подвижные игры
картотека по теме
Предварительный просмотр:
ИГРА В ШАПКУ.
Цель: развивать ловкость, внимание.
На площадке играющие садятся на землю, обра-зуя круг; в центре стоит один из игроков. Сидящие
по кругу игроки бросают один другому шапку.
Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот мо-
мент, когда она перелетает от одного игрока к дру-гому, или попытаться вырвать её из рук игроков.
Правила игры: шапку перебрасывают, не соблю-
дая порядка, взад или вперёд; если стоящему в кру-
гу удаётся поймать шапку, то он садится в круг. А
тот игрок, у которого была отнята шапка или кото-
рый вовремя не поймал шапку, остаётся стоять в кругу.
Вариант игры: на ровной игровой площадке один
из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные иг-
рающие друг за другом перепрыгивают через сидя-
щего, и кто первый свалит шапку, тот садится на место «болвана».
КАЗАКИ.
Цель: развивать у детей внимание, ловкость.
Играющие мальчики выбирают себе начальника,
который приказывает им строиться в шеренгу, пово-
рачиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу ка-
кой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров. Играющие попадают в цель камешками.
Правила игры: наиболее отличившиеся в игре и
выполнении приказаний получают от начальника
чины и знаки отличия.
ГРЫБАКИ (крестик).
Цель: развивать скоростную выносливость.
Играющие дети берутся руками попарно и ста-
но и становятся пара за парой. Выбираются «гры-
баки» - пара, которая становится впереди всех на
небольшом от них расстоянии. Сначала бежит пе-
рвая пара игроков, мимо «грыбаков». Бегущие до-
лжны бежать в одиночку, не держась за руки.
«Грыбаки» ловят и бегут вместе с ними, взяв-
шись за руки.
Правила игры: если один из бегущих будет пой-
ман «грыбаками», не успев подать руку товарищу,
то он и его товарищ становятся «грыбаками», а
«грыбаки» становятся позади всех пар.
Если «грыбаки» не поймали ни одного из бегу-
щих, то становятся на прежнее место и бежит сле-
дующая пара, а та, что бежала, становится позади
последней.
КАШИ.
Цель: развивать ловкость, силовую выносли-
вость.
На игровой площадке дети становятся в кружок
и один из них, бросая мяч о землю, говорит: «Де-
ти, каши!». Мяч подскакивает, а играющие пыта-
ются его поймать. Тот, кто поймал мяч, садится
верхом на того игрока, который вместе с ним про-
тянул руку к мячу, и снова бьёт мяч о землю, ос-
тальные игроки стараются его поймать и т.д.
В ТРИ БАБКИ.
Цель: развивать ловкость, меткость.
Перед началом игры игроки конаются, т.е. берётся палка,
один игрок обхватывает её рукой у нижнего конца, другой бе-рётся выше его руки и т. д. Последний игрок, взявшийся за ко- нец палки, называется «верх», а другой «низ». «Верхи» бьют, а низы» идут в поле.
Для этой игры в землю втыкаются три палочки (бабки): пе- рвая бабка, от которой бьют битой мяч, вторая втыкается не-далеко от первой, несколько в стороне, а третья - шагов на 30-40 от первой. Играющие бьют по очереди. Бить можно только один раз. Ударивший мяч отходит ко второй бабке, куда идут
и другие. Если мяч залетел далеко, стоящие у второй бабки пе- ребегают к третьей, а если можно, то бегут и назад. Если же нет возможности бежать назад, то ожидают там удобной мину-ты, чтобы помчаться к первой бабке. Стоящие в поле старают-ся ударить мячом кого-нибудь из бегущих. Если это им удаёт- ся, они все бросаются к первой или ко второй бабке, смотря по тому, куда бежать ближе и удобней Побеждённые в это время стараются в свою очередь ударить мячом кого-либо из против-ников, и если им это удаётся и они вовремя убегут к бабкам, то продолжают бить, а если нет, идут в поле, а «низы» начинают игру. Иногда взаимное выбивание повторяется несколько раз.
Правила игры: выбивать можно только тогда, когда игра-
ющие находятся между второй и третьей бабками; забежав за ту или иную бабку, играющий вполне обезопасен от удара;
кроме удара противника, стоящие в поле получают право бить
мяч ещё и тогда, когда кто-нибудь из них поймает мяч на лету.
ВОЗЬМИ КЕГЛЮ.
Цель: развивать скоростные навыки бега, лов-
кость, быстроты реакции.
На игровой площадке ставится стул или табурет,
на который ставят кеглю или булаву. По обе сторо-
ны от табурета проводят линии на равном расстоя-
нии 5 - 8 м. Играющие делятся на пары. Каждая па-
ра становится у линий (каждый у своей) лицом друг
к другу.
По сигналу воспитателя дети бегут к табурету,
стараясь схватить кеглю первым. Побеждает тот,
кто это сделал первым.
Затем могут проводиться соревнования между по-
бедителями пар.
Правила игры: нельзя применять силу, вырывать
кеглю из рук соперника, толкаться.
ОБЫКНОВЕННЫЙ ЖГУТ.
Цель: развивать внимание, ловкость, быстроту движе-
ния.
Для игры выбирается водящий - жгутчик. Осталь-
ные дети садятся на игровой площадке в кружок на
небольшом расстоянии друг от друга. Жгутчик ходит
кругом со жгутом в руке, иногда наклоняется, делая
вид, что предложил кому-нибудь из сидящих жгут за
спиной. Жгут кладётся за спиной на таком расстоянии,
чтобы его было удобно достать рукой. Если до того,
как жгутчик обойдёт один круг, игрок, которому поло-
жили жгут, не обнаружит его, то жгутчик поднимает
жгут и ударяет им игрока. Этот игрок становится но-
вым жгутчиком, а предыдущий садится на его место.
Если же кто-то из сидящих игроков найдёт жгут за сво-
ей спиной, то он встаёт и бежит за жгутчиком, стараясь
нанести ему несколько ударов, пока тот не сделает круг
и не займёт освободившееся место.
Правила игры: играющие не имеют права ни оглядыва-
ться, ни передвигаться с места, ни сообщать соседу, что
ему положили жгут.
Вариант игры: играющие стоят, держа руки за спиной.
Жгутчик незаметно передаёт кому-нибудь из игроков
жгут, а тот, кто его получает, пытается бить своего со-
седа до тех пор, пока он не обежит весь круг и не ста-
нет на своё место.
НА НОВОМ МЕСТЕ (СМЕНИ МЕСТО…).
Цель: развивать быстроту бега, выносливость
учить детей соблюдать правила игры.
На игровой площадке проводятся две параллель-
ные линии на расстоянии 16-20 см. Играющие де-
лятся на две команды с равным числом игроков,
которые выстраиваются в колонны на линии стар-
та, на расстоянии 1,5-2 м друг от друга.
По сигналу или по команде воспитателя первая
пара, взявшись за руки, бежит к черте. Первые но-
мера остаются за линией финиша, а вторые возвра-
щаются к команде, берут за руку третьего стоявше
го в колонне и снова бегут. Затем остаются вторые
номера, а возвращаются третьи, чтобы уже бежать
с четвёртыми номерами и т.д.
Побеждает команда, игроки которой первыми
пересекут линию финиша и построятся в колонну
на новом месте.
ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ПО КРУГУ.
Цель: развивать силу, ловкость, быстроту реакции
в игровой форме.
На игровой площадке чертится круг диаметром 5-
7 м. Все играющие делятся на две команды с равным
числом играющих: одна команда располагается вну-
три круга, а вторая - снаружи лицом друг к другу.
Игра начинается по сигналу воспитателя. Задача иг-
роков, стоящих внутри круга, втянуть противника в
круг, а стоящих снаружи - вытянуть противника за
пределы круга. Тянуть можно только, захватив руки
или пояс другого играющего. Сама схватка, если она
не приносит результата, останавливается воспитате-лем через 1-1,5 мин. и игроки отпускают друг друга.
Игроки первой команды, вытянутые за пределы кру-га, и второй - втянутые в пределы круга, выходят из
игры.
Побеждает та команда, в которой остаётся больше
игроков после 3 - 5 схваток.
Правила игры: во время игры нельзя использовать
толчки, подножки, захваты за другие части тела.
ОХОТНИК, СТОРОЖ, ЗВЕРИ...
Цель: развивать бег, ловкость, быстроту реакции,
взаимовыручки.
Посреди игровой площадки чертится круг диаме-
тром около 2 м. Из числа играющих выбираются
охотник и сторож. Место сторожа - в очерченном
круге. По сигналу воспитателя остальные играющие - «звери» разбегаются по игровой площадке, а охот-
ник гонится за ними, стараясь догнать кого-нибудь
и дотронуться рукой («осалить», «запятнать»). Пой-
манный игрок отводится в круг под охрану сторожа.
Оставшиеся «звери» могут выручать пойманных.
Для этого нужно, пробегая мимо круга, дотронуться
до протянутой руки пленника. Переходить линию
круга пойманные не могут. В то же время, если охо-
тник или сторож «запятнали» выручающего, он сам
отправляется в круг. Вырученные «звери» убегают
и присоединяются к остальным на игровом поле.
Через некоторое время воспитатель может остано-
вить игру, произвести замену охотника и сторожа,
отметив при этом наиболее ловких и быстрых.
КОЛЕСО.
Цель: развивать скоростные качества (бег), ло-
вкость, быстроту реакции.
На игровой площадке очерчивается круг диамет -
ром 2 м. Из числа играющих выбирается водящий,
а остальные игроки делятся на 3-4 группы по 6-8
человек. Группы выстраиваются от круга в заты-
лок друг другу, как спицы в колесе, лицом к цен-
тру круга на одинаковом расстоянии друг от дру-
га. Первый игрок каждой «спицы» стоит на линии
круга. Водящий бежит вокруг колеса, становится
в одной из «спиц» в затылок последнему игроку
и дотрагивается до его спины («салит»). Тот пере-
даёт удар впереди стоящему и т. д. по цепочке.
Когда «осален» игрок, стоящий первым, он кричит
«Есть!» и бежит вдоль колонны. Он выбегает за
пределы «колеса», обегает его снаружи и вовраща-
ется на своё место. Игроки, стоявшие за ним вмес-
те с водящим, бегут следом, стараясь обогнать
друг друга в новом построении «спицы». Игрок,
оказавшийся последним, становится водящим, а
игра начинается сначала. Воспитатель фиксиру-
ет время пробега каждой «спицы».
ПРОСО.
Цель: развивать ловкость, внимание, гибкость.
Это особый вид игры в жгута. Выбирается водящий -
жгутчик, которому вручается жгут. Остальные играю-
щие образуют прямую цепь, взявшись за руки, которые
при начале игры приподнимаются настолько, чтобы мо-
жно было пробегать под ними.
Жгутчик подходит к первому стоящему в цепи и спра-
шивает: «Пойдёшь просо жать?». Тот отвечает: «А бо-
льшое просо?». Жгутчик, показывая рукой величину
проса, говорит: «Вот такое!». Если жгутчик показывает
высокое просо, играющий говорит: «Не достану», а ес-
ли низкое - «Спины не согну». После этих слов беседу-
ющий игрок бежит под поднятыми руками играющих
на противоположный конец цепи, а жгутчик преследует
его со жгутом. Если жгутчик догонит игрока и ударит
его, то он передаёт жгут нанимаемому жать, а сам ста-
новится в цепь с того конца, куда только что прибежал.
Правила игры: если жгутчику не удаётся ударить убе-
гающего игрока, то этот игрок примыкает к цепи, а жгу-
тчик подходит с приглашением к следующему, и т. д.
Игра развивает быстроту реакции, внимание, вообра-
жение, выдержку, выносливость, гибкость, глазомер,
координацию движений, мускулатуру ног и рук, мыш-
цы плечевого пояса, навыки игры в коллективе, умение
действовать по сигналу, чувство спортивного соперни-
чества.
ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА).
Играющие становятся рядом, рука в руке. Двое,
стоящих на одном краю вереницы, отрываются от неё (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, при-чём «селезень» догоняет «утку». Стоящие в ряду приговаривают:
Догони, селезень, утку,
Догони, молодой, утку.
Поди, утушка, домой,
У тебя семеро детей,
Восьмой - селезень,
Девятая - утка,
Десятая - гуска.
Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освобо-дившееся место.
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА».
(1-й вариант).
Играющие выбирают двух ведущих. Они сговари-ваются, какие возьмут себе названия: одни называ-ют себя «серебряное блюдечко», другой - «налив-ное яблочко». После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом го-воря:
В золотые ворота
Проходите, господа!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А в третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове ведущие опускают руки и за-крывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!» Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя остав-ляем! Что выбираешь - серебряное блюдечко или наливное яблочко?». Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт на спину ведущего и поднимает руки. То же происхо-дит с другими игроками. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой- бе-рут длинную верёвку и перетягивают её.
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА».
(2-й вариант).
Играющие берутся за руки, образуя круг. В цент-ре его встают двое играющих, берутся за руки и по днимают их вверх - делают «золотые ворота». Ря-дом с «воротами» втыкают ветку.
Один из участников игры - водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота
Проходите, господа!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А в третий раз
Не пропустим вас!
Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встаёт в пару с водящим в круг.
ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»).
Из играющих выбирается «казак», который становится в се-редине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит: «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего в середи-ну круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-му, му-му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «Кря-кря-кря».
Действие повторяется - казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «ку-ка-ре-ку».
- Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднима-ют руки - «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
ИГРА «КРИВОЙ ПЕТУХ».
Дети стоят по кругу. Один - в центре.
Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?»
(На иголочках).
А как тебе, не колко? (На подковочках).
Дети идут по кругу и поют:
Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блины пекут,
Тебе блин дадут.
Ребёнок стучит ногой об пол (3 раза).
Дети: - Кто там?
- Это я, Тарас.
Дети: - Лови нас, не открывая глаз.
Кого поймал, должен угадать.
Игра на развитие звуковысотного слуха, тем-брового слуха, ориентации в пространстве, упра-жняются в ритмическом хороводном шаге.
ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (1-й вариант).
Играющие стоят шеренгами у четырёх стен ком-наты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяют-ся. Отходят спиной на своё место. Движение повто-ряют дети второй, третьей и четвёртой шеренги.
По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате (залу, площадке), выполняя опреде-лённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т.д.).
По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренга-ми, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.
ИГРА «ЗАПЛЕТАЙСЯ, ПЛЕТЕНЬ»
(2-й вариант).
Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных иг-рающих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» - замкнутый руками круг.
Кто-либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, за-тягивая за собой остальных, и так - до полного «за-плетения», запутывания.
Затем играющие зовут водящего, который дол-жен распутать хоровод. Причём соединённые руки игроков должны находиться в правильном (не ло-маном) соединении.
ИГРА «КАЗАЧЬЯ» (ЧАПАЕВЦЫ).
В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик - «боевой конь», ве-рхом на «коне» - командир с красным флажком.
Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вы-тянута вперёд, правая поднята вверх.
По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладёт флажок и становится в общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем повора-чаваются вправо и идут по кругу за командиром. Командир делает шаг внутрь круга, берёт дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчи-ков, около которых он остановился, поворачивают-ся спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга.
Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня». Выигравший становится ко-мандиром.
ИГРА «ГОРШКИ».
Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на зем-лю в кружок. Другая команда - «хозяева». Они ста-новятся за горшками. Один из играющих- водящий изображает покупателя. Он подходит к одному из хозяев и спрашивает: «Почём горшок?»
Хозяин отвечает: «По денежке».
Покупатель: «А он не с трещинкой?».
Хозяин: «А ты попробуй».
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит: «Крепкий, давай сговор!».
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары, собирайтесь, гончары
По кусту, по насту, по лебедю горазду!
Вон!
Со словами «вон» и «хозяин» и «покупатель» бе-гут в разные стороны вокруг «горшков». Кто пер-вым прибежит к купленному «горшку», тот «хозя- ин», а опоздавший - водящий.
«ЛЯПКА»
Первый вариант. Водящий (его называют ляпкой) бегает за участниками игры, старается кого-нибудь из них осалить и приговаривает: «На тебе ляпку, от-дай её другому!». Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку.
Второй вариант. Водящий ловит участников иг-ры и у пойманного спрашивает:
- У кого был?
- У бабки.
- Что ел?
- Оладки.
- Кому отдал?
Пойманный называет по имени одного из участ-ников игры, и тот становится водящим.
Игра повторяется.
ИГРА «ДОСТАНЬ ПЛАТОК».
Играющие ходят по кругу, выполняя любые тан-цевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого - платок.
По сигналу воспитателя или по окончании му- зыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим.
Игра продолжается.
«ХЛИБЧИК».
Дети делятся на пары и встают врассыпную. Ве-дущий - хлибчик (хлебец) - становится на некото-ром расстоянии от детей, у него нет пары.Он гром-ко произносит:
- Пеку, пеку хлибчик!
- А выпечешь?
- Выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрю!
С этими словами дети и хлибчик бегают по залу (по площадке) врассыпную по одному. По команде педагога: «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребёнок, кому пары не хватило, стано-вится хлибчиком.
Игра повторяется.
«КАЛАЧИ».
Дети становятся в три круга. Двигаются подскока-ми по кругу и при этом произносят слова:
Бай - качи - качи - качи!
Глянь - баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова: «Найди свой ка-лач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры дети могут меняться местами в кругах.
«МЕЛЬНИЦА».
Играющие встают в круг, и каждый, не сходя с места, кружится. При этом все поют:
Мели, мели, мельница!
Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай
И в мешочки набивай!
Крутись, крутись, жернов!
Съеден хлеб наш чёрный,
Съеден белый хлебик.
Мели новый, мельник!
На последнем слове песни все должны останови-ться и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, из игры выходит. Остальные повто-ряют песню и опять кружатся. Остаётся в кругу са-мый внимательный. Он и выигрывает.
«КАПУСТА».
Рисуется круг - огород. В его центр играющие складывают кубанки, платки и другие вещи, обоз-начаюшие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один, выбранный хозяином, садится ря-дом с капустой. Хозяин, показывая движениями во-ображаемую работу, поёт:
Я на камушке сижу,
Лозу тешу,
Лозу тешу -
Плетень горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Коза с козлятами,
Свинья с поросятами,
Утка с утятами,
Курица с цыплятами.
Играющие пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснётся рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесёт из огорода ка-пусты, объявляется победителем.
«ЗАРЯ - ЗАРЯНИЦА».
Один игрок (ребёнок или взрослый) держит шест с прикреплёнными на конце лентами. Каждый игра-ющий берётся за ленту. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют:
Заря - заряница,
Казачка - девица
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз, два - не воронь,
А беги, как огонь!
С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоём бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим.
Игра повторяется.
«КУРЕНЬ».
В разных концах зала ставятся три - четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг сту-льчиков круги по пять - десять человек. Под весё-лую музыку дети пляшут врассыпную по всему за-лу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, бе
рут шаль и вытянутыми над головой руками натя- гивают её (крыша).
«ДОСТАНЬ ПЛАТОК!»
Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные), на которых висят шали. Возле веду-щих стоят по два мальчика. Под весёлую музыку ма льчики пляшут врассыпную по всему залу. С окон- чанием музыки бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль. Победитель с шалью подходит к девочке, кладёт шаль ей на плечи и приглашает та нцевать. Игра может проводиться с доступным ко-личеством шашек и шалей. Шаль можно заменить кубанкой.
«ПЕНЬ».
Дети стоят по кругу парами лицом в круг. Один ребёнок в середине круга прыгает на одной ноге.
Дети поют:
Пень, пень, пень,
Дай конопель,
Трошки горошку,
Масла ложку.
При последнем слове мальчик встаёт впереди ка-кой-нибудь пары. Ребёнок, стоящий сзади, станови-тся ведущим.
«ЛЕНЬ».
Один из играющих, изображающий лень, садится на землю. Дети стоят поодаль от него врассыпную.
Дети: Тепло ли, тебе, лень? Холодно ли молодо-
му?
Лень: Не тепло.
Дети: Не одеть ли нам его,
Не обуть ли нам его?
Как с молодца кафтан,
Со старушки сарафан,
С молодицы-то платок,
С красной девушки венок.
Изображают, как его одевают.
Дети: Что ты, лень, сидишь?
Лень: Пить, есть хочу.
Дети: Что же тебе надобно?
Лень: Яства барские,
Питья государские.
Дети: Кто спину не гнёт,
Тому ложка не в рот.
А где гнулась спина,
Тому рожь густа и колосиста,
Колосиста, ядрениста.
С зерна-то пирог,
С колоска - весь мешок.
Лень догоняет детей, они убегают. Пойманный ребёнок становится ленью.
«БАБА ЯГА».
В центре зала стоит Баба Яга, в руках у неё поме-ло (веточка). Дети двигаются по кругу и приговари-вают:
Бабка Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала!
А потом и говорит: «У меня нога болит!».
Пошла на улицу - раздавила курицу,
Пошла на базар - раздавила самовар,
Вышла на лужайку - испугала зайку!
Дети разбегаются, а Баба Яга, прыгая на одной но-ге, пытается осалить детей своим помелом.
Бабой Ягой становится тот, кого водящий перене-сёт в круг.
«СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА».
Один из играющих выбирается селезнем, другой - уткой. Остальные участники встают вокруг селез-ня, берутся за руки и ведут хоровод, двигаясь то в одну, то в другую сторону и поют:
На горе-горе петухи поют,
Под горой-горой озеро с водой.
А у озера в лесу бел ручей течёт,
По тому ручью селезень плывёт.
Да селезень плывёт, ко мне весть несёт,
Он мне весть несёт, в хоровод зовёт!
После слов «в хоровод зовёт!» селезень пытается выбежать из круга. Участники, стоящие в кругу, пы таются не выпустить его. Если селезню удаётся вы-скочить из круга, он старается поймать утку. Если это ему удаётся, выбирается новая пара, изобража-ющая селезня и утку.
Игра продолжается.
«ИГРОВАЯ».
Играющие встают в круг, берутся за руки. В цен-тре - ведущий. Играющие ходят по кругу. Ведущий говорит нараспев:
У казака Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели,
Разом делали, как я!
Ведущий показывает разные движения, а все иг-рающие повторяют за ним. Тот, кто повторил дви-жения лучше и выразительнее всех, становится но-вым ведущим.
Игра повторяется.
«ВО САДИКЕ ЦАРЕВНА».
Дети идут по кругу в одну сторону, девочка - ца-ревна в другую и поют (движения выполняются со-гласно тексту).
Во садике царевна, царевна, царевна.
Царевну звать Наталья, Наталья, Наталья.
По садику ходила, ходила, ходила,
Золотым кольцом звенела, звенела, звенела,
Царевича манила, манила, манила:
- Иди сюда поближе, поближе, поближе
И кланяйся пониже, пониже, пониже,
Ещё того пониже, пониже, пониже.
Здоровайся покрепче,
покрепче, покрепче,
Ещё того покрепче, покрепче, покрепче.
В конце хоровода обнимаются.
«КОЗЁЛ».
Дети идут по кругу, взявшись за руки и поют:
Шёл козёл дорогою,
Дорогою широкою.
Нашёл козёл безрогую,
Безрогую козу.
Выходит мальчик - «козёл», обходит круг, выби-рает «козу», кланяется, делая «рога».
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Печаль - тоску размыкаем,
Размыкаем тоску.
Мальчик и девочка пляшут, дети хлопают в ладо-ши. Хоровод повторяется, девочка остаётся в роли козы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные. подвижные, игры малой подвижности)
Данный материал содержит разнообразные игры для использования в работе над проеком "Огород на окне"....
Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»
Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов с подвижными игр...
Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора
Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...
Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)
Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...
Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»
В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...
Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»
Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....
Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ
Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...