Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика в обучении детей"
консультация
Консультация поможет родителям обратить внимание на значимость пальчиковой гимнастики, её влиянии на развитие ребёнка. Занятия гимнастикой не требуют большой подготовки, затрат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Пальчиковая гимнастика в обучении детей»
Ученые, изучающие психику детей и деятельность их мозга, отмечают тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Правильная работа органов речи и мелкой моторики рук способствует выработке хорошего произношения, снижает психическую нагрузку и помогает освободиться от монотонности речи.
Современный темп жизни привел к тому, что родители стали мало играть и меньше уделять внимания раннему развитию детей, что способствует снижению уровня речевого развития.
Умение сгибать и разгибать пальчики, точно и скоординировано управлять ими имеют и простую практическую пользу. Только хорошо владея мелкими и точными движениями, ребенок сможет научиться застегивать пуговицы и липучки, завязывать шнурки, лепить, рисовать и прочее.
При занятиях пальчиковой гимнастикой задействованы руки малыша, которые активизируют работу мозга, и восприятие речи. Независимо от ведущей, доминантной руки ребенка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым.
Во время занятий пальчиковой гимнастики рука хорошо подготавливается к письму. Ручку держат три пальчика, рука ребенка сильно устает от такой нагрузки, а в играх каждый пальчик задействован, эффект развития мелкой моторики увеличивается, речь формируется правильно. Игровые движения сопровождаются словами, которые тоже являются важной частью игры.
Пальчиковая гимнастика влияет на:
- Развитие осязания и повышение внимания малыша к тактильным ощущениям. Он лучше начинает понимать такие свойства предметов окружающего мира, как тепло – холодно, гладкие – шершавые, легкие – тяжелые, их разницу в величине, объеме и других параметрах.
- Развитие мелкой моторики, которая важна и для речевой активности ребенка, и для общего развития мозга, и для умения писать, когда его дождется школа.
- Развитие внимания и памяти дошкольника.
Преимущества разучивания стихотворений с помощью пальчиковой гимнастики заключаются:
- в стимуляции пространственного мышления и воображения;
- в воспитании быстроты реакции и эмоциональной выразительности;
- в улучшении памяти;
- в развитии внимания.
Помимо этого совместные игры сближают родителей и детей. Усаживаясь на колени матери, чувствуя ее объятия и ласку, ребенок получает все необходимые для интеллектуального и эмоционального развития впечатления.
Любая пальчиковая игра сопровождается стихотворениями. Рифма легко запоминается детьми, а спокойный ритм благотворно действует на малыша.
Для каждого возраста игра имеет свои особенности.
Активный интерес к окружающему миру ребенок начинает проявлять в возрасте 4-х месяцев.
Он разглядывает все вокруг, трогает игрушки, тянет незнакомые предметы в рот и пробует их на вкус.
Тактильная связь с миром имеет большое значение в этот период.
Такие занятия помогут быстрее заговорить и правильно поставить речь. Одной из самых старых игр является «Сорока-ворона», которую мы помним еще со своего детства.
Так ли нуждается в таком развитии ребенок?
Пальчиковая гимнастика хорошо развивает творческие способности. В этом возрасте ребенок впитывает любую информацию. Можно приучить дитя делать что-то, например, утреннюю зарядку, используя веселый стишок.
«Утром встали пальчики»
Утром встали пальчики | (все пальчики вытягиваются) |
Стали приседать – раз, два, три, четыре, пять | (по очереди каждый пальчик сгибается) |
Потянулись мальчики, будем танцевать | (совершаются вращательные движения) |
Не ленитесь пальчики, встаньте же опять | (повторяем каждое движение заново) |
После такой разминки ребенок сам захочет сделать зарядку.
Дети не могут самостоятельно поддерживать психологическое равновесие им сложно выражать свои эмоции. Ребенок затрудняется объяснить, что он чувствует, как относится к определенным вещам и чего, вообще, хочет. Не сумев донести до взрослого, то, что нужно, малыш начинает истерить, родители нервничают, сон ребенка нарушается, вследствие чего он становится чересчур возбудимым. Благодаря пальчиковой гимнастике становится проще изъясняться со взрослыми и контролировать эмоции.
Выбор места и времени для занятий.
В сравнении с другими методами развития пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста имеет ряд преимуществ:
- развитие сразу нескольких навыков;
- игра всегда с собой;
- большое разнообразие игр;
- глубокое творческое развитие.
Для занятий не нужно выбирать время и место, их устроить можно где угодно и когда угодно.
Любую сказку или историю можно представить в пальчиковой игре. Ребенку нужно давать возможность самостоятельно придумать, как представить героев или помочь ему в этом деле. «Птичка» - сложите ладонь в клювик, «пчелка» - летающий по кругу указательный палец, «козочка» - оттопыренные мизинец и указательный пальцы.
Когда ребенку станет легко выполнять действия одной рукой, нужно, чтобы он научился их делать другой рукой, затем обеими.
Этапы проведения игр:
• взрослый представляет игру ребенку;
• вовлекаются ручки ребенка в игру;
• взрослый с малышом выполняют движения одновременно;
• ребенок играет самостоятельно под текст, который произносит взрослый;
• малыш полностью сам осуществляет все движения и проговаривает стихотворение, а родитель только помогает при необходимости.
Регулярные упражнения помогают развить артикуляцию, активировать мыслительные процессы и разнообразить досуг малыша. Работа коры головного мозга улучшается, что является важной составляющей подготовительного процесса к школе.
Пальчиковая гимнастика подразумевает чередование движений, расслабление, сжатие и растяжение. Перед любым занятием ребенка важно настроить эмоционально, рассмотреть иллюстрации к упражнениям, обсудить содержание, при необходимости отработать требуемые жесты.
Основные рекомендации:
1. Не стоит проводить игру холодными руками, нужно согреть их в теплой воде или растереть ладони.
2. О новых персонажах, нужно рассказать малышу до начала игры.
3. Важно использовать максимально выразительную мимику.
4. Делайте небольшие паузы, отвлекайтесь.
5. Постепенно заменяйте игры на новые и усложняйте их.
6. Проводите время весело и поощряйте малыша зав успехи.
7. Нужно стараться, чтобы в игре участвовали все пальчики, особенно мизинчик и безымянный.
Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста является своеобразной базой в подготовке к школьному обучению. Ребенок будет уверенно держать ручку и красивее писать, разовьется зрительная память. Занятия с пальчиковой гимнастикой простые, сложностей не возникает, педагогической подготовки не требуется. Каждая мама самостоятельно в силе позаниматься со своим малышом на прогулке, перед сном или в другое свободное время. Специалисты рекомендуют уделить пальчиковой гимнастике несколько минут, и ребенок сделает еще один шаг на пути к успешной учебе.
Виды пальчиковой гимнастики:
1. Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами);
2. Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, семена);
Пальчиковая гимнастика с предметами:
1. Игры с мелкими предметами (бусы, косточки, камешки, пуговицы, скрепки, мелкие предметы и игрушки);
2. Завязывание бантиков, шнуровка, застегивание пуговиц и замков;
3. Игры с нитками (наматывание клубков, плетение, выкладывание узоров, вышивание);
4. Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров);
5. Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по раннему обучению детей иностранному языку
В данной консультации даются рекомендации для родителей, чьи дети изучают иностранный язык в детском саду....

Консультация для воспитателей на тему: "Обучение детей ходьбе на лыжах".
методика проведения, примерный план занятий, игры на лыжах для детей дошкольного возраста....

консультация для воспитателей и родителей "ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РИСОВАНИЮ ДОМИКА ПОД ДИКТОВКУ"
Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию домика под диктовку. Воспитатель говорит детям, что и как рисовать, а сам рисует на отдельном листе, т.ч. всем детям было видно. Дети ...
Консультация для родителей. Рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения.
Консультация для родителей. Рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения....

Консультация для родителей "Памятки для обучения детей грамоте
Памятки для обучения детей грамоте ...

Консультация педагогам на тему: «Проблемы обучения детей мигрантов в российских школах».
В этой теме важно рассмотреть подтемы: 1) «Создание благоприятной адаптации для детей мигрантов в российской системе образования»....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗУ С ОПОРОЙ НА ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы....