"Расскажем детям о войне"
проект (старшая группа)

Цель: расширить представление о том, как наш народ защищал свою Родину в годы Великой Отечественной войны, и как об этом помнят ныне живущие люди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazhem_o_voyne_detyam.docx74.97 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «ЦРР – детский сад №13»

ПРОЕКТ

«РАССКАЖЕМ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ!»

в старшей группе

возраст 5-6 лет, среднесрочный

Картинки по запросу "день победы картинки для детей"

«Не забывайте павших имена!

Они служили миру и отчизне

Не ради славы, а во славу жизни!

И побежденный ими враг – война!»

Разработала: Биушкина О.В

Содержание

1. Актуальность проекта «Расскажем детям о войне»…                              3

2. Цели и задачи……………………………………………………………… 4

3. Ожидаемые результаты……………………………………….……………4

4. Формы взаимодействия с детьми и родителями………………………… 5

5.План работы …………………………………………………………………5

6. Литература, интернет-ресурс………………………………………….……8

7.Приложение ………………………………………………………………….9

Актуальность:

   Вопрос формирования у подрастающего поколения предпосылок гражданско-патриотической позиции сегодня одна из наиболее актуальных проблем.

   Актуальность проблемы обусловлена тем, что всё меньше остаётся живых свидетелей тех страшных дней, которые могли бы донести до подрастающего поколения события великого сражения русского народа за освобождение своей страны, о подвигах отважных солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитывать у маленьких граждан гордость за свою Родину. В самом начале жизненного пути, когда формируется личность ребёнка, это должно стать основой формирования важных человеческих качеств нравственной гармоничной личности. Память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникают вдруг.

   Это направление в работе должно присутствовать во всех моментах взаимодействия педагогов с детьми. В связи с этим мы – педагоги дошкольного образовательного учреждения ставим перед собой задачу формирования у детей гражданственности, гордости за свою Родину чувства любви к ней.  

   В результате, основываясь на старшем дошкольном возрасте, мы столкнулись с множеством вопросов, которые заставили задуматься над тем, как мы сможем научить детей понимать, анализировать и ценить всё, что нас окружает.

   Реализация проекта «Расскажем детям о войне!» позволяет использовать различные виды детской деятельности, предусматривает привлечение детей и родителей к изучению истории Великой Отечественной войны.

Картинки по запросу "дошкольникам о войне картинки для детей"

Цель:

Расширить представление о том, как наш народ защищал свою Родину в годы Великой Отечественной войны, и как об этом помнят ныне живущие люди.

Задачи:

1.Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ. Знакомить детей с   историей Великой Отечественной войны.

2.Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны 1941-1945 г.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.

3.Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.

4.Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта.

5. Расширять сотрудничество с родителями воспитанников, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.

Вид проекта: познавательно - творческий

Тип проекта: среднесрочный, групповой

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации: 4 месяца

Планируемый результат: 

1.Расширить знания детей о Великой Отечественной войне.

2.Сформировать уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.)

Итоговое мероприятие: 

Музыкальный праздник «Светлый день Победы»

Акция «И помнит мир, спасённый…» (возложение цветов к Вечному огню).

                            

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный (информационно – накопительный, организационный)

Сбор литературы по данной теме.

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта

Беседы на темы: «Великая отечественная война», «Дети и война», «Четвероногие помощники на фронте».

Основные формы реализации проекта: экскурсии, беседы, образовательная деятельность, мини-выставки, составление рассказов, коллекционирование, консультации для родителей, Всероссийская акция «Сад памяти», выставка рисунков, показ презентаций, мультипликационных фильмов о войне «Солдатская сказка», «Салют», «Воспоминания», видеоклип «О той войне»

Основной (практический)

Дата

Содержание

Февраль

«Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!»

Беседа «Великая Отечественная война».

Рассматривание плакатов «Родина – мать зовет», «На страже мира».

Спортивные соревнования «Бравые солдаты».

Мини – музей «Военной техники», «Военной формы».

Чтение художественной литературы:

«Богатыри» Л. Кассиль, «22 июня 1941 года» С. Щипачёв

«Прощание» З. Александрова

«Братские могилы» В. Высоцкий

Аппликация «Поздравительная открытка к 23 февраля», «Матрос с сигнальными флажками»

Рисование «Солдат на посту».

Сюжетно – ролевая игра «Разведчики».

Подвижная игра «Кто быстрее соберёт посылку на фронт».

Консультация «Как рассказать ребёнку о войне».

Март

«Детство, опалённое войной»

Беседа «Дети и война».

Создание тематического альбома «Города герои».

Рассматривание репродукций художников – баталистов А.И. Лактионов «Письмо с фронта».

Настольно-печатные игры «Назови военную профессию»,

«Что за техника такая».

Чтение художественной литературы:

«И снова писем нет из дома», «Скольким детям возвратили

детство» (Р. Рублев)

«Сын артиллериста» (К. Симонов)

Мини – музей «Герои – Земляки. Награды войны», «Дети – Герои В.О.В.».

Создание фонотеки «Военные песни».

Работа с родителями:

Привлечение родителей к организации книжной выставки

произведений о войне для детей.

Апрель

«От героев былых времён, не осталось порой имён»  

Беседа «Четвероногие помощники на фронте».

Создание тематического альбома «Дорога жизни».

Мини – музей «Животные – защитники».

Мини – диорама «Дорога жизни» (Блокадный Ленинград)

Чтение художественной литературы:

«Памятник Советскому солдату» (Л. Кассиль)

 «Землянка» (А. Метяев)

 «Дом» (А. Алексеева)

Изготовление письма фронтовиков «Треуголка».

Дидактическая игра «Военные ленты дорог» (ориентировка в пространстве).

Занятие: поздравительная открытка ветеранам ВОВ «Салют Победы».

Работа с родителями:

Оформление информационного пособия «Эхо прошедшей войны».

Операция «Забота о ветеранах и участниках ВОВ» (поисковая работа и поздравление).

Май

«Этот день мы приближали, как могли…»

Беседа: «Письма с фронта»

Экскурсия в музей боевой славы г.Саранска

Чтение художественной литературы:

«Победой кончилась война» С. Михалков

«Что такое День Победы?» А. Усачёв

Спортивно – патриотическая игра «Зарница».

Фотовыставка «Они сражались за Родину!» (из семейного альбома».

Мини – музей «Города – герои ВОВ».

Подвижная игра «Доставь донесение».

Тематическая выставка в книжном уголке «Они сражались за Родину».

Акция «Гость в группе. Почётная профессия – военный».

Работа с родителями:

 Выставка рисунков детей совместно с родителями- «Войне мы скажем — Нет!»

Продукты проекта

1. «Мы память бережно храним» - оформление совместно с детьми и их родителями «Книги памяти»

2. Выставка детских рисунков «Великая победа – гордость нашего Отечества»

3. Проведение патриотической акции «Скажи спасибо ветерану!», «Окна Победы!»

4.Экскурсия к памятнику павшим героям ВОВ и возложение цветов.

Литература

1. Виноградова, А.М., Воспитание нравственных чувств у старших

дошкольников / А. М. Виноградовой. - М., 1980.

2. Гружинскас, М.Е., День Победы / М.Е. Гружинскас, М.Е.,

Сидоренко, В. Корнилова, В. Стержнева // Ребенок в детском саду. - 2008

г. - №2. – С. 12- 16.

3. Евдокимова, Е. / Проектная модель гражданского воспитания

дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! // Дошкольное

воспитание. - 2005. - № 3. – С. 14-18.

4. Зеленова, Н.Г., Мы живем в России. Гражданско - патриотическое

воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для

воспитателе ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Издательство

Скрипторий 2003, 2008. – 104 с.

5. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. - Издательство МОЗАИКА -

СИНТЕЗ Москва, 2010. 52

6. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском

саду. - М.: Линка-Пресс, 2003.

7. Великой Победе посвящается. Праздники в детском саду. – М.:

Творческий центр, 2011.

8. Гербова, Н.П., Книга для чтения в детском саду и дома.

Хрестоматия: 5-7 лет / В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс-XXI

век, 2005.

9. Ветохина, З.С., Нравственно-патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / А.Я.

Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова. – Спб.: Детство-пресс,

2010.

10. Шорыгина, Т.А., Беседы о детях-героях Великой Отечественной

войны. – М.: ТЦ Сфера, 2011

Приложение

Беседы о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

Беседа: «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»

Дорогие ребята, вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т. д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война. Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на стороне России) . Всего в войне участвовало 1, 7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т. е. из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась 6 лет - с 1 сентября 1939г. по 9 мая 1945г. Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию, Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России. Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен. Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории. 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми! В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны. В этом 2021 году исполняется 76 лет Великой Победе во Второй мировой войне. Называется она «Великая Победа» потому, что это победа здравомыслящих людей в самой ужасной мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.

Беседа «Почему война называется Великой Отечественной?»

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил. Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой. Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне - главное событие в истории России XX века! Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы! 22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В. М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом! Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество! По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны. Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир. 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией. Вопросы: 1. Когда началась Великая Отечественная война? 2. Почему она так называется? 3. Какая страна развязала войну? 4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом? 5. Кто встал на защиту Отечества?

 

Беседа «ДЕТИ И ВОЙНА»

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям. Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев. Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма. Война - не место для детей Война — не место для детей! Здесь нет ни книжек, ни игрушек. Разрывы мин и грохот пушек, И море крови и смертей. Война — не место для детей! Ребенку нужен теплый дом И мамы ласковые руки, И взгляд, наполненный добром, И песни колыбельной звуки. И елочные огоньки, С горы веселое катанье, Снежки и лыжи, и коньки, А не сиротство и страданье! *** Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять. Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать? Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации. Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды». Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева. Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко. Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте». «Вот так получилось, что мы остались в госпитале», - вспоминала Вера. Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек! Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера. Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом. Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В. Д. Ковальский. Другой ветеран, Н. С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома». Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом. Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Расскажите детям о войне" в родительский уголок

Памятка в родительский уголок в предверии праздника День Победы....

Проект «Расскажем детям о войне» (посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

laquo;Не забывайте павших имена!Они служили миру и отчизнеНе ради славы, а во славу жизни!И побежденный ими враг – война!»Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской поз...

Консультация для воспитателей по нравственно – патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Расскажите детям о войне».

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте....

Проект для детей подготовительной группы "Расскажем детям о войне".

В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. К этой знаменательной дате мы разработали план проекта для детей подготовительной группы «Фантазеры» под наз...

Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне».

Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель  программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...

Дистанционное сопровождение для родителей: «Расскажите детям о войне! Краткосрочный дистанционный проект "Расскажем детям о войне"

Дистанционное сопровождение для родителей: «Расскажите детям о войне!Тема: «МЫ ПРАВНУКИ СЛАВНОЙ ПОБЕДЫ» для детей старших и подготовительных групп.Цели:1.Формировать чувство ист...

проект "Расскажем детям о войне, расскажем детям о Победе"

В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не ис...