«Формирование правил поведения у детей в экстремальных ситуациях как средство сохранения здоровья и жизни».
консультация по теме
Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Необходимо выделить такие правила поведения, которые ребёнок должен выполнять, так как от этого зависит его здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить ребёнку, а затем следить за их выполнением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pechati_v_inete_bezopasnost.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование правил поведения у детей в экстремальных ситуациях как средство сохранения здоровья и жизни».
Эта тема актуальна т.к. Госстандарты предлагают формировать у детей, начиная с младшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения (обучать детей называть своё имя, адрес, номер телефона и прочее в случае, если ребёнок потерялся; знакомить с правилами дорожного движения; учить соответствующему поведению в различных опасных ситуациях и т.д.).
В «Законе РФ об Образовании» одной из задач стоит охрана здоровья и жизни детей. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Необходимо выделить такие правила поведения, которые ребёнок должен выполнять, так как от этого зависит его здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить ребёнку, а затем следить за их выполнением.
Правила поведения на улице:
- не вступайте в разговор с незнакомым человеком,
- не соглашайтесь никуда идти с незнакомым человеком, как бы он не уговаривал и чтобы не предлагал,
- не устраивайте игры рядом с проезжей частью, это опасно, играть можно только на детских площадках,
- не гладьте незнакомых животных.
Правила поведения в лесу:
- собирайте только знакомые грибы и ягоды,
- ни в коем случае не пробуйте неизвестные ягоды,
- не трогайте осиное гнездо, не мешайте муравьям, и они вас не укусят,
- огонь лучше разводить на старых кострищах и только со взрослыми, уходя огонь обязательно потушите.
Правила поведения в доме:
- нельзя открывать дверь незнакомому человеку, даже если он в форме милиционера, врача,
- не трогать лекарства без разрешения взрослых,
- не разбрасывать инструменты и предметы для рукоделия, их нужно хранить в особых ящиках или коробках,
- не играйте со спичками, зажигалками, свечами.
Если случился пожар в квартире:
- вызовите пожарную охрану по телефону 01,
- немедленно покиньте помещение, закройте за собой дверь,
- двигайтесь к выходу, пригнувшись,
- накройте голову мокрой, плотной тканью,
- дышите через мокрый носовой платок,
- сообщите о пожаре соседям, зовите на помощь,
- прятаться в горящей квартире под диван или шкаф нельзя – опасно для жизни.
Если в лесу начался пожар:
- если в лесу начался пожар, срочно уходите из него,
- дышите через смоченный платок или одежду,
- накройте голову мокрой одеждой,
- убегайте от огня, пригнувшись к земле,
- убегайте от огня по дорогам, просекам, берегам рек или ручьёв,
- обязательно сообщите о пожаре в службу 01 или 112.
Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Ребёнок может оказаться в неожиданной ситуации на улице или дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у него самостоятельности и ответственности. Всё чему мы научим ребёнка, он должен уметь применить в реальной жизни.
Если мы будем постоянно одёргивать ребёнка и говорить ему о том, что тут ты можешь попасть под машину, там обожжешься, здесь поранишься, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное, беспомощное создание с огромным багажом комплексов. Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?
Этому поможет планомерная, профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для детей игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.
Работу начала с изучения методической литературы. За основу взяла учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасность» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина, её основные направления, а также формы работы:
- игры – театрализации, игры – упражнения, тренинги;
- фронтальные занятия;
- индивидуальные беседы на разные темы («К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся?», «Чужой и близкий»);
- самостоятельная деятельность в развивающей среде (дидактические игры, настольные, словесные игры);
- методы и приёмы, которые позволяют обеспечить мотивацию и активность детей;
- практический материал для игр и занятий (схемы, модели, картинки);
- индивидуальные беседы с малообщительными детьми;
- нетравмирующая оценка – только положительная, подбадривающая, подкрепляющая узнавать что-то новое.
Изучая вопросы методики проведения занятий по данной теме, обратилась к методическим пособиям О.В.Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» (занятия, планирование, рекомендации); И.В.Кононова «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников»; О.Г.Жукова, Г.И.Трушнина, Е.Г.Фёдорова «Азбука «Ау!» (методические рекомендации).
Много интересных игр, упражнений, тренингов взяла из Н.И.Крылова «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» (проектирование, тренинги, занятия). Для театрализации сказок использовала Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки» (безопасность для малышей).
Во время подготовки проектов для детей использовала пособие Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников»; О.Ю.Зайцева, Н.Г.Даниленко, Ю.Д.Маркина «Педагогическая технология проектирования в управлении образовательным процессом».
Изучая вопросы комфортно – развивающей среды, обратилась к пособию Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений».
Организуя работу с родителями, обратилась к пособию Е.С.Евдокимова, Н.В.Додокина, Е.А.Кудрявцева «Детский сад и семья» (методика работы с родителями).
Работу по теме начала с изучения проблем:
1. Анализ уровня развития детей по ОБЖ показал, что у детей нет определённых знаний по правилам поведения в опасных ситуациях. Вторая младшая группа начало года: 100% - низкий уровень знаний детей по ОБЖ.
2. Отсутствует практический материал для детей по данной теме.
3. Проанализировав работу с родителями, пришла к выводу, что родители сами имеют знания, но не могут научить своих детей правилам поведения в экстремальных ситуациях.
В результате выявленных проблем я поставила перед собой цель: помочь детям понять смысл правил поведения в экстремальных ситуациях.
Из неё вытекают задачи:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения,
- стимулирование развития самостоятельности и ответственности,
- объяснить детям, что именно может быть опасным в общении с незнакомыми людьми,
- объяснить, какие предметы считаются опасными,
- помочь понять, как вести себя во время пожара,
- познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами,
- познакомить с тем, что контакты с животными иногда могут быть опасными,
- помочь усвоить, к кому можно обратиться, если ребёнок потерялся на улице.
В планировании соблюдала принципы:
- полноты,
- системности,
- сезонности,
- учёта городской местности,
- возрастной адресованности,
- интеграции,
- координации деятельности специалистов ДОУ,
- преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье.
Методы и приёмы работы с детьми:
- чтение художественной литературы,
- рассматривание иллюстраций, плакатов, фотографий,
- просмотр видеофильмов,
- дидактические игры и упражнения,
- тренинги,
- подвижные игры,
- сюжетно – ролевые игры,
- театрализованные представления,
- конкурсы рисунков.
В группе организовала уголок по ОБЖ, в который входят детская литература (сказки, книжки с правилами поведения и иллюстациями к ним); дидактические и настольные игры; предметы для сюжетно – ролевых игр; костюмы для театрализации; сменные плакаты по правилам поведения в лесу, на воде, на дорогах города, в доме. При организации развивающей среды обращала внимание на эстетичность оформления.
Для работы с детьми использую следующие игры:
- Игра – соревнование «Потуши пожар» - знакомство с профессией пожарного, его действиями во время пожара.
- Игра – загадка «Это я, это я, это все мои друзья» - закреплять правила дорожного движения.
- Дидактическая игра «Как избежать неприятностей» - учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций.
- Игра – тренинг «Петух и лиса» - учить детей защитному поведению в случае насильственных действий взрослого.
Опыт работы подсказывал, что невозможно формировать правила безопасного поведения без сотрудничества с семьёй. Использовала разные формы работы:
- информация в уголках для родителей;
- индивидуальные беседы;
- анкетирование;
- собрание;
- открытые занятия;
- совместное творчество детей и родителей.
Основным методом и приёмом в работе с детьми считаю свою речевую активность, а также ответную детей, т.к. соответствие речевой динамики является важным фактором комфортного самочувствия ребёнка на занятии.
В своей работе я использую такие формы работы, как обучение детей в повседневных, бытовых ситуациях, на прогулке, в вечерние и утренние отрезки времени.
Занятия провожу через игры, тренинги, театрализацию.
Использую итоговые занятия – развлечения, например «Пожар в лесу».
В работе с детьми учитывала рекомендации к проведению занятий по ОБЖ:
1. стараться показать детям привлекательность занятий;
2. начинать занятие энергично; оно должно проходить так, чтобы каждый ребёнок от начала до конца был занят делом;
3. помнить: паузы, медлительность, безделье – ухудшают дисциплину;
4. увлекать детей интересным содержанием материала, умственным напряжением;
5. давать детям возможность почувствовать свою причастность к открытиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни: формирование психического здоровья.
В разработке представлены игры для детей 5 - 7 лет по формированию психического здоровья....
«Как я взаимодействую с педагогами ДОУ по формированию у детей двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни». Выступление из опыта работы на педагогическом совете «Образовательное учреждение как носитель здоровья детей».
В выступлении конкретно обозначена роль педагога при проведении утренней гимнастики и занятий по физической культуре при наличии инстуктора по физической культуре в ДОУ. Предлагается памятка....
"Опыт работы по укреплению и сохранению здорового образа жизни в дошкольном учреждении"
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблемм нашего времени....
«Использование инновационных технологий сохранения и стимулирования здоровья детей 3-5 лет и обучение здоровому образу жизни»
Перспективное планирование использования инновационных технологий сохранения и стимулирования здоровья детей...
Диагностика понимания норм и правил поведения, умения давать нравственную оценку ситуации
Описание методик для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний...
«Формирование правил поведения, традиций и праздников, их включение в повседневную жизнь детей в группах младшего дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете. Опыт работы представлен педагогами - воспитателем Павловой Н.Е. и муз.руководителем Ищенко Ж.Г....
Применение технологии творческого проекта с целью формирования навыков безопасного поведения, в том числе по укреплению и сохранению здоровья у детей дошкольного возраста
Применение технологии творческого проекта с целью формирования навыков безопасного поведения, в том числе по укреплению и сохранению здоровья у детей дошкольного возраста . •Актуальность: Тв...