Досуг "Здоровейка"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Досуг "Здоровейка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdoroveyka-dosug_avtosokhranennyy_avtosokhranennyy.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№15
муниципального образования г. Горячий Ключ
Методическое объединение
Образовательная область «ЗДОРОВЬЕ»
Сценарий досуга «Путешествие в страну ЗДОРОВЕЙКА»
( Для детей старшей группы с применением информационно-
коммуникационных технологий )
Воспитатель:
Высоцкая Елена Меджидовна
2013 год
ЗАДАЧИ:
- Формировать у детей навыки здорового образа жизни;
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- Поддерживать устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом;
- Побуждать проявлять настойчивость, целеустремленность, находчивость, смекалку, взаимопомощь;
- Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия и внимания, памяти, мышления;
- Развивать уверенность в своих силах.
Ход мероприятия
Дети входят в зал и приветствуют гостей:
Я здороваюсь везде (прижимают руки к груди)
Дома и на улице (руки в стороны)
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице (взмахи ладошками)
Здравствуй, солнце золотое (круг руками)
Здравствуй, небо голубое (руки вверх, в стороны)
Здравствуй, вольный ветерок (покачивают руками)
Здравствуй, маленький дубок (присесть, руки в стороны)
Здравствуй, утро (правую руку в сторону)
Здравствуй, день (левую руку в сторону)
Нам здороваться не лень (руки прижать к груди)
(Звучит песня «Вместе весело шагать»
Ведущий: День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собралась детвора,
Её начинать нам сегодня пора
Дети: 1. Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать
2. Крошка сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»
3. Если делаешь зарядку,
Если ешь овощной салат
И не любишь шоколадку,
То найдёшь здоровья клад.
4. Если мыть не хочешь уши
И в бассейн не идёшь
С грязными руками дружишь,
Так здоровья не найдёшь!
5. Нужно, нужно заниматься
По утрам и вечерам.
Спортом смело заниматься
Быть здоровым постараться
Это очень нужно нам!
Ведущий: Конечно, и взрослые, и дети должны заботиться о своём
здоровье. И сегодня мы все отправимся в путешествие по стране Здоровейка. Хотите? А что же помогает путешественникам в дальней
дороге?
Дети: Помогают дружба, смекалка, ловкость, крепкое здоровье.
Ведущий: Правильно! А ещё нам поможет карта. Наше путешествие начинается. Его девиз…
Дети: « Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»
Ведущий: У нас есть карта и «волшебный мешочек» с разноцветными шариками; они нам и скажут, на какие острова мы попадём.
(предлагаю ребёнку достать шарик)
Ведущий: (обращаюсь к ребёнку) Какого цвета шарик ты достал? (Красного) Шарик красного цвета – это остров Собирайка.
(отметить на карте красным магнитом)
Вы хотели бы на этот остров отправиться на поезде??
(звучит песня «Паровозик из Ромашково»)
1. ОСТРОВ СОБИРАЙКА
Ведущий: Вот мы и на острове Собирайка! Вы, конечно, знаете, что существуют предметы личной гигиены. Почему они так называются? Расскажите, какие вы знаете предметы личной гигиены. (расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка) На этом острове нам надо собрать целую картину
из частей и узнать, что там изображено.
Все: (хором) Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем собирать.
Ведущий: Что у нас получилось? Для чего нужны эти предметы?
Молодцы! Вы быстро и ловко справились с заданием и за это получите конверт с сюрпризом.
(предлагаю достать второй шарик)
Ведущий: (обращаюсь к ребёнку) Какого цвета ты достал шарик? (жёлтого) Это остров Тётушки Совы(вместе с детьми отмечаем жёлтым магнитом остров на карте) Давайте на этот остров полетим на самолёте.
(звучит музыка «Самолёты»
2. ОСТРОВ ТЁТУШКИ СОВЫ
Ведущий: Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно,
Только надо знать,
Как здоровым стать!
Игра – тренажёр:
Слайд 1.
Ведущий: Мы попали на остров Тётушки Совы. На этом острове очень любят мультфильмы. И Тётушка Сова хочет с вами поиграть. Послушаёте, какие вопросы она вам приготовила.
Слайд 2.
Ведущий: «Какой полезный продукт даёт домашнее животное в деревне Простоквашино? (корова даёт молоко) Правильно, давайте посмотрим отрывок из из мультфильма»
Слайд 3.
Просмотр отрывка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»
Слайд 4.
Ведущий: Приготовьтесь ответить на вопросы Тётушки Совы. Если ответите правильно она, подарит вам буквы.
Слайд 5.
Ведущий: «Чем полезно молоко?» (в нём содержится кальций, есть микроэлементы и витамины, оно полезно для зубов, для роста) «Какие полезные продукты можно сделать из молока?» (сыр, творог, кефир, сметану, ряженку и т. д. ) Если бы корова давала не молоко, а пепси-колу, было бы это полезным продуктом?» (нет, пепси-кола не полезный продукт)
(При правильных ответах открываются буквы З, Д, О )
Слайд 6.
Ведущий: В каком произведении К. И. Чуковского есть такие слова,
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам! Стыд и срам!»? («Мойдодыр»)
Слайд 7.
Просмотр отрывка из мультфильма «Мойдодыр»
Слайд 8,
Ведущий: Вы готовы ответить на вопросы тётушки Совы?
Слайд 9.
Ведущий: Почему от мальчика убежали его вещи? (он не умывался по утрам и вечерам и был грязнулей) Какие вы знаете предметы по уходу за своим телом?
(мыло, мочалка, расчёска и т. д.) (При правильных ответах открываются буквы Р, О)
Слайд 10.
Ведущий: Какой сказочный доктор самый добрый? (Доктор Айболит из сказки
К. И.Чуковского)
Слайд 11.
(Просмотр отрывка из мультфильма «Доктор Айболит»)
Слайд 12.
Ведущий: Ответьте на вопросы Тётушки Совы
Слайд 13.
Ведущий: 1. Кого лечил добрый Доктор Айболит?
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица!
2. Куда поехал Доктор Айболит лечить зверей?
«Приезжайте, Доктор,
В Африку скорей
И спасите, Доктор,
Наших малышей!»
(При правильных ответах открываются буквы В, Ь, Е.)
Слайд 14.
Ведущий: Вы правильно всё ответили, и у нас появилось много букв.
Давайте их ещё раз назовём (дети называют буквы).
Из этих букв можно составить очень важное слово.
Слайд 15.
Ведущий: Какое слово получилось? Правильно, это слово «Здоровье!»
Молодцы!
(Предлагаю достать третий шарик, чтобы узнать на какой следующий
остров отправятся дети)
Какого цвета ты достал шарик? (синего цвета.) Это остров Спортивный.
(вместе с детьми отмечаем синим магнитом остров на карте.)
Давайте на этот остров поплывём!
(Звучат песни из мультфильмов «Мамонтёнок ищет маму» песня мамонтёнка» и «Белые кораблики»)
« ОСТРОВ СПОРТИВНЫЙ»
Ведущий: Спорт и физкультура
Всех вперёд ведут
В трудную минуту
Нас не подведут.
Спорт – это здоровье. Занятия спортом очень полезны для человека.
Существуют индивидуальные виды спорта и командные, когда играют
командой. Сейчас мы поиграем в игру – эстафету «Полезные продукты»
Чтоб здоровым быть,
Учтите вы заранее,
Что всем необходимо
Полезное питание,
И помните об этом,
Идя по магазинам
Не сладости ищите,
Ищите витамины.
У нас есть два дерева. И сейчас вы украсите их необычными предметами-
полезными для здоровья продуктами. Посмотрите, в обручах лежат карточ-
ки с изображением полезных и вредных продуктов для здоровья продуктов.
Деревья надо украсить только полезными продуктами. Не ошибитесь!
Все хором: Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем собирать!
Ведущий: Объясните свой выбор. Молодцы! Давайте похлопаем друг
другу!
(Предлагаю достать четвёртый шарик и узнать на какой следующий остров
отправятся дети)
Ведущий: Какого цвета ты достал шарик? (белого цвета) Это остров
Отдыхайка. (отмечаем белым магнитом остров на карте). Давайте на этот
Остров перейдём пешком по тропинке.
«ОСТРОВ ОТДЫХАЙКА»
Ведущий: Это остров Отдыхайка. В путешествии нам помогали наши помощники. Каких вы знаете помощников? (Руки, ноги, уши, глаза.) Для чего
нам нужны глаза? Для чего нам нужны руки? Давайте поиграем с нашими помощниками!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Раз, два, три, четыре, пять! - шагать на месте.
Тело будем изучать!
Вот спина, а вот животик – показать руками спину, а затем живот.
Ножки – потопать ногами.
Ручки – вытянуть руки вперёд, повращать кистями.
Глазки – указательными пальцами обеих рук показать на глаза.
Ротик – указательным пальцем правой руки показать на рот.
Носик – указательным пальцем левой руки показать на нос.
Ушки – указательными пальцами обеих рук показать на уши.
Голова – положить руки на голову.
Показать успел едва – покачать головой из стороны в сторону.
Шея крутит головой – обхватить шею руками.
Ох, устала! Ой-ой ой!
Ведущий: Здорово поиграли! Вам понравилось? Молодцы! Похлопайте
друг другу!
(предлагаю достать пятый шарик)
Какого цвета ты достал шарик? (зелёного цвета). Это остров инопланетян.
И на этот остров мы с вами поедем на лошадках
ОСТРОВ ИНОПЛАНЕТЯН
Ведущий: Сквозь космические пробки,
Мимо звёзд и прочих тел
Он в летающей тарелке
К нам на праздник прилетел.
На этом острове мы узнаем, что означают слова, притаившиеся в конвертах,
которые находятся у гостей. Давайте попробуем догадаться о чём говорят гости. (В конвертах загадки о расчёске, зубной щётке, мыле, полотенце.)
- Дети отгадывают загадки. Молодцы! А вот конверт с сюрпризом. Интересно, что же в нём! Давайте посмотрим.(в конверте лучики солнца,
вместе с детьми достаём лучики)
- Давайте вместе соберём солнышко! Постарайтесь собрать его красиво,
аккуратно, чтобы оно нас порадовало и согрело своим теплом. Ведь солнышко – это хорошее настроение, радость и крепкое здоровье.
В нашем путешествии мы много узнали о здоровье и о том, как его беречь и сохранять. А теперь давайте послушаем стихи – правила, которые вы,
Ребята, знаете:
- Если хочешь долго жить-
Правильно питайся,
Овощи и фрукты ешь,
Зарядкой занимайся!
2.Ты осанку береги,
Правильно сиди, ходи,
Пей побольше молока,
Кальций нужен нам всегда!
3.Я здоровье берегу,
Тело в чистоте держу,
Чтоб душа была здоровой,
С физкультурой я дружу!
4. Утром делаю зарядку,
Зубы чищу я всегда
Приучаюсь по порядку
Выполнять я все дела!
5.Если хочешь быть здоров-
Правильно питайся
И от всей души всегда
Всем ты улыбайся!
Ведущий: Но на этом сюрпризы нашего путешествия не закончились. Я хочу подарить вам корзину, полную витаминов, чтобы вы были всегда здоровы и красивы! ( В корзине апельсины для детей)
ТАНЕЦ « СВЕТИТ СОЛНЫШКО»
Ведущий: Товарищи, точно известно
Хотите верьте, хотите нет
Что спорт до сих пор повсеместно
Приносит пользу, а не вред
Считают солидные люди
И можно смело поверить им
Что, если здоровым не будешь
Ты будешь скорее всего больным
Поэтому снова и снова
Мы вам готовы повторять
Дети: БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ НЕ ХВОРАТЬ!
Ребёнок: Чай горячий на столе,
Пышки и варенье!
Приглашаем вас отведать
Наше угощение!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 15
муниципального образования города Горячий Ключ
Образовательная область «ЗДОРОВЬЕ»
ДОКЛАД
«Развитие духовно – нравственного потенциала здоровья
дошкольников в условиях детского сада и семьи»
Воспитатель:
Высоцкая Елена Меджидовна
2013 год
По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, демографический потенциал страны определяют дети до 5 лет, а это значит, что здоровье нации в первую очередь зависит от двух институтов детства – семьи и дошкольного учреждения.
В связи с устойчивой тенденцией ухудшения показателей здоровья детей неизмеримо возрастает ответственность родителей и педагогов дошкольного образования за здоровое детство и судьбу каждого ребёнка, которого надо не только адаптировать к существующему укладу жизни, но и подготовить к стремительным преобразованиям социокультурного контекста. Учёные, педагоги-практики, родители, управленцы – вместе мы должны осмыслить актуальные проблемы времени. Возможно, мы упускаем и недооцениваем что-то очень важное для здоровья детей. Возможно, нужны новые концептуальные идеи, подходы, которые должны лечь в основу оздоровительной работы дошкольных учреждений и семьи.
Все мы родом из детства, и большинство наших проблем, в том числе связанных со здоровьем, берут своё начало в этом периоде жизни. Насколько ответственно и бережно относится человек к своему здоровью, зависит в том числе от воспитания. В деятельности многих дошкольных учреждений региона и России ведётся поиск путей укрепления физического и духовного потенциала здоровья ребёнка. Однако в настоящий период изменить ситуацию ни в регионе, ни в России , к сожалению не удалось. Наряду с достижениями отдельных педагогических коллективов в укреплении здоровья сохраняется устойчивая тенденция ухудшения его показателей.
Понимая ценность сбережения и укрепления здоровья детей, педагоги дошкольных учреждений, профессианально анализируя свою деятельность, опираются на соответствующие критерии и показатели. Содержание критерия «здоровье детей» в современной практике дошкольного образования чаще соотносится с показателями «число пропущенных по болезни дней», «индекс здоровья», «количество детей первой группы здоровья», «отклонения в состоянии здоровья». Такой подход не отражает современного понимания здоровья как единства физической, психической и духовной его составляющих.
Внимания в равной степени требуют развитие интеллектуального, личностного, эмоционального, социального, физического, творческого и духовного потенциала здоровья ребёнка.
Основу духовно-нравственного потенциала определяет система ценностей, мотивов, установок поведения ребёнка в социальной среде. При этом абсолютный смысл имеет народная мудрость: «Здоровый дух творит здоровое тело». Духовный потенциал здоровья связан с общечеловеческими истинами добра, любви, красоты. А ведь ценности и атмосфера семьи и социальные отношения в дошкольном учреждении в конечном счёте определяют качество среды для самореализации и саморазвития ребёнка, становления его личности.
Актуальность формирования уже в период дошкольного возраста представлений о здоровье, ответственного отношения к его сохранению подчёркивается в Федеральных государственных требованиях к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где выделена образовательная область «Здоровье». Содержание данной образовательной области направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основ культуры здоровья.
Представления о здоровье усваиваются ребёнком в процессе разных видов деятельности и становится регулятором его поведения. Последнее в большей степени определяется представлениями ребёнка о том, как следует действовать в различных ситуациях, кто с кем должен взаимодействовать и по какому поводу.
Изучение уровня представлений старших дошкольников Белгородской области (120 детей из 5 детских садов) о здоровье показало. Что большинство обследуемых детей (66,7%) имеют представления о вредных для здоровья привычках: употреблении немытых фруктов и овощей, чипсов, газированных напитков и т. д.
Однако значительная часть дошкольников (21,5%) мотивировать свой выбор и собственные суждения не смогла, хотя задания выполнила в логической последовательности. Ответы на вопросы у таких детей недостаточно развёрнуты и слабо аргументированы. 11,7% детей не умеют дифференцировать свою деятельность в плане способов укрепления здоровья, затрудняются в выборе средств для решения этих задач. Ответы о том , что полезно, а что вредно для здоровья , у этих детей не развёрнуты и не аргументированы.
Анализ результатов теста «Здоровье и болезнь» показал, что 26,5% детей имеют высокий уровень представлений о здоровье и болезни. Средний уровень 28,5% характеризуется неполными сведениями о здоровье и болезни.
Низкий уровень представлений о болезни и здоровье отмечен у 45% детей.
Изучение уровня информированности дошкольников о способах укрепления здоровья показало, что 36,9% детей могут на доступном для их уровне самостоятельно решать задачи здорового образа жизни, безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях.
Достаточно ориентируются в способах укрепления здоровья 43.3% детей. Они знают задачи здорового образа жизни, безопасного поведения в непредвиденных ситуациях, но затрудняются в ответах на некоторые вопросы. Чаще это связано с оказанием психологической самопомощи. Низкий уровень представлений о безопасном поведении имеют 19,7% детей. Они не умеют дифференцировать свою деятельность в плане укрепления здоровья, затрудняются в выборе средств для решения конкретных задач. Положительной оценки заслуживает деятельность эксперементальных дошкольных учреждений по формированию гигиенической культуры и навыков самообслуживания. Исследования показали, что 26,9% детей старшего возраста достигли высокого уровня гигиенической культуры. Они самостоятельны, знают алгоритмы действий, всегда опрятны, быстро одеваются, аккуратно едят, выполняют гигиенические процедуры, осознают значимость и важность этих процедур.
У 65,3% воспитанников - достаточный уровень сформированности гигиенических навыков. У них наблюдается некоторая замедленность и отдельные нарушения алгоритма выполнения гигиенических процедур.
Не всегда дети могут сами устранить мелкие неполадки в одежде, избирательно отвечают на вопросы: зачем умываться? Чистить зубы? В отдельных случаях требуется контроль со стороны взрослых за выполнением тех или иных процедур.
Низкий уровень сформированности гигиенической культуры выявлен у 7.8% детей: у них не сформирована потребность в чистоте и опрятности, гигиенические процедуры выполняются безынициативно – только после напоминания взрослых, нет понимания значения данных процедур .
Полученные результаты свидетельствуют, что ребёнок 5 -6 лет ещё не стал субъектом здоровье ориентированной деятельности. Позиция взрослых – стремление опекать, ограждать, беречь ребёнка – не даёт ему возможности раскрыть свой потенциал, проявить самостоятельность, активность, способность к сомооздоровлению.
Любые попытки воздействовать на организм ребёнка в обход сознания не дают оздоровительного эффекта. Поэтому необходимо с ранних лет включать детей в процесс сохранение и укрепление своего здоровья, формировать активность, субъектность и заинтересованность в самооздоровлении.
Внимание к себе, осознание своих возможностей будут способствовать тому, что ре6бёнок научится быть ответственным за своё физическое и психическое здоровье , через себя видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли, что составляет основу духовно – нравственного потенциала здоровья.
К факторам, отрицательно влияющим на благополучие ребёнка в семье, по результатам опроса родителей, можно причислить следующие:
- дети общаются больше с телевизором и компьютером, чем со взрослыми и сверстниками;
- родители, занятые работой, карьерой, проблемами семейного быта, часто недооценивают важность взаимоотношений со своими детьми;
- стресогенность жизни взрослых вызывает у детей тревожность, импульсивность, неустойчивость эмоционального состояния.
Разрушение традиционного института семьи (гражданские браки, неполные семьи) ещё один из факторов, снижающих духовно – нравственный потенциал здоровья нации и детей А ведь родительский дом – первое социальное здоровьесберегающее пространство ребёнка, где отношения членов семьи друг с другом символически закреплены в предметной среде и где ребёнок познаёт основы человеколюбия.
Домашний уклад как наличие внутренних принципов организации мира имеет для психики и здоровья ребёнка огромное значение. Принципы устройства домашнего уклада остаются для ребёнка координатами, в системе которых он ив дальнейшем склонен мыслить и действовать.
Фактором, существенно влияющим на качество и результативность оздоровительной деятельности в детском саду и семье, является понимание между педагогами и родителями значимости реализации базовых потребностей ребёнка в период раннего детства:
- биологических потребностей (в пище, воздухе, воде, движении и т.д)
- потребности в любви и защите;
- потребности в общении;
- потребности в познании;
- потребности в самореализации.
Не случайно потребность в любви находится на втором месте. Именно родительская любовь, приятие ребёнка таким, каков он есть, является источником и гарантией эмоционального благополучия, душевного комфорта, что положительно скажется и на телесном здоровье.
Сегодня чрезвычайно важна работа воспитателей ДОУ по переориентации сознания родителей на эмоциональное сближение с ребёнком, по повышению их педагогической культуры.
Детский сад для ребёнка – это по сути вторая семья. Ребёнку не безразлично, как воспитатель относится к нему. Вот уже второе десятилетие идёт модернизация дошкольного образования. Изменился ли сам воспитатель за этот период? Безусловно воспитатели выросли как профессионалы, но объективным показателем отношения воспитателей к детям является то, с каким настроением они идут в детский сад. Согласно исследованиям всё же треть детей испытывают определённый дефицит в эмоциональном отношении со стороны педагога. Наряду с тем что в настоящее время удаётся обеспечить интересную и содержательную жизнь в детском саду, к сожалению, ещё не удалось в полной мере преодолеть учебно – дисциплинарную модель воспитания. Видимо развитие педагогического сознания требует более длительного времени. Да и переполненность дошкольных групп ограничивает педагогические возможности личностно ориентированного взаимодействия педагогов и детей.
И последнее. Никто не сомневается в значении здоровья. Вот если бы оно пришло само собой, без усилий. Я. А Коменский в своё время отметил, что здоровье – дар божий, но на него мало молиться, на него надо трудится. Зададимся вопросом, как мы это делаем.
По мнению врачей Древнего Востока, цель утренней гимнастики – «умыть кровью 639 имеющихся у человека мышц плюс «царственную мышцу» - сердце. Что мы видим сегодня? В США 78% семей начинают утро с зарядки, в Японии - 75%, в ФРГ - 69% , а в России – 6%( всего…!) Но как показывают исследования эта цифра ещё ниже – 3,7% .
Этот пример говорит о том, что нам необходимо посмотреть на здоровье через призму нашей деятельности.
Духовно – нравственное здоровье детей зависит от состояния и отношения естественного окружения. Родители и педагоги должны создать условия здорового взросления, передать культурный опыт, жизненные принципы, Беречь ребёнка как самостоятельную личность, обеспечить социальную адаптацию, комфорт и защищённость жизнедеятельности, воспитать жизнелюбие, жизнестойкость. Тогда появиться надежда, что ребёнок вырастет здоровым.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 муниципального образования г. Горячий Ключ МО образовательная область Здоровье. Досуг «Путешествие в страну Здоровейка»
Ф. И. О. | Должность | № д / с | Роспись |
ЛИСТ ОТЗЫВОВ
На досуговое мероприятие «Путешествие в страну Здоровейка.»
Воспитатель: Высоцкая Е. М.