Семинар-практикум: "Сюжетно - ролевые игры детей дошкольного возраста".
методическая разработка

Дегтярева Лариса Николаевна

Беседа о методике организации и управления сюжетно-ролевыми играми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

Семинар – практикум

«Сюжетно – ролевые игры детей дошкольного возраста».

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2083b1f430698c2da5bad33081b7260dc15043b2-5219031-images-thumbs&n=13

Подготовила старший воспитатель

Дегтярева Л.Н.

2025 год.

Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации   игровой деятельности. Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации   игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре.

Задачи:

Повысить уровень знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры;

расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми;

развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.

Материал: педагогические ситуации для каждой команды, кроссворд, карандаши, листы бумаги для жюри с заданиями, 3 маркера.
Предварительная работа: консультация на тему: «Методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой», подготовка каждой командой сюжетно-ролевой игры по заданным темам.

План семинара:
1. Беседа о методике организации и управления сюжетно-ролевыми играми. – старший воспитатель Дегтярева Л.Н.
2. Деловая игра.

Представление команд

Перечисление методов и приемов руководства игрой

Продумывание сюжетов развития игр «автобус» и «моряки».

Презентация подготовленных игр каждой командой.

Решение педагогических ситуаций.

Разгадывание кроссворда.

Перечислить названия сюжетно-ролевых игр в ДОУ.

Ход семинара.

Слайд 1

Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Так что же это такое игра? Игра - это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

Слайд 2

 Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как любимому форме игровой деятельности.

Развитие игры.

   Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Детям очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это - сюжетно-ролевая игра.

   Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.

   Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реальной, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия "я - милиционер", "я - воспитатель ". Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: "я повар - готовлю обед", "я папа - иду на работу".

   Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сюжетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.

Слайд 3

Структура сюжетно-ролевой игры

СЮЖЕТ - РОЛЬ – СОДЕРЖАНИЕ

Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны. (По Д. Б. Эльконина)

   Роль взрослого - явная и незаметная.

Слайд 4

Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

   - Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).

   - Прямое руководство (с вмешательством в игру).

1. Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.

Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли):

В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.

2. Воспитатель - партнер и помощник в игре (средний и старший дошкольный возраст)

Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:

- Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст) руководство и помощник.

Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с их.

Слайд 5

Создание предметно-игровой среды

   Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего, необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.

   Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.

   В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры, а наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок.

Слайд 6

Как вы думаете, что является основой сюжетно-ролевой игры?

Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.

Слайд 7

С точки зрения содержания наиболее распространенными сюжетами являются (по С.А. Шмакову): 

- профессиональные; 

- военизированные («стрелялки», «догонялки», по мотивам мультфильмов); 

- созидательные (строительство); 

- поиска и открытия (путешествия, «космос»); 

- связанные с искусством («цирк», «театр»); 

- сказочные; - фантастические; 

- этнографические («в индейцев»).

Слайд 8

Структура ролевой игры согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие компоненты:

Первый - это роли, которые берут на себя дети в процессе игры;

Второй - игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

Третий - игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка, и, наконец,

Четвертый - реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.

Предлагаю провести семинар в виде деловой игры.

Слайд 9

Практическая часть

Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю игру, которая поможет нам эмоционально настроиться на дальнейшую работу.

  • Встаньте, пожалуйста, все в круг.
  • А теперь поменяйтесь местами те, кто считает себя трудолюбивым.
  • Поменяйтесь местами те, кто любит свою профессию.

     •  Поменяйтесь местами те, кто считает, что трудолюбие закладывается с дошкольного возраста.

  • Поменяйтесь местами те, кто уверен, что в труде закладывается фундамент характера.
  • Спасибо! Сделайте шаг вперед, у кого хорошее настроение и кто настроился на общение.

1 задание. Экспресс-опрос

  • 1 подгруппа:
  • 1. Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием …. (замысла)
  • 2. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)
  • 3. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это…. (сюжет)
  • 4. Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры…. (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек).
  • 5. Назовите отечественных педагогов и психологов, занимающихся исследованиями проблемы детской игры (Р. И. Жуковская, А. П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогина , Р. А. Иванкова, Е. И. Щербакова, Д.Б. Эльконин)
  • 6. Составьте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры «Поликлиника», «Парикмахерская» «Магазин», «Школа»
  • 7. Перечислите виды игрушек.
  • 2 подгруппа:
  • 1. Назовите структурные компоненты игры? …. (сюжет, содержание, роль)
  • 2. Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры .. (мышление, воображение, память)
  • 3. Один из важных принципов организации сюжетно- ролевой игры – это .. (наличие атрибутов)
  • 4. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру…. ( оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)
  • 5. Назовите отечественных педагогов и психологов, занимающихся исследованиями проблемы детской игры. (Р. И. Жуковская, А. П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогина, Р. А. Иванкова, Е. И. Щербакова, Д.Б. Эльконин )
  • 6. Перечислите сюжеты ролевых игр.
  • 7. Перечислите знакомые вам народные игры.

2 задание

Перечислите методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой. Т.е. какие методы и приемы помогут реализовать замысел воспитателя в процессе игры. За каждый названный метод и прием жюри дает командам по одному очку. Команды совещаются и поочередно называют метод или прием; команда, назвавшая больше методов и приемов побеждает
Предполагаемые ответы.

внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений.

на начальных этапах использование игр наиболее близких детям – семья, детский сад.

использование сюрпризных моментов

внесение новой игрушки

наблюдение за игрой других дошкольников

наблюдение за трудом взрослых

чтение литературных произведений

обсуждение телепередач

определение содержания игры

восстановление последовательности событий

игровые действия

обыгрывание персонажей и их взаимодействие

драматизация сказок

учет интереса детей

 планирование игры

рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру

определение темы

умение согласовывать свои действия с остальными детьми

придумывание сюжета сказки или рассказа

совместный пересказ сказки

придумывание сюжета для двух противоположных по нравственным качествам

преднамеренное изменение ситуаций

учет индивидуальных особенностей

учет личного опыта ребенка

привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов

использование мимических этюдов, элементов психогимнастики

обсуждение хода и результатов игры

совместная с детьми игра

использование технических средств обучения.

В ходе игры решаются многие задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания; развиваются творчество, самосознание и активность ребенка.
3 Задание

Разобрать педагогические ситуации и внести свои предложения. Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность от 3 до 5 баллов за каждую педагогическую ситуацию.

Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

В детском саду организуются игры в «прачечную», «мастерскую по ремонту книг». Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то? Почему?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Для игры в школу ребята подбирали необходимые предметы. Света учительница, взяла себе портфель, тетради, указку и книги. «А с чем нам играть? – разочарованно произнесла Таня, - ты, Света, тогда сама и играй». Девочка смутилась, опустила голову, потом сказала: «Ребята, это я в класс все принесла для игры, а вы теперь выбирайте, что вам нужно», - и положила все предметы перед детьми. Вопросы: какие чувства испытывала Света? Какое влияние оказывает игра на формирование характера? 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мальчик ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Как поступить воспитателю?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Девочка пришла в группу. Ребята приглашают ее в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

4 Задание

«Складывание слова». Каждая команда получает лист бумаги, на котором записано слово в вертикальном положении «Сюжетно – ролевая игра».

За две минуты игроки должны составить больше слов или словосочетаний по теме «Сюжетно-ролевая игра» из букв слов, содержащихся на листе. За каждое правильно образованное слово команда получает

5 Задание

Решение кроссворда. Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-ролевым играм. (Сетка кроссворда в конце)

Вопросы к кроссворду:

Кроссворд

https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/449/449433/6076c42c53f07610958441.png

По вертикали:

1.Бывает предметная, развивающая, игровая (среда).

2.Образовательная область (социализация).

3.Ряд последовательно развивающихся событий. В игре – последовательность действий (сюжет).

4.Общественное «лицо» конкретного человека (личность).

По горизонтали:

1.Ребёнок берёт на себя в игре (роль).

2.Форма проявления познавательной потребности личности, направленная на предмет, который вызывает положительные эмоции (интерес).

3.Система взаимодействий человека в определённой среде (деятельность).

4.Творческое воображение, мечта. Нечто задуманное, неправдоподобное (фантазия).

5.Ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника (игра).

https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/449/449433/6076c42c54314482097549.png

6 Задание

Теперь я предлагаю Вам раскрыть особенности развития сюжетно-ролевой игры, начиная с раннего возраста.

Педагоги по возрастным группам рассказывают об этапах развития игры

Младший дошкольный возраст

1. Младшие дошкольники в основном играют в одиночку (игры рядом, индивидуальные, т. к. они не умеют договориться между собой, распределить роли, игровой материал.

2. Темы игр в основном бытовые, берутся из жизни: впечатления собственной жизни, непосредственного окружения. Сюжеты игр однообразны, в основном – многократное повторение игровых действий.

3. Среди игровых действий преобладают внешние действия изображаемых людей. Словесные игровые действия выполняются редко.

4. Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником.

5. Дети хорошо владеют действиями с сюжетно-ролевыми игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, могут заменять недостающие тематические игрушки другими предметами.

Постепенно идет смена сюжетно-ролевой игры – переход от одиночных игр к совместным, где участвуют двое и более детей.

Средний дошкольный возраст

1. В игре появляются группки по 2-3 человека (групповая форма организации). Их объединяет интерес к одним и тем же темам, сюжетам игр.

2. Расширяется тематика игр. Дети включают в игру элементы общественной жизни, комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни. Усложняются сюжеты. Они становятся развернутыми и разнообразными. Главным в сюжете для детей становится воспроизведение отношений между людьми, соблюдение правил взаимоотношений.

3. Ролевой диалог становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности. Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время до 40-50 минут.

4. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, легко дают им и воображаемым предметам словесные обозначения.

Старший дошкольный возраст

1. Сюжетно-ролевая игра, как правило, коллективная.

2. В игре используется большое разнообразие тем. Дети в играх отражают события и ситуации, выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего человечества. В играх дети комбинируют знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Сюжет игр планируется в соответствии с темой и ролевыми отношениями.

3. Дети заранее планируют игру – договариваются о теме, распределяют роли, определяют материал. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 любимые. Иногда детям при большом количестве ролей не хватает времени развить сложный сюжет и выполнить до конца действия своих ролей – возникает конфликт. Воспитателю необходимо вмешаться, а детям остановить игру и определить дальнейший ее ход.

4. Игры этого возраста предполагают воспроизведение реальных отношений окружающей жизни через словесное общение, поэтому некоторые действия дети выполняют намеком или словесно.

5. В этом возрасте дети соблюдают правила игры и придают этому большое значение. Если кто-то не хочет или не знает, как справиться с ролью, не знает правила – это тут же замечается.

6. Материалу для игр придается следующее значение: там, где действие выполняется условно, материал вообще не применяется, но для детей значительно привлекательными становятся аксессуары, обозначающие роль.

7. Сложный характер приобретает соотношение ролевых и реальных взаимоотношений. В этом возрасте выделяются организаторы игр – дети, знающие много сюжетов, пользующиеся авторитетом. Они берут на себя главную роль. Однако случается, что такой ребенок выбирает второстепенную роль, но при этом «ведет» всю игру, определяет действия остальных.

8. У детей старшего дошкольного возраста развивается разновидность сюжетно-ролевой игры – режиссерская. Режиссерская игра – это одиночная игра, но как бы впитывающая в себя опыт совместной. В ней ребенок не берет на себя никакой роли, а выступает как режиссер в театре. Он раздает роли игрушкам, а сам лишь передвигает их, придумывает происходящие с ними события. Сюжеты таких игр могут достигать большой сложности. Например, сражение целой армии, имеющей генералов, офицеров, разведчиков и составленных из пластмассовых солдатиков всадников, пушек, танков.


7 Задание

Попробуйте развить сюжеты следующих игр: «водитель» и «моряки». /Одна команда берет одну игру, другая – оставшуюся.

Под быструю музыку мяч передается из рук в руки. По окончании музыки, в чьих руках остается мяч, тот отвечает на вопрос:

Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием …. (замысла)

Что является структурным компонентом игры? …. (сюжет, содержание, роль)

Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры ….. (мышление, воображение, память)

Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)

Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это ….. (наличие атрибутов)

Назовите сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом ("магазин", "поликлиника", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.)

Назовите общественно-политические сюжетно- ролевые игры ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)

 Продолжаем игру, в течение которой вы будете зарабатывать смайлики за правильные ответы. Необходимо разделиться на две команды, выбрать капитанов команд.

Вывод.

Сюжетно – ролевая игра способствует обогащению кругозора ребенка, развитию познания: образное мышление, воображение; развитию речи, а также формирует нравственные качества ребенка: вежливость, доброту, отзывчивость, сочувствие и др. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда.

Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. Отличительной особенностью сюжетно – ролевой игры является то, что ее создают сами дети, их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.

Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т.д. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в роли. Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера.

Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи: симпатию, сочувствие, уважение и др. Интерес к игре, желание хорошо изобразить то, что нужно по роли, настолько велики, что в этих условиях дети выполняют такие действия, которые сами по себе для них трудны и непривлекательны. Играя со сверстниками, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

Сюжетно – ролевые игры оказывают положительное влияние на формирование нравственно – патриотических качеств детей. Дети с большим желанием участвуют в играх. Их увлекает сюжет, возможность выполнять игровые действиями со сверстниками. Поступки персонажей сказок оказывают положительное влияние на роли в сюжетно – ролевой игре. Сопереживая, ребенок воспринимает комплекс нравственных побуждений персонажей, воспринимает события и поступки, в которых принимает непосредственное участие. Этот процесс помогает ему осмыслить и свои собственные поступки. Это происходит потому, что ребенок, воображая, ставит себя на место положительных героев и таким образом усваивает то положительное начало, которое несут они.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов Методика организации и руководствасюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста      Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...

Влияние педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста

Влияние педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста...

Роль педагога в организации и руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

Роль педагога в организации и руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, чере...

ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра. Это связанно с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знания...

"Важность использования предметов-заместителей в педагогическом сопровождении сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста"

Важность использования предметов-заместителей в педагогическом сопровождении сюжетно-ролеврй игры детей дошкольного возраста...

Сюжетно - ролевая игра детей дошкольного возраста: значение, особенности организации. Виды сюжетно- ролевых игр.

Что такое сюжетно- ролевая игра?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых усл...