Кружок "Крепыш"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Проблема здоровья глубоко волнует человечество с давних времен «Валеология» – наука о здоровье здоровых людей, предлагает сохранить здоровье, расширить возможности адаптации организма к условиям среды. Еще более важная задача валеологии – накапливать резервы здоровья, в отличие от него санология направлена на оздоровление организма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Крепыш»

        Проблема здоровья глубоко волнует человечество с давних времен.

        «Валеология» – наука о здоровье здоровых людей, предлагает сохранить здоровье, расширить возможности адаптации организма к условиям среды. Еще более важная задача валеологии – накапливать резервы здоровья, в отличие от него санология направлена на оздоровление организма.

        Одной из задач валеологии является формировать научное понимание ценности здорового образа жизни.

        Воспитание здорового ребенка на сегодняшний день является главным стержнем в деятельности педагогических коллективов ДОУ. Решить задачи здорового образа жизни и развития детей, снижение их заболеваемости можно только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей. Задача взрослых состоит в том, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного отношения к своему здоровью, умение заботиться о своем организме только в той степени, которая вытекает из объективной необходимости.

ЦЕЛЬ:

        воспитание мотивации к здоровью и обучение детей основам формирования, сохранения и укрепления здоровья.

ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ на 2012 – 2013г.г.

  1. Познакомить детей со своим организмом. Учить бережно к нему относиться.
  2. Формировать у детей чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
  3. Расширять знания и навыки детей по гигиенической культуре.
  4. Научить самым простым элементам массажа.

МЕТОДЫ  И  ПРИЕМЫ

  • беседы;
  • игры;
  • рассматривание иллюстраций;
  • практические (ходьба, бег, самомассаж, упражнения для коррекции осанки);
  • гимнастика маленьких волшебников;
  • диагностика

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

        Проводить занятия 1 раз в неделю (вторник).

        Время проведения: 15 – 30 мин.

        Длительность: 20 – 25 мин.

        Опираюсь на программу Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко «Школа здорового человека».         Составлен перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет на 2012 – 2013 год – это 32 занятия.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ  МЕТОДИКА

        Разделы, по которым проходила диагностика:

«Я – человек»

Цели:  расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте; рассказать для чего нужно сердце, почему оно стучит; для чего нужны уши, глаза, мышцы, кровеносная система, головной мозг, кожа; как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми.  Познакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой.

«Я осваиваю гигиену и этикет»

Цели:  формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этики, поведения, питания, общения за столом.

«Я учусь охранять свою жизнь и здоровье»

        Цели: продолжать рассказывать об охране здоровья, строении и функционировании важнейших органов и систем.

Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях. Ребенок должен знать свое имя, фамилию, возраст, адрес, телефон.

Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны – 01.

        На улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомных собак и кошек.

        Не есть незнакомые ягоды, лезть в водоёмы.

        Учить ребенка предвидеть последствия своих действий, на основе разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком).

«Навыки здоровья»

        Цели:  выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Следить за чистотой и опрятностью одежды, владеть приемами чистки. Быстро одеваться и раздеваться, соблюдать порядок. Выполнять поручения взрослых и действовать по собственной инициативе: вытирать пыль, игрушки, сушить одежду и обувь, садиться за стол причёсанным, в опрятном виде, с чистыми руками. Не мешать сверстникам за столом, дежурить по столовой. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.

«Отношение ребенка к себе, своему здоровью»

        Цели:  представлять в общих чертах развитие человека: младенец, дошкольник, школьник, мама (папа), бабушка (дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложений). Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования.

        «У меня есть замечательный помощник – скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, лёгкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках. Тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями».

        Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные валеологические правила:

  • помоги своему сердцу работой всех мышц, занимайся ежедневно физическими упражнениями;
  • помоги своим легким дышать свежим воздухом, не ленись ежедневно гулять в парке, на участке, спи с открытой форточкой;
  • помоги работе желудка и кишечника, пережевывай «33 раза» каждый кусочек пищи;
  • помоги своему мозгу мыслить, думать, береги от ушибов свою голову, совершай добрые поступки.

На основе критерий выделены следующие уровни:

Низкий: 

  1. Ребенок не уверен в себе, стремление к самостоятельности в процессе умывания, одевания, еды подавлено (без напоминания не может правильно умываться, следить за своим внешним видом).
  2. Постоянно требуется прямое напоминание взрослого о соблюдении порядка, иногда непосредственная помощь.
  3. Не развит интерес к выполнению правил ЗОЖ.
  4. Не владеет простыми способами массажа.

Средний:

  1. Ребенок сам себя обслуживает, без напоминания правильно умывается, одевается, следит за своим внешним видом и порядком в группе.
  2. Однако контроль взрослого за самообслуживанием недостаточен, требуется помощь в оценке.
  3. Иногда устанавливает связь между поведением и здоровьем.
  4. Плохо владеет навыками массажа.

Высокий:

  1. Ребенок полностью самостоятелен в выполнении правил и последовательности умывания, одевания, способов самообслуживания.
  2. Он отличается аккуратностью, адекватно оценивает культурно-гигиенические навыки сверстников и свои.
  3. Проявляет заботу о слабых детях, с радостью оказывает им помощь в одевании, умывании, быту.
  4. Ребенок самостоятельно выполняет все правила этикета.
  5. С помощью взрослого устанавливает связь между совершаемыми действиями и состоянием организма: «Я буду…., чтобы быть…..».
  6. Целеустремлен в выполнении правил ЗОЖ, владеет самыми элементарными техниками массажа.

Проведя ряд бесед с детьми, было выявлено, что уровень знаний детей недостаточен, хотя они владеют определенной информацией и некоторыми умениями и навыками, но не всегда применяют их в практической деятельности. Так же результаты диагностики на начало года (сентябрь 2012г.) показали, что дети не самостоятельны, без напоминания не могут правильно умываться, следить за своим внешним видом. У них не развит интерес к ЗОЖ. Не стремятся к самостоятельности (Аня Ш., Андрей П., Миляра Н., Рамиля Н.). В ходе выполнения заданий (например, выполнение массажа) не проявлялась заинтересованность детей, лишь двое детей (Андрей Л., Андрей Б.) знали зачем нужен массаж и были заинтересованы хорошо его сделать. Ответы этих были полные, точные, что говорит об их интересе к сохранению и укреплению своего организма. Таким образом, на сентябрь 2012 года из десяти опрошенных детей трое ребят показали низкий уровень формирования знаний, умений, навыков валеологического характера, шестеро детей – средний, один ребенок (Андрей Б.) – высокий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ на начало года сентябрь 2011г.

Для выполнения поставленных задач на начало года были проведены занятия, такие как: «Друзья Вода и Мыло», «Почему болят зубы», «Чистка зубов» и т.д. Проведенные занятия показали, что дети усвоили, почему необходимо соблюдать культурно-гигиенические навыки (Владик В., Тамара Л., Юля Е.).

        Также был проведен цикл занятий по теме «Знай свое тело». У детей появилась заинтересованность к занятиям, желание больше узнать о том, как устроен человек (Миляра Н., Рамиля Н., Аня Ш.). С интересом рассматривали «Атлас человека», задавали вопросы. Обучались элементам массажа и закаливающего массажа.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ДИАГНОСТИКИ  на  конец  года

        Таким образом, к концу года были получены следующие результаты: 1 (10%) ребенок с низким уровнем (Миляра Н.) – девочка часто болела, мало ходила в детский сад, поэтому уровень не повысился; 4 (40%) ребенка показали высокий уровень; 5 (50%) человек – средний.

Вывод:  проведенная диагностика показала, что проводимая работа и созданные условия в дошкольном учреждении способствуют формированию у детей привычки к ЗОЖ. Я ценю свою работу. И в дальнейшем буду проводить занятия кружка так, чтобы дети получали необходимые знания и умения, приобщать детей к ЗОЖ.

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Формирование у дошкольников устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья;
  • Формирование у дошкольников элементарных знаний, умений, навыков валеологического характера;
  • Формирование и совершенствование у дошкольников элементарных гигиенических и культурных навыков;
  • Создание и накопление в ДОУ традиций и обычаев ЗОЖ;
  • Укрепление психологического здоровья детей как важной составляющей здоровья человека в целом.