Выступление на педагогическом совете на тему: Рассказы о главном. Приобщение детей дошкольного возраста любви к Родине. (из опыта работы).
консультация (подготовительная группа)
Патриотизм — это не только преданность своему народу, Отечеству, но в то же время это и уважение, «сохранение культурной самобытности каждого народа, живущего в России».
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОРДСКОЙ ОКРУГ ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №4
Имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора»
(МОУ «СОШ имени Л.М. Доватора»)
143530, Московская область, Истринский район, г. Дедовск, ул. Ленина, д4
Тел./факс 8(49832)7-82-95,7-86-08 Email: istr_mou_dovatora@mosreg.ru
Выступление на педагогическом совете на тему:
Рассказы о главном. Приобщение детей дошкольного возраста любви к Родине. (из опыта работы).
Воспитатель: Егорова Е.В.
Патриотизм — это не только преданность своему народу, Отечеству, но в то же время это и уважение, «сохранение культурной самобытности каждого народа, живущего в России».
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Целью патриотического воспитания является развитие в личности высокой социальной активности, активной гражданской позиции, высокой духовности, воспитание в детях позитивных качеств и высоких моральных ценностей, способности проявлять их в интересах Отечества; воспитание преданного отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы, любящего свою Родину патриота.
Рассмотрим основные этапы патриотического воспитания, выделенные исследователями.
Первый этап – базовый (предварительный) – на этом этапе происходит формирование нравственных представлений, чувств, опыта поведения.
Второй этап – художественно-ознакомительный. На этом этапе происходит ознакомление с народными искусствами и промыслами, традициями, национальными праздниками, народными играми, устным (сказками, былинами, поговорками и пословицами).
Третий этап – когнитивно-эмоциональный. На этом этапе происходит развитие интереса к своей стране, малой родине. В том числе к ее истории, достопримечательностям, известным людям, прославившим свой город.
Четвертый этап – эмоционально-действенный. Он заключается в формировании желания и умения реализовать отношения и полученные знания в разных видах деятельности. Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные методы организации деятельности детей.
В своей работе можно использовать разные формы воспитания: целевые прогулки, к памятникам, монументам, в краеведческий музей. Так же используются различные формы работы с детьми - это рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города; наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках); демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций; знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми; знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников. Именно художественная литература помогает решить поставленную задачу.
С помощью художественных произведений можно влиять на развитие и становление личности ребенка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине.
Произведения устного народного творчества помогут сформировать у детей такие понятия, как «Родина», «Малая Родина». Для этого можно использовать пословицы и поговорки о Родине.
Приобщение детей к культурным традициям нашего народа проходило в проведении народных праздников (Масленица, Святки, Пасха).
Большую помощь в ознакомлении с историей возникновения и становления Руси окажут легенды. Легенды города на Неве. Особый интерес у детей может вызвать легенда о символике нашего города.
Дошкольный возраст – это возраст, когда ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Удачно выбранная и выразительно рассказанная сказка, обязательно найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Дошкольникам предоставляется возможность самим увидеть в произведение отношение героев к Родине. Например, в произведении А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» отсутствует прямое отношение к родине. В произведение говорится о тридцать трех богатырях согласно которые служили для того что бы защищать родину от врагов.
Так же есть упоминание о богатырях в народных сказках это такие как «Соловей Разбойник», «Финист-ясный сокол», «Никита-Кожемяка», и в многих других произведениях.
При знакомстве детей с улицами нашего города можно обратить внимание на то, что многие улицы названы в честь людей, прославившихся своей деятельностью. Так же улицы носят имена героев. О героях Великой Отечественной войны дети узнали из рассказов. Стихи и рассказы о войне действуют на сознание детей вдохновляюще. Дети сопереживают и сочувствуют героям, они пропускают через себя всю жестокость и беспощадность войны, негодуют против нападений на беззащитных людей. Читали произведения: М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», А. Твардовский «Рассказ танкиста», Л. Кассиль «Памятник советскому солдату», С. Алексеев «Ночной таран».
Привлечь интерес к миру природы родного края помогут следующие произведения: В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесные домишки», Л.Н. Толстой «Дуб и орешник», Г. Снегирев «Ласточка», И. Соколов – Микитов «Лисья нора».
Кроме непосредственной образовательной деятельности, литературные произведения даются детям во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.
Художественная литература является действенным способом воспитание патриотизма у детей, так как она не только сообщает ребенку о данной моральной норме, а благодаря художественному слову воздействует на чувства и сознание ребенка, в том числе и на воспитание патриотизма.
Классическая художественная литература создана на основе истинных духовных ценностей, в том числе в ней воспеваются такие качества личности, как патриотизм. Задача педагога - прочитать произведение детям и помочь им раскрыть смысл книги, усвоить ее нравственное содержание. Работа, направленная на осознание детьми морального смысла действий литературных героев, побуждает дошкольников делать собственные выводы, включаться в поиск доказательств, характеризующих образ литературного героя. При этом у детей не только закрепляются знания о моральных нормах, но и пробуждаются соответствующие чувства, что влияет на более глубокое осознание значимости поступков, соответствующих нормам морали.
Художественная литература является органичной для каждого ребенка, так как она использует понятное и знакомое ребенку с раннего детства средство - слово. Слушая или читая художественную литературу, направленную на воспитание моральных качеств, в том числе патриотизма, ребенок находит в литературе эталоны любви к Родине. Как правило, в детской литературе поступки зачастую делятся на плохие и хорошие, честные и бесчестные.
Русская детская литература имеет множество прекрасных образцов, которые могут способствовать всестороннему развитию ребенка и формированию патриотизма у детей. Например, в этом отношении бесценным представляется творчество прекрасных детских писателей - Л.Н. Толстого, К.И. Чуковского, С.А. Михалкова. Особенно сильное воспитательное воздействие на развитие патриотизма у детей оказывают рассказы, в которых главными героями являются сами дети и описываются такие жизненные бытовые ситуации, которые, скорее всего, происходили почти со всеми детьми. Чтобы поговорить с детьми на тему «Наши защитники в мирные дни» для чтения с детьми подойдет стихотворение С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».
Целое занятие можно посветить чтению стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа», а затем беседе по нему. Чтению отрывка из этого стихотворения о службе в армии побудит в детях чувство гордости за свою армию. Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляюще. В дошкольных организациях используется целый ряд комплексов по патриотическому воспитанию с использования художественных произведений: педагогические проекты, игротека, концерты, досуги и конечно же является непосредственная образовательная деятельность.
Подборка детских литературных произведений гражданско-патриотической направленности.
Произведения по теме «Родина моя»
(наша страна, наша армия, освоение космоса)
А. Барто «На заставе»
А. Леонов «Шаги над планетой»
А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Мешок овсянки», «Землянка»
В. Бороздин «Первый в космосе»
В. Кащенко «Найди созвездие»
В. Медведев «Звездолёт Брунька»
Е. Благинина «Шинель»
К. Булычёв «Тайна третьей планеты»
К. Чуковский «Федорино горе»
Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»
Н. Носов «Незнайка на луне»
П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
С. Алексеев «Первый ночной таран»
А. Митяев «Мешок овсянки»
А. Прокофьев «Родина»
А. Твардовский «Рассказ танкиста»
В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине»
Е. Пермяк «Мамина работа»
З. Александрова «Дозор», «Родина»
К. Симонов «Сын артиллериста»
Л. Квитко «Бабушкины руки»
М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», «Навек запомни»
М. Родина «Мамины руки»
М.Ю. Лермонтов «Родина»
О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».
С. Баруздин «Слава», «Страна, где мы живём», «За Родину»
С. Михалков «Моя улица».
А. Дугилов «Моя улица».
А. Леонов «Шаги над планетой»
А. Прокофьев «Родина»
А. Твардовский «Рассказ танкиста»
В. Бороздин «Первый в космосе»
В. Кащенко «Найди созвездие»
В. Медведев «Звездолёт Брунька»
В.Н.Орлов «Парад», «Салют», «Рисунок», «Старший брат», «Что нельзя купить»
З. Александрова «Дозор», «Родина»
К. Булычёв «Тайна третьей планеты»
Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»
М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»
М.Ю. Лермонтов «Родина»
О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора»
П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»
С. Михалков «Моя улица»
С. Баруздин «За Родину»
С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
Ю.А. Гагарин «Вижу землю»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Саморазвитие. Тема: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».
Проблема формирования правильной осанки в настоящее время чрезвычайно актуальна, решать которую необходимо с дошкольного возраста....

Выступление на педагогическом совете на тему:«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
В статье раскрываются такие понятия- принципы семейного воспитания,методы семейного воспитания,задачи семьи и влияние семьи на ребенка....

Выступление на педагогическом совете на тему «Игровая деятельность в раннем и дошкольном возрасте».
Выступление на педагогическом совете на тему «Игровая деятельность в раннем и дошкольном возрасте»....

Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»
Педагогический совет ДОО «Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников» Тема: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Пояснительная запискаИгра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни., а также идет развитие речи детей.Развитие ре...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование игротерапии в обучении детей дошкольного возраста»
Применение игротерапии в обучающих целях можно очень точно охарактеризовать одной фразой: «учимся играючи, играя – учимся».Игра – это такое мероприятие, которое дарит дошкольни...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС ДО (из опыта работы)»
В современном дошкольном образовании одной из основных задач педагога является поиск наиболее эффективных способов вовлечения ребёнка в позицию активного субъекта разнообразных видов детской деятельно...