«Словесные игры, помогающие развитию связной речи у дошкольников».
учебно-методический материал (старшая группа)

Салаева Наталья Владимировна

Словесные игры для детей 4-5 лет

Игра «Где вы – кто вы?»

Игроки хором кричат: «Где мы?» Воспитатель им отвечает (например, «в магазине») и спрашивает их: «Кто вы?». Игроки по очереди или хором отвечают.

Пример: КОРАБЛЬ – МОРЯКИ, КАПИТАНЫ, ПАССАЖИРЫ

БИБЛИОТЕКА – БИБЛИОТЕКАРИ, ЧИТАТЕЛИ

МУЗЕЙ – ЭКСКУРСОВОДЫ, ПОСЕТИТЕЛИ

СТАДИОН – СПОРТСМЕНЫ, БОЛЕЛЬЩИКИ

СТОЛОВАЯ – ПОВАРА, ПОСЕТИТЕЛИ

СТРОЙКА – СТРОИТЕЛИ

ПОЕЗД – МАШИНИСТЫ, ПАССАЖИРЫ

ТЕАТР – ЗРИТЕЛИ, АКТЁРЫ

БОЛЬНИЦА – ВРАЧИ, ПАЦИЕНТЫ

ЗАВОД – РАБОЧИЕ, ИНЖЕНЕРЫ

ШКОЛА –УЧЕНИКИ, УЧИТЕЛЯ

ПЕКАРНЯ – ПЕКАРИ

РАКЕТА – КОСМОНАВТЫ

ПАСЕКА – ПЧЕЛОВОДЫ

ПОЧТА – ПОЧТАЛЬОНЫ, ПОЧТАВИКИ

Игра «Три слова – шаг»

Игроки становятся в линию на старт. Через 9 шагов – финиш. Каждому игроку по очереди задают вопрос. Отвечая на вопрос, игрок может сделать не более 3 шагов. На каждый шаг даётся три варианта ответа на вопрос. Кто дойдёт первым, тот выиграл.

Пример: Что можно купить?

1шаг – ПЛАТЬЕ, КОСТЮМ, БРЮКИ

2шаг- ХЛЕБ, МОЛОКО, КОНФЕТЫ

3шаг- ЦВЕТЫ, ВЕДРО, КАШПО

Что можно варить?

1шаг – КАРТОФЕЛЬ, СВЕКЛУ, МОРКОВЬ

2шаг – КУРИЦУ, МЯСО, РЫБУ

3шаг- СУП, КОМПОТ, КАШУ

Варианты (Что можно читать? Что можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что может прыгать? Что может быть сладким? Что полезно кушать?)

Словесные игры для детей 5-7 лет

Игра «Переназывалки»

Воспитатель бросает мяч игрокам и называет какой – либо предмет, игрок должен придумать для предмета новое название.

Например: Кошка – мурчалка, т.к. она мурлыкает, когда её гладят; форточка – проветренница, потому что её открывают когда проветривают помещение и т.д.

Варианты: (молоток – стучалка, заяц – ушастик, лиса – хитрюля, дверь – закрывашка, ваза – подцветочник, таблетка – лечилка, зонт – поддождник, конфета – сластюшка, веник -

Игра «Три слова»

Воспитатель придумывает и называет игрокам три слова, не связанных между собой по смыслу.

Например: «Заяц», «Чемодан», «Верёвка».

Каждый из игроков должен придумать предложения, используя эти три слова. Можно добавлять другие слова и менять форму заданных слов.

Варианты предложений: Заяц тащил чемодан за верёвку. У зайца сломался замок на чемодане, и он перевязал его верёвкой. Петя дрожал как заяц, потому что потерял чемодан и у него осталась только бирка на верёвке. К чемодану на верёвке был привязан игрушечный заяц.

Варианты слов: (снежинка, дом, след; морс, неваляшка, стол; дерево, картошка, шар)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад» № 13 (МБОУ НШДС № 13)

665932, Российская Федерация, Иркутская область, Слюдянский район,

город Байкальск, микрорайон Гагарина, дом 199А

телефон 8 (39542) 34239, e-mail: Shkola-131@yandex.ru

ИНН/КПП 3837000266/381001001

 «Словесные игры, помогающие развитию связной речи у дошкольников»

Воспитатель: Салаева Н.В.

I квалификационная категория

Июнь 2024г.

«Словесные игры, помогающие развитию связной речи у дошкольников».

В возрасте 3-4 лет увеличивается не только объем общеупотребительных слов, но и возрастает способность к словотворчеству. Первоначально это явление выглядит как рифмование, затем изобретаются новые слова, имеющие определенный смысл.
        В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных. Дети пользуются диалогической формой речи. В этом возрасте для успешного развития связной речи используют словесные игры.

В возрасте 4-5 лет, при нормальном речевом развитии, детям доступно осмысление причинно-следственных отношений, употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Также, дети могут подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений, рассказывать невероятные истории. Часто дошкольники 4-5 лет активно сопровождают речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

В 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс формирования фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов, сложных по лексикологическим и фонетическим характеристикам. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов.

К подготовительной к школе группе ребенок свободно владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют большой словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени формируется правильное звукопроизношение и готовность к звуковому анализу и синтезу.

Словесные игры для детей 3-4 лет

Игра «Кто как говорит»

Воспитатель: каждый игрок по очереди вынимает из мешочка животное и говорит, как животное говорит.

Пример: Корова – му, кошка – мяу и т.д. (тигр, петушок, лошадка, поросёнок, ослик, собачка, воробей, курочка, комар, лягушка)

Затем воспитатель называет звукоподражательные слова, а дети отвечаю кто так говорит.

Пример: Скрип – скрип – дверь, калитка; чух – чух, ту – ту  – поезд; вжик – вжик – пила; бом – бом – бом – барабан; кап – кап – дождь; пш-ш-ш – горячи утюг; динь – динь – звонок; тик – так – часы.

Игра «Что помыл Павлуша?»

Говорит Павлуша: «Буду вместе с мамой мыть посуду!»  А теперь послушай, что помыл Павлуша.

Игроки по очереди называют предметы посуды.

Обыгрывание потешки «Кошка, как тебя зовут…»

Кошка, как тебя зовут? – Мяу

Сторожишь ты мышку тут? – Мяу

Кошка, хочешь молока? – Мяу

А в приятели щенка? – Фр-р-р, Пш-ш-ш

                        

Словесные игры для детей 4-5 лет

Игра «Где вы – кто вы?» 

Игроки хором кричат: «Где мы?» Воспитатель им отвечает (например, «в магазине») и спрашивает их: «Кто вы?». Игроки по очереди или хором отвечают.

Пример: КОРАБЛЬ – МОРЯКИ, КАПИТАНЫ, ПАССАЖИРЫ

БИБЛИОТЕКА – БИБЛИОТЕКАРИ, ЧИТАТЕЛИ

МУЗЕЙ – ЭКСКУРСОВОДЫ, ПОСЕТИТЕЛИ

СТАДИОН – СПОРТСМЕНЫ, БОЛЕЛЬЩИКИ

СТОЛОВАЯ – ПОВАРА, ПОСЕТИТЕЛИ

СТРОЙКА – СТРОИТЕЛИ

ПОЕЗД – МАШИНИСТЫ, ПАССАЖИРЫ

ТЕАТР – ЗРИТЕЛИ, АКТЁРЫ

БОЛЬНИЦА – ВРАЧИ, ПАЦИЕНТЫ

ЗАВОД – РАБОЧИЕ, ИНЖЕНЕРЫ

ШКОЛА –УЧЕНИКИ, УЧИТЕЛЯ

ПЕКАРНЯ – ПЕКАРИ

РАКЕТА – КОСМОНАВТЫ

ПАСЕКА – ПЧЕЛОВОДЫ

ПОЧТА – ПОЧТАЛЬОНЫ, ПОЧТАВИКИ

Игра «Три слова – шаг» 

Игроки становятся в линию на старт. Через 9 шагов – финиш. Каждому игроку по очереди задают вопрос. Отвечая на вопрос, игрок может сделать не более 3 шагов. На каждый шаг даётся три варианта ответа на вопрос. Кто дойдёт первым, тот выиграл.

Пример: Что можно купить?

1шаг – ПЛАТЬЕ, КОСТЮМ, БРЮКИ

2шаг- ХЛЕБ, МОЛОКО, КОНФЕТЫ

3шаг- ЦВЕТЫ, ВЕДРО, КАШПО

Что можно варить?

1шаг – КАРТОФЕЛЬ, СВЕКЛУ, МОРКОВЬ

2шаг – КУРИЦУ, МЯСО, РЫБУ

3шаг- СУП, КОМПОТ, КАШУ

Варианты (Что можно читать? Что можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что может прыгать? Что может быть сладким? Что полезно кушать?)

Словесные игры для детей 5-7 лет

Игра «Переназывалки»

Воспитатель бросает мяч игрокам и называет какой – либо предмет, игрок должен придумать для предмета новое название.

Например: Кошка – мурчалка, т.к. она мурлыкает, когда её гладят; форточка – проветренница, потому что её открывают когда проветривают помещение и т.д.

Варианты: (молоток – стучалка, заяц – ушастик, лиса – хитрюля, дверь – закрывашка, ваза – подцветочник, таблетка – лечилка, зонт – поддождник, конфета – сластюшка, веник -

Игра «Три слова»

Воспитатель придумывает и называет игрокам три слова, не связанных между собой по смыслу.

Например: «Заяц», «Чемодан», «Верёвка».

Каждый из игроков должен придумать предложения, используя эти три слова. Можно добавлять другие слова и менять форму заданных слов.

Варианты предложений: Заяц тащил чемодан за верёвку. У зайца сломался замок на чемодане, и он перевязал его верёвкой. Петя дрожал как заяц, потому что потерял чемодан и у него осталась только бирка на верёвке. К чемодану на верёвке был привязан игрушечный заяц.

Варианты слов: (снежинка, дом, след; морс, неваляшка, стол; дерево, картошка, шар)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Практикум для родителей Тема: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, ов...

Практикум для родителей: "Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

«Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников».

«Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»....