Кризис трех лет
консультация

Picture background

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2861.docx49.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учредение

детский сад «Белек» с.Белдир-Арыг

муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республик Тыва»

ДОКЛАД

на тему:

«Кризис трех лет»

Picture background

Подготовила:

Воспитатель второй младшей группы

Умбаа Аржааана Сергеевна

Знаменитый кризис трех лет – один из наиболее трудных моментов в жизни младшего дошкольника.

В основе данного кризиса лежит ломка тесных взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. Если раньше малыш был во всем зависим от мамы, и она выполняла все его потребности, то теперь малыш желает, чтобы не только удовлетворялись его потребности, но и учитывались его права. Начинает формироваться его собственное «Я». Он хочет быть более самостоятельным, но пока еще не знает как. То есть потребность в самостоятельности оказывается выше его реальных возможностей.

         Изменение позиции ребенка требует от близких ему людей своевременной перестройки. Если же новые отношения не складываются, то возникают собственно кризисные явления:

1) негативизм - ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых и делает все наоборот;

2) упрямство  - это реакция на свое собственное решение; ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении; происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались;

3) строптивость - это протест против порядков, которые существуют дома;

4) своеволие - стремление к эмансипации от взрослого

5) обесценивание взрослых и того, что раньше было интересным и дорогим

6) протест-бунт  -  проявляется в частых ссорах и конфликтах с родителями;

7) стремление к деспотизму - проявляется в семье с единственным ребенком, когда тот желает властвовать над всеми и диктует окружающим свои намерения.

Для успешного преодоления кризисного периода перед родителями стоит несколько задач:

•        Проявлять терпение к требованиям ребенка.

•        Не подавлять стремление к самостоятельности.

•        Поощрять инициативу.

•        Не критиковать неумелые действий ребенка, а показать, как действовать правильно.

•        Сопереживать неудачам ребенка.

•        Радоваться и хвалить ребенка за успехи.

•        Демонстрировать свою любовь.

•        Не применять агрессивные действия в ответ на капризы ребенка.

•        Соблюдать баланс между требовательностью и уважением.

•        Определить границы  дозволенного.

•        Быть последовательными в своих требованиях.

      Поскольку в основе кризиса 3-х лет стоит борьба мотивов  «хочу» и «надо», между требовательностью и уважением должно существовать равновесие.  Борьба между этими двумя мотивами сопровождает нас всю нашу жизнь. Но ребенок пока не в силах отодвигать свои желания на второй план. Он протестует всеми доступными для его возраста способами. То, какую модель поведения вынесет для себя ребенок из этого кризисного периода – будет сопутствовать ему в дальнейшем. Если родители будут стремиться выполнять все его требования, то ребенок может вырасти эгоистом и не считаться с желаниями других. И, наоборот, если родители выберут авторитарный стиль воспитания и будут подавлять волю и желания ребенка, это может привести к формированию зависимой, безвольной и инфантильной личности. Ну, а если баланс между потребностями ребенка и требованиями родителей соблюдается, то формируется такая «универсальная» личность, которая способна подстраиваться под изменяющиеся условия.  Поэтому  со стороны родителей очень важно определить границы.

Определение границ – важнейшая основа воспитательного процесса. В отсутствии разумных ограничений ребенок ощущает себя незащищенным. Он чувствует, что рядом с ним нет взрослых, сильных, уверенных людей, которые организуют разумный порядок в мире. Поэтому Вы сами для своей семьи должны определить четкие границы воспитания:  что всегда разрешается ребенку, где можно пойти на уступки и в каких случаях  всегда должно звучать  твердое «нет». Обычно твердое «нет» относится к тем ситуациям, которые связаны с опасностью для жизни и здоровья ребенка. Главное, чтобы требования были постоянны и едины от всех членов семьи. Если вы сегодня требуете от ребенка одного, а завтра другого, кормите его пустыми обещаниями или невыполнимыми угрозами, то он перестает вам доверять.

Стремление ребенка быть таким, как взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет разрешается путем перехода ребенка к сюжетно-игровой деятельности, приобретаются навыки ролевого поведения. Игра - основной и самый важный для ребенка вид деятельности.

Помогайте ребенку осваивать действия с игрушками. Помните, что понять, как нужно действовать с игрушкой, малыш может только с вашей помощью. Покупая ребенку новую игрушку, обязательно поиграйте с ней вместе с малышом. Заинтересуйте его не только внешним видом игрушки, но и тем, что с ней можно делать.

У младших дошкольников игра  начинает носить сюжетный характер. Дети с удовольствием подражают игровым действиям взрослых: кормят, причесывают кукол и игрушечных животных, купают их в ванночке, пеленают, укладывают спать, катают в колясочке, строят для них домики и пр. Подберите соответствующие наборы игрушек. Помните, что в такие игры нужно играть не только с девочками, но и с мальчиками. Сюжетная игра имеет большое значение для психического развития ребенка. Она является средством познания окружающего мира, способствует развитию образного мышления и воображения. В игре ребенок в условных обстоятельствах действует "как мама", "папа", "бабушка" или "дедушка", что дает ему возможность почувствовать себя свободным и всесильным, как взрослые. Для того, чтобы игра возникла и развивалась полноценно, взрослые должны постоянно вовлекать в нее малыша, организуя совместные игры.

Ребенок в период кризиса 3-х лет остро нуждается в поддержке, понимании и общении со значимыми взрослыми. В  это  время  особенно  опасно  подавлять  растущую  активность  ребенка, способствовать дефициту общения и эмоционального контакта. Последнее может привести к замкнутости, задержке речевого развития, отказа от общения. Старайтесь как можно больше общаться с ребенком, интересоваться всем, что происходило за день.  Особенно важно учить ребенка проговаривать его эмоции и переживания ребенка, а также говорить ему о своих чувствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Маленький тиран" или кризис трех лет. Презентация для родителей.

Данная презентация помогает родителям понять, что происходит с их ребенком в возрасте трех лет. С какими трудностями в поведении ребенка они могут столкнуться и как с ними справиться....

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис 3-х лет у детей. Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?

Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому ...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса.

Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса....

консультация для родителей "Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис трех лет."Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис 3х лет.

Консультация для родителей "Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис трех лет"Особенности развития детей  3-4 лет. Кризис 3х лет. Это очень важный период в жизни ребенка. Именно ...