Кружок "Крепыш"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Проблема здоровья глубоко волнует человечество с давних времен «Валеология» – наука о здоровье здоровых людей, предлагает сохранить здоровье, расширить возможности адаптации организма к условиям среды. Еще более важная задача валеологии – накапливать резервы здоровья, в отличие от него санология направлена на оздоровление организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Крепыш»
Проблема здоровья глубоко волнует человечество с давних времен.
«Валеология» – наука о здоровье здоровых людей, предлагает сохранить здоровье, расширить возможности адаптации организма к условиям среды. Еще более важная задача валеологии – накапливать резервы здоровья, в отличие от него санология направлена на оздоровление организма.
Одной из задач валеологии является формировать научное понимание ценности здорового образа жизни.
Воспитание здорового ребенка на сегодняшний день является главным стержнем в деятельности педагогических коллективов ДОУ. Решить задачи здорового образа жизни и развития детей, снижение их заболеваемости можно только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей. Задача взрослых состоит в том, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного отношения к своему здоровью, умение заботиться о своем организме только в той степени, которая вытекает из объективной необходимости.
ЦЕЛЬ:
воспитание мотивации к здоровью и обучение детей основам формирования, сохранения и укрепления здоровья.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ на 2012 – 2013г.г.
- Познакомить детей со своим организмом. Учить бережно к нему относиться.
- Формировать у детей чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
- Расширять знания и навыки детей по гигиенической культуре.
- Научить самым простым элементам массажа.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
- беседы;
- игры;
- рассматривание иллюстраций;
- практические (ходьба, бег, самомассаж, упражнения для коррекции осанки);
- гимнастика маленьких волшебников;
- диагностика
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Проводить занятия 1 раз в неделю (вторник).
Время проведения: 15 – 30 мин.
Длительность: 20 – 25 мин.
Опираюсь на программу Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко «Школа здорового человека». Составлен перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет на 2012 – 2013 год – это 32 занятия.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
Разделы, по которым проходила диагностика:
«Я – человек»
Цели: расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте; рассказать для чего нужно сердце, почему оно стучит; для чего нужны уши, глаза, мышцы, кровеносная система, головной мозг, кожа; как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми. Познакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой.
«Я осваиваю гигиену и этикет»
Цели: формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этики, поведения, питания, общения за столом.
«Я учусь охранять свою жизнь и здоровье»
Цели: продолжать рассказывать об охране здоровья, строении и функционировании важнейших органов и систем.
Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях. Ребенок должен знать свое имя, фамилию, возраст, адрес, телефон.
Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны – 01.
На улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомных собак и кошек.
Не есть незнакомые ягоды, лезть в водоёмы.
Учить ребенка предвидеть последствия своих действий, на основе разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком).
«Навыки здоровья»
Цели: выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Следить за чистотой и опрятностью одежды, владеть приемами чистки. Быстро одеваться и раздеваться, соблюдать порядок. Выполнять поручения взрослых и действовать по собственной инициативе: вытирать пыль, игрушки, сушить одежду и обувь, садиться за стол причёсанным, в опрятном виде, с чистыми руками. Не мешать сверстникам за столом, дежурить по столовой. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.
«Отношение ребенка к себе, своему здоровью»
Цели: представлять в общих чертах развитие человека: младенец, дошкольник, школьник, мама (папа), бабушка (дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложений). Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования.
«У меня есть замечательный помощник – скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, лёгкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках. Тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями».
Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные валеологические правила:
- помоги своему сердцу работой всех мышц, занимайся ежедневно физическими упражнениями;
- помоги своим легким дышать свежим воздухом, не ленись ежедневно гулять в парке, на участке, спи с открытой форточкой;
- помоги работе желудка и кишечника, пережевывай «33 раза» каждый кусочек пищи;
- помоги своему мозгу мыслить, думать, береги от ушибов свою голову, совершай добрые поступки.
На основе критерий выделены следующие уровни:
Низкий:
- Ребенок не уверен в себе, стремление к самостоятельности в процессе умывания, одевания, еды подавлено (без напоминания не может правильно умываться, следить за своим внешним видом).
- Постоянно требуется прямое напоминание взрослого о соблюдении порядка, иногда непосредственная помощь.
- Не развит интерес к выполнению правил ЗОЖ.
- Не владеет простыми способами массажа.
Средний:
- Ребенок сам себя обслуживает, без напоминания правильно умывается, одевается, следит за своим внешним видом и порядком в группе.
- Однако контроль взрослого за самообслуживанием недостаточен, требуется помощь в оценке.
- Иногда устанавливает связь между поведением и здоровьем.
- Плохо владеет навыками массажа.
Высокий:
- Ребенок полностью самостоятелен в выполнении правил и последовательности умывания, одевания, способов самообслуживания.
- Он отличается аккуратностью, адекватно оценивает культурно-гигиенические навыки сверстников и свои.
- Проявляет заботу о слабых детях, с радостью оказывает им помощь в одевании, умывании, быту.
- Ребенок самостоятельно выполняет все правила этикета.
- С помощью взрослого устанавливает связь между совершаемыми действиями и состоянием организма: «Я буду…., чтобы быть…..».
- Целеустремлен в выполнении правил ЗОЖ, владеет самыми элементарными техниками массажа.
Проведя ряд бесед с детьми, было выявлено, что уровень знаний детей недостаточен, хотя они владеют определенной информацией и некоторыми умениями и навыками, но не всегда применяют их в практической деятельности. Так же результаты диагностики на начало года (сентябрь 2012г.) показали, что дети не самостоятельны, без напоминания не могут правильно умываться, следить за своим внешним видом. У них не развит интерес к ЗОЖ. Не стремятся к самостоятельности (Аня Ш., Андрей П., Миляра Н., Рамиля Н.). В ходе выполнения заданий (например, выполнение массажа) не проявлялась заинтересованность детей, лишь двое детей (Андрей Л., Андрей Б.) знали зачем нужен массаж и были заинтересованы хорошо его сделать. Ответы этих были полные, точные, что говорит об их интересе к сохранению и укреплению своего организма. Таким образом, на сентябрь 2012 года из десяти опрошенных детей трое ребят показали низкий уровень формирования знаний, умений, навыков валеологического характера, шестеро детей – средний, один ребенок (Андрей Б.) – высокий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ на начало года сентябрь 2011г.
Для выполнения поставленных задач на начало года были проведены занятия, такие как: «Друзья Вода и Мыло», «Почему болят зубы», «Чистка зубов» и т.д. Проведенные занятия показали, что дети усвоили, почему необходимо соблюдать культурно-гигиенические навыки (Владик В., Тамара Л., Юля Е.).
Также был проведен цикл занятий по теме «Знай свое тело». У детей появилась заинтересованность к занятиям, желание больше узнать о том, как устроен человек (Миляра Н., Рамиля Н., Аня Ш.). С интересом рассматривали «Атлас человека», задавали вопросы. Обучались элементам массажа и закаливающего массажа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ на конец года
Таким образом, к концу года были получены следующие результаты: 1 (10%) ребенок с низким уровнем (Миляра Н.) – девочка часто болела, мало ходила в детский сад, поэтому уровень не повысился; 4 (40%) ребенка показали высокий уровень; 5 (50%) человек – средний.
Вывод: проведенная диагностика показала, что проводимая работа и созданные условия в дошкольном учреждении способствуют формированию у детей привычки к ЗОЖ. Я ценю свою работу. И в дальнейшем буду проводить занятия кружка так, чтобы дети получали необходимые знания и умения, приобщать детей к ЗОЖ.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование у дошкольников устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья;
- Формирование у дошкольников элементарных знаний, умений, навыков валеологического характера;
- Формирование и совершенствование у дошкольников элементарных гигиенических и культурных навыков;
- Создание и накопление в ДОУ традиций и обычаев ЗОЖ;
- Укрепление психологического здоровья детей как важной составляющей здоровья человека в целом.