"Пальчиковые игры"
план-конспект занятия по теме

Белкина Светлана Анатольевна

Конспект совместной деятельности детей и взрослых:                         «Пальчиковая гимнастика».

 

Введение.

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

 

Простые правила игры:

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

2. Обязательно чередуйте три типа движений:

сжатие;

растяжение;

расслабление.

 

 

Как еще активизировать пальчики:

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).

2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.

3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

 

Пальчиковые игры можно разделить на несколько видов.

1.     Упражнения для кистей рук:

·        Фонарики.

Фонарики зажглись! (сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на 2-х руках разжимаются).

Фонарики погасли! (пальцы сжимаются в кулак).

·        Кошечка.

Кулачок-ладошка,

Я иду как кошка (обе руки одновременно сжать в кулаки, поставить на колени, затем выпрямить и прижать к столу ладони; повторять 3-5 раз).

·        Месим тесто.

Тесто мнём, мнём, мнём!

Тесто жмём, жмём, жмём! (сжимаем руки в кулачок и разжимаем одновременно на двух руках или поочередно).

·        Заготавливаем капусту.

Мы капусту рубим, рубим! (прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (прямыми ладонями вперед-назад)

Мы капусту солим, солим! (пальцы собираем «щепотью» и «солим»)

Мы капусту жмём, жмём! (сжимаем пальцы в кулаки)

Мы морковку трём, трём! (одна рука в кулаке – «морковка» и ритмично движем ей вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки).

 

 

2.     Статистические упражнения:

Они совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Они более сложные и требуют более точных движений.

 

image

 

Дом.

  Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

 

       Друзья – садоводы.

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл.

(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает,

(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает!

(Отгибаем мизинчик)

 

 

 

 

 

 

       Кораблик.

 По реке плывёт кораблик,

(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека,

(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке,

(Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,

(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты!

(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

В конце этой игры можно спросить у ребёнка:

-Что за моряки были на кораблике?

Ответ: мышки.

 

3.     Динамические упражнения.

- они развивают точную координацию движений,

- учат сгибать и развивать пальцы рук,

- учат противопоставлять большой палец остальным.

 

Моя семья.

(исходное положение: пальцы в кулаке и, начиная с большого пальца, разгибаем все пальцы поочередно):

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я!

Вот и вся моя семья! (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы рук).

 

Домик.

Раз, два, три, четыре, пять (из кулака поочередно разгибаем пальцы, начиная с большого)

Вышли пальцы погулять (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно сгибаем пальцы в кулак)

В домик спрятались опять (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы).

 

Пальчики здороваются.

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками одновременно. Кончиком большого пальца поочередно касаемся («здороваемся») с каждым пальцем другой руки:

- Здравствуй, указательный!

- Привет, средний!

- Здорово, безымянный!

- Как дела, мизинец?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

1.     Развивает речь  - ритмично двигая и упражняя пальцы рук, дети активизирую речевые центры головного мозга.

2.     Развивает умение ребенка подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь, понимать её. Повышается речевая активность ребенка.

3.      Создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

4.     Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

5.     Делает речь более чёткой, ритмичной, яркой.

6.     Развивает память.

7.     Развивает фантазию и воображение (руками можно рассказать целые истории!).

8.     Помогает в освоении навыка письма (после каждодневных упражнений пальцы и кисти рук становятся сильными, подвижными и гибкими).

 

Сколько и как часто надо заниматься пальчиковой гимнастикой?

Делаем упражнения ежедневно по 5 минут.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...