Сторителлинг как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
консультация
Цели сторителлинга - захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Задачи:
- Обогащать активный и пассивный словарь детей;
-Развивать умения составлять связные рассказы; творческое мышление и воображение;
- Развивать коммуникативные навыки детей;
- Наглядно мотивировать поступки героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Сторителлинг как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Подготовил: воспитатель МКДОУ
«Детский сад № 61» г.о. Нальчик
Мидова Ф.Б.
Введение
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.
Ни для кого не секрет, что проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Книги, сказки, совместные игры с родителями заменяются мультфильмами, играми в телефоне или планшете. В связи с этим речь детей становится скудной, бедной, неразборчивой, с плохо развитой фантазией и воображением. Чтобы помочь ребенку овладеть умением свободно общаться, необходимо сформировать коммуникативно-целесообразную речь, которая подразумевает оптимальное использование языковых возможностей в конкретных условиях общения.
Каждый педагог замечал, как внимательно дети слушают воспитателя, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает их в книге. Именно поэтому я стала практиковать рассказывание произведений своими словами. Стало очевидно, что детей больше привлекают импровизированные истории.
Я обратила своё внимание на такую новую технологию, как «сторителлинг». Он заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей, это и является моей актуальность
Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй». Сторителлинг - это повествование мифов, сказок, притч, былин, иными словами - сказительство.
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Цели сторителлинга - захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Задачи:
- Обогащать активный и пассивный словарь детей;
-Развивать умения составлять связные рассказы; творческое мышление и воображение;
- Развивать коммуникативные навыки детей;
- Наглядно мотивировать поступки героев.
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:
1. Сторителлинг на основе реальных событий: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.
2. Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.
3. Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.
3
4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решения проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.
Слайд 6. Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.
В активном сторителлинге педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. В истории должен быть интересный герой.
Это может быть, кто или что хотите, хоть обычный карандаш, если нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.
То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй.
Цифровой - это такой формат, в котором рассказывание истории сочетается с визуальными или аудиальными компонентами (картинки, презентации, видео). Озвучивание мультфильмов, создание мультфильма (рисование+запись голоса), рассказывание под музыку.
Структура техники сторителлинг: вступление; развитие события; кульминация; заключение.
Вступление: должно быть коротким, ставить проблему, которую необходимо решить. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым история посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Вызвать у слушателя интерес, увлечь его, удерживать внимание.
Варианты вступления: Когда-то давным-давно... И произошла однажды вот такая история... А, вы слышали историю про... Садитесь поближе, я вам расскажу... В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были... Это произошло темной и дождливой ночью...
Развитие события: здесь выявляются сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее вникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается во вступлении.
Кульминация: когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы.
Заключение: должно быть краткое, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.
Принципы хороших историй: простота, неожиданность,
конкретность, реалистичность., эмоциональность.
Метод сторителлинга позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминания сюжета.
Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
Наиболее важные моменты при создании истории:
- необходимо учитывать возрастные особенности детей, в том числе их интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития;
- в истории должен быть определенный персонаж или герой. У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях;
- история должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.
Сочиняя, дети: «проживают» истории; приобретают способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах; раскрепощаются застенчивые; робкие становятся смелыми; молчаливые - разговорчивыми.
Сторителлинг - очень многогранная, многоцелевая техника, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Чтобы детям было интересно, я взяла за основу игру «Кубики историй» и адаптировала под своих детей. Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми.
Правила игры: договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает. Первый игрок достаёт кубик, бросает его. В зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.
. Историю нужно начать со слов «Однажды.», «Когда-то давным-давно...», «В некотором царстве, в некотором государстве.»
Начало истории - каждая история должна начинаться с призыва к действию. Что-то случается с героем, что толкает его на подвиги.
Основная часть истории (середина) - в это время герой делает всё, чтобы разрешить проблемы.
Заключение (развязка) - герой у цели. Какой наш герой сейчас? Изменился ли он? Именно из этой части герой выходит победителем или проигравшим. Чему научила нас эта история?
Для придумывания историй можно использовать кубики разных типов: набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории; разноплановые кубики - на гранях нанесены изображения из разных категорий; тематические - например «Времена года», «Транспорт» и т.д.
Техника сторителлинг, которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащают фантазию, развивая логику.
Таким образом, используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, можно услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.
Список литературы
1. Давыдова Ольга. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми - сторителлинг // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - №4 Апрель - 2017.
2. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16.
3. Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.
4. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.
5. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ ""Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Цель мастер-класса - повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использованеия техники "сторителлинг"...
Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовате...

«Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». Техника «сторителлинг» очень многогранная, мног...

Консультация «Сторителлинг как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Сторителлинг–это искусство увлекательного рассказа....

«Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Сторителлинг - это искусство увлекательного рассказа. Термин пришел к нам из английского языка и в буквальном переводе звучит как «рассказывание истории». В русском языке этому термин...

Мастер-класс «Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Мастер - класс по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг»....

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг»....