Консультация для воспитателей ДОУ "Ознакомление дошкольников со здоровым образом жизни"
статья по теме

Для соразмерности красоты и здоровья требуется не только образование в обслати науки и искусства, но и занятие всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

Платон 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников со

здоровым образом жизни.

        Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

        Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять всегда, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

        Наша задача – воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни, а также научить их определённым правилам поведения.

       Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

        Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в  работе и нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

        В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.  

        Что мы можем сделать для приобщения детей к здоровому образу жизни?

        Прежде всего необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.

        Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает силы бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определённому ритму.

       Прогулка является одним из существенных компонентов режима дня. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребёнка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 2 раз в день по 2 часа, летом - неограниченно.

       Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днём, и ночью) засыпал в одно и то же время.

       Таким образом, домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня детского сада.  

       Закаливание – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

       Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку главной причиной ряда заболеваний (болезни верхних дыхательных путей, воспаление лёгких, нефриты, ревматизм и.т.п.) является охлаждение организма.

       Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определённым условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и.т.п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.

       В результате закаливания ребёнок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Закалённые дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

       Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

       Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребёнка на

воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.

       Оздоровляющее воздействие воздуха необходимо также использовать при организации дневного сна и прогулок.

       Солнечные ванны оказывают благотворное влияние на организм только при правильном их использовании, иначе они могут причинить вред: вызвать тяжёлые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней.

       В дошкольных учреждениях закаливание солнцем осуществляется на прогулке и в ходе повседневной деятельности детей. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам.

       Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 минут, постепенно его доводят до 10 минут.

        В осеннее и зимнее время детей облучают ртутно-кварцевыми лампами. Облучать ультрафиолетовыми лучами рекомендуется всех детей два раза в год: в ноябре-декабре и марте-апреле (15-20  процедур), обязательно без перерывов. При этом необходимо обеспечить правильную дозировку ультрафиолетовых лучей, защитить глаза детей и персонала тёмными очками, а также внимательно следить за реакцией каждого ребёнка. Эти процедуры, которые проводит медицинский персонал, являются не только оздоровительными, но и профилактическими: они предупреждают рахит, а также простудные и некоторые другие заболевания.

         Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейне или открытом водоёме).

         Закаливание осуществляется в процессе различных водных процедур: умывания (ежедневно проводится не только с гигиенической, но и с оздоравливающей целью), ножных ванн, обливания ног (эффект будет только в том случае, если прохладную воду лить на тёплые ноги ребёнка), контрастного обливания, обтирания, обливания всего тела.

         Закаливающие мероприятия проводятся под руководством врача, который с учётом состояния здоровья детей и местных условий определяет вид и дозировку закаливающих процедур.

         Важную роль в физическом воспитании играет физическое развитие ребёнка. Физическое развитие ребёнка характеризуется непрерывным изменением основных показателей: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки.

         Решение задач физического воспитания возможно при использовании разных форм организации двигательной деятельности: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физукльтминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки (как на участке, так и за его пределами), самостоятельная двигательная активность детей, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья и др.

         Физкультурные занятия. Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям являются физкультурные занятия, которые проводятся три раза в неделю (одно из них на прогулке). Занятия стоятся так, чтобы обеспечить освоение программного материала и достаточно высокую физическую нагрузку. Важную роль в успешном решении этих задач играют положительные эмоции, побуждающие детей к лучшему выполнению упражнений и предотвращающие быстрое утомление.

         Утренняя гимнастика. Начиная с младшей группы, ежедневно проводится утренняя гимнастика. Она включает в себя упражнения, уже разученные на физкультурных занятиях. Включение в утреннюю гимнастику уже разученных упражнений позволяет создавать у детей бодрое настроение, не утомляя и одновременно не перевозбуждая их. Все перечисленные факторы и являются принципами здорового образа жизни.  

          Здоровый образ жизни является доступным каждому.   

          Вывод: Здоровый образ жизни является эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие-либо заболевания. Здоровый образ жизни может вести любой человек, что позволяет ему сохранить свою активность, продлить жизнь.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Консультация с комплексами гимнастики после сна с детьми дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника»

Дети дошкольного возраста характеризуются, как известно, большой изменчивостью пропорций тела и относительно большей уязвимостью различных систем организма по сравнению со взрослыми....

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решения следующих задач:• сохранение и...

Консультация для воспитателей «Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника»

В обшей системе мероприятий воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении, направлены на разностороннее и гармоничное развитие ребенка, формирование необходимых свойств личнос...

Консультация для воспитателей «Формирование привычки к здоровому образу жизни в семье при использовании здоровьесберегающих технологий».

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает особую ответственность не только на ДОУ, но и на членов семьи, и, в первую очередь,...

Консультация для воспитателей «Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника"

В общей системе мероприятий воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении, направлены на разностороннее и гармоничное развитие ребенка, формирование необходимых свойств личнос...