Сторителлинг как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
консультация

Цели сторителлинга - захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи:

-     Обогащать активный и пассивный словарь детей;

-Развивать умения составлять связные рассказы; творческое мышление и воображение;

-     Развивать коммуникативные навыки детей;

-     Наглядно мотивировать поступки героев.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_midovoy.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Сторителлинг как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Подготовил: воспитатель МКДОУ

 «Детский сад № 61» г.о. Нальчик

Мидова Ф.Б.

Введение

 Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Книги, сказки, совместные игры с родителями заменяются мультфильмами, играми в телефоне или планшете. В связи с этим речь детей становится скудной, бедной, неразборчивой, с плохо развитой фантазией и воображением. Чтобы помочь ребенку овладеть умением свободно общаться, необходимо сформировать коммуникативно-целесообразную речь, которая подразумевает оптимальное использование языковых возможностей в конкретных условиях общения.

Каждый педагог замечал, как внимательно дети слушают воспитателя, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает их в книге. Именно поэтому я стала практиковать рассказывание произведений своими словами. Стало очевидно, что детей больше привлекают импровизированные истории.

Я обратила своё внимание на такую новую технологию, как «сторителлинг». Он заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей, это и является моей актуальность

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй». Сторителлинг - это повествование мифов, сказок, притч, былин, иными словами - сказительство.

Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

Цели сторителлинга - захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи:

-        Обогащать активный и пассивный словарь детей;

-Развивать умения составлять связные рассказы; творческое мышление и воображение;

-        Развивать коммуникативные навыки детей;

-        Наглядно мотивировать поступки героев.

 В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:

1.        Сторителлинг на основе реальных событий: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.

2.        Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.

3.        Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.

3

4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решения проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.

Слайд 6. Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.

В активном сторителлинге педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. В истории должен быть интересный герой.

Это может быть, кто или что хотите, хоть обычный карандаш, если нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.

То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй.

Цифровой - это такой формат, в котором рассказывание истории сочетается с визуальными или аудиальными компонентами (картинки, презентации, видео). Озвучивание мультфильмов, создание мультфильма (рисование+запись голоса), рассказывание под музыку.

Структура техники сторителлинг: вступление; развитие события; кульминация; заключение.

Вступление: должно быть коротким, ставить проблему, которую необходимо решить. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым история посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Вызвать у слушателя интерес, увлечь его, удерживать внимание.

Варианты вступления: Когда-то давным-давно... И произошла однажды вот такая история... А, вы слышали историю про... Садитесь поближе, я вам расскажу... В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были... Это произошло темной и дождливой ночью...

Развитие события: здесь выявляются сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее вникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается во вступлении.

Кульминация: когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы.

Заключение: должно быть краткое, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

Принципы хороших историй:        простота, неожиданность,

конкретность, реалистичность., эмоциональность.

Метод сторителлинга позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминания сюжета.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

 Наиболее важные моменты при создании истории:

-        необходимо учитывать возрастные особенности детей, в том числе их интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития;

-        в истории должен быть определенный персонаж или герой. У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях;

- история должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.

Сочиняя, дети: «проживают» истории; приобретают способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах; раскрепощаются застенчивые; робкие становятся смелыми; молчаливые - разговорчивыми.

Сторителлинг - очень многогранная, многоцелевая техника, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Чтобы детям было интересно, я взяла за основу игру «Кубики историй» и адаптировала под своих детей. Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми.

Правила игры: договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает. Первый игрок достаёт кубик, бросает его. В зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.

. Историю нужно начать со слов «Однажды.», «Когда-то давным-давно...», «В некотором царстве, в некотором государстве.»

Начало истории - каждая история должна начинаться с призыва к действию. Что-то случается с героем, что толкает его на подвиги.

Основная часть истории (середина) - в это время герой делает всё, чтобы разрешить проблемы.

Заключение (развязка) - герой у цели. Какой наш герой сейчас? Изменился ли он? Именно из этой части герой выходит победителем или проигравшим. Чему научила нас эта история?

Для придумывания историй можно использовать кубики разных типов: набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории; разноплановые кубики - на гранях нанесены изображения из разных категорий; тематические - например «Времена года», «Транспорт» и т.д.

Техника сторителлинг, которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащают фантазию, развивая логику.

Таким образом, используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, можно услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.

Список литературы

1.        Давыдова Ольга. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми - сторителлинг // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - №4 Апрель - 2017.

2.        Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16.

3.        Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.

4.        Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

5.        Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ ""Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель мастер-класса - повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использованеия техники "сторителлинг"...

Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовате...

«Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

   Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». Техника «сторителлинг» очень многогранная, мног...

«Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Сторителлинг - это искусство увлекательного рассказа. Термин пришел к нам из английского языка и в буквальном переводе звучит как «рассказывание истории». В русском языке этому термин...

Мастер-класс «Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер - класс по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг»....

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг»....