Консультация «Здоровьесберегающие технологии в НОД»
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Фатеева Елена Валентиновна

Здоровьесбережение является неотемлемой частью музыкального занятия.Применение здоровьесберегающих технологий обеспечивает возможность сохранения и укрепления здоровья детей. Формирует знания, умения и навыки ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Здоровьесберегающие технологии в НОД»

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей.  Большое  значение в системе образования приобретает проблема формирования здорового образа жизни. 

   На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется  здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная  организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. 

     Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья.

Рациональная организация учебного процесса: создание в музыкальном зале комфортной и безопасной развивающей среды, дозирование нагрузки и дифференцированный подход в учебном процессе, разработка системы закаливающих мероприятий, включающая  охрану голоса и слуха, развитие речевого дыхания,  музыкально – ритмические упражнения на коррекцию осанки. 

Применение  здоровьесберегающих технологий обеспечивает  возможность сохранения и укрепления здоровья детей, формирует у детей знания, умения и навыки здорового  образа жизни, создаёт в музыкальном зале комфортную и безопасную развивающую среду. 

 Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - НОД, в ходе которых осуществляю систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. НОД провожу индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.  

Использую на НОД  здоровьесберегающие технологии: 1.Валеологические песенки-распевки. 

 2.Дыхательную гимнастику. 

 3.Артикуляционную гимнастику. 

 4.Пальчиковые игры, игровой массаж. 

 5.Речевые игры. 

 6.Музыкотерапию.

 СВалеологических песенок-распевок я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Я пою, хорошо пою», «Здравствуй», поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.  

«Доброе утро!» 

Доброе утро!    ( поворачиваются друг к другу) 

Улыбнись скорее!      (разводят руки в сороны) 

И тогда весь день будет веселее       (пружинка) 

Мы погладим лобик, носик и щёчки       (поглаживают) 

Будем мы красивыми. как в саду цветочки!        (покачивают плечами) 

Ушки тоже мы потрём        (трут уши) 

И здоровье сбережём!       (обнимают себя за плечи) 

Улыбнёмся снова     (улыбаются друг другу) 

Будьте все здоровы!     (хлопают вверху в ладоши) 

  Дыхательная гимнастика. 

Неправильным речевым дыханием считается: подъем грудной клетки вверх;

 слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Тренируем дыхательные мышцы и регулируем работу дыхательного центра  

Упражнениями на развитие дыхания, которые играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

 Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются: 

- укрепление физиологического дыхания детей (без речи), 

- развитие продолжительности выдоха. 

- тренировка силы вдоха и выдоха, 

Упражнение

«Собачка» (закаливание зева) 

Высунув язык изо рта, делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева. 

 «Погреемся» (развитие дыхания) 

Мерзнут на ветру ладошки, 

Мы погреемся немножко. 

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а». 

Далее чередуют: на правую - бесшумно, на левую – с голосом. 

    Провожу на музыкальных занятиях игровой массаж .

Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.  

Самомассаж лица «Превращение» 

Лепим, лепим ушки –                 щипать пальцами раковины ушей 

Слышим хорошо!                 

Нарисуем глазки –                 поглаживать брови, глаза закрыты 

Видим далеко! 

Носик мы погладим,            большими пальцами гладить крылья носа                 

Усики расправим.                нарисовать указательными  пальцами  усы 

Теперь мы не ребята,                покружиться 

А веселые зверята!                похлопать в ладоши  

Использую речевые игры, которые  позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. 

 

        «Зимушка-зима» - речевая игра со «звучащими жестами» 

 

Ой ты, Зимушка-зима,        (пружинка с поворотами, руки на поясе) 

Ты холодная была,             (притопы ногами в ритме фразы) 

Ты холодная была,             (хлопки по бёдрам) 

Все дорожки замела.          (качают руками внизу вправо-влево) 

Морозы трескучие,             (прыгают) 

Снега сыпучие,                   (машут кистями рук) 

Ветры завьюжные,               (качают над головой) 

Метели дружные.               (круговые движения руками) 

                                               « Сороконожка»    

Шла сороконожка                 идут  «паровозиком»,  держась за плечи друг друга 

По сухой дорожке 

Вдруг закапал дождик: кап!               останавливаются 

Ой, промокнут сорок лап! 

Насморк мне не нужен,                      идут,  высоко поднимая ноги 

Обойду я лужи! 

Грязи в дом не принесу,     останавливаются, трясут правой ногой, левой 

Каждой лапкой потрясу 

И потопаю потом,                                  топающий шаг 

Ой, какой от лапок гром! 

   Артикуляционная гимнастика. 

 Основной целью артикуляционной гимнастики является выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению. Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, учат имитации движений животных. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.  

«Жаба Квака» 

Жаба Квака с солнцем встала   (потягиваются) 

Сладко-сладко позевала  (зевают) 

Травку сочную сжевала (жевательные движения, глотание), 

Да водички поглотала. 

На кувшинку села, песенку запела: 

Ква-ква-ква, жизнь у Кваки хороша! 

 

 

     Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.  

« Кошка» 

Посмотрели мы в окошко  (пальцами обеих рук сделать окошко), 

По дорожке ходит кошка (средний и указательный пальцы правой руки «бегают» по левой) 

С такими усами    (показывают усы) 

С такими глазами    (показывают большие глаза) 

Кошка песенку поёт  (хлопки в ладоши) 

Нас гулять скорей зовёт!  (зовут, машут правой рукой) 

 

              («Трик-трак», «Капуста», «Бабушка», «Платочки» и др.)  

 

    Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.  

Активное слушание «Море» 

   - Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны. 

     Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносит «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении Ванессы Мей раскачиваются и гудят. 

Колыбельные: 

Н. Римский – Корсаков «Море». 

К. Сен-Санс «Лебедь», 

русские народные колыбельные песни. 

 

Музыка для релаксации: 

Т. Альбиони «Адажио», 

Э.Григ «Песня Сольвейг» 

 С. Прокофьев «Утро», «Вечер» 

К. Дебюсси « Лунный свет» 

Шуман «Грёзы» 

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности: 

 

И.С.Бах «Шутка» 

Д.Кабалевский «Клоуны» 

И.Штраус «Полька «Трик-трак» 

В.А.Моцарт «Турецкое рондо» 

Детские песни: «Настоящий друг» Б.Савельев, «Будьте добры» Санин, « Всё мы делим пополам» Шаинского.  

 

   Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка. Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются: 

- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей, 

- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка, 

- повышение уровня речевого развития, 

- снижение уровня заболеваемости, 

- стабильность физической и умственной работоспособности. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"

Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...

Консультация "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...

консультация "Здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогаще...

Консультация "Здоровьесберегающие технологии в детском саду"

Охрана здоровья детей и его укрепление является одной из основных задач каждого дошкольного учреждения. При этом заботятся не только о физическом, но и о психическом и социальном благополучии детей....

Консультация " Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В...