"Здоровьесберегающие технологии как фактор самореализации личности дошкольников"
материал (подготовительная группа) по теме

Кузьминчук Наталья Александровна

Как эффективно организовать воспитательно-образоватльный процесс без ущерба здоровью дошкольников?

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии как фактор  самореализации личности   дошкольников»

XXI век ставит перед нами много новых проблем, среди которых сегодня самая актуальная – проблема сохранения здоровья ребенка. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни – одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования.

«Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным, добиваться успехов в различных областях деятельности».

Поэтому  перед нами встал вопрос, как эффективно организовать воспитательно-образоватльный процесс без ущерба здоровью дошкольников?

Целью моей работы стало воспитание здорового, физически развитого ребенка через здоровьесберегающие технологии. Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развития здоровья».

 Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения  здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности.

 Каждая из этих технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.                                                                             

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Для достижения этой цели я поставила перед собой  следующие задачи:

  1. - способствовать полноценному физическому развитию детей в процессе их воспитания и образования;
  2.  -прививать ребенку навыки нравственного и культурного поведения, в немалой степени содействующие укреплению здоровья;
  3. - формировать у детей опыт поведения, обеспечивающий эмоциональное благополучие и закладывающий основы их дальнейшей самореализации.

Работу по внедрению здоровьесберегающих технологий я начала со средней группы. Старалась формировать  у детей чувство ответственности за собственное здоровье, приучая их самих заботиться о нем. Знакомила  их с элементарными понятиями о строении и функциях организма.  Провела в группе  цикл занятий «Вот я какой!». Дети в игровой форме познакомились  с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям. Итогом работы в этом направлении стало открытое занятие  «Добрый доктор Айболит». Дети с радостью делились с «Айболитом»  знаниями  о своем организме и о пользе воды, рассказывали о предметах туалета и гигиенических принадлежностях. 

В старшей группе я провела цикл занятий по теме «Моё  тело». На этих занятиях дети знакомились с правилами поведения, соблюдение которых способствует сохранению здоровья. Знакомиться со строением человеческого организма мы начали со скелета. Я рассказала детям о его функциях. Особое внимание уделила изучению позвоночника, подчеркнув его значимость для движений и  необходимость бережного отношения к себе при выполнении различных движений. Во второй части занятий я знакомила детей с упражнениями,  развивающими подвижность, гибкость и эластичность позвоночника. На занятиях «Сердечное  чудо» речь шла о работе сердца и о том, что происходит при его остановке.  Второй частью занятия были игры, способствующие укреплению сердца «Не промахнись», «Кто быстрей?». В конце занятия дети познакомились с правилами поведения, соблюдение которых помогает сердцу быть здоровым.

На занятии «Как мы дышим?» дети узнали о таком органе, как легкие.  В упрощенной форме я познакомила детей  с функциями органов дыхания.  Дети узнали,  что такое дыхательная  гимнастика, а затем им было предложено подумать и решить, как можно защитить себя   от дыма, от пыли и вредных для организма газов.  На занятиях «Роль зрения в жизни человека» дети получили представление о функции органов зрения, познакомились со строением глаза и с гимнастикой для глаз. В игре «Пройди через препятствия» дети ощутили, как  тяжело передвигаться, не имея возможности видеть. В заключение малышам было рассказано о правилах,   соблюдение которых поможет сохранить остроту зрения.

 Работу в этом  направлении я  продолжаю  и сейчас,  с детьми подготовительной группы. На занятии «Преодолей себя» дети получили элементарные представления о нервной системе и ее значимости. В конце занятия ребята высказали  свои мнения относительно того, как следует беречь свои  нервы и как щадить нервы и настроение окружающих. 

 Очень полюбилась  моим детям гимнастика для пальчиков. Они с большим удовольствием не только разучивают  новые «пальчиковые» упражнения, но и придумывают свои. Результат -   у детей  быстро развивается  мелкая моторика рук, способность к координации движений, чувство ритма.

Уже сейчас дети могут  довольно подробно рассказать, для чего следует делать утреннюю гимнастику, что нужно делать для укрепления организма и как надо заботиться о здоровье родных и близких. Иначе говоря, у ребят  сформировалось осознанное отношение к своему здоровью, расширились их представления о состоянии собственного тела, появилось стойкое желание заниматься физкультурой.

Проявляя заботу о физическом развитии ребенка, я стараюсь  уделять должное  внимание и развитию его двигательных навыков и умений. Диагностика  физических качеств показала, что в результате систематической работы по физическому воспитанию в детском саду и, в частности, активизация двигательной активности детей на физкультурных занятиях, воспитание осознанного отношения детей к своему здоровью дало положительные результаты.  

Приобщение воспитанников детского сада к здоровому образу жизни  должно находить каждодневную поддержку и у них дома. Ведь главные воспитатели ребенка – его родители. От того, сколько внимания они уделяют здоровью детей, зависит состояние физического комфорта детей. Поэтому я  придаю  большое значение работе с родителями.

 В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую разнообразные формы работы:

 открытые занятия с детьми для родителей;

педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации;

занятия с участием родителей;

выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

дни открытых дверей;

участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов.

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей,  основными из которых являются:

организация разных видов деятельности детей в игровой форме;  

организация культурного творчества дошкольников;

оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

В этом учебном году мои дети пойдут в первый класс. Я буду наблюдать за тем, как адаптируются мои бывшие воспитанники к школьной жизни. И мне кажется, что благодаря проведенной работе они безболезненно «встроятся» в новую для себя обстановку, быстро привыкнут  к новым условиям повседневной жизни, что закономерно скажется  на уровне их успеваемости. Многие дети посещают кружки, гимнастические клубы и уже радуют нас своими выступлениями на концертах и праздниках. Могу с уверенностью сказать, что мой труд помог многим моим воспитанникам сполна реализовать себя  на данном жизненном этапе. Впереди их ждут новые успехи и достижения. Приятно сознавать, что частичка этих достижений принадлежит и мне.

Список литературы:

1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей:  Пособие для воспитателя детского сада. - М.:Просвещение,1986

2.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008

3.Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.

4.Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях.  М.: Гуманитар. изд. центрВЛАДОС,2004

5.Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002

6.Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность - важнейший фактор развития личности дошкольника

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают...

«Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения здоровья дошкольников»

Состояние здоровья детей анализируется как фактор национальной безоɪɪасности, ɪɪоэтому Концеɪɪция модернизации  российского образования содержит в себе задачи  сохранения, укреɪɪления здоров...

Статья «Опытно-экспериментальная деятельность – как фактор развития личности дошкольника»

В статье изложены приоритеты использования метода экспериментирования в деятельности педагога в рамках реализация ФГОС ДОУ....

Народная подвижная игра как средство самовыражения и самореализации личности дошкольника

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижных игр можно использова...

Статья «Русская народная игра как средство самовыражения и самореализации личности дошкольника».

Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми...

Статья." Личность педагога ,как фактор формирования личности дошкольника"

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокул...