"Современные здоровьесберегающие технологии" (есть презентация)
консультация по теме

Елена Александровна Заика

Выступление на районной конференции педагогов ДОУ, посвященное теме здоровьесбережения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc132.5 КБ
Файл teoriya.pptx796.13 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………….2
  2. Здоровьесберегающие технологии: понятие,  цель и задачи………4
  3. Виды  здоровьесберегающих технологий, используемых  в ДОУ...5
  4. Формы оздоровительной работы……………………………………..9
  5. Заключение……………………………………………………………19
  6. Список литературы………………………………………..………….22

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

 забота о здоровье – это важнейший

 труд воспитателя. От жизнерадостности,

                                              бодрости детей зависит их духовная жизнь,

                                 мировоззрение, умственное развитие,

                            прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

  1. Введение

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает*, что

____________________________________________________________________

*«Здоровье детей - здоровье нации». Сборник материалов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2008 г.

за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23

до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, не оптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечнососудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

  1. Здоровьесберегающие технологии: понятие,  цель и задачи

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.*

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

____________________________________________________________________

* Данное определение предлагается Деркунской В. А. - канд. пед. наук

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. А также знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
  2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
  3. Партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

  1. Виды  здоровьесберегающих технологий, используемых  в ДОУ

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

  • Медико-профилактические технологии.

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

  • организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
  • организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.);
  • организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности, что, в свою очередь, помогает планировать физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

  • Физкультурно-оздоровительные технологии.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

  • развитие физических качеств;
  • контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
  • формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • воспитание привычки повседневной физической активности;
  • оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется педагогами на занятиях по физическому воспитанию, а также - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.
  • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В своей деятельности «служба сопровождения» в лице психолога, медицинского работника и воспитателей руководствуется Положением о медико-психолого-педагогической службе и ставит своей целью создание в дошкольном учреждении  целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

  • Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Помня о том, что результаты физического развития зависят прежде всего от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

  • Технологии валеологического просвещения родителей.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей понятия здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физического развития, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка, привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями*, практические показы (практикумы).

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Образовательная деятельность предполагает проведение с дошкольниками занятий и бесед о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

  1. Формы оздоровительной работы

В нашей группе ежедневно предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет

__________________________________________________________________

*См. приложение «А.1» (фрагмент родительского собрания в старшей группе; тема: «Валеологическое воспитание дошкольников»; время проведения: март 2013; провели: Голоскокова Е. Е., Заика Е. А.).

обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

 При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

  • Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
  • Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
  • Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
  • Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).

Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:

  • Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена). Рациональная, не перегревающая одежда детей;
  • Соблюдение режима прогулок во все времена года;
  • Сон при открытых фрамугах;
  • Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);
  • Хождение босиком в группе и летом на прогулке. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли.
  • Методика контрастного воздушного закаливания, которая проводится в конце дневного сна попеременно в холодном и теплом помещениях. Температура воздуха в тёплом помещении поддерживается с помощью подогревателей, в холодном понижается за счёт интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен  не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

Кроме подвижных игр, мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий

Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. На каждые две недели имеются 3-4 комплекса физических упражнений на воздухе:

  • для хорошей погоды (по сезону);
  • на случай сырой погоды;
  • на случай порывистого ветра.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашей группе придаётся  развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

  • маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;
  • в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;
  • в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.

Именно поэтому нами используются разнообразные варианты проведения физкультурных и валеологических занятий:

  • Занятия по традиционной схеме;
  • Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
  • Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
  • Занятия серии «Здоровье», которые могут быть включены в сетку занятий* в качестве познавательного развития, а также проводиться в рамках кружковой** или иной досуговой деятельности. В ходе таких занятий, детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.

____________________________________________________________________

*См. приложение «А.2» (фрагмент открытого занятия в старшей группе; тема: «Путешествие на Планету Здоровья»; время проведения: окт. 2013; Заика Е. А.).

**См. приложение «А.3» (фрагмент занятия кружка «Неболейка»; Заика Е. А.).

Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.

Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме.

Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.

В перерывах между занятиями проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, проводятся физкультминутки.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т.д. Длительность составляет 1-3 минуты.

Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики:

  • Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и  выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.
  • Гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»).
  • Пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями.  Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.

Методика применения дыхательных упражнений: вдох через нос, выдох через рот в сомкнутые трубочкой губы, сочетать дыхательные упражнения с общеразвивающими упражнениями, формировать дыхание смешанного типа.

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим  точечный массаж является  профилактикой простудных заболеваний.

Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Для повышения сопротивляемости организма простудным заболеваниям в нашем саду детям рекомендовано орошение зева отварами календулы, эвкалипта, шалфея, ромашки, зверобоя, подорожника, мать-и-мачехи, дубовой коры. С большим удовольствием наши воспитанники участвуют в дегустации травяных чаев:

  • успокаивающего чая (мята, пустырник);
  • противовоспалительного чая (зверобой, ромашка, подорожник);
  • витаминного чая (смородина, крапива, шиповник);
  • чая регулирующего обмен веществ (шиповник, земляника).

Доказано, что различные ароматы определённым образом влияют на развитие ребёнка,  на его здоровье и настроение (Б. В. Шеврыгин). Различать запахи способен даже грудной малыш. Разные запахи влияют на детей по-разному: приятные ароматы способны действовать как хорошие лекарств, могут вызывать аппетит, нормализуют деятельности нервной системы, улучшают зрение в сумерках и цветоощущение; и, наоборот, неприятные запахи могут угнетать и раздражать ребёнка.

В нашей группе широко используется аромотерапия. Практическое применение аромотерапии и аромопрофилактики преследует следующие цели:

  • предупреждение и снижение заболеваемости острыми респираторными и вирусными инфекциями;
  • коррекция психофизиологического состояния, повышение умственной и физической работоспособности, улучшение координации движений и функций анализаторов, расширение объёма кратковременной памяти, повышение устойчивости к стрессу, улучшение сна;
  • профилактика вегетососудистой дистонии, функциональных нарушений деятельности сердечнососудистой системы;
  • стимуляция общей иммунологической реактивности организма с целью повышения резистентности к инфекционным заболеваниям, расширения адаптационных возможностей;
  • расширение комплекса реабилитационных мероприятий у больных с хроническими и неспецифическими заболеваниями лёгких.

Использование аромотерапии в детском саду происходит согласно «Индивидуального маршрута ребёнка» во избежание различных аллергических заболеваний, учитывая принцип «Не уверен – не назначай».

Оздоровительная работа усиленно проводится  нами и  в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.

Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

При осуществлении летней оздоровительной работы в детском саду мы придерживаемся следующих принципов:

  • комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;
  • непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
  • преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;
  • использование простых и доступных технологий;
  • формирование положительной мотивации у детей к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
  • интеграция программы профилактики закаливания в семью;
  • повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в ДОУ санитарных норм и правил, оптимального двигательного режима и физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и использования различных форм оздоровительной работы.

  1. Заключение

Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:

  • формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
  • использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
  • конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
  • обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи,  может   выступать:

  • непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах, а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
  • реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);
  • специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).

Результаты внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в ДОУ:

  • Формирование навыков здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ;
  • Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками;
  • Проявление толерантности всех участников внедрения здоровье сберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ;
  • Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
  • Внедрение научно – методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ;
  • Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

  1. Список литературы:
  1. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
  2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
  3. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.,2006.
  4. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б.Егорова. – М.,2004.
  5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
  6. Каралашвили Е.А.  Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002.
  7. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  8. «Здоровье детей - здоровье нации». Сборник материалов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2008 г.

~  ~


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение ЦРР детский сад № 10 г. Россоши «Современные здоровьесберегающие технологии» Воспитатель: Заика Елена Александровна первая квалификационная категория

Слайд 2

« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения )

Слайд 4

Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения детские стрессы (нервные расстройства), тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье )

Слайд 5

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды , направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Слайд 6

Применительно к детям - обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. Задачи здоровьесбережения :

Слайд 7

Классификация здоровьесберегающих технологий : Медико-профилактические. Физкультурно-оздоровительные, приобщение детей к здоровому образу жизни. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ. Валеологическое просвещение родителей. З доровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Слайд 8

Медико-профилактические технологии Технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими правилами и нормами

Слайд 9

Медико – профилактические технологии: Организация мониторинга здоровья дошкольников Организация и контроль питания детей Организация профилактических мероприятий в детском саду Закаливание и физическое развитие дошкольников Организация контроля и помощь в обеспечений требований СанПиНов Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

Слайд 10

Физкультурно-оздоровительные технологии Технологии, направленные на развитие физических качеств и двигательной активности детей, на приобщение детей к здоровому образу жизни

Слайд 11

Физкультурно-оздоровительные технологии: Утренняя гимнастика Гимнастика для глаз Пальчиковая гимнастика Динамическая гимнастика Дыхательная гимнастика Бодрящая гимнастика Динамическая пауза Массаж и самомассаж Профилактика плоскостопии и формирование правильной осанки Двигательные оздоровительные физминутки Самостоятельная двигательная деятельность Валеологическое развитие Подвижные и спортивные игры Физическая культура

Слайд 12

Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка Технологии, обеспечивающие эмоциональный комфорт и хорошее психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома ( психогимнастика , песочная терапия, сказкотерапия , музыкотерапия и т. д.) .

Слайд 13

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов ДОУ Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе, культуры профессионального здоровья, развития потребностей здорового образа жизни

Слайд 14

Существует десять золотых правил здоровьесбережения : 1. Соблюдайте режим дня! 2. Обращайте больше внимания на питание! 3. Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим только добра!

Слайд 15

Валеологическое просвещение родителей Папки-передвижки Круглые столы Беседы Нетрадиционные формы работы с родителями Практические показы (практикум) Личный пример педагога

Слайд 16

Система здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в ДОУ: различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул ) комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», хождение босиком, обтирание после сна, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика ) физкультурные занятия всех типов традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика , сухой бассейн, массажёры , тактильные дорожки ) организация рационального питания медико-профилактическая работа с детьми и родителями комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов

Слайд 17

Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ритмопластика Не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном зале Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр Релаксация В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную музыку, звуки природы Гимнастика утренняя Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др. Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин во всех группах Различные варианты проведения ЛФК 2 раза в неделю в коррекционных группах по показаниям врача Комплексы упражнений, корегирующих осанку, свод стоп

Слайд 18

Гимнастика пальчиковая С младшего возраста в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Физкультурное занятие 2 раза в неделю в спортивном зале Ранний возраст в групповой комнате – 10 мин, младший возраст – 15 – 20 мин, средний- 20-25 мин, старший возраст – 25-30 мин. Занятия проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ Само-массаж В зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы С детьми старшего возраста Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Информация для детей по теме « Здоровье» Во время совместной деятельности в зависимости от поставленных задач Могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития

Слайд 19

Этапы внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых работа валеологической направленности в родителями ДОУ .

Слайд 20

Наглядный материал для внедрения здоровьеформирующих образовательных технологий Модели точного выполнения основных движений Модели общеразвивающих упражнений Алгоритмы подвижных игр Схемы видов построения Картотека индивидуальных заданий для закрепления основных движений Пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, правилам ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи Атрибуты , стимулирующие и активизирующие двигательную активность Мнемотаблицы и коллажи валеологического содержания Фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе Литература валеологического содержания Наглядный материал в «Уголках здоровья» в группах Пиктограммы , загадки, ребусы, кроссворды валеологического содержания.

Слайд 21

Здоровьеформирующее и здоровьесберегающее в работе с педагогами ДОУ : Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей и взрослых Семинары - тренинги Консультации для педагогов «Воспитание здорового ребёнка», «3доровье ребенка в наших руках», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ » «Здоровье всему голова» и др. Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня» Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах Семенар - практикум « Организация досуга для детей»

Слайд 22

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Информационные стенды для родителей - работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры) Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др .) Консультации , беседы с родителями по вопросам здоровье сбережения Ежеквартальная родительская газета (посвященная вопросам воспитанию здорового ребёнка)

Слайд 23

Результаты внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в ДОУ: Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками Проявление толерантности всех участников внедрения здоровье сберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровье сберегающего образовательного пространства в ДОУ Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Слайд 24

Мы стремимся к полной реализации в жизни каждого ребенка трех моментов: достаточной индивидуальной умственной нагрузки обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений полное удовлетворение потребности в движении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

В презентации затронуты вопросы современных здоровьесберегающих технологий. Что такое здоровьесберегающие технологии.  Формы организации здоровьесберегающей работы в детском саду....

Презентация. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду

Разработка на тему : « Современные  здоровьесберегающие  используемые в детском саду»  содержит  выступление и презентацию  к нему.  Затронуты вопросы современных здоровь...

Презентация "Современные здоровьесберегающие технологии"

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из главных стратегических задач, стоящих перед педагогами ДОУ....

Презентация по использованию современных здоровьесберегающих технологий в группе детского сада "Секреты здоровья"

Жизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день  является проблема сохранения здоровья детей - одной из высших человеческих ...

Презентация "Реализация современных здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя"

Презентация "Реализация современных здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя"...

Презентация: "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду"

В данной презентации представлены цель, система здоровьесбережения, современные технологии, используемые в нашем детском саду. Слайды сопровождаются красочными фотографиями....

Презентация "Современные здоровьесберегающие технологии"

Формы организации здоровьесберегающей работы....