Укрепление здоровья детей дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа) по теме
Конспект методического часа для воспитателей дошкольного образования и социозащитных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_chas.docx | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический час
по теме: «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста»
Подготовила: Саблина С. Н., воспитатель отделения дневного пребывания
ГБУ СО «Балаковский центр социальной помощи семье и детям «Семья».
Цель:
Систематизировать знания специалистов центра о комплексном подходе к проблеме укрепления и сохранения здоровья дошкольников, повышать профессиональный уровень педагогического мастерства, развивать творческую активность коллектива.
План
- Сообщение воспитателя по теме методического часа:
а) Теоретические основы здорового образа жизни.
б) Задачи физического воспитания дошкольников.
в) Формы и методы работы в условиях отделения дневного пребывания.
2. Игровой тренинг «Мячик прыгает по мне»
3. Кроссводр «Здоровый образ жизни»
4. Творческая мастерская: изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования из бросового материала.
Конспект выступления.
. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического, интеллектуального, нравственного и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Таким образом, здоровье складывается из нескольких составляющих:
- Физическое здоровье - состояние органов и систем органов, жизненных функций организма (полное физическое благополучие, а не только отсутствие болезней или физических недостатков).
- Психическое здоровье – или состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием.
- Социальное здоровье – понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Дошкольное детство – период интенсивного роста, развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям.
Хочу процитировать высказывание знаменитого педагога В.А. Сухомлинского:«Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка».
В условиях группы дневного пребывания вся деятельность воспитателя в той или иной мере направлена на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Перед воспитателем ставятся следующие задачи:
- Формировать знания о здоровье.
- Развивать мотивационные установки по профилактике болезней.
- Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья.
- Обеспечить достаточный двигательный режим.
- Учить детей на практике применять знания.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Создать здоровье сберегающую предметно-пространственную среду.
Таким образом, для решения этих задач необходимо проводить работу по нескольким направлениям, применяя различные формы и метод, такие как:
- Проведение групповых и индивидуальных занятий познавательного и практического характера, которые дают детям общее представление о здоровье, как о ценности, расширяют представления о состоянии собственного организма, формируют привычки здорового образа жизни, прививают стойкие культурно-гигиенические навыки, расширяют знания о питании, его значимости и взаимосвязи с состоянием здоровья, формируют положительные качества личности, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья; В папке «Методический материал по здоровому образу жизни» представлены разработки конспектов занятий: «Да здравствует мыло душистое!», «Страна волшебная - Здоровье», «Органы чувств», «Что такое витамины?» и др.
- проведение утренней гимнастики и физкультурных занятий, как средство развития физических качеств и укрепления здоровья;
- проведение подвижных и спортивных игр для развития не только физических качеств (силы, ловкости, быстроты реакции, выносливости, гибкости и др), но и эмоционально-волевых качеств (т.к. целеустремленность, чувство товарищества, взаимовыручка, находчивость и др.) Подвижные игры подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития, проводятся ежедневно в условиях группы и на прогулке;Дети 3-5ллетнего возраста с интересом играют в такие игры как: «Волк под горой», «Лохматый пес», «Лиса в курятнике», «Птички и кот», «Цветные автомобили», «Бездомный заяц» и др.
- проведение профилактических мероприятий:
Сюда входят: комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, профилактика переутомления глаз, самомассаж биологически активных точек организма по системе профессора Уманской А.А., как профилактика простудных заболеваний + ароматерапия (вдыхание фитонцидов, находящихся в луке, чесноке, эфирных маслах хвойных растений), дыхательная гимнастика. Методики проведения этих мероприятий представлены в папке «Методический материал для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий»;
- большое внимание в рамках социально-педагогических занятий уделяется проведению пальчиковой гимнастики и массажу кольцами и шариками «су-джок»;
- проведение прогулок на свежем воздухе, режимное проветривание и кварцевание помещений;
-так же достаточный двигательный режим обеспечивается посредством физминуток во время занятий и проведением динамического часа под музыку;
- физкультурные праздники, соревнования и эстафеты кроме выполнения задач физического воспитания улучшают эмоциональный фон: повышают настроение детей и доставляют им много радости и удовольствия.
Одним из направлений работы является повышение соцыально-педагогической культуры родителей через консультации и беседы по следующим темам: «Формирование культуры трапезы», «Режим дня в условиях группы и дома», «Играйте вместе с детьми. Подвижные игры для дошкольников» и др.
Дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Таким образом, укрепление здоровья дошкольников происходит в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность детей, на возрастные и индивидуальные особенности их развития и имеет фундаментальное значение, как залог здоровья на протяжении всей жизни.
А теперь вашему вниманию я хочу предложить разгадать небольшой кроссворд. (Приложение)
Игра «Мячик прыгает по мне»
Цель: закреплять ориентированность ребенка в собственном теле и в пространстве .
(Я читаю стихотворение – родители выполняют):
В правую руку свой мячик возьми.
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне.
Да на живот – не запутаться б мне.
Творческая мастерская.
Новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно – оздоровительной работы с детьми.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
Это оборудование можно использовать во всех видах физкультурно-оздоровительной работы: на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, в игровой деятельности.
Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству. Выдумке и умелым рукам.
Вашему вниманию предлагаю использовать: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки и пробки, трубочки от фломастеров и т.д. Эти бесполезные на первый взгляд предметы можно превратить в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.
Сейчас мы своими руками попробуем смастерить предметы нестандартного физкультурного оборудования из бросового материала: например, «шарик на резинке», «летающие тарелки», «мостик из трубочек», «речные камушки» и т.д.
Кроссворд «Здоровый образ жизни»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы на кроссворд «Здоровый образ жизни»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| т |
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
| г |
|
|
|
|
|
|
|
| 11 | в | и | р | у | с |
|
|
|
|
|
| и |
|
|
|
|
|
|
|
|
| о |
|
|
| п |
|
|
|
|
|
| г |
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
| 3 |
| о |
|
|
|
|
|
| и |
|
|
|
|
|
|
| г |
|
|
| и |
| р |
|
|
|
|
|
| е |
|
|
|
|
|
| 1 | и | м | м | у | н | и | т | е | т |
|
|
|
| н |
|
|
|
|
|
|
| п |
|
|
| т |
|
|
|
|
|
|
| 8 | а | в | и | т | а | м | и | н | о | з |
|
| е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| д |
|
|
| л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
| 4 | ф | и | з | и | о | л | о | г | и | я |
9 | з | д | о | р | о | в | ь | е |
|
|
| н |
|
|
| е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| и |
|
|
|
|
| а |
|
|
| к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| т |
|
|
|
|
| м |
|
|
| т |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 | а | л | л | е | р | г | и | я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| м |
|
|
|
|
| я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение
Вопросы кроссворда «Здоровый образ жизни»
- Невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям
- Недостаток движений
- Ум, мыслительная способность
- Наука о функциях организма человека, его органов и их систем
- Болезненное состояние организма, вызываемое реакцией на раздражители, чужеродные вещества
- Комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по таким комплексам
- Органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма
- Заболевание, вызванное недостатком витаминов в пище
- Нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие
- Наука о сохранении и укреплении здоровья
- Возбудитель инфекционного заболевания
- Природное или синтетическое лечебное средство
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты
Сохранение и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей стоящей перед системой образования. В статье предлагается опыт работы по профилактике и коррекции проблем здоровья де...
«Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи».
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настояще...
Система работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес ...
Программа "Здоровье " по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста....
Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"
Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...
Статья "Экология здоровья. Возможности природы в укреплении здоровья детей дошкольного возраста"
В статье раскрываются возможности использования природы в работе по охране и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Специалисты ДОУ в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников. Оздоровление ...