"Формирование основ здорового образа жизни"
методическая разработка (средняя группа) по теме
Отчет по самооброзованию "Формирование основ здорового образа жизни"
Принимая во внимание, что состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития и учитывая, что задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных я и выбрала тему «Формирование основ здорового образа жизни».
В отчете отражены итоги работы над темой за 2011-2013 годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9 «Малахитовая шкатулка»
Тема по самообразованию:
«Формирование основ здорового образа жизни»
Выполнила:
Шепелева Альбина Аскатовна,
воспитатель младшей группы
г..Нижневартовск,2013 год
Введение
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: "… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все… ".
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.
С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С. Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, О. С. Шнейдер и др.) .
Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:
- определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;
- спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: "здоровье" и "образ жизни человека", "зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды", "здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья" - и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей .
Выделяется несколько компонентов здоровья:
- Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
- Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
- Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
- Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
• Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
• Бережное отношение к окружающей среде, к природе
• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
• Формирование понятия "не вреди себе сам"
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.) .
Биологические потребности (голод, жажда и пр., потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.
Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.
Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях. –ОБЖ.
Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.
Принимая во внимание, что состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития и учитывая, что задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных я и выбрала тему «Формирование основ здорового образа жизни»
Над темой я работаю 3 года, возраст детей: 3-5 лет (младший, средний возраст).
Свое самообразование по данной теме я начала с изучения литературы по данному направлению и формированию развивающей среды в группе:
1. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. М. : Медицина, 1982. – 335с.
2. Белостоцкая Е. М. Гигиенические основы воспитания от 3 до 7 лет. М. : Просвещение, 1987. – 140с.
4. Давиденко Д. Н. Основы здорового образа жизни. Вестник Балтийской Академии, 1996., Выпуск 8.- с. 16-24
5.
6. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009 – 288с.
7. Лукьянов М. О. Моя первая книга о человеке: Науч-поп. изд. для детей. - М. : ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – 95 с.
8. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128с.
9. Стеркина Р. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения// Дошкольное воспитание. 1996, №6, с. 2-14
Цель моей работы:
Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Были поставлены следующие задачи:
- сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела);
- помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
- осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
- формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
- привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
- развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
- формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности;
В целях формирования основ здорового образа жизни у дошкольников и повышения результативности работы над темой мною используются такие здоровьесберегающие технологии:
- Змановский Ю.Ф. «Здоровый дошкольник» социально-оздоровительная, технология 21 века.
- Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка. А.А.Уманская, М.Ю. Картушина
- Пальчиковые гимнастики. С.Е. Большакова, А. Бейлина, О.И. Крупенчук, Е. Синицина, Л. Савина
- В.Ф.Базарный Гимнастика для глаз
- А.А. Сметанкин Дыхательная гимнастика
- Артикуляционные гимнастики. Е. Колесникова.
Работа над темой осуществлялась по следующим направлениям:
1. Работа с детьми
2. Взаимодействие со специалистами
3. Работа с родителями
4. Взаимодействие с руководством МБДОУ
5. Обмен опытом с воспитателями через проведение открытого занятия
6. Выступление с применением ИКТ на педагогическим совете
Для реализации поставленных задач были реализованы следующие условия:
• Музыкальный, физкультурный залы
• Физкультурный уголок в группе
• Медицинский кабинет
• Спортивная площадка
• Наличие игрового материала для освоения темы
Для организации ознакомления детей младшего и среднего возраста с основами здорового образа жизни в группе созданы условия:
Физкультурный уголок: В нём есть оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для п/игр; картотека подвижных игр, комплекса утренней гимнастики, бодрящей гимнастики; иллюстрации с различными видами спорта.
Уголок здоровья: Здесь имеется материал по основам здорового образа жизни: д /игры; наглядный материал; художественная литература; правила безопасного поведения.
Реализация задач по основам здорового образа жизни осуществляется через занятия; подвижные игры в соответствии с возрастом; сюжетно-ролевые игры; самостоятельную и индивидуальную деятельность.
Использованы методические приемы:
- рассказы и беседы воспитателя;
- заучивание стихотворений;
- моделирование различных ситуаций;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- игры-забавы;
- подвижные игры;
- пальчиковая и дыхательная гимнастика;
- самомассаж;
- физкультминутки.
Формы работы:
- утренняя гимнастика (ежедневно) ;
- физкультурные занятия;
- прогулки с включением подвижных игр;
- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
- зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях
- оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно) ;
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно) ;
- ходьба по массажным коврикам
- беседы
- консультации
- родительские собрания
Работа с детьми проводилась по следующим направлениям:
- Развивающие занятия на темы:
- Личная гигиена
- Полезная и вредная пища
- Здоровье и болезнь
- Рациональная пища (см. Приложение 1)
- Витамины и здоровый организм
- Как устроено тело человека
- Солнце, воздух и вода
- Режим дня
- Солнце, воздух и вода
- Я человек
- Что такое здоровье?
- Кто охраняет наш глаз?
- Зачем нам нужен нос?
- Мои защитники
- Крепкие-крепкие зубы
- Как я дышу
- Дружим со спортом
- Где прячется здоровье(см. Приложение 2)
- Дидактические игры:
- Что такое дружба?
- Услышь меня
- Покажи части тела
- Разложи по порядку
- Витаминные домики
- Вода- наша помощница
- Вода это хорошо или плохо
- Как надо заботиться о своем младшем друге?
- От грядки до обеденного стола
- Помоги зеленым друзьям и др.
- Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, строению своего тела, знанию витаминов и др.
- Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, полоскание рта после каждого приема пищи) ежедневно.
Взаимодействие со специалистами
На протяжении всего года медицинские работники совместно с воспитателями следили за состоянием здоровья детей, приглашались на родительские собрания для своевременного информирования родителей о профилактике заболеваний, об охране здорового образа жизни, проводили беседы с детьми на тему здоровья.
Психолог в индивидуальных беседах с детьми также разъясняла важность и пользу здорового образа жизни.
Работа с родителями осуществлялась с помощью
• Проведения родительских собраний на заданную тему, приглашение специалистов
• Индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни: гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна (так как почти все дети не приучены дома спать днем, необходимость здоровой пищи.
• Вывешивание информации в родительском уголке
- Выпуск буклетов, памяток
- Взаимодействие с руководством МДОУ осуществлялось с помощью консультаций воспитателя и старшего воспитателя, проведения в начале года анкеты-опросника по данной теме.
- Обмен опытом с педагогами:
- Проведение открытого занятия «Где прячется здоровье» (Приложение 2), в ходе которого ребята средней группы показали свои знания о здоровье человека, а педагоги смогли дать свою оценку знаниям детей и рекомендации, над чем можно еще поработать и какие приемы, средства, формы, методы работы можно использовать.
- Выступление «Оздоровительная гимнастика после дневного сна с дошкольниками в условиях ДОУ» с применением ИКТ на педагогическом совете (Приложение 3), на котором был обобщен опыт работы по теме
В целом, по моим наблюдениям и наблюдениям специалистов дети за данный период стали бережнее относиться к своему здоровью, лучше следить за культурно-гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно стали соблюдать режим дня, некоторые стали дома делать утреннюю гимнастику. Также ребята улучшили показатели в гибкости, быстроте бега, и других параметрах на физкультурных занятиях. Прогулки стали более интересными: ребята стали задавать много вопросов о том, как устроены деревья, цветы, чем питаются насекомые, о погоде, стали проводить больше опытов, чтобы узнать о каком-либо явлении. К концу года ребята лучше изучили строение тела, они без труда могут показать расположение основных органов в теле человека, а также рассказать об их функциях.
Несомненно, только взаимодействие всех субъектов образовательного процесса может принести пользу в освоении навыков формирования здорового образа жизни. Развивающие занятия с детьми по ОБЖ, социальному миру расширили представления детей по данной теме. В дальнейшем я планирую продолжать такие занятия, но больше внимания, на мой взгляд, необходимо уделить работе с родителями, которые очень часто ссылаются на сильную занятость и порой не хотят замечать проблемы в жизни и здоровье своего ребенка. А чтобы работа с родителями проходила более плодотворно, необходимо более тесное взаимодействие со специалистами.
Заключение
Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.
Возраст с 3 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...
Родительское собрание-практикум во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 4-го года жизни. Формирование социальной компетентности родителей в формировании основ здорового образа жизни»
Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи здорового образа жизни детей....
План тематической недели «Мы за здоровый образ жизни» по формированию основ здорового образа жизни для старшего дошкольного возраста
Создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья; подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и своём здоровье....
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...
Проект по формированию основ здорового образа жизни «Мы - за здоровый образ жизни» (для подготовительного возраста)
Помочь родителям привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физическ...
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...