Формирование основ здорового образа жизни
консультация (средняя группа) по теме
Из опыта работы воспитателя, созданиеусловий развивающей среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Воспитатель: Балашова Галина Александровна
Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."
В.А.Сухомлинский
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
(из опыта работы)
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей.
Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью.
Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.
Такое направление, как формирование здорового образа жизни еще недостаточно хорошо разработано, четкого плана или программы не существует, в программу «От рождения до школы» Васильевой внесены изменения, где подробно расписаны для каждой возрастной группы цели и задачи, выделено специальное направление «здоровье»
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями в нашем детском саду является одной из значимых и приоритетных.
Поэтому в ГБДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий, а так же мотивации активного отношения к своему здоровью.
В нашем саду разработан и реализуется проект «Здоровый ребенок-здоровое будущее» За основу нами было взято методическое пособие Полтавцевой н.В., Стожаровой М.Ю. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни»
Целью данного проекта является:
-Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности
- Формирование устойчивой положительной мотивации у дошкольника к сохранению и укреплению собственного здоровья
через осознание категории здоровья как вечной ценности
Проблема: создание новой, более эффективной модели развития у дошкольников навыков здорового образа жизни
Задачи проекта:
-Воспитание у детей потребности в здоровье
-Формирование целостного понимания здорового образа жизни
-Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования
-Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
–Сформированные навыки здорового образа жизни
-Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям
-Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности
-Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения
На подготовительном этапе реализации проекта мы ставили перед собой следующие задачи: -Активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному
- Привлечь родителей к совместной работе с ГБДОУ по воспитанию культуры здоровья у детей среднего и старшего дошкольного
возраста
Нами была разработана картотека гимнастик двигательной направленности,таких как физические упражнения;физкультминутки и паузы;
эмоциональные разрядки; гимнастика (оздоровительная после сна);пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая
подвижные и спортивные игры;психогимнастика; выполнены наглядные пособия; приобретены настольные игры , посвященные
формированию основ здорового образа жизни
Во время реализации основного этапа проекта мы ставили перед собой следующие задачи:
-Активное участие детей и родителей во всех спортивно- оздоровительных мероприятиях ГБДОУ
-Снижение заболеваемости в группе
-Повышение качества образования в вопросах культуры и здоровья
Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка.
В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками и т.д.
Для укрепления зрения мы используем следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.
Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.
Тренировочные упражнения для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение.
Готовя проект по формированию ЗОЖ,мы просмотрели много материалов из Интернета и увидели использование цветных пятен для снятия зрительного напряжения. Нам это показалось интересным.
Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
Красный – стимулирует детей в работе, это сила внимания.
Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
Синий, голубой, зелёный – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.
Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)
Часто используем минутки покоя:
- посидим молча с закрытыми глазами;
- посидим и полюбуемся на горящую свечу;
- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
- помечтаем под эту прекрасную музыку.
Наряду с традиционными формами работы используется наглядный материал в уголок здоровья (карточки) для ознакомления детей с самомассажем от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно дети с удовольствием его используют в повседневной жизни.
Дети, проснувшись, проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, шнуру, палочкам, камушкам (для профилактики и коррекции плоскостопия).
Проектируем закаливание ног. Как это делается: дети переступают из одного таза в другой, задерживаясь в каждом 4-5 секунд. После этого дети ходят по дорожкам до высыхания ног. Каждый таз наполнен водой разной температуры, с разницей в 2-3 градуса, начиная с 40 градусов. В первом – вода с раствором марганцовки, во втором и третьем – вода чистая, но с другой температурой, в четвёртом – на дне выложены мелкие камешки. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребёнка, поднимает его настроение.
Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.
В течение дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мы широко используем мелодии отрезок времени, на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна. Так, прослушав запись “Колыбельной мелодии”, дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают.
Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Для этого мы используем записи на компьютере
В группе создан “Уголок здоровья”
-где находятся: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия), кора,
-бусы, чётки, бумага,
- схемы для выражения эмоций, массажеры, схемы для точечного массажа и т.д.
Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.
- Цветные камушки, листочки – приготовлены для удовольствия, радости, тепла.
- Губки, бумага – для снятия стресса.
- Шарики, массажеры – для развития мелкой моторики и т.д.
Имеются книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.
-Были приобретены настольно-печатные игры
«Здоровый малыш»
«Уроки безопасности»
-Распечатаны схемы оказания первой помощи+ аптечка
Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки, заставляют задумываться о здоровье.
Соответственно, для родителей оформляем в “Уголке здоровья” рекомендации, советы:
предлагаем папки – передвижки на актуальные темы
приглашаем на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок и т.д.;
проводим анкетирования.
Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровых детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

Родительское собрание-практикум во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 4-го года жизни. Формирование социальной компетентности родителей в формировании основ здорового образа жизни»
Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи здорового образа жизни детей....

План тематической недели «Мы за здоровый образ жизни» по формированию основ здорового образа жизни для старшего дошкольного возраста
Создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья; подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и своём здоровье....

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...
Проект по формированию основ здорового образа жизни «Мы - за здоровый образ жизни» (для подготовительного возраста)
Помочь родителям привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физическ...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...