организация работы по формированию здорового образа жизни у детей
консультация по теме
Быть здоровым-это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Великие поэты, вдохновляющие нас гимном прекрасному, часто отожествляют красоту и здоровье. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности. Я предлагаю вашему вниманию некоторые нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением-лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Каждый сегодня знает, что полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья.
Здоровый образ жизни является эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие-либо заболевания.
Основные аспекты здорового образа жизни:
- следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму;
- научиться управлять своими чувствами жить в ладу с окружающими;
- соблюдать советы гигиены, сформировать ответственное гигиеническое поведение;
- научиться рационально питаться.
Одним из условий, обеспечивающих работу по формированию здорового образа жизни, является организация режима дня.
Строгое соблюдение режима дня, построенного с учётом суточного ритма физиологических функций, способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одного вида деятельности к другому. Итак, правильный режим дисциплинирует детей, улучшает аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует их нормальному психофизическому развитию и укреплению здоровья.
Следующей формой является образовательная деятельность по физическому развитию. В каждом возрастном периоде образовательной деятельности по физическому развитию имеют разную направленность:
- маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки;
- в среднем возрасте развить физические качества (выносливость и силу);
В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность.
Поэтому в своей работе использую разнообразные варианты проведения непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре:
- занятия по традиционной схеме;
- сюжетно-игровые занятия;
- занятия соревнования;
- ритмическая гимнастика;
- занятия состоящие из набора подвижных игр;
- занятия серии «Здоровье», где детям даю представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма. Эти занятия имеют большое значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.
Особое внимание в системе формирования здорового образа жизни уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Дыхательная гимнастика – этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендую для детей младшего возраста также может быть использован и в работе со старшими детьми.
Точечный массаж – этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине. Массаж этих точек полезен, в частности для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов.
Несмотря на бурный расцвет химии, появление новых высокоэффективных синтетических лекарственных средств, в последнее время наблюдается возврат к древним методам народной медицины, накопившим бесценный опыт по восстановлению здоровья человека.
Одним из таких методов является фитотерапия. Использую с учётом если у детей нет аллергической реакции на лекарственные растения совместно с медицинским работником.
Приятные запахи приносят успокоение, здоровье, внутреннюю гармонию – это ароматерапия также использую с учётом отсутствия аллергических реакций.
Воздушные ванны. При проведении воздушных ванн у детей улучшаются показатели деятельности нервной системы, улучшается сон, аппетит (например, считаю важным при формировании здорового образа жизни развитие интереса к спортивным упражнениям и спортивным играм). Данная работа вызывает у дошкольников наибольший интерес. В беседах знакомлю детей с историей спорта.
В летний период солнечные ванны. Не менее важный закаливающий эффект, которые улучшают обмен веществ, усиливают функцию костного мозга.
Водные процедуры. О целебных свойствах водных процедур было известно уже в глубокой древности. Водные процедуры рефлекторно влияют на деятельность всех органов и ведущих систем жизнеобеспечения сердца, мозга.
Босохождение. Ходьба босиком способствует постоянной стимуляции рефлекторных информационных зон, а следовательно, тонизирует организм. После каждой прогулки босиком следует ступни энергично растирать.
Пальчиковая гимнастика помогает детям развивать моторику рук и пальцев.
Проведение ежедневной утренней гимнастики вырабатывают у детей положительное отношение к здоровому образу жизни.
При проведении физкультминуток напоминаю детям о том, как важно беречь своё здоровье: вовремя давать разгрузку мышцам, глазам и т.п.
Не для кого не секрет, что проводить работу только с детьми недостаточно. Очень важно проводить работу по формированию здорового образа жизни с родителями. Работу с родителями строю дифференцированно, т.е. выделяю несколько групп семей.
Для родителей часто болеющих детей силами медицинского работника проводим беседы на такие темы как «Предупреждение простудных заболеваний у детей», «Осуществление закаливания часто болеющего ребёнка». Для родителей у детей которых имеются отклонения в осанке провела консультацию «Правильная осанка» с показом и разучиванием комплекса корригирующих упражнений. Затем описания комплексов оформляются листовки и раздаются в группы, чтобы родители могли постоянно пользоваться этим материалом.
Другим важным и действенным средством является привлечение родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми: участвуя в таких мероприятиях родители имеют возможность наблюдать своего ребёнка в коллективе сверстников: месячник здоровья, совместные досуги, праздники. Родители видят, какую радость и пользу приносят ребёнку шумные игры, весёлые состязания, как играя он тренируется.
Большое место я отвожу наглядным средствам: различные папки-передвижки, рецепты здоровья, фоторепортажи и фотовыставки.
При правильной организации работы по формированию здорового образа жизни у детей формируются основы здорового образа жизни, повышается устойчивость организма к заболеваниям, вырабатывается потребность в правильном питании, формируется привычка к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей
Быть здоровым-это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию,...
Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
О роли педагога в формировании здорового образа жизни в процессе воспитательно-образовательной деятельности....
Организация работы по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников.
Сообщение из опыта работы на заседании совета педагогов МБДОУ № 24....
«Система организации работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в процессе интеграции деятельности ДОУ и семьи»
laquo;Система организации работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в процессе интеграции деятельности ДОУ и семьи»...
Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста.
Организация работы по формированию здорового образа жизниу детей среднего дошкольного возраста....
«Организация физкультурно-оздоровительной работы и формирование здорового образа жизни у детей с ЗПР».
День открытых дверей...
Консультация для педагогов «Организация работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Организация работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»...