Технология "Коллекционирование"
методическая разработка
Дети дошкольного возраста (в силу возраста) тяготеют к любительскому коллекционированию. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, то камушки, то фантики. Бесспорно, собирать им нравится. Но, к сожалению, детское увлечение коллекционированием редко сохраняется на всю жизнь и, как правило, проходит на уровне средней школы. Родители и педагоги осознают, что коллекционирование связано с постоянным сбором материала, его обработкой, хранением, систематизацией и использованием, но забывают, что интерес ребёнка к этой деятельности необходимо поддерживать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 153.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 33
«Технология коллекционирования»
Воспитатель:
Ищенко Надежда Владимировна
Коллекционирование — одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения речевой активности дошкольников.
В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность речевой деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.
А что такое коллекционирование?
Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, т. е. собирание чего-либо (как правило, однородных объектов) имеющего определенную ценность. (Википедия). В основе К. лежит познание, удовлетворение определенных интересов.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но призывающих к размышлению.
И чего только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись, “мерседесы”. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману. Коллекционеров всегда называли чудаками… Но ведь и Эйнштейн, и Павлов были коллекционерами. А еще Рузвельт и Фрунзе, Неру и Брежнев и миллионы других, известных и неизвестных нам людей.
В 70-80-е годы в СССР собирательство и коллекционирование всесторонне приветствовалось, некоторые виды коллекционирования даже были взяты под контроль государства (н-р: филателия, нумизматика), так как это приносило серьезные доходы в государственную казну. Следовательно, “армия” коллекционеров поощрялась с детства. Были учтены все секции и клубы, началось объединение клубов по интересам во Всесоюзные объединения коллекционеров.
Теперь, по сравнению с тем временем, многие говорят об “умирании” коллекционирования. Резко упали цены на коллекционные материалы. Кроме тех, которые можно с выгодой продать за границу.
Почему именно коллекционирование стало темой моего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?
- Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни.”
- Во-вторых, я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, открытки, переливающиеся календарики, открытки с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов, иностранные монеты. Когда у меня появились дети, то началась эпоха киндер-сюрпризов, которые мы покупали сами, а некоторые приносили друзья в качестве подарка для моих детей. Часть этих коллекций сохранилась. Я принесла на работу коробку с открытками и календариками, фантиками и киндер-сюрпризами. Ребята с интересом их рассматривали, спрашивали, откуда у меня столько игрушек из киндер-сюрпризов. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций.
- Группа наша непростая, есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.
Коллекционирование – форма работы с детьми, основанная на взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель», в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия создания, оформления, презентации коллекции, удовлетворяющей присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».
Цель: развитие речевой активности детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Задачи:
* изучить научно-методическую литературу по данной теме;
*создать развивающую предметную среду для коммуникативно-личностного развития детей;
* развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка в процессе коллекционирования;
*разработать содержание детских коллекций;
* последовательно конструировать процесс взаимодействия с семьей каждого воспитанника и другими специалистами ДОУ для объединения усилий по созданию коллекций для детей дошкольного возраста.
В чем же заключается ценность коллекционирования как педагогической технологии. Что она дает детям, родителям? В чем оказывает помощь педагогам?
Для детей:
- формирование коммуникативных навыков;
- приобретение опыта публичных выступлений;
- формирование ответственности;
- развитие инициативности;
- возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
- овладение новыми способами действий;
- приобретение опыта коллективной деятельности;
- развитие вопросительности;
- стимул самостоятельного поиска нового.
Для педагога:
- способ поддержки детских инициатив;
- создание в окружении ребенка культурной речевой среды;
- способствование активизации детской речи;
- способ сплочения группы;
- возможность организовать образовательную деятельность увлекательной для детей;
- возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;
- возможность выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей:
- возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;
- увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
- способ участия в реализации образовательной программы.
Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Для выяснения позиции родителей мы провели анкетирование. В 26% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 68%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию “чем бы дитя ни тешилось…” или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.
Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.
Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, им была предложена классификация видов коллекционирования, консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности .
Процесс коллекционирования происходит поэтапно:
I этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете коллекционирования (беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях).
II этап — получаемая информация систематизируется, активизируются имеющиеся представления о предмете, формируются знания;
- собирается материал для коллекции;
- принимаются правила, по формированию у детей бережного отношения к коллекции;
- предметы коллекции включаются в проведение образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и обучающие ситуации.
III этап – организуются выставки, музеи, презентации, творческие работы; разрабатываются коллекционные альбомы и книги.
Коллекций в группе нескольких видов:
- Коллективные - это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей.
Инициатором групповых коллекций выступает на первичном этапе педагог, взрослый. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно - тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей.
- Индивидуальные - это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка.
Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам.
- Домашние - это коллекции собранные дома с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Требования к сбору коллекций:
- собирать коллекции целесообразнее совместно с взрослыми, которые могут оказать помощь при оформлении, дать совет по содержанию, и развивающей направленности экспонатов;
- образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать;
- разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т.д.;
- каждый образец пронумеровать, приложить список экспонатов.
Наиболее популярные виды коллекционирования, как среди детей, так и взрослых это:
▪ киндерфилия - коллекционирование «киндер-сюрпризов» из шоколадных
яиц;
- легофилия - все что связанно с Лего, игрушками собранными из него;
▪ нумизматика - коллекционирование монет;
▪ филокартистика - коллекция открыток;
▪ ксерофилия - коллекции конфетных оберток;
▪ фалеристика – коллекция значков;
▪ бонистика – коллекция денежных знаков вышедших из употребления.
Считаю, что прежде чем начать работу по созданию той или иной коллекции, взрослый должен сам увлечься этой идеей, а потом заинтересовать детей.
Хотела остановиться подробнее, например, на киндерфилии.
Киндер-сюрпризы – удивительно интересная, доступная и в то же время не в полной мере изученная сфера для исследований, представляющая огромный интерес.
Рассказала о своем детском увлечении и увлечении своих детей (дети выросли, а их коллекция киндеров осталась.) Обратила внимание детей, что киндеры могут быть собраны определенными сериями. В кабинете появилась коллекция киндер-сюрпризов (киндерфилия).
Известно, что ребёнок развивается в игре. Разработала игры с предметами коллекций, в которые дети с удовольствием играют, они направлены на автоматизацию и дифференциацию звуков, на формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи:
«Какой?» Цель: обогащение речи именами прилагательными. Черепашка какая? – большая, маленькая, резиновая, пластмассовая, деревянная, красная.
«Что могут делать?» Цель: обогащение речи глаголами. Что может делать кошка? – царапаться, прыгать, ходить, бегать, кусаться, лакать, кушать, рычать….Что может делать слон? и т. д.
«Слова наоборот» Цель: обогащение речи антонимами. Слон большой, а кошка? Эта черепашка мягкая, а эта?
«Слова-товарищи» Цель: обогащение речи синонимами. (Объяснение ребёнку: эти слова звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет) .
«Один – много» (можно играть с мячом). Взрослый называет слово в единственном числе, а ребёнок подбирает множественное число. Например: кошка — кошки, магнит-магниты.
«Назови ласково» (также можно играть с мячом). Например: дерево-деревце, орех-орешек и т.д.
«Потому что…». Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Мне нравятся кошки, потому что…
Игра «Чудесный мешочек». Развиваем у детей творческие способности, создавая сказки с героями-игрушками. Достаю игрушку из мешочка. Теперь по очереди показываю игрушку и придумываем ей историю. Сначала я достаю волка и говорю одно предложение про него. Потом ребенок достает белочку и продолжает рассказ, упоминая и волка, и белочку. Таким образом, у детей развивается речь и фантазия, рассуждение, эмоциональный настрой.
«Различи предметы на ощупь», «Кто стоит первым», «Угадай в какой руке».
Игра «Я описываю, вы угадываете и наоборот». Учим малыша описывать предметы, выделять их особенности. Так, например, берем две игрушки и начните объяснять ребенку, чем они схожи, а чем различаются между собой. Описываем подробно цвет каждой игрушки, ее форму и все имеющиеся мелкие детали игрушки. «Чем похожи и чем различаются?»
Таким образом, ребенок будет потихоньку учиться воспринимать предмет целиком, учитывая его цвет, форму и функции. Он будет с легкостью выделять основные особенности предметов, как схожие, так и различные с остальными.
Мелкие игрушки просто созданы для того чтобы развивать детскую память и мышление. У нас популярны такие игры: «Отгадай какой игрушки не стало?» (убираем любую игрушку). Задача ребенка - сказать, какую именно игрушку мы убрали из ряда.
«Классификация игрушек - животные (домашние, дикие), люди, цветы и д.р.,
«Что лишнее?» (дети закрывают глаза, добавляю из другой серии игрушку), учим сортировать игрушки по их основным признакам.
Быстрее приучит ребенка выделять главное в описании игрушки такая игра-загадка «Отгадай загадку». Ставим несколько игрушек в ряд перед малышом и начинаем описывать одну из них. Задача малыша – угадать, какую именно игрушку мы имеем в виду. Постепенно меняйтесь с ребенком местами, теперь он сам будет описывать игрушку, а вы – угадывать.
Составление творческих рассказов на тему: «Мой любимый киндер»;
С помощью фигурок легко можно организовать игрушечный театр. Выбираем те фигурки, которые соответствуют персонажам какой-либо сказки. Если какого-то персонажа нам не хватает – не беда, мы можем заменить его новым героем, придумав его историю. Вспоминаем все сказки, в которых упоминается тот или иной персонаж.
Драматизация сказок «Репка», «Лубяная избушка». Не забываем правильно передать интонацию голоса для каждого персонажа, происходит развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Таким образом, обогащается словарь ребёнка, помогая ребёнку научиться логично и связно излагать свои мысли.
В нашей группе есть дети, которые уже самостоятельно занимаются коллекционированием и провели презентацию своих домашних коллекций, для детей МДОУ.
Можно наблюдать, что совпадение интересов детей влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.
В процессе коллекционирования у детей развились такие ключевые компетентности:
- Коммуникативная: дети научились задавать познавательные вопросы, аргументировать свою точку зрения, готовить доклады, придумывать загадки, сказки.
- Социальная: взаимодействовать друг с другом.
- Информационная: получать информацию из разных источников и делиться ею.
- Деятельностная: подбирать материалы, инструменты для создания продукта (макета, рисовали, лепили, раскрашивали и т.д.)
Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. Коллекционирование имеет огромные возможности для речевого развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование действительно является доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.