Подвижные игры как способ профилактики наарушения осанки
статья по теме
данная статья дает обзор подвижных игр, применяемых в профилактике нарушений осанки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. ОСАНКА - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.
Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.
Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.
В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.
Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребёнка. На базе дошкольного учреждения профилактика может выполняться в виде упражнений и подвижных игр на занятиях по ФИЗО, а также при помощи игр в процессе ежедневной деятельности детей. В задачи игр входят:
- укрепление опороно – двигательного аппарата;
- усиление мышечного «корсета» позвоночника;
- Улучшение функций дыхания и середечно – сосудистой системы.
Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребёнку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!» - это ошибка, так как ребенок обычно не воспринимает частицу «не». Нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребёнка показывать правильное положение. А лучше всего играть в подвижные игры, направленные на профилактику нарушений осанки.
Игры – это не только наиболее адекватная деятельность детей, соответствующая из физиолого-психологического состояния, но и деятельность, в которой возможно выполнять движение и принимать статистические позы, необходимые для коррекции уже имеющихся нарушений осанки. Все подвижные игры благотворно воздействуют на организм растущего ребенка, поскольку они удовлетворяют его естественную потребность в движении.
Подвижные игры обладают и рядом преимуществ, по сравнению с другими средствами физического воспитания, состоящих в том, что движения в играх, как правило, проводятся на сильном эмоциональном фоне, что повышает действенность упражнений, а упомянутые трудности преодолимы. Во многих подвижных играх могут быть созданы условия, позволяющие достичь желаемого результата с большим успехом. Необходимо лишь поставить перед игрой задачи, ввести в нее необходимые движения и позы, оговорить их правила. В игровой ситуации ребенок будет стараться принять правильную позу, точнее выполнять упражнения зная, что ошибка может привести к проигрышу. Подбирая соответствующие упражнения и позы, вводя их в подвижные игры мы получаем возможность дать физическую нагрузку на нужные группы мышц и, таким образом, оказывать влияние на формирование осанки ребенка. Подвижных игр, пригодных для детей по формированию осанки и коррекции ее нарушений, очень много. Для удобства использования их можно разделить на группы:
- Игры, в которых одно из требований – соблюдать правильную осанку при стоянии и ходьбе. Это большинство игр с моментами строя.
Примеры игр: «быстро встать в строй», «два, три», «Спрячься у стены», «Рыбки и акулы» - смысл этих игр заключается в том, что дети, по условиям игры строятся определенным образом, либо в колонну, шеренгу, либо попарно друг за другом. По сигналу воспитателя например «Раз, два, три» или в момент включения музыки дети в рассыпную разбегаться, по следующему сигналу или выключению музыки они снова строятся так же как стояли до первого сигнала, ровно и красиво. Второй вариант игр данной группы – игры-ловишки: Выбирают водящего, он «салит» остальных детей. По сигналу "Раз, два, три — лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони, игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.
- Игры, в которых основой является ходьба или стойка с правильной осанкой. Примеры игр: «Не урони мешочек», «Ходим в «шляпах»,
«Весёлая ходьба», «Восточный официант» - смысл этих игр уже думаю понятен из формулировок, объединяет их то, что для формирования правильного положения (стойки) на голову ребенку кладется какой – то предмет, например, мешочек.
- Игры, в которых основой является укрепление различных групп мышц, влияющих на формирование правильной осанки.
Примеры таких игр: "Морская фигура", "Футбол", "Кораблики", «Самый меткий» и т.д. В данном случае в процессе игры выполняется какое-то упражнение, которое влияет на укрепление конкретной группы мышц.
К сожалению, не все категории данных игр можно применить в каждой возрастной категории в силу особенностей каждого возраста. Разделим вышеупомянутые категории по возрастам:
- Младший дошкольный возраст (2 – 4 года) - исходя из собственного опыта, можно сказать, что в силу особенностей данного возраста, применение всех категорий игр, направленных на профилактику нарушений осанки невозможно, т.к. особенностью данного возраста является неустойчивость внимания, несформированность произвольности поведения. Большинство игр ребенок данного возраста воспринимает с так называемого «показа взрослого», поэтому для профилактики нарушений осанки целесообразно использовать игры, в которых основой является укрепление различных групп мышц, влияющих на формирование правильной осанки.
- Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет) – в данном случае возможно применение всех видов игр, направленных на профилактику нарушений осанки как в свободной деятельности детей в течении дня, так и на занятиях по ФИЗО.
Данные игры не только помогут закрепить навык правильной осанки, но и повысят интерес ребёнка к занятиям. Предлагаемые игры можно проводить как в зале, так и во время прогулки. В последнем случае они помогут занять и развлечь ребёнка, повысить его коммуникабельность.
Список литературы:
- Бабенкова Е.А. Федоровская О.М. Игры, которые лечат .-М.: Сфера, 2009
- Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. -М.: Владос, 1999
Resource id #3572
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижная игра как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста
В статье раскрыта актуальность проблемы профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста и предупреждение дефектов осанки. Анализ литературы по этой проблеме.Роль подвижных игр на форм...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/07/picture-49748-1444217766.jpg)
ПАМЯТКА «Подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки»
«Подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-667992-1442339700.jpg)
Подвижная игра как средство формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
Аттестационная работа по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр...
«Подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки"
Подвижные игры направлены на формирование правильной осанки, на укрепление мышц спины....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-807734-1480688315.jpg)
Методическая разработка по теме «Игра как способ профилактики безопасного поведения на дорогах»
В методической разработке по теме "Игра как способ профилактики безопасного поведения на дорогах" есть необходимые рекомендации для воспитателей при обучении детей правилам безопасного повед...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-1023066-1521548240.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ»
Воспитатель, Хорлунова Н. В. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ» Название игрыОписание игры«Бездомный заяц»На о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/27/picture-1038616-1527428565.jpg)
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ....