Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
материал

Павлочева Ирина Васильевна

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска

Система работы по воспитанию

нравственно-патриотических чувств

у детей старшего дошкольного возраста

                                                         

                                                     Из опыта работы воспитателя

                                                      Павлочевой Ирины Васильевны

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».  

                                                             Д.С.Лихачев

Воспитание нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения - одна из актуальных проблем не только дошкольного воспитания, но и страны в целом.  

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Первоочередными задачами современной воспитательной политики являются формирование у детей любви и уважения к своей малой и большой Родине, гражданской позиции, толерантного сознания и поведения, в частности, этнической толерантности.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре, фундамент общего развития ребенка-дошкольника. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».                                                   С.Михалков

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В своей работе руководствуюсь основными дидактическими принципами обучения:

- принцип доступности (учет уровня развития воспитанников);  

- принцип последовательности (от простого к сложному);

- принцип целесообразности (отбор наиболее актуальных знаний для ребенка данного возраста);

- принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка);

- принцип историзма (сохранения порядка описываемых событий: прошлое, настоящее);

- принцип гуманности (умение воспитателя встать на позицию ребенка);

- принцип интегративности (учитывает сотрудничество с семьей).

Любая деятельность начинается с постановки целей и задач.

Цель моей работы: воспитание нравственно-патриотической личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Исходя из цели, мною были определены следующие задачи:

  • Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
  • Формирование бережного отношения к историческим и природным богатствам родной страны.
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
  • Формирование элементарных знаний о правах человека.
  • Расширение представлений о городах России.
  • Знакомство детей с символами государства.
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
  • Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию проходит через непосредственно образовательную деятельность, которая включает в себя:

*Художественное творчество: рисование, лепка.

*Физическое развитие.

*Формирование общественной жизни через целевые прогулки, экскурсии.

*Труд.

*Конструирование.

*Чтение художественной литературы.

Учитывая то, что весь материал детям необходимо давать с учетом принципа от простого к сложному, система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию представлена следующими блоками:  

1. «Семья».

2. «Детский сад».

3. «Родная улица»

4. «Родной город».

5. «Страна, столица, символика».

6. «Права и обязанности».

Работа с детьми была организована на основе тематического планирования. Это позволило увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические и др.

Инновационный потенциал проекта: использование инновационных форм взаимодействия с детьми, родителями с применением регионального компонента: изготовление стенгазеты с рубриками: «Известные люди моей семьи», «Семейные увлечения», «Семейные традиции», составление родового дерева каждой семьи; ведение фотолетописи группы, составление дорожных карт - плана безопасного передвижения ребенка от дома к детскому саду; работа с планом нашего города, экскурсии и прогулки по городу, маршрут выходного дня.

1 блок Тема «Моя семья»

Одной из самых близких, простых и доступных тем является тема «Семья», так как мир ребенка начинается с его семьи.

В рамках этой темы с детьми проведены:

*беседы о семейных традициях и праздниках, правах и обязанностях всех членов семьи;

*игровая деятельность, в ходе которой дети разыгрывали игровые сюжеты по теме «Моя семья»; а также игры на закрепление понятий: «родня», «состав семьи»;

*обсудили различные ситуации из жизни семьи;

*составили рассказы о членах семьи на основе личного опыта;

*с помощью родителей составили родовое дерево каждой семьи;

*рассмотрели семейные фотоальбомы;

*на итоговом мероприятии познакомились с рубриками стенгазеты: «Известные люди моей семьи», «Семейные увлечения», «Семейные традиции».

Кроме того, в рамках итогового мероприятия дети совместно с родителями приняли участие в выставке детского творчества по темам: «Мой дом», «Моя семья».

 Результатом реализации данного направления стало воспитание любви к самым родным и близким людям на земле. Так в ходе работы у дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок начинает принимать свой дом таким, каков он есть и любить его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

2 блок Тема «Детский сад»

Тема «Детский сад» чрезвычайно важна для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в детском саду. 

Дошкольное учреждение для ребенка является тем местом, в котором он проводит много времени и должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Начиная с младшего дошкольного возраста, дошкольников знакомлю с расположением помещений детского сада. Дети с удовольствием посещают кабинеты, свободно и самостоятельно ориентируются в здании и территории ДОУ. Также провожу экскурсии по детскому саду, во время которых дошкольники знакомятся с сотрудниками, условиями и особенностями их труда. На основе полученных впечатлений провожу беседы о важности труда всех людей, работающих в ДОУ. Дети впоследствии составляют рассказы, отражают свои впечатления и отношения в других видах деятельности: изобразительной (изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям-малышам, выставка детского творчества «Мой любимый детский сад»), игровой (сюжетно-ролевая игра «Детский сад»), художественно-речевой, театрализованной и др.

Кроме того, совместно с родителями ведется фотолетопись группы, куда также записываются интересные высказывания детей, начиная с первого дня пребывания в детском саду и до выпуска. Такая летопись помогает увидеть, как растут и меняются дети, а общие просмотры праздников и занятий сплачивают и объединяют детей и взрослых, воспитывают дружеские, теплые взаимоотношения.

В детском саду согласно учебному плану проведены массовые мероприятия, направленные на воспитание патриотических чувств у дошкольников, такие как: музыкально-спортивное развлечение, посвященное Дню Защитника Отечества, а также музыкально-литературная композиция, посвященная Дню Победы. Все массовые мероприятия были проведены с активным привлечением родителей воспитанников.

В ходе проведенной работы дети свободно ориентируются в здании и территории дошкольного учреждения; познакомились с традициями детского сада, с элементарными общепринятыми нормами и правилами взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; у детей сформированы представления об отношении к труду через знакомство с профессиями работников детского сада.

3 блок Тема «Родная улица»

Не оставлена без внимания тема «Родная улица». В рамках данной темы:

*знакомлю детей с центральными улицами нашего города;

*организую целевые прогулки к проезжей части дороги;

*закрепляю название улицы, на которой живут дети, а также название улицы, на которой расположен детский сад;

*организую игры в дорожно-транспортном уголке.

С большим интересом дети совместно с родителями работали со схемой населенного пункта, на которой каждый ребенок при помощи взрослых нарисовал дорожную карту – дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначали названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминали адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняли правила безопасного поведения на улице.

Совместно с родителями для детей оформила фотоальбом «Улицы родного города», сделала подборку игровой деятельности.

В результате реализации данного направления дети знают и называют центральные улицы города, улицу, на которой живут, улицу, на которой расположен детский сад, историю возникновения улиц.

4 блок Тема «Родной город»

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Чтобы для маленького ребенка понятие «Родина» не стало абстрактным, продумываю знакомство детей с историческим и культурным прошлым и настоящим их малой Родины – городом, где они живут, так как любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.

Самым ярким событием для детей стал маршрут выходного дня, когда дети вместе со своими родителями в выходной день отправились на экскурсию, во время которой познакомились с главной достопримечательностью города Бахчисарая – Ханским дворцом. В ходе экскурсии дети любовались самыми красивыми местами дворца, его необычным разнообразным ландшафтом, замечательной природой, познакомились с легендой о возникновении Бахчисарая, осмотрели мечети, минареты, фонтан слез и др. Для многих детей - это было целое открытие!

Экскурсии в магазин, школу, на почту помогли детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, сформировать у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города.

При ознакомлении с историей города организовала поисковую деятельность: дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые сообщали ребятам об известных людях города. На занятиях дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий.

Эффективным способом ознакомления детей с городом является моделирование. Работая с планом города, дети придумывали, какими символами обозначить известные достопримечательности. Фишки с обозначением известных мест города, памятники, главная площадь города, стадион и многие другие - придумывались и изготавливались вместе с детьми. Дети устраивали соревнование, кто быстрее поставит фишки в нужное место.

Изучая данную тему, с детьми также использовала следующие формы организации:

*экскурсии по городу (по фотографиям, иллюстрациям, слайдам);

*прослушивание стихотворений и песен о родном городе;

*рассматривание фотоальбомов с изображением знаменитых мест в городе;

*знакомство с гербом нашего города;

*тематические занятия.

Так с целью расширения и закрепления представлений детей о своем родном крае с детьми средней группы провела занятие «Моя малая Родина».

Дети знают, что наш родной город является частичкой Родины, Крыма. Крым – многонациональный регион, где в дружбе и в мире проживают люди разных национальностей. Изучение культуры родного края является могучим средством нравственного воспитания ребенка. С этой целью в ДОУ организован мини-музей «Ярмарка ремесел», где хранятся экспонаты – промыслы русского, крымско-татарского и украинского народов.

Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Воспитывая любовь к родному краю, приучаю детей беречь природу, охранять ее.

Эту истину знаю от роду и ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу, тот не любит Отчизну свою!

Охранять природу – значит охранять Родину!

В результате проведенной работы у детей возрос познавательный интерес к истории родного места, уважение к знаменитым землякам. Дети познакомились с устройством города, его структурой, назначением различных учреждений и служб; им стали более понятны материальные и духовные потребности людей; они узнали, что люди разных профессий трудятся на благо района, города, стараются сделать жизнь горожан удобнее, интереснее. В результате проведенной работы у детей укрепилось чувство любви к родному краю и ощущение гражданина своей малой Родины.

5 блок Тема «Страна, столица, символика»

Особенно сложна для восприятия детей тема «Страна, столица, символика». В рамках данной темы детей познакомила:

*с названием своей страны;

*с названием столицы России – г.Москва;

*с названием столицы Крыма – г.Симферополь;

*с государственной символикой России, Крыма: гербом, флагом, гимном;

*с городами-героями Крыма.

Для практического применения в работе с детьми оформила тематическую папку «Государственные символы России, Крыма», а также стенд «Города-герои России».

С детьми старшей и подготовительной к школе групп проведена музыкально-литературная композиция «Не забудем их подвиг великий» с приглашением ветерана Великой Отечественной войны и родителей воспитанников. Ребята с огромным интересом слушали рассказ ветерана о трудностях и бедах войны.

Еще одним масштабным мероприятием этого дня стало проведение на уличной площадке информационно-развлекательной игры «Зарничка» для детей средних групп» с приглашением родителей и ветерана. Дети соревновались в ловкости, силе, быстроте, оценивало их компетентное жюри. Награждение из рук ветерана вызвало восторг и восхищение детей.

В завершении праздничной программы, посвященной Дню Победы проведена Акция по озеленению территории ДОУ «Посади дерево», «Сирень Победы».

В ходе праздничного мероприятия «Мы помним, мы гордимся». дети закрепили знания о символах праздника Победы - Вечном огне, Параде Победы, георгиевской ленточке, праздничном салюте. В музыкальном зале был смоделирован свой вечный огонь. С нескрываемым волнением дети возлагали цветы к вечному огню, зажгли свечу памяти, и провели минуту молчания.  Мероприятие закончилось праздничным «салютом» -  несколько десятков разноцветных флажков поднялись над головами детей с радостными криками «Ура!».

В результате проведенной работы детям привиты такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», дети осознают важность победы нашего народа, понимают, за что Родина чтит своих героев, знают о том, что имена героев увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

6 блок Тема «Права и обязанности»

Изучая с детьми данную тему, использовала следующие формы организации:

*дидактические игры по правовому воспитанию: «Добрые и злые сердца», «Поезд заботы», «Моя семья», «Родовое дерево», «Защита прав сказочных героев» и др.;

*рассматривание демонстрационного набора «Права ребенка»;

*заполнение пиктограмм «Права и обязанности всех членов семьи».

Результатом реализации данного направления стало формирование представлений дошкольников об основных правах человека: право на семью, на бесплатное образование, на достаточное питание, право говорить на своем родном языке, на защиту от физического и психического насилия, на медицинский уход, право на приемлемый уровень жизни и право выражать свое мнение.

Взаимодействие с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей. Совместно с родителями воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учила детей самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

В помощь родителям была организована рубрика «Почитай детям». Кроме этого для родителей были подготовлены консультации на тему: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка», «Будем вежливы…», «Как правильно общаться с детьми» и другие. Совместно с родителями готовили и оформляли фотоальбомы.

В результате, папы и мамы стали моими главными помощниками в организации экскурсий, в решении проблем по благоустройству территории детского сада и прочее. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь. Это была одна из главных задач, которую я ставила перед собой, работая с родителями моих воспитанников.

Заключение

В заключении хочется отметить, что у ребенка в дошкольном возрасте формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки гражданских качеств. Иными словами, дошкольный возраст – благодатная почва для воспитания чувства патриотизма, чувства любви и преданности своему Отечеству. Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность активно участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Использованные формы работы позволили добиться хороших результатов, а именно: у детей сформировано чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; бережное отношение к историческим и природным богатствам родной страны; к традициям и промыслам народов Крыма, развито чувство ответственности и гордости за достижения родной страны, сформированы элементарные знания о правах человека, а также удалось привлечь внимание семьи к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей.

«Познавая героическое прошлое своего народа, ребенок-гражданин чувствует свою причастность к святыням Родины, в его сознании зреет самое дорогое в мире – честь, свобода, независимость, слава Отечества».

                                               В.А. Сухомлинский



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска

                                                           

Конспект занятия для подготовительной группы

«Правила пожарной безопасности»

Подготовила:

Павлочева И.В.

                                                                                                             

                                                                                                     

Конспект занятия для подготовительной группы

"Правила пожарной безопасности"

Образовательные области: социально -коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Закрепление знаний пожарной безопасности.

Задачи:

1. Закрепить знание детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правил поведения при пожаре;

2. Формировать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

3. Знакомить с огнем и его свойствами;

4. Закрепить знания детей о профессии пожарного;

5. Расширить словарный запас детей;

6. Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности

Материал: фотографии с изображением пожарной техники, картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности. Материал для опытов с огнем: металлический поднос, свечи, емкости с водой, песком, землей, стеклянная колба.

Предварительная работа:

-беседа

-чтение художественной литературы С. Я. Маршак "Пожар"

-рассматривание картин, иллюстраций, плакатов

-разучивание стихов, загадок о пожаре

-разучивание подвижной игры "Тушение пожара"

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное и полезное путешествие по стране безопасности. Я приглашаю вас пройти в автобус (дети садятся на стулья, имитирующие автобус). Пока мы будем ехать, я расскажу вам сказку.

"В одном небольшом городке жила была спичка. она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забыла обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, выходя на улицу - за деревья, дома, кусты, траву и все, что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они её делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросила о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть - это спичечный коробок. Положил её не одну, а с сестричками. С тех пор непослушная спичка живёт в спичечном коробке. "

Ребята, понравилась вам сказка? Я предлагаю вам поиграть в игру "Польза и вред огня"

Воспитатель: Какую пользу приносит огонь?

Дети: С помощью огня мы варим еду, обогреваем жильё, освещаем дома

Воспитатель: Какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?

Дети: Могут сгореть вещи, квартира, лес

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы и приехали

Первая остановка: "Музей пожарной безопасности"

Проходите в первый зал нашего музея. Здесь располагается "Картинная галерея". Она необычная, догадались почему? (на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения с огнем)

Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребенка я делаю вывод, используя стихотворную форму.

Правила

-Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нём ребята помните. Спички не тронь, в спичках огонь!

-Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником!

-Правило третье: не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.

-Правило четвертое: хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.

-Правило пятое: приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом костер не жалей, землей забросай и водою залей.

Ребята, если мы с вами будем соблюдать эти правила, с нами никогда не случится беда

Физкультминутка

Выше ноги! Стой, раз, два (ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем

А потом, их опускаем. (поднимать и опускать плечи)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (руки перед грудью, рывки руками)

Десять раз подпрыгнуть нужно

Скачем выше, скачем дружно! (прыжки на месте)

Мы колени поднимаем

Шаг на месте выполняем (ходьба на месте)

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись (потягивание, руки вверх и в стороны)

Воспитатель: А кто же помогаем людям справится с пожаром?

Дети: Пожарные

Воспитатель: О профессии пожарного мы с вами узнаем, если пройдем в следующий зал нашего музея. Проходите.

Воспитатель: Пожарный одет в специальный костюм, который не промокает и не горит в огне. Скажите, а зачем пожарному каска?

Дети: Защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.

Воспитатель: Когда случается пожар, это очень опасно, а тушить пожар не легко. Как вы думаете, каким должен пожарный?

Дети: Смелым, отважным, сильным, храбрым, добрым.

Воспитатель: Что необходимо, чтобы стать пожарным?

Дети: Заниматься спортом, уметь слушать, знать много правил по спасению людей.

Воспитатель: Ребята, давайте пройдем в кинозал нашего музея и посмотрим, как тренируются пожарные (просмотр видеоролика "Пожарные на учении")

Наше путешествие продолжается. Занимаем свои места.

Воспитатель: Дети, а какая техника помогает пожарным? Почему пожарная машина красная? Какой номер необходимо набрать, чтобы вызвать пожарных, что сказать?

Дети: ответы детей.

Следующая остановка "Экспериментальная лаборатория"

Воспитатель: Здесь мы будем с вами проводить опыты с огнем. Познакомимся с огнем и его свойствами. Чтобы пройти в лабораторию, нужно пройти через туннель (пролезают под дугой). Миллион лет назад люди научились добывать огонь. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить без присмотра, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто там, где люди неосторожно обращаются с огнем. Люди получают ожоги и отравления. Сейчас мы с вами проведем опыты с огнем и будем очень осторожны.

ОПЫТЫ

(воспитатель зажигает свечи)

Воспитатель: Дети, что вы увидели?

Дети: Огонек

Воспитатель: Он яркий, красивый, привлекает к себе внимание. Можно ли к нему прикоснуться? Объясните почему?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Да, правильно. А, если огонь становится опасным, как человек с ним может справиться?

Дети: Потушить

Воспитатель: Чего боится огонь?

Дети: Воды, снега, песка, земли.

Давайте проверим ваши утверждения.

Воспитатель: Проведем опыт

- На горящую свечу прольем немного воды (ребенок выполняет указания воспитатель). Что происходит и почему?

Дети : Огонь погас, он боится воды

Опыты 2,3

- Проводятся аналогично с другими материалами: песком, землей.

Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы.

Опыт 4.

- Горящую свечу накрываем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (он гаснет)

Воспитатель: Почему огонь погас?

Дети: Потому, что без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха прекратился, он погас.

Подвижная игра "Тушение пожара"

Правила игры:

В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с "водой". Он должен пробежать по скамейке, пролезть в "окно" (обруч, преодолеть расстояние, перешагивая через предметы "вылить воду" и вернуться бегом обратно. Тоже выполняет следующий игрок.

Воспитатель: Дети, нам пора возвращаться в детский сад. Скажите, мне, можно ли вам пользоваться спичками, можно ли самостоятельно включать электоробытовые приборы?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А чем можно тушить пожар, и что нужно делать, если пожал все-таки случился?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Я с вами согласна, а закончить наше путешествие я хочу такими словами:

Кто с огнем не осторожен,

У того пожар возможен,

Ребята, помните о том,

Что нельзя играть с огнем.



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе

«Природа—наш дом»

 

        

Подготовила:

Павлочева И.В.

               

Тема: Тематическое экспериментирование.

Цель: Формирование экологической культуры.

Задачи:

• Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы.

• Формировать основы экологической культуры.

• Дать детям представления об экологических проблемах, о влиянии экологии на здоровье человека.

• формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
    • Активизировать и обогащать словарь детей.

• Уточнить и пополнить знания природе, о том, что вредит ей. Воспитывать бережное отношение к природе и показать, как доступными средствами можно помочь природе.
    • Овладение умениями и навыками исследовательской деятельности, умением рассуждать, делать выводы, решать проблему путем экспериментирования.

Развивающие задачи:

• Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.

• Развивать связную речь;

• Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать у детей чувства осознания себя как части окружающего мира.

• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;

• Воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята предлагаю вам поздороваться друг с другом.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

 - Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю пройти и присесть.

Ребята, сегодня предлагаю вам отправиться в мир природы. Как вы думаете, что это такое?

Дети: Это мир который нас окружает.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает в природе? 

Дети: (солнце, небо, деревья, птицы, животные, рыбы, насекомые, растения.)

Воспитатель: Этот мир такой разнообразный и неповторимый. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живая и неживая природа».

(Воспитатель произносит слова, относящиеся к живой и неживой природе, а дети хлопают в ладоши, если слышат то, что относится к живой природе.)

Воспитатель: У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом?

Дети: Земля.

Воспитатель: Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

Воспитатель: Что это такое?

Дети: это глобус. (Показ глобуса)

Воспитатель: Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?

Дети: ответы

Воспитатель: Каким цветом обозначена на глобусе суша?

Дети: ответы

Воспитатель: Много ли на нашей планете воды?

Дети: ответы

Воспитатель: Каким цветом она обозначена на глобусе?

Дети: ответы

Воспитатель: Как называется наша страна, самая большая, самая красивая? (Россия).

В нашей стране очень много лесов, полей, рек, гор. Каждый человек любит свой край, в котором он родился и в котором живет.

Воспитатель: Наша планета - это общий дом. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни. Послушайте стихотворение.

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок - терпению

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду

И к тому же в их труде все по справедливости,

Отражение в воде учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности.

Воспитатель: Скажите без чего на земле никто не сможет прожить?

Дети: ответы

Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

Дети: ответы

Воспитатель: Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Солнце-главный источник тепла и света. Если не будет солнышка, все погрузится в темноту и жизнь на Земле угаснет.

Воспитатель:  А без воздуха можем мы прожить?

Дети: Нет

Давайте проведём эксперимент: закройте ладошками себе рот и нос, получится ли у вас дышать (Ответы детей)

Воспитатель:  Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут. И воздух очень нужен растениям и животным. Всему живому.

Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек?

Дети: Без воды.

Воспитатель: Какая бывает вода?

Дети: (питьевая, минеральная, родниковая, морская, водопроводная, газированная).

Воспитатель: Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? 

Дети:(Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

Воспитатель: Молодцы ребята!

Звучит аудиозапись «ручейка», в гости приходит Капелька. (танцует)

Капелька: Здравствуйте! Я капелька воды! Я люблю играть и танцевать, хотите со мной?

Дети: Да.

Капелька: тогда встаем и повторяем за мной

Дождик, лей веселей (поднимаем руки вверх)

Тёплых капель не жалей (выставляем ладошки)

Для лесов, для полей (руки вверх-покачали, вниз и в стороны)

И для маленьких детей (присели на корточки)

И для мам, и для пап (встали, потянулись на носочки)

Дождик кап-кап-кап (маршируем)

Капелька: Какие молодцы! Ребята, я очень маленькая, и о себе еще ничего не знаю, а в детском саду говорят дети много занимаются и все знают. Помогите мне узнать о себе.

Воспитатель: Ребята, поможем Капельке хорошо о себе узнать?

Дети: Да.

Воспитатель: Капелька мы обязательно расскажем тебе какими свойствами ты обладаешь? Для этого мы пройдем в нашу лабораторию.

Опыт №1» Вода — жидкая, может течь»

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.

 Содержание опыта. Дайте детям два стаканчика: один — с водой, другой — пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Опыт № 2 «У воды нет запаха»

Цель: подвести детей к пониманию, что у воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет

Опыт №3 «У воды нет вкуса»

Цель: подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса.

Содержание опыта. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой - сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Опыт №4 «Вода прозрачная»
    Цель: подвести детей к пониманию, что вода прозрачная.

Возьмите другие стаканчики с водой и положите в них бусинки. Видно ли их в стаканчике?

Д: Да, видно.

В: Теперь возьмите стаканчики с молоком и положите туда бусинки. Видно их в стаканчике?

Д: Нет, не видно!

В: Действительно, не видно! Какой можно сделать вывод?

Д: Можно сделать вывод, что вода прозрачная, а молоко нет.

Затем предложить детям окрасить воду.

В: Ребята, возьмите каждый по баночке с краской и разведите её в стаканчике с водой. Посмотрите, что с ней произошло? Какой вывод можно сделать?

Д: Она окрасилась. Вода не имеет цвета.

Опыт № 5 «Жидкая вода не сохраняет форму»

Цель: подвести детей к пониманию, что вода принимает форму сосуда.

В: Ребята налейте воду в разные сосуды. Что наблюдаете?
    Д: Вода – это жидкость, у нее нет формы, поэтому ею можно наполнить емкости разной формы (Вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.)

Упражнение «Волшебные слова»

Вода «слышит» всё, что мы ей говорим и запоминает. Вода – вещество уникальное. Возьмите стаканчики с водой и прошепчите ваши пожелания, и выпейте, вода поделиться с вами своими волшебными свойствами и наполнит вас доброй энергией.

Воспитатель: Вот, Капелька, мы рассказали тебе о свойствах воды. Теперь ты многое знаешь о себе.

Капелька: Спасибо, вам ребята, за помощь. Расскажу другим капелькам, своим братьям и сестричкам. Мне пора уходит домой. До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

Дети присаживаются на стулья

Воспитатель: И так, мы знаем, что не можем жить ?

Дети: без воздуха, солнца и воды!

Воспитатель: Правильно ребята, наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Дети: ответы

Воспитатель: Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки.

Воспитатель: А какой бывает воздух? 

Дети: грязный и чистый. 

Воспитатель: А всегда ли воздух бывает чистым?

Дети: Нет.

Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?

Дети: В больших городах, где много машин, и заводов.

Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?

Дети: ответы

Воспитатель: Правильно ребята. Можно посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.

Надо охранять чистоту и воды, не загрязнять ее: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них.

Друг природы – это человек, который любит, бережёт и охраняет её.

Какие будут ваши действия или как вы поступите, если увидите, что ваши друзья, соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки ?

Дети: ответы

Воспитатель: Ребята, природа умеет чувствовать. Мы плачем, когда нас обижают. И природа тоже плачет, когда ее обижают. Как можно ее обидеть---загрязнение окружающей среды. А когда мы помогаем природе, охраняем ее, бережем, она радуется.

Упражнение «Что чувствует природа».

Дети закрывают глаза и слушают отрывки из аудиозаписей и определяют чувство природы которое они услышали.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам подойти к столу и взять по цветочку, опустить в воду и посмотреть как красиво они распускаются, как распускается наша Природа, когда ее любят, берегут и ценят.

Упражнение «Цветок»

В широкий таз наливается вода, затем опустите на её поверхность цветки. «Лотос» будет распускаться прямо на глазах, что непременно удивляет и увлекает.

Дети возвращаются на стулья

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня было интересное занятие?

Дети: ответы

Воспитатель: А что вам запомнилось больше всего?

Дети: ответы

Воспитатель: Какой мы урок получили с этого занятия?

Дети: ответы



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска

Мастер - класс

для педагогов 

Тема: «Игры - головоломки в работе с детьми                       дошкольного возраста»

https://fs.znanio.ru/d5af0e/ee/46/e9f6228174208694df8af1b8c2d016b63f.jpg

Подготовила:

Павлочева И.В.

Цель:создание условий для повышения профессиональногомастерства педагогов в процессе активного взаимодействия по использованию игр – головоломок  вДОУ.

Задачи:

- познакомить педагогов с приемами использования печатных игр – головоломок (Вьетнамской  головоломки, Волшебного круга, Колумбово яйцо и др.);                                                                                                                                                      - показать возможности их применения для развития ребенка;-выявить особенности воображения у дошкольников;
-научить  обдумывать,планировать свои действия;
-развивать логическое,пространственное мышление,речь,внимание,память;
-создать условия для плодотворного общения участников 
мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов,

Форма проведения: мастер-класс

 Материалы для работы: разрезныегеометрические игры – головоломки«Вьетнамская» головоломка», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» и др., схемы. 

Демонстрационный материал:                                                                                                 - презентация «Игры – головоломки   в работе с детьми дошкольного возраста».

Слайд 1.Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать вас на моём мастер – классе  и хочу пожелать Вам «Доброго дня».

Предлагаю начать наш мастер- класс с разминки:

Вы друг другу улыбнитесь (смотрят друг на друга вправо-влево)

И сейчас же подружитесь (берут друг друга за руки)

Передайте это тепло друг другу!

Тема сегодняшнего мастер класса «Игры - головоломки в детском саду».

Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда ивзаимоотношений. Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли, интеллектуальном развитии. 

Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики настоящего времени.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Слайд 2. Дети просто обожают играть – посредством игр они учатся, развиваются и познают мир. Одними из самых развивающих игрушек, как для детей, так и для взрослых, по праву считаются головоломки – они невероятно интересны и порой ими просто невозможно наиграться. А все потому, что они стимулируют мозг, предлагая необычные задачи, которые решить не так уж и просто.

Слайд3.Головоломка - лучшая развивающая игрушка в мире. Слово «головоломка» произошло от выражения "ломать голову" и означает, как несложно догадаться, решить трудноразрешимую задачу. Чтобы найти решение, нужно немало подумать, применить логику и сообразительность.

Любая головоломка, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

Слайд 4.Цели и задачи у всех головоломок одинаковые. Учить детей обдумывать и планировать свои действия, формировать умение строить от простого к сложному, способствовать развитию познавательного интереса, мелкой моторики, памяти, речи, внимания, логического, пространственного мышления.

«Актуальность Головоломка –игрушка на все времена. В наше время очень много людей увлекаются  головоломками. Они  любимы  не только детьми но и взрослыми. Игра помогает развивать интеллектуальное, логическое мышление, геометрическую интуицию, творческое воображение .Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

Слайд 5.                                                                                                                         Головоломки и их значение для развития детей дошкольного возраста:

Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.

Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.

В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника.

Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

Игры-головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию.

Слайд 6. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР –ГОЛОВОЛОМОК ДЛЯ ДЕТЕЙ    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.Устные головоломки – задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов (загадки, шарады, данетки и т.п.).

Устные головоломки. Это головоломки, условие которых может быть передано в устной речи без привлечения каких-либо дополнительных предметов. К ним можно отнести: ребусы, загадки, шарады, парадоксы.

Первый слог - местоименье,

Второй - весенний месяц яркий,

В конце частица для смягченья,

В целом - остров очень жаркий. (Я-май-ка)

2.Головоломки с предметами.

Это головоломки, в которых активно используются обычные бытовые предметы: головоломки со спичками, монетами, карточные головоломки.

Слайд 7.Механические головоломки.

Это класс головоломок, которые специально были изготовлены как головоломки. Это всевозможные проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика, пазлы пентамино и др.

4.Печатные головоломки.

Это те головоломки, для которых необходима бумага и карандаш.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у ребенка развиваются следующие логические операции мышления: анализ, классификация, обобщение, синтез, сравнение.

На первых этапах обучения детей решению головоломок нельзя оставлять ребенка один на один с новой задачей. Необходимо понять, в чем он испытывает трудности, и помогать ему. Но навязывать игры нельзя, ни в коем случае, иначе пропадет интерес, не стоит подавлять инициативу ребенка. Там, где ребёнок может справиться сам, надо позволить ему получить удовольствие от самостоятельно найденного решения. И, конечно же, порадоваться за него и его успехи

5. Геометрические головоломки (плоскостное моделирование) Сущность такой игры-головоломки состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по шаблону или замыслу. «Танграм»«Волшебный круг»«Головоломка Пифагора»«Колумбово яйцо»«Листик»«Вьетнамская игра»«Пентамино» и др. Такие игры- головоломки представляют собой части разрезанной на несколько частей фигуры: квадрат, прямоугольник, круг или овал, прочие формы для составления плоскостных изображений предметов: людей, животных, птиц, рыб, разных видов транспорта и др. ;

Слайд 8 -  17.Сегодня мы с вами поиграем в геометрические головоломки, т. е плоскостное моделирование. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Играть необходимо по принципу от простого - к сложному.

При решении головоломки важно соблюдать два условия: первое — следует использовать все фигуры, и второе — фигуры нельзя накладывать друг на друга.

Изготовить игры очень просто. Перенести чертёж и вырезать, соблюдая все пропорции. Использовать лучше двусторонний цветной картон.

Чтобы научить своих воспитанников собирать головоломки, необходимо самим научиться владеть этой техникой. Надеюсь, что сегодняшний  мастер-класс поможет вам в этом.

Раздать схемы и головоломки педагогам.Вам нужно выбрать понравившиеся фигуры животных  или предметов.И попробовать сложить их из разрезных  геометрических фигур.

Молодцы все справились с  заданием !  А сейчас предлагаю вам усложнить игру  с теми персонажами  что вы сложили  придумайте пожалуйста сказку.

А сейчас мы с вами попробуем поработать  с квадратом В. В. Воскобовича.«Квадрат Воскобовича».

Данную игру еще называют «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу  ирасположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры:самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более.

«Квадрат

Воскобовича»

является эффективной

игрой,  которая формирует

у ребенка

абстрактное

мышление,

навыки

моделирования,   умение

ориентироваться

в

пространстве,

развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание и другие

психологические   процессы.   Важно,

что данное   пособие   компактное

 и практичное. «Квадрат Воскобовича» можно всегда носить с собой и при возникшей возможности поиграть с детьми.

Можете работать по образцам, а может кто-то захочет развить своё воображение и придумает что –то другое собрать из квадрата.                                  

Слайд 18.Головоломка способствует развитию  воображения ,умственных творческих способностей дошкольников, развивает логическое и пространственное мышление. Дети учатся планировать свои действия. У детей формируется усидчивость и привычка к умственному труду, стимулируется проявление творчества. Подобные игры играют очень важную роль в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Они позволяют знакомить ребёнка с разными способами передачи информации, поскольку задачи в них даются в различной форме с помощью рисунка, чертежа, схемы, инструкции.

Слайд 19. Мне остается только поблагодарить вас за внимание и активную работу. Надеюсь, что опыт, приобретенный на сегодняшнем мастер-классе, поможет вам воспитать творческих, интеллектуально развитых, здоровых и любознательных детей!

Спасибо всем за активное участие! Любите и цените себя, свой труд, свою жизнь! Верьте в себя, в свои силы и возможности!Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности Форма 17

Документы, подтверждающие мою деятельность по обобщению и распространению опыта работы по воспитанию и обучению дошкольников....

Информационный отчёт воспитателя младшей группы Кодзаевой Л.В о транслировании опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

laquo;Организация опытно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

2.1.Информационный отчет воспитателя 2 группы раннего возраста Дзигоевой И.Т . о транслировании опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

Распространение опыта работы Консультация для воспитателей Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ. ...

Результативность личного вклада в повышении качества образования и транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

Результативность личного вклада в повышении качества образования и транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности...