Кризис трех лет
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учредение
детский сад «Белек» с.Белдир-Арыг
муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республик Тыва»
ДОКЛАД
на тему:
«Кризис трех лет»
Подготовила:
Воспитатель второй младшей группы
Умбаа Аржааана Сергеевна
Знаменитый кризис трех лет – один из наиболее трудных моментов в жизни младшего дошкольника.
В основе данного кризиса лежит ломка тесных взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. Если раньше малыш был во всем зависим от мамы, и она выполняла все его потребности, то теперь малыш желает, чтобы не только удовлетворялись его потребности, но и учитывались его права. Начинает формироваться его собственное «Я». Он хочет быть более самостоятельным, но пока еще не знает как. То есть потребность в самостоятельности оказывается выше его реальных возможностей.
Изменение позиции ребенка требует от близких ему людей своевременной перестройки. Если же новые отношения не складываются, то возникают собственно кризисные явления:
1) негативизм - ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых и делает все наоборот;
2) упрямство - это реакция на свое собственное решение; ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении; происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались;
3) строптивость - это протест против порядков, которые существуют дома;
4) своеволие - стремление к эмансипации от взрослого
5) обесценивание взрослых и того, что раньше было интересным и дорогим
6) протест-бунт - проявляется в частых ссорах и конфликтах с родителями;
7) стремление к деспотизму - проявляется в семье с единственным ребенком, когда тот желает властвовать над всеми и диктует окружающим свои намерения.
Для успешного преодоления кризисного периода перед родителями стоит несколько задач:
• Проявлять терпение к требованиям ребенка.
• Не подавлять стремление к самостоятельности.
• Поощрять инициативу.
• Не критиковать неумелые действий ребенка, а показать, как действовать правильно.
• Сопереживать неудачам ребенка.
• Радоваться и хвалить ребенка за успехи.
• Демонстрировать свою любовь.
• Не применять агрессивные действия в ответ на капризы ребенка.
• Соблюдать баланс между требовательностью и уважением.
• Определить границы дозволенного.
• Быть последовательными в своих требованиях.
Поскольку в основе кризиса 3-х лет стоит борьба мотивов «хочу» и «надо», между требовательностью и уважением должно существовать равновесие. Борьба между этими двумя мотивами сопровождает нас всю нашу жизнь. Но ребенок пока не в силах отодвигать свои желания на второй план. Он протестует всеми доступными для его возраста способами. То, какую модель поведения вынесет для себя ребенок из этого кризисного периода – будет сопутствовать ему в дальнейшем. Если родители будут стремиться выполнять все его требования, то ребенок может вырасти эгоистом и не считаться с желаниями других. И, наоборот, если родители выберут авторитарный стиль воспитания и будут подавлять волю и желания ребенка, это может привести к формированию зависимой, безвольной и инфантильной личности. Ну, а если баланс между потребностями ребенка и требованиями родителей соблюдается, то формируется такая «универсальная» личность, которая способна подстраиваться под изменяющиеся условия. Поэтому со стороны родителей очень важно определить границы.
Определение границ – важнейшая основа воспитательного процесса. В отсутствии разумных ограничений ребенок ощущает себя незащищенным. Он чувствует, что рядом с ним нет взрослых, сильных, уверенных людей, которые организуют разумный порядок в мире. Поэтому Вы сами для своей семьи должны определить четкие границы воспитания: что всегда разрешается ребенку, где можно пойти на уступки и в каких случаях всегда должно звучать твердое «нет». Обычно твердое «нет» относится к тем ситуациям, которые связаны с опасностью для жизни и здоровья ребенка. Главное, чтобы требования были постоянны и едины от всех членов семьи. Если вы сегодня требуете от ребенка одного, а завтра другого, кормите его пустыми обещаниями или невыполнимыми угрозами, то он перестает вам доверять.
Стремление ребенка быть таким, как взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет разрешается путем перехода ребенка к сюжетно-игровой деятельности, приобретаются навыки ролевого поведения. Игра - основной и самый важный для ребенка вид деятельности.
Помогайте ребенку осваивать действия с игрушками. Помните, что понять, как нужно действовать с игрушкой, малыш может только с вашей помощью. Покупая ребенку новую игрушку, обязательно поиграйте с ней вместе с малышом. Заинтересуйте его не только внешним видом игрушки, но и тем, что с ней можно делать.
У младших дошкольников игра начинает носить сюжетный характер. Дети с удовольствием подражают игровым действиям взрослых: кормят, причесывают кукол и игрушечных животных, купают их в ванночке, пеленают, укладывают спать, катают в колясочке, строят для них домики и пр. Подберите соответствующие наборы игрушек. Помните, что в такие игры нужно играть не только с девочками, но и с мальчиками. Сюжетная игра имеет большое значение для психического развития ребенка. Она является средством познания окружающего мира, способствует развитию образного мышления и воображения. В игре ребенок в условных обстоятельствах действует "как мама", "папа", "бабушка" или "дедушка", что дает ему возможность почувствовать себя свободным и всесильным, как взрослые. Для того, чтобы игра возникла и развивалась полноценно, взрослые должны постоянно вовлекать в нее малыша, организуя совместные игры.
Ребенок в период кризиса 3-х лет остро нуждается в поддержке, понимании и общении со значимыми взрослыми. В это время особенно опасно подавлять растущую активность ребенка, способствовать дефициту общения и эмоционального контакта. Последнее может привести к замкнутости, задержке речевого развития, отказа от общения. Старайтесь как можно больше общаться с ребенком, интересоваться всем, что происходило за день. Особенно важно учить ребенка проговаривать его эмоции и переживания ребенка, а также говорить ему о своих чувствах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Маленький тиран" или кризис трех лет. Презентация для родителей.
Данная презентация помогает родителям понять, что происходит с их ребенком в возрасте трех лет. С какими трудностями в поведении ребенка они могут столкнуться и как с ними справиться....

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка
Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис 3-х лет у детей. Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?
Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому ...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет
Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет
Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса.
Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса....
консультация для родителей "Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис трех лет."Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис 3х лет.
Консультация для родителей "Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис трех лет"Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис 3х лет. Это очень важный период в жизни ребенка. Именно ...