Дошкольный возраст - благоприятный период для формирования у детей устойчивой мотивации и привычки к здоровому образу жизни.
статья (средняя группа) на тему
Забота о здоровье должна стать ценностным мотивом, формирующим , регулирующим и контролирующим его образ жизни. Поэтому, приобщение к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ndou_no_203_beryozka_yakovleva.docx | 39.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст - благоприятный период для формирования у детей устойчивой мотивации и привычки к здоровому образу жизни
Яковлева Татьяна Александровна, воспитатель НДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 203 «Берёзка»
Щербакова Наталья Ивановна, воспитатель НДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 203 «Берёзка»
«Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, его дела, поступки, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью».
В. П. Казначеева
Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация. Забота о здоровье - должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим его образ жизни. Поэтому приобщение к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья.
Формирование мотивации здоровья базируется на двух важных принципах:
- Возрастной - воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства.
- Деятельностный - мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т. е. формировать в себе новые качества путем постоянно воспроизводимых упражнений.
Лишь только, при соблюдении данных принципов у человека с годами выработается устойчивая мотивация и установка на здоровье, которую можно сформулировать так: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».
Например, дети любят бегать, прыгать, танцевать, т. к. эти занятия улучшают в их организме кровообращение, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, т. к. результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом.
До семи лет у детей идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, поэтому дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно, на этом этапе, сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Забота о формировании привычек здорового образа жизни ребенка в нашем детском саду начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создания оптимальных гигиенические условий, правильного питания, соблюдения двигательной и интеллектуальной нагрузки, закаливания организма и воспитательно - образовательного процесса проводимого параллельно с оздоровительным.
При взаимодействии с воспитанниками педагоги ежедневно реализуют следующие задачи: формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья; воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим; помочь овладеть устойчивыми навыками поведения; развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких; вырабатывать навыки правильной осанки; обогащать знания детей о физкультурном движении в целом; развивать художественный интерес.
Нами разработан цикл тематической совместной деятельности с детьми, направленный на систематическое взаимодействие педагога с воспитанниками и их родителями с целью формирования у дошкольников мотивации и привычки к здоровому образу жизни:
1 тема: «Страна здоровья».
Основная задача: воспитывать у ребенка желание заботится о своем здоровье.
Используемые методические приёмы: просмотр видеофильмов о пользе зарядки, оздоровительные минутки в течение дня, игровые моменты, дидактические игры, беседы о важности режима дня.
Формы работы с родителями: родительское собрание «Здоровье наших детей», ежедневные беседы о самочувствии малышей.
2 тема: «Режим дня».
Основная задача: воспитывать у ребенка желание соблюдать режим дня.
Используемые методические приёмы: беседы о важности режима дня, вопросы к детям, объяснения, дидактическая игра «Разложи по порядку», чтение художественной литературы, пословиц, поговорок, рассказы воспитателя о частях суток, просмотр тематических мультфильмов.
Формы работы с родителями: консультация «Режим дня в детском саду и дома», статья «Привычка формирует характер» в газете «Нескучный сад»
3 тема: «Здоровье и правильная осанка»
Основная задача: усвоение детьми практических навыков правильной осанки.
Используемые методические приёмы: беседы о значении правильной осанки для здоровья, показ приемов и упражнений по формированию правильной осанки, рассматривание иллюстраций, видеороликов, экскурсия в кабинет ЛФК.
Формы работы с родителями: папка-передвижка санитарный. бюллетень медицинской сестры «Осанка»,
4 тема: «В гостях у королевы «Зубной щётки»
Основная задача: способствовать развитию навыков и культуры ежедневного, самостоятельного ухода за собой и воспитание желания иметь красивые и здоровые зубы.
Методические приёмы: дидактические игры, иллюстрационный материал, беседы о правилах ухода за зубами.
Формы работы с родителями: выпуск буклета «Что необходимо знать о зубах?», «Как и с помощью чего чистить зубы вашим детям?»
5 тема: «Физкультура и здоровье»
Основная задача: познакомить с некоторыми видами спорта и разнообразием физических упражнений, довести до понимания детей основное правило здорового образа жизни человека «Движение это жизнь».
Методические приёмы: рассматривание картин, журналов о спорте, показ видеороликов проведения зарядок, ритмопластики, беседы о взаимосвязи спорта и здоровья.
Формы работы с родителями: организация фото выставки «Спорт в нашей семье».
6 тема: «Труд всему голова»
Основная задача: довести до понимания детей выражение: «Труд - основа здорового образа жизни», формировать представление старших дошкольников о труде как части здорового образа жизни. Воспитывать желание трудится.
Методические приёмы: рассматривание картин, журналов о труде, загадывание загадок, объяснение, беседы, игровые проблемные ситуации.
Формы работы с родителями: выпуск семейных газет «Работать нам не лень».
7 тема: «Папа, мама, я – здоровая семья!»
Основная задача: закрепить знания о здоровом образе жизни, испытывать радость от подвижных игр.
Методические приёмы: беседы, заучивание стихотворений, подвижные игры, физические упражнения, эстафеты, спортивно-развлекательный досуг «Папа, мама, я – здоровая семья!».
Формы работы с родителями: семейное сочинение «Здоровье в нашей семье»
Таким образом, систематическое обучение дошкольников при тесном взаимодействии ДОУ и родителей устанавливает положительные межличностные отношения в семье и в детском коллективе, формирует мотивацию и привычку к здоровому образу жизни. А доброе здоровье обеспечит детям долгую и активную жизнь, будет способствовать выполнению их планов, даст возможность успешно решать жизненные задачи.
ЛИТЕРАТУРА
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008
- Голицына Н.С., Шумова И.М Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М.: издательство «Скрипторий 2003», 2007
- Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. М.: ТЦ Сфера, 2000
- Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
- Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: методическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
- Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"
Цель - систематизировать знания педагогов по разделу программы "Воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой "Формируем привычку к здоровому образу жизни", развитие навыков моде...
Сообщение «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»
Сообщение на педагогический совет по теме "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста"...
Доклад на тему: "Формирование у детей целостного взгляда на выработку навыков здорового образа жизни"
Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни осуществляется на физкультурно-оздоровительных мероприятиях и в повседневной жизни....
«Формирование представлений об окружающем мире и привычки к здоровому образу жизни»
ПРИНЦИП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫВ программе выделены две части:1. Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни.2. Воспитывающий компонент — понимание значения ведения зд...
Презентация на тему: "«Организация образовательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, осуществляемая в ходе режимных моментов, направленных на формирование у детей привычки к здоровому образу жизни в соответствии с ФГОС ДО»"
Фгос ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа ж...
«Как я взаимодействую с педагогами ДОУ по формированию у детей двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни». Выступление из опыта работы на педагогическом совете «Образовательное учреждение как носитель здоровья детей».
В выступлении конкретно обозначена роль педагога при проведении утренней гимнастики и занятий по физической культуре при наличии инстуктора по физической культуре в ДОУ. Предлагается памятка....
Проект «Детский сад, семья и я – формула здоровья» (формирование привычки к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста)
Актуальность данной темы обусловлена «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в которой, одной из главных приоритетных задач, является создание условий для во...