"Здоровьесберегающие технологии как фактор самореализации личности дошкольников"
материал (подготовительная группа) по теме

Кузьминчук Наталья Александровна

Как эффективно организовать воспитательно-образоватльный процесс без ущерба здоровью дошкольников?

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии как фактор  самореализации личности   дошкольников»

XXI век ставит перед нами много новых проблем, среди которых сегодня самая актуальная – проблема сохранения здоровья ребенка. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни – одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования.

«Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным, добиваться успехов в различных областях деятельности».

Поэтому  перед нами встал вопрос, как эффективно организовать воспитательно-образоватльный процесс без ущерба здоровью дошкольников?

Целью моей работы стало воспитание здорового, физически развитого ребенка через здоровьесберегающие технологии. Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развития здоровья».

 Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения  здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности.

 Каждая из этих технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.                                                                             

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Для достижения этой цели я поставила перед собой  следующие задачи:

  1. - способствовать полноценному физическому развитию детей в процессе их воспитания и образования;
  2.  -прививать ребенку навыки нравственного и культурного поведения, в немалой степени содействующие укреплению здоровья;
  3. - формировать у детей опыт поведения, обеспечивающий эмоциональное благополучие и закладывающий основы их дальнейшей самореализации.

Работу по внедрению здоровьесберегающих технологий я начала со средней группы. Старалась формировать  у детей чувство ответственности за собственное здоровье, приучая их самих заботиться о нем. Знакомила  их с элементарными понятиями о строении и функциях организма.  Провела в группе  цикл занятий «Вот я какой!». Дети в игровой форме познакомились  с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям. Итогом работы в этом направлении стало открытое занятие  «Добрый доктор Айболит». Дети с радостью делились с «Айболитом»  знаниями  о своем организме и о пользе воды, рассказывали о предметах туалета и гигиенических принадлежностях. 

В старшей группе я провела цикл занятий по теме «Моё  тело». На этих занятиях дети знакомились с правилами поведения, соблюдение которых способствует сохранению здоровья. Знакомиться со строением человеческого организма мы начали со скелета. Я рассказала детям о его функциях. Особое внимание уделила изучению позвоночника, подчеркнув его значимость для движений и  необходимость бережного отношения к себе при выполнении различных движений. Во второй части занятий я знакомила детей с упражнениями,  развивающими подвижность, гибкость и эластичность позвоночника. На занятиях «Сердечное  чудо» речь шла о работе сердца и о том, что происходит при его остановке.  Второй частью занятия были игры, способствующие укреплению сердца «Не промахнись», «Кто быстрей?». В конце занятия дети познакомились с правилами поведения, соблюдение которых помогает сердцу быть здоровым.

На занятии «Как мы дышим?» дети узнали о таком органе, как легкие.  В упрощенной форме я познакомила детей  с функциями органов дыхания.  Дети узнали,  что такое дыхательная  гимнастика, а затем им было предложено подумать и решить, как можно защитить себя   от дыма, от пыли и вредных для организма газов.  На занятиях «Роль зрения в жизни человека» дети получили представление о функции органов зрения, познакомились со строением глаза и с гимнастикой для глаз. В игре «Пройди через препятствия» дети ощутили, как  тяжело передвигаться, не имея возможности видеть. В заключение малышам было рассказано о правилах,   соблюдение которых поможет сохранить остроту зрения.

 Работу в этом  направлении я  продолжаю  и сейчас,  с детьми подготовительной группы. На занятии «Преодолей себя» дети получили элементарные представления о нервной системе и ее значимости. В конце занятия ребята высказали  свои мнения относительно того, как следует беречь свои  нервы и как щадить нервы и настроение окружающих. 

 Очень полюбилась  моим детям гимнастика для пальчиков. Они с большим удовольствием не только разучивают  новые «пальчиковые» упражнения, но и придумывают свои. Результат -   у детей  быстро развивается  мелкая моторика рук, способность к координации движений, чувство ритма.

Уже сейчас дети могут  довольно подробно рассказать, для чего следует делать утреннюю гимнастику, что нужно делать для укрепления организма и как надо заботиться о здоровье родных и близких. Иначе говоря, у ребят  сформировалось осознанное отношение к своему здоровью, расширились их представления о состоянии собственного тела, появилось стойкое желание заниматься физкультурой.

Проявляя заботу о физическом развитии ребенка, я стараюсь  уделять должное  внимание и развитию его двигательных навыков и умений. Диагностика  физических качеств показала, что в результате систематической работы по физическому воспитанию в детском саду и, в частности, активизация двигательной активности детей на физкультурных занятиях, воспитание осознанного отношения детей к своему здоровью дало положительные результаты.  

Приобщение воспитанников детского сада к здоровому образу жизни  должно находить каждодневную поддержку и у них дома. Ведь главные воспитатели ребенка – его родители. От того, сколько внимания они уделяют здоровью детей, зависит состояние физического комфорта детей. Поэтому я  придаю  большое значение работе с родителями.

 В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую разнообразные формы работы:

 открытые занятия с детьми для родителей;

педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации;

занятия с участием родителей;

выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

дни открытых дверей;

участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов.

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей,  основными из которых являются:

организация разных видов деятельности детей в игровой форме;  

организация культурного творчества дошкольников;

оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

В этом учебном году мои дети пойдут в первый класс. Я буду наблюдать за тем, как адаптируются мои бывшие воспитанники к школьной жизни. И мне кажется, что благодаря проведенной работе они безболезненно «встроятся» в новую для себя обстановку, быстро привыкнут  к новым условиям повседневной жизни, что закономерно скажется  на уровне их успеваемости. Многие дети посещают кружки, гимнастические клубы и уже радуют нас своими выступлениями на концертах и праздниках. Могу с уверенностью сказать, что мой труд помог многим моим воспитанникам сполна реализовать себя  на данном жизненном этапе. Впереди их ждут новые успехи и достижения. Приятно сознавать, что частичка этих достижений принадлежит и мне.

Список литературы:

1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей:  Пособие для воспитателя детского сада. - М.:Просвещение,1986

2.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008

3.Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.

4.Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях.  М.: Гуманитар. изд. центрВЛАДОС,2004

5.Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002

6.Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность - важнейший фактор развития личности дошкольника

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают...

Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности педагогического процесса

Картотека гимнастик после сна для детей старшего дошкольного возраста...

«Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения здоровья дошкольников»

Состояние здоровья детей анализируется как фактор национальной безоɪɪасности, ɪɪоэтому Концеɪɪция модернизации  российского образования содержит в себе задачи  сохранения, укреɪɪления здоров...

Народная подвижная игра как средство самовыражения и самореализации личности дошкольника

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижных игр можно использова...

Статья «Русская народная игра как средство самовыражения и самореализации личности дошкольника».

Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми...

Статья." Личность педагога ,как фактор формирования личности дошкольника"

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокул...