствуете себя не в своей тарелке.
5. У Вас возникают дискомфорт, неприятное состояние , неудовлетворенность чем-либо, или Вы испытываете апатию, безразличие, отстраненность, сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность.
6.Вы испытываете чувство вины, унижения, обиды на кого-либо, страдание, боль, невыносимые муки.
И вот телевизор заработал! Поставьте знак «+», если согласны с утверждением.
У Вас запущена квартира, на кухне гора немытой посуды, и Вам стыдно кого-либо пригласить в гости.
У Ваших детей появились проблемы, а в отношениях с супругом или супругой появился холодок отчуждения.
Ваши былые увлечения, хобби забыты, и Вы не помните, когда в последний раз читали серьезную книгу, были в театре или на концерте.
Все проблемы и неудачи телегероев Вы воспринимаете как свои, а в разговорах со знакомыми и сослуживцами Вам не о чем поговорить, как только на тему увиденного по телевизору.
Вы каждый вечер проводите у телевизора не менее 4-5 часов.
Обработка результатов. Если Вы обнаружили у себя хотя бы три критерия, проконсультируйтесь у специалиста. Необходимо принять меры, чтобы эти признаки не переросли в серьезную зависимость.
Если Вы обнаружили у себя половину эту признаков - необходима помощь профессионала, без психологической помощи не обойтись.
Если Вы обнаружили у себя более пяти признаков, это уровень сформировавшийся зависимости, угроза здоровью, социальному положению, семейному благополучию, это при знак того, что помимо телевизионной зависимости у Вас сформировались депрессия или комплекс зависимостей.
Приложение 3
Памятка для родителей «Просмотр телепередач».
1. Подумайте для разнообразии своего досуга, вспомните свои потребности и интересы. Если Вы будете уделять внимание и другим формам досуга, то на телевизор у Вас будет уходить не более 1-2 часов за вечер: творчество, игры на свежем воздухе, общение с природой, займитесь чем-то нужным и полезным, что в полной мере помогает реализовать себя.
2. Развернитесь к решению своих проблем, к проблемам детей, взаимоотношений с близкими и родными и решайте их. Возьмите на вооружение принцип сознательного отказа от телевидения или ограничения его в Вашей жизни до минимума. Отказываясь, вы ничего не теряете, а , наоборот приобретаете!
3. Вместо электронного наркотика, который только мог заглушать стрессы ,неудовлетворенности и напряжения ,выработайте другие ,здоровые способы снятия напряжения и восстановления своих сил, главное, чтобы они были разнообразны и помогали Вам развиваться как личности.
Приложение 4
Правила для родителей.
1. До 2-2,5 лет ребенку нельзя(!) смотреть телевизор, от 2 до 3 лет (а лучше позже) – не более15 минут в день, и только вместе с мамой. Она должна проговаривать вслух все, что происходит на экране, и объяснять это ребенку. Такой пересказ необходим, потому что 2-3 летний малыш не успевает понять смысл происходящего на экране, так кАк скорость его зрительного восприятия несравнима со скоростью восприятия старших детей и тем более взрослых.
2. Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего отечественные мультфильмы с четкой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми, нестрашными героями и понятным ,доступным малышу содержанием.
3. Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных событий.
4. Передача «Спокойной ночи, малыши!» может быть рекомендована детям начиная с 3 лет, до этого возраста им трудно ориентироваться в сюжете передачи и переходить от беседы Хрюши и Степашки с ведущим к мультфильму, для начала можно просмотреть только первую часть передачи, мультфильм записывать ,а просматривать его в другой день.
5. Если Вы заметили ,что вечером ребенок перевозбуждается от просмотра телепередач , делайте это только по утрам, а вечером почитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том ,как прошел день, что Вы с ним видели ,что делали, как играли, что нового он узнал.
6. Никогда не оставляйте ребенка одного перед телевизором и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без Вашего ведома. Мало ли что он увидит!
Выступление психолога «Влияние телевидения на детей».
Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач?
1. ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ. Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, политике, выяснению отношений. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.
2. ЗАВИСИМОСТЬ. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг?
Старайтесь не превращать телевизор в участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что ребенок избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего, начните с самих себя.
3. ПАССИВНОСТЬ. Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах - думать, при прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы всегда остаетесь ни причем, так как ни на что не можете повлиять. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. Долгое сидение у телевизора наносит огромный вред нравственному и психическому здоровью детей. Самое, пожалуй, страшное - воспитанная телевизором привычка воспринимать информацию бездумно, как готовую жвачку. Мелькающие на экране картинки, бесконечный поток сведений не оставляет времени для осмысления. Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные технологии работы с родителями
Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание! ...
Статья "Современные технологии работы с родителями в дошкольном учреждении"
Статья о том, как эффектовно организованное сотрудничество между семьей и ДОУ может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предлогающей не просто совместн...
Методы, приемы, технологии работы с родителями в ГБДОУ.
Как перенаправить внимание родителей от яркого, но не столь важного к менее броскому, но важному?...
ДОКЛАД « Технологии работы с родителями в группе детей с ОНР в рамках консультативного пункта»
ДОКЛАД« Технологии работы с родителями в группе детей с ОНР в рамках консультативного пункта»...
Современные технологии работы с родителями: Сюжетно - ролевые игры детей старшего возраста.
Данные современной науки и практики свидетельствуют о том, что игра уходит из жизни детей. Причин тому много: отсутствие понимания взрослыми (в первую очередь родителями) значимости игровой деятельнос...
Современные технологии работы с родителями в дошкольном учреждении.
Современные технологии работы с родителями в дошкольном учреждении....