программа по театральной деятельности "Теремок сказок"
рабочая программа (подготовительная группа)
программа дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 100.12 КБ |
![]() | 60 КБ |
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Вишенка»
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Теремок сказок»
Возраст детей: 5-7 лет
Автор-составитель:
музыкальный руководитель
Сластен Е. В.
г. Семикаракорск
2020г.
Пояснительная записка
Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы ненавязчиво, легко и просто рассказать им об искусстве, научить детей, как слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать. Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в театральной. Современное понимание проблемы воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с прекрасным на основе деятельности и творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Направленность программы: художественная
Направление программы: Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников на основе театрализованно – игровой деятельности.
Вид программы: модифицированная. Уровень – ознакомительный
Отличительные особенности программы:
За основу взяла программу М. И. Радиной «Кукляндия», Сорокиной Н. Ф. программа «Театр - Творчество - Дети», технологию А.И. Бурениной «От игры до спектакля».
В этих программах технология кукловождения, сценического искусства представлены в виде игровой деятельности - то, что дети знают, воспринимают и живо откликаются. Поэтому я составила программу на основе театральных игр и представлений, собранных ведущими российскими педагогами. Данная программа позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. А.И.Буренина «От игры до спектакля» — книга, в которой раскрывается авторская технология организации совместной творческой деятельности взрослых и детей разного возраста на основе театрализованной деятельности.
М.И. Родина «Кукляндия». Методическое пособие, в котором автор показывает возможности работы с театральными куклами, технологию их изготовления из различных предметов, игрушек и бросового материала. А книга Н.Ф. Сорокиной «Театр – творчество – дети» раскрывает смысловую задачу составления планирования и последовательного изучения, в соответствии со сложностью, литературного материала детьми. В модифицированной программе «Теремок сказок» я постаралась скомпоновать все достижения наших ведущих мастеров дошкольного образования, дополнив программу донской литературой и фольклором.
Театрализованная деятельность – это особая технология организации взаимодействия взрослых и детей, направленная на всестороннее развитие дошкольников.
Новизна
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.
Актуальность:
Возможности театрализованной деятельности для современной педагогики трудно переоценить. Она ориентирована на нужды и возможности детского сада. У театрализованной деятельности есть развивающие, образовательные, досуговые и эстетические задачи. Детский театр в ДОУ является первой формой театрального искусства, с которой знакомится ребёнок, поэтому одна из задач театрализованной деятельности - разбудить интерес к этому виду искусства, как у детей - участников представлений, так и у детей - зрителей.
Исследований условий театрализованной деятельности, при которых решались бы многие аспекты воспитания детей занимались такие видные психологи, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Подьяков, О.П. Радынова, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и многие другие.
В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т.Н. Дороновой «Играем в театр», М.Д. Махневой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что театрализованная игра дошкольника способствует развитию психических процессов и различных качеств личности - самостоятельности, инициативности, эмоционального мира и воображения. Так же этот вид игры оказывает большое влияние и на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей.
Опираясь на исследования Е.А. Антипиной, Л.П. Бочкаревой, Т.С. Комарова, Е.В. Мигунова, Л.Г. Миланович, М.Д. Маханевой, И.Ю. Пугачевой, Н.Ф. Сорокиной и др. нами были определены критерии и показатели развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В своей программе за основу я взяла следующие критерии с соответствующими показателями:
когнитивный - совокупность знаний, на основе которых развивается театрализованная деятельность;
эмоционально-мотивационный - устойчивый интерес к разного вида сценической деятельности, адекватная реакция на театральные действия, желание посещать спектакли;
операционально-деятельностный - целесообразное применение средств образной выразительности, умение перевоплощаться и создавать игровые образы, вести игровой диалог, выполнять мизансцены и др.
В нашем детском саду много талантливых детей, они любят и хотят участвовать в театральных играх и постановках. Поэтому у нас возникла необходимость в создании данной дополнительной образовательной деятельности детей.
Цель:
Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников средствами театрального искусства
Задачи:
Образовательные:
Обучение передачи характера литературного героя с помощью мимики, жестов и интонации;
Обучение самостоятельного отбора или придумывания разнообразных сюжетов для творческой игры
Обучение навыкам кукловождения.
Воспитательные:
Формирование у детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей;
Формирование навыков театральной культуры: знание правил поведения в театре, театральных профессий;
Формирование общей культуры личности дошкольника. Способности взаимодействия со сверстниками.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей, воображение, фантазию, память;
Расширять словарный запас детей;
Развивать навык творческого подхода к работе над ролью.
Адресат программы:
Дети 5-6 лет – старшая группа
Дети 6-7 лет – подготовительная группа
Срок реализации образовательной программы:
Два учебных года.
Группа | Продолжительность | Количество в неделю | Количество в год |
Старшая
| 20 мин. | 1 | 36 |
подготовительная | 30 мин. | 1 | 36 |
Формы организации образовательного процесса.
1. Театрализованные игры.
2. Занятия в театральном кружке.
3. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений.
Ожидаемые результаты:
Обучение театрализованной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся. У дошкольников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально-значимой деятельности, в художественных проектах, культурных событиях и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами являются:
- передача характера литературного героя с помощью мимики, жестов и интонации;
- самостоятельный отбор или придумывания разнообразных сюжетов для творческой игры;
- Метапредметными результатами являются:
- Сформированность у детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей.
- сформированность навыков театральной культуры: знание театральных профессий, правила поведения в театре;
- сформированность общей культуры личности ребенка, способность взаимодействия со сверстниками.
Личностными результатами занятий являются:
- творческие способности детей, воображение, фантазия, память.
- разнообразный (в соответствии с возрастом) словарный запас детей.
- навык творческого подхода к работе над ролью
Старшая группа
Умеют действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5—8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывая дыхание в середине фразы.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужной интонацией.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют сочинять этюды по сказкам.
Подготовительная группа
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
Находить оправдание заданной позе.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.
Уметь подобрать рифму к заданному слову.
Уметь сочинить рассказ от имени героя.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
Формы подведения итогов:
Основной формой промежуточной аттестации по программе является итоговое занятие в форме показа театрализованного представления изученной сказки, в том числе (на усмотрение педагога) включающих зрителей.
Итоговое занятия в форме показа театрализованного представления изученной сказки с приглашением зрителей проводятся в конце учебного года.
Для подведения итогов реализации программы проводятся выступления детского театрального коллектива на досугах, развлечениях и концертах для родителей и детей других групп.
Учебно-тематический план
Содержание программы включает основных разделов, представленных в таблице. Перечислим их
1 – кукловождение
2 – режиссерские игры
3 – игры - драматизации
1 год обучения 5-6 лет
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации, диагностики | |||
всего | теория | практика | Индив занятия | ||||
1. | Раздел1 «Кукловождение» | 12 | 3 | 9 | 0 | Фронтальное | Показ кукольного театра малышам |
1.1 | Тема: «Основы кукольного театра» | 4 | 1 | 3 | 0 | Фронтальное, индивидуальное | Итоговое занятие |
1.2 | Тема: «Театр би-ба-бо» | 4 | 1 | 3 | 0 | Фронтальное, индивидуальное | Итоговое занятие |
1.3 | Тема: «Стендовый театр» | 4 | 1 | 3 | 0 | Фронтальное, индивидуальное | Итоговое занятие |
2 | Раздел 2 «Режиссерские игры» | 12 | 3 | 9 | 0 | Фронтальное | выступления детского театрального коллектива на досугах развлечениях и концертах для родителей и детей других групп. |
2.1 | Тема: «Театр живой куклы» | 4 | 1 | 3 | 0 | Фронтальное | |
2.1 | Тема: «Настольный театр игрушек» | 4 | 1 | 3 | 0 | Фронтальное | |
2.2 | Тема: «Настольный театр картинок» | 4 | 1 | 3 | 0 | Фронтальное | Итоговое занятие |
3. | Раздел 3 «Игры – драматизации» | 12 | 2 | 10 | 0 | Фронтальное | Итоговое занятие |
3.1 | Тема: «Казачьи сказки» | 6 | 1 | 5 | 0 | Фронтальное, индивидуальное | Выступление на празднике |
3.2 | Тема: «Инсценирование песенного материала» | 6 | 1 | 5 | 0 | Фронтальное, индивидуальное | Выступление на празднике |
Итого: | 36 | 8 | 28 | 0 |
Количество учебных недель в году – 36
Количество учебных занятий – 36
Учебно-тематический план 2 год обучения
Содержание программы включает основных разделов, представленных в таблице. Перечислим их
1 – кукловождение
2 – режиссерские игры
3 – игры - драматизации
2 год обучения 6-7 лет
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации, диагностики | |||
всего | теория | практика | Индив занятия | ||||
1. | Раздел1 «Кукловождение» | 17 | 3 | 14 | 0 | Фронтальное | Показ кукольного театра малышам |
1.1 | Тема: «Основы кукольного театра» | 5 | 1 | 4 | 0 | Фронтальное, индивидуальное | Итоговое занятие |
1.2 | Тема: «Театр би-ба-бо» | 8 | 1 | 7 | 0 | Фронтальное, индивидуальное | Итоговое занятие |
1.3 | Тема: «Театр «живой» куклы» | 4 | 1 | 3 | 0 | Фронтальное, индивидуальное | Показ кукольного театра малышам |
2 | Раздел 2 «Режиссерские игры» | 7 | 3 | 4 | 0 | Фронтальное | выступления детского театрального коллектива на досугах развлечениях и концертах для родителей и детей других групп. |
2.1 | Тема: «Театр от «А» до «Я» | 7 | 3 | 4 | 0 | Фронтальное | |
3. | Раздел 3 «Игры – драматизации» | 12 | 3 | 9 | 0 | Фронтальное | Итоговое занятие |
3.1 | Тема: «Казачьи сказки» | 7 | 2 | 5 | 0 | Фронтальное, индивидуальное | Выступление на празднике |
3.2 | Тема: «Инсценирование» | 4 | 1 | 3 | 0 | Фронтальное, индивидуальное | Выступление на празднике |
3.3 | Тема: «Импровизация» | 1 | - | 1 | 0 | Итоговое занятие | |
Итого: | 36 | 7 | 21 | 27 |
Количество учебных недель в году – 36
Количество учебных занятий – 36
Содержание программы
Первый год обучения 5 – 6 лет
Месяц | Блок. Тема | Содержание образовательной работы | Задачи |
сентябрь | «Основы кукольного театра» Мониторинг | Оценка уровня развития театрально- игровой деятельности детей. | Оценить умения детей в театрально- игровой деятельности. |
«Основы кукольного театра» «В гостях у сказки» | вспоминать знакомые сказки, отвечать на вопросы по их сюжету, характеризовать героев; сообща вместе с воспитателем пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации. | Вспомнить с детьми знакомые сказки. -Дидактическая игра «Из какой сказки герой» - Игра -подражание «Изобрази животное» -Каждый ребенок пересказывает свою любимую сказку. | |
«Основы кукольного театра» «Весела была беседа» | Разыгрывать с помощью кукол потешки-диалоги, показывая характер героя при помощи интонации | Выучить с детьми потешки «Филя и Уля», ситуационная мини-игра по казачьей сказке «Казак и Лиса» | |
«Основы кукольного театра» «Донская ярмарка» | Знакомство с ярмарочными персонажами: Петрушкой, Солдатом, Барином. | Разыгрывание сказки «Барин и Петрушка» | |
октябрь | «Театр «Би-ба-бо»
«Театральная азбука» | Беседа-диалог «Кто придумал театр» | 1. активизировать творческие проявления детей; 2. развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребности в познании нового. |
«Театр «Би-ба-бо» «Осенины на Дону» | Знакомство детей со сказками «Золушка», «Соловей-разбойник» и др. Распределение ролей в сказке «Гуси-лебеди» | учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по содержанию. 1.учить детей дружно и согласованно договариваться; 2.воспитывать чувство коллективного творчества. | |
«Театр «Би-ба-бо» «Осенины на Дону» | Продолжать знакомство с ширмой, работой куклами. | пополнять знания об устройстве и назначении театральной ширмы. | |
«Театр «Би-ба-бо» «Гуси-лебеди» | формировать эмоциональную выразительность речи детей; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь, обучать давать оценку поступкам действующих лиц. | Показ спектакля «Гуси-лебеди» малышам. Итоговое. | |
«Стендовый театр» «Основы театральной азбуки» | Беседа с детьми «Знакомство с кукольными театрами»
| 1.дать представление о разнообразных жанрах театра, таких как «Театр теней», «музыкальная сказка»; 2.воспитывать желание узнать новое. | |
ноябрь | «Стендовый театр» «Театральная игра» | Игры - «Изменю себя друзья, догадайся кто же я!», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем» Репетиции музыкальной сказки «В гостях у сказки» | 1.развивать у детей умение пользоваться жестами; 2.развивать двигательные способности детей; |
«Стендовый театр» «Основы кукольного театра» | Этюды - «А Коток, Коток, Коток», «Гусёнок пропал» и т. д. Репетиции музыкальной сказки «В гостях у сказки» | Продолжать формировать навыки кукловождения теневой игрушкой 1.отработать диалоги, выразительность и интонацию; 2.развивать в движениях чувство ритма, координацию движений. | |
«Стендовый театр» «В гостях у сказки» | развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей. Показ музыкальной сказки «В гостях у сказки» | загадки: о кошке, собаке. Муз. Фонограммы для сказок «Колобок» и «Репка»; «Зайчик» - муз. Г.Попова; «Медведь» - муз. С.Головина; «Бабушка» - муз. Г.Качанова. 1.развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед зрителями; 2.воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям и воспитателям. | |
«Театр живой куклы» «Основы театральной азбуки» | Беседа на тему «Театры Ростова – на – Дону» | Познакомить с театрами Ростова-на-Дону | |
декабрь | «Театр живой куклы» «Театральная игра» | Мимические этюды у зеркала «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх» и т.д.: | развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить своё настроение. |
«Театр живой куклы» «Театральная игра» | Этюды «Жадина», «Дырки в сыре» и др. | Продолжать обучать детей навыкам театральной игры | |
«Театр живой куклы» «Основы театральной азбуки» | Беседа на тему «Знакомство с театрами разных стран» (фото, иллюстрации с изображением театров) | познакомить детей с театрами разных стран, обратить внимание на неординарность архитектуры; обогащать словарь детей. | |
«Настольный театр игрушек» «Театральная игра» | Игра “Придумай веселый и грустный диалог между Белкой и Стрелкой”. | Совершенствовать диалогическую форму речи. | |
январь | «Настольный театр игрушек» «Театральная игра» | Этюды «Медвежонок - невежа», «Котик» и др. | Продолжать знакомить детей с приёмами вождения верховых кукол. |
«Настольный театр игрушек» «Зрительская культура» | Беседа на тему: «Зрительская культура» | закреплять правила поведения в театре, формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил. | |
«Настольный театр игрушек» «Веселые сочинялки» | Пересказ одной из знакомых сказок с использованием элементов кукольного театра. | побуждать детей сочинять несложные истории с героями знакомых произведений. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей. | |
февраль | «Настольный театр картинок» «Театральная игра» | Этюды «У бабушки козёл», «Слонёнок пошёл учиться» и др. Изготовление игрушек – самоделок оригами-сказки. | продолжать обучать детей приёмам вождения верховых кукол на ширме. развивать умение детей самостоятельно изготавливать персонажей к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой. Развивать память, внимание, творчество и фантазию. |
«Настольный театр картинок» «Волк и семеро козлят» | Просмотр отрывков музыкальных фильмов «Мама» (по сказке «Волк и семеро козлят», балета «Щелкунчик», мюзикла «Русалочка», оперы «Снегурочка» и др. «Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят», распределение ролей | приобщение детей к миру музыкального искусства. | |
«Настольный театр картинок» «Театральная игра» | Упражнение “Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики”. Репетиция сказки «Волк и семеро козлят» | учить передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений. Развивать творчество, воображение и фантазию. | |
«Настольный театр картинок» «Основы кукольного театра» | Этюды «Кот- бездельник», «Чудаки» и др. Репетиция сказки «Волк и семеро козлят» | обучать детей приёмам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске). | |
март | «Казачьи сказки» «Основы театральной азбуки» | Памятка в родительский уголок «Театр- помощник в воспитании ребенка» Показ сказки «Волк и семеро козлят» малышам | Вести воспитательную работу с родителями, донести до их внимания важность театра в жизни ребёнка. 1.развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед зрителями; 2.воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям и воспитателям. |
«Казачьи сказки» «Казачья уха» | Чтение сказки «Казачья уха», беседа по содержанию, распределение ролей | учить передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений. Развивать творчество, воображение и фантазию. | |
«Казачьи сказки» «Театральная игра» | Ритмопластика. Музыкальная композиция: «Карнавал животных», «Поездка в зоопарк». Репетиция сказки «Казачья уха» | развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно, двигаться по площадке не наталкиваясь, друг на друга. | |
апрель | «Казачьи сказки» «Театральная игра» | Этюды «Где ты брат Иван?», «Летел соколок» и др. Репетиция сказки «Казачья уха» | побуждать детей сочинять несложные истории с героями знакомых произведений. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей. |
«Казачьи сказки» «Театральная игра» | Показ сказки «Казачья уха» малышам | развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед зрителями; 2.воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям и воспитателям. | |
«Казачьи сказки» «Театральная игра» | Занятие-игра «Весёлые стихи читаем и слово-рифму подбираем»: Оценка умения детей в театрально- игровой деятельности на пройденном материале. | 1.создать положительный эмоциональный настрой; 2.упражнять детей в подборе рифм к словам; 3.поощрять совместное стихосложение. | |
«Инсценирование песенного материала» «Основы кукольного театра» | Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке. Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках. Инсценирование песни «Огонёк» распределение ролей, заучивание песенного материала | Совершенствовать приёмы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем. | |
«Инсценирование песенного материала» «Театральная игра» | Инсценирование песни «Огонёк» распределение ролей, заучивание песенного материала | развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить своё настроение. | |
«Инсценирование песенного материала» «Театральная игра» | Инсценирование песни «Огонёк»- репетиция | Продолжать обучать детей навыкам театральной игры | |
май | «Инсценирование песенного материала» | Показ инсценированной песни родителям | развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед зрителями; 2.воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям и воспитателям. |
«Инсценирование песенного материала» | Оценка умения детей в театрально- игровой деятельности на пройденном материале. | Оценить умения детей в театрально- игровой деятельности. | |
«Инсценирование песенного материала» | Оценка умения детей в театрально- игровой деятельности на пройденном материале. | Оценить умения детей в театрально- игровой деятельности. |
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 3 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Основы кукольного театра | Муз.зал | |
2 | сентябрь | 10 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Основы кукольного театра | Муз.зал | |
3 | сентябрь | 17 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Основы кукольного театра | Муз.зал | |
4 | сентябрь | 24 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Основы кукольного театра | Муз.зал | |
5 | октябрь | 1 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр «би-ба-бо» | Муз.зал | |
6 | октябрь | 8 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр «би-ба-бо» | Муз.зал | |
7 | октябрь | 15 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр «би-ба-бо» | Муз.зал | |
8 | октябрь | 22 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр «би-ба-бо» | Муз.зал | |
9 | октябрь | 29 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Стендовый театр | Муз.зал | |
10 | ноябрь | 5 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Стендовый театр | Муз.зал | |
11 | ноябрь | 12 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Стендовый театр | Муз.зал | |
12 | ноябрь | 19 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Стендовый театр | Муз.зал | |
13 | ноябрь | 26 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр «живой» куклы | Муз.зал | |
14 | декабрь | 3 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр «живой» куклы | Муз.зал | |
15 | декабрь | 10 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр «живой» куклы | Муз.зал | |
16 | декабрь | 17 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр «живой» куклы | Муз.зал | |
17 | декабрь | 24 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Настольный театр игрушк | Муз.зал | |
18 | январь | 14 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Настольный театр игрушк | Муз.зал | |
19 | январь | 21 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Настольный театр игрушк | Муз.зал | |
20 | январь | 28 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Настольный театр игрушк | Муз.зал | |
21 | февраль | 4 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Настольный театр картинок | Муз.зал | |
22 | февраль | 11 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Настольный театр картинок | Муз.зал | |
23 | февраль | 18 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Настольный театр картинок | Муз.зал | |
24 | февраль | 25 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Настольный театр картинок | Муз.зал | |
25 | март | 4 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Казачьи сказки | Муз.зал | |
26 | март | 11 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Казачьи сказки | Муз.зал | |
27 | март | 18 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Казачьи сказки | Муз.зал | |
28 | март | 25 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Казачьи сказки | Муз.зал | |
29 | апрель | 1 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Казачьи сказки | Муз.зал | |
30 | апрель | 8 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Казачьи сказки | Муз.зал | |
31 | апрель | 15 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Инсценирование | Муз.зал | |
32 | апрель | 22 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Инсценирование | Муз.зал | |
33 | апрель | 29 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Инсценирование | Муз.зал | |
34 | май | 6 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Инсценирование | Муз.зал | |
35 | май | 13 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Импровизация | Муз.зал | |
36 | май | 20 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Импровизация | Муз.зал |
Второй год обучения (6-7 лет)
Месяц | Блок. Тема | Задачи | Содержание образовательной работы |
сентябрь | Основы кукольного театра «Буратино в гостях у ребят» | Создание праздничной обстановки. | Квест – игра с персонажем Буратино |
«Основы кукольного театра» «Театральная азбука» |
приобщить детей к танцевальным импровизациям с использованием театральных кукол. | -Беседа о театре. -Рассмотреть разновидностей театральных кукол. -Дидактическая игра «Из какой сказки кукла» - Самостоятельная игровая деятельность с театральными куклами. | |
Основы кукольного театра «Мониторинг» | оценить театрально - игровую деятельность детей. | -Проведение мониторинга | |
Основы кукольного театра | - воспитать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности; - поддержать стремление детей проявлять свои творческие способности в сочинении сказок и разыгрывании этюдов. | -Беседа на тему: «Театр» Словесное творчество: «Шкатулка со сказками» - сочинение сказок с помощью предметов - заменителей («Чего на свете не бывает?»). -Этюды на развитие воображения: «В магазине зеркал», «Вкусные конфеты» | |
октябрь | Театр «би-ба-бо» «Весела была беседа» | - знакомство с потешками - диалогами | - Творческая импровизационная работа детей. |
Театр «би-ба-бо» «Русская сказка – всем сказкам сказка» | - приобщать детей к театральному искусству; - продолжать учить инсценировке сказки; - учить взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. Чтение сказки «Царевна – несмеяна» - распределение ролей | Определить главных героев сказки. Продумать эскиз афиши и пригласительных билетов | |
Театр «би-ба-бо» «Театральная игра» | Репетиция сказки «Царевна – несмеяна» |
побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль.- | |
Театр «би-ба-бо» «Театральная игра» | Репетиция сказки «Царевна – несмеяна» | - вызвать положительный настрой на театрализованную игру; | |
ноябрь | Театр би-ба-бо «Театральная игра» | Репетиция сказки «Царевна – несмеяна» | -вызвать положительный настрой на театрализованную постановку; - активизировать речь и воображение детей, развивать артистизм детей. |
Театр би-ба-бо «Театральная игра» | Репетиция сказки «Царевна – несмеяна» | вызвать положительный настрой на театрализованную постановку; - активизировать речь и воображение детей, развивать артистизм детей. | |
Театр би-ба-бо «Театральная игра» | Показ сказки «Царевна – несмеяна» малышам | развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед зрителями; 2.воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям и воспитателям. | |
Театр би-ба-бо «Театральная игра» | Показ сказки «Царевна – несмеяна» родителям | развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед зрителями; 2.воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям и воспитателям. | |
декабрь | Театр «живой» куклы «Театральная зима» |
активизировать двигательную активность в игре. | -Прослушать произведение Вивальди «Зима».
-Подвижная игра «Мороз- Воевода» -Этюды на выразительность эмоций «Мерзнет зайка», «Волк бежит за зайцем по сугробам». |
Театр «живой» куклы «Зимовье зверей» |
воспитывать интерес к устному народному творчеству. | -Рассказывание сказки «Зимовье зверей» воспитателем. -Беседа по содержанию сказки. -Рассматривание иллюстраций к сказке. | |
Театр «живой» куклы «Театральная игра» |
побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль | -Распределение ролей , -Репетиция к показу сказки «Зимовье зверей». | |
Театр «живой» куклы «Театральная игра» |
воспитывать интерес к коллективному труду. Показ малышам сказки «Зимовье зверей» |
-Определить наличие декораций.
-Украсить крышу и бока избушки небольшими кусочками ваты, имитирующей снег. -Творческая работа детей. | |
январь | «Театр от «А» до «Я» «Сказки народов, проживающих на Дону» | Чтение и беседа по прочитанным сказкам: «Доброе сердце дороже красоты» (казачья), «Деревянный орел» (русская), «Заказчик и мастер» (армянская), «Кузьма-скоробогатый» (украинская) | Беседа по сюжетам прочитанных сказок |
«Театр от «А» до «Я» «Преданья старины глубокой» | Чтение былины о Добрыне Никитиче | Беседа по сюжету былины | |
«Театр от «А» до «Я» «Закулисье театра» |
воспитывать интерес к театральному искусству. |
Беседа о культуре поведения в театре. | |
февраль | «Театр от «А» до «Я» «Театральные профессии» |
воспитывать интерес к театральной деятельности. |
Сюжетно ролевая игра «Режиссер» |
«Театр от «А» до «Я» «Масленица дорогая» | Подготовка к проведению уличного гуляния «Широкая масленица». Распределение ролей, примерка костюмов | Разучивание заигрышей, потешек, песен к празднику «Масленицы» | |
«Театр от «А» до «Я» «Масленица на Дону» | Знакомство с обрядом Масленицы на Дону. Репетиция праздничного гуляния | Самостоятельное оформление зала к празднику. | |
«Театр от «А» до «Я» «Широкая масленица» | Празднование Масленицы. | развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед зрителями; 2.воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям и воспитателям. | |
март | Казачьи сказки «Поречни и жемчуг» | Чтение сказки А. Скрипова «Поречни и жемчуг». Беседа по сюжету. Распределение ролей, подбор костюмов. | Развивать чувство национальной и историко-культурной принадлежности, развивать опыт нравственно-эстетического сопередивания. |
Казачьи сказки «Театральная игра» | Репетиция сказки «Поречни и жемчуг» | Продолжать формировать умение вести диалог, развивать пластику движений, интонационную выразительность речи. | |
Казачьи сказки «Театральная игра» | Репетиция сказки «Поречни и жемчуг» | Воспроизводить музыкальные образы в соответствии с сюжетом действия. | |
Казачьи сказки «Театральная игра» | Репетиция сказки «Поречни и жемчуг» | вызвать положительный настрой на театрализованную постановку; - | |
Казачьи сказки «Театральная игра» | Репетиция сказки «Поречни и жемчуг» | активизировать речь и воображение детей, развивать артистизм детей. | |
апрель | Казачьи сказки «Театральная игра» | Показ сказки «Поречни и жемчуг» малышам | развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед зрителями; |
Казачьи сказки «Театральная игра» | Показ сказки «Поречни и жемчуг» родителям | развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед зрителями; 2.воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям и воспитателям. | |
Инсценирование «Проводы казака в поход» | Инсценировка Е.Галактионовой | Чтение и беседа, распределение ролей, подбор костюмов, | |
Инсценирование «Встреча казака из похода» | Разучивание песенного и речевого материала | Оформление зала в стиле казачьей горницы. | |
май | Инсценирование «Проводы и встреча казака из похода» | Репетиция «Проводы и встреча казака из похода» | вызвать положительный настрой на театрализованную постановку; активизировать речь и воображение детей, развивать артистизм детей. |
Инсценирование «Проводы и встреча казака из похода» | Праздник «Проводы и встреча казака из похода» | развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед зрителями; 2.воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям и воспитателям. | |
Импровизация | Мониторинг | Провести мониторинг на конец учебного года. |
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во ч. | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 1 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | «Буратино в гостях у ребят» | Площадка ДОУ | |
2 | сентябрь | 8 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Основы кукольного театра | Муз.зал | |
3 | сентябрь | 15 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Основы кукольного театра | Муз.зал | |
4 | сентябрь | 22 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Основы кукольного театра | Муз.зал | |
5 | сентябрь | 29 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Основы кукольного театра | Муз.зал | |
6 | октябрь | 6 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | «Театр би-ба-бо» | Муз.зал | |
7 | октябрь | 13 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | «Театр би-ба-бо» | Муз.зал | |
8 | октябрь | 20 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | «Театр би-ба-бо» | Муз.зал | |
9 | октябрь | 27 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | «Театр би-ба-бо» | Муз.зал | |
10 | ноябрь | 3 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | «Театр би-ба-бо» | Муз.зал | |
11 | ноябрь | 10 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | «Театр би-ба-бо» | Муз.зал | |
12 | ноябрь | 17 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | «Театр би-ба-бо» | Муз.зал | |
13 | ноябрь | 24 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | «Театр би-ба-бо» | Муз.зал | |
14 | декабрь | 1 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр «живой» куклы | Муз.зал | |
15 | декабрь | 8 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр «живой» куклы | Муз.зал | |
16 | декабрь | 15 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр «живой» куклы | Муз.зал | |
17 | декабрь | 22 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр «живой» куклы | Муз.зал | |
18 | декабрь | 29 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр от «А» до «Я» | Муз.зал | |
19 | январь | 12 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр от «А» до «Я» | Муз.зал | |
20 | январь | 19 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр от «А» до «Я» | Муз.зал | |
21 | январь | 26 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр от «А» до «Я» | Муз.зал | |
22 | февраль | 2 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр от «А» до «Я» | Муз.зал | |
23 | февраль | 9 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр от «А» до «Я» | Муз.зал | |
24 | февраль | 16 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Театр от «А» до «Я» | Муз.зал | |
25 | март | 2 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Казачьи сказки | Муз.зал | |
26 | март | 9 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Казачьи сказки | Муз.зал | |
27 | март | 16 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Казачьи сказки | Муз.зал | |
28 | март | 23 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Казачьи сказки | Муз.зал | |
29 | март | 30 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Казачьи сказки | Муз.зал | |
30 | апрель | 6 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Казачьи сказки | Муз.зал | |
31 | апрель | 13 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Казачьи сказки | Муз.зал | |
32 | апрель | 20 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Инсценирование | Муз.зал | |
33 | апрель | 27 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Инсценирование | Муз.зал | |
34 | май | 4 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Инсценирование | Муз.зал | |
35 | май | 11 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Инсценирование | Муз.зал | |
36 | май | 18 | 15.40-16.00 | фронтальное | 1 | Импровизация | Муз.зал |
Методическое сопровождение программы
Раздел | Методический материал |
Кукловождение | Сюжетные картинки (с изображением известных театров России), Стулья детские - 25 шт, Магнитофон – 1шт. Мультимедийная установка с экраном и колонками – 1 шт, Набор художественных материалов – 15 шт, мольберт – 1 шт. Ростовые куклы; Театр кукол БИ-БА-БО Мягкие игрушки – 15 шт, Настольный театр картинок – 6 сказок Теневой театр – 8 сказок Видематериалы: сказки – 10 шт, детские спектакли – 8 шт. |
Режиссерские игры | Картотека скороговорок – 1 шт, картотека дыхательной гимнастики – 1 шт, Картотека речевых игр – 1 шт, Картотека игр на развитие сценической речи – 1 шт, картотека пальчиковых игр – 1 шт, Картотека артикуляционных упражнений – 1 шт, Стулья детские - 25 шт, Магнитофон – 1шт. Мультимедийная установка с экраном и колонками – 1 шт, Картотека подвижных игр – 1 шт. |
Игры драматизации | театральная студия; костюмерная; зеркало; интерактивная доска; микрофоны; музыкальный центр; ноутбук; ковер; детские стульчики; столы; фонотека для прослушивания музыкальных произведений; оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширма для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.); атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр- драматизаций; методические пособия; медиатека с аудио и видео материалами для проведения НОД; бубны; различные виды театров в (пальчиковый, настольный, плоскостной, теневой и др.); атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций; костюмы для театральной деятельности; костюмы для танцевальной деятельности. |
Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе
Успешное решение поставленных задач на занятиях возможна только при использовании принципов и методов обучения. Наиболее близкими считаются следующие:
*Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.
*Принцип систематичности - имеется в виду непрерывность и регулярность занятий.
*Принцип специфичности театральной деятельности. Объединяет игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
*Принцип комплексности. Предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
*Принцип импровизационности. Творческая деятельность, которая обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
Все названные принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрально-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к театру, формируется театральная культура на основе знакомства с различными видами театров. Продолжают развиваться эмоциональная отзывчивость, творческая активность, вербальные и невербальные средства выразительности.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного театрального воспитания. Ребенок 5-6 лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития в театрализованной деятельности, использования более разнообразного и сложного литературного материала.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации театрализованной деятельности.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Возраст 6-7 лет - это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах театрально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения- ещё более координированными, увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к театру, значительно расширяется кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи развития детей в театрализованной деятельности. В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами театрализованной деятельности возрастает. В этом возрасте продолжается приобщение детей к театральной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному театральному наследию.
В процессе восприятия художественных произведений, дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки.
Более совершенной становится крупная моторика. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Дети учатся самостоятельно строить игровые диалоги, пользоваться вербальными и невербальными средствами выразительности. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию. Используя эпитеты, сравнения, прямую и косвенную речь.
Важнейшим условием эффективности программы является определение ее ценностных ориентиров.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.
Составление программы основывалось на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Материально – техническое обеспечение:
- Музыкальный зал.
- Методическая литература.
- Учебники, методические пособия по всем разделам театрализованной деятельности:
Сайт «Кладовая развития» https://kladraz.ru/blogs/svetlana-rubenovna-gasparjan/teatralizovanaja-dejatelnost-kak-sredstvo-rozvitija-sposobnostei-detei.html
Сайт «Дошкольник.ру» http://doshkolnik.ru/teatr/13359.html
Сайт «инфоурок.ру» https://infourok.ru/teatralizovannaya-deyatelnost-v-detskom-sadu-4010496.html
Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] : методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. - 128 с. - (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
Н.В.Корчаловская «Проектирование и реализация регионального содержания в дошкольной образовательной организации на основе этнокультурного казачьего компонента». Учебно-методическое пособие. Издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2020.
Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет Методическое пособие. Издательство «Мозаика-Синтез»
Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] : разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. - М. : Школьная Пресса, 2014. - 128 с.
Диагностические материалы
Формы и методы мониторинга.
В процессе освоения обучающимися программы дополнительного образования по театрализованной деятельности преподаватель контролирует качество полученных знаний, умений и навыков в соответствии с определёнными критериями показателей, а также осуществляет оперативное управление образовательным процессом, обеспечивает выполнение обучающей, проверочной, воспитательной и корректирующей функций.
Основной формой промежуточной аттестации по программе является итоговое занятие в форме показа театрализованного представления изученной сказки, в том числе (на усмотрение педагога) включающих зрителей.
Итоговое занятия в форме показа театрализованного представления изученной сказки с приглашением зрителей проводятся в конце учебного года.
Для подведения итогов реализации программы проводятся выступления детского театрального коллектива на досугах, развлечениях и концертах для родителей и детей других групп.
Данная программа создана, в первую очередь, для развития заинтересованности и работоспособности детей дошкольного возраста по театрализованной деятельности. Поэтому уровень освоения программы детьми может определяться не дифференцированной оценкой, а по их работе в течение всего процесса обучения по следующим критериям (по Е.В. Мигуновой):
Высокий уровень освоения программы. Обучающийся активно, с творческим интересом занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям. Готов помочь в работе. Работоспособен. Материал усваивается на высоком уровне. Инициативен. Сценически выразителен. Владеет сценическим вниманием, общением. Фантазия и воображение активно развиты. Пластичен. Принимает и развивает игровую роль. Поддерживает ролевой диалог. Использует разные сюжеты игры. Активен при перемене ролей. На высоком уровне владеет словесным действием. Может обучить театральным играм других. (Зачет)
Средний уровень освоения программы. Обучающийся достаточно активно, занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям, но замкнут. Тяжело идёт на контакт. Не слишком работоспособен, т.к. быстро утомляется. Материал усваивается частично. Знает об элементах сценическое внимание, общение. Фантазия и воображение не достаточно развиты. Не достаточно пластичен. Частично владеет словесным действием. Может рассказать о некоторых театральных играх. Видны его желание и стремление развиваться (Зачет).
Низкий уровень освоения программы. Недисциплинированность. Неуважение к коллективу. Пропуски без уважительных причин. Не может провести игру. Не владеет сценическим вниманием. Не усваивает материал. (Незачет).
Педагогическая диагностика уровня развития детей в театрализованной деятельности ___________ уч. год | ||||||||||||
№ п\п | Фамилия, имя ребенка | Основные навыки и умения | Творчество. Импровизация. | Уровень развития | ||||||||
Кукловожд ение | Режиссерская игра | Драматиз ация | Интонац Выразит. | Эмоц.ра звитие движени й | ||||||||
Начало года: Высокий % Средний %
Конец года: Высокий % Средний %
|
Список литературы
Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр (программа «Театр - Творчество - Дети» [Текст] : пособие для воспитателей, педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов. - 4-е изд., испр., доп. / Н. Ф.
Сорокина, Л. Г. Миланович. - М. : АРКТИ, 2014. - 208 с.
Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] : программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. - М. : ВЛАДОС, 2011. - 160 с.
Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] : методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. - 128 с. - (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханёва. - М. : Сфера, 2011. - 128 с.
Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет [Текст] : методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М. : ВАКО, 2011. - 256 с.
Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду [Текст] : методические рекомендации / Е. В. Мигунова. - М. : Сфера, 2009. - 128 с. - (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] : разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. - М. : Школьная Пресса, 2014. - 128 с.
Улашенко, Н. Б. Организация театрализованной деятельности. Старшая группа [Текст] : методическое пособие /авт.-сост. Н. Б. Улашенко. - Волгоград : Корифей, 2016. - 112 с.
9.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет Методическое пособие. Издательство «Мозаика-Синтез»
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М., 2014
Киселева О.И. развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности. Методическое пособие. - Т., 2015
Т.С.есаян, Н.В.Корчаловская «Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении – перспективное направление модернизации образования». Научно-методическое пособие часть 1, 2. Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, Ростов-на-Дону, 2010
Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина, «Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона», Ростов-на -Дону, 2005
Н.В.Корчаловская «Проектирование и реализация регионального содержания в дошкольной образовательной организации на основе этнокультурного казачьего компонента». Учебно-методическое пособие. Издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2020.
Предварительный просмотр:
Региональная служба по надзору и контролю
в сфере образования Ростовской области
СПРАВКА
о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Вишенка»
(указывается полное наименование соискателя лицензии (лицензиата))
_________________________________________________________________________________________________________________________
(указывается полное наименование филиала соискателя лицензии (лицензиата))
Раздел 1. Обеспечение образовательной деятельности в каждом из мест осуществления образовательной деятельности зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями
№ п/п | Адрес (место-положе-ние) здания, строе-ния, сооружения, помещения | Назначение оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений (учебные, учебно-лабораторные, административные, подсобные, помещения для занятия физической культурой и спортом, для обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием, иное), территорий с указанием площади (кв. м) | Собственность или оперативное управление, хозяйственное ведение, аренда, субаренда, безвозмездное пользование | Полное наименование собственника (арендодателя, ссудодателя) объекта недвижимого имущества | Документ-основание возникновения права (указываются реквизиты и сроки действия) | Кадастро-вый (или условный) номер объекта недвижимости, код ОКАТО, код ОКТМО по месту нахождения объекта недвижимости | Номер записи регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним | Реквизиты выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности | Реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если соискателем лицензии (лицензиатом) является образовательная организация) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | 346630, Ростовская область, Семикаракорский район, г. Семикаракорск, ул. А.А.Араканцева,14 | Музыкально – спортивный зал общей площадью 75,5 кв.м. | Оперативное управление | Муниципальное образование «Семикаракорский район» | Свидетельство о государственной регистрации права УФРС | 61-61-41/010/2008-192 ОКАТО 60251501000 ОКТМО 60651101 | 61-61-41/004/2009-272 | Заключение филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в Цимлянском районе № 61.32.06.000.М.000045.12.17 от 20..12.2017 г. | Заключение ОНД по Семикаракорскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по РО № 1 от 17.02.2020 г. |
Всего (кв.м): | 75,5кв.м. | X | X | X | X | X | X | X |
Раздел 2. Обеспечение образовательного процесса в каждом из мест осуществления
образовательной деятельности оборудованными учебными кабинетами, объектами
для проведения практических занятий, объектами физической культуры и спорта,
необходимыми для осуществления образовательной деятельности по заявленным
к лицензированию образовательным программам
№ п/п | Наименование вида образования, уровня образования, профессии, специальности, направления подготовки (для профессионального образования), подвида дополнительного образования | Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов физической культуры и спорта с перечнем основного оборудования | Адрес (местоположение) учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов физической культуры и спорта (с указанием номера помещения в соответствии с документами бюро технической инвентаризации) | Собственность или оперативное управление, хозяйственное ведение, аренда, субаренда, безвозмездное пользование | Документ - основание возникновения права (указываются реквизиты и сроки действия) | Реквизиты выданного в установленном порядке Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Наименование вида образования, уровня образования, профессии, специальности, направления подготовки (для профессионального образования), подвида дополнительного образования: Дополнительное образование Дополнительное образование детей и взрослых Наименование образовательной программы: Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию «Театр – творчество - дети» | ||||||
Предметы, курсы, дисциплины (модули) в соответствии с учебным планом: | ||||||
1.1. | Введение в искусство | Сюжетные картинки (с изображением известных театров России), Стулья детские - 25 шт, Магнитофон – 1шт. Мультимедийная установка с экраном и колонками – 1 шт, Набор художественных материалов – 15 шт, мольберт – 1 шт. | 346630,Ростовская область, Семикаракорский район, г. Семикаракорск, переулок 1-й, 119; помещение № 73 | Оперативное управление | Свидетельство о государственной регистрации права УФРС по Ростовской области от 12.05.2009 № 679612 | |
1.2. | Кукловождение | Ростовые куклы; Театр кукол БИ-БА-БО Мягкие игрушки – 15 шт, Видематериалы: сказки – 10 шт, детские спектакли – 8 шт. | ||||
1.3. | Драматизация | Картотека скороговорок – 1 шт, картотека дыхательной гимнастики – 1 шт, Картотека речевых игр – 1 шт, Картотека игр на развитие сценической речи – 1 шт, картотека пальчиковых игр – 1 шт, Картотека артикуляционных упражнений – 1 шт, Стулья детские - 25 шт, Магнитофон – 1шт. Мультимедийная установка с экраном и колонками – 1 шт, Картотека подвижных игр – 1 шт. | ||||
1.4 | Этюдный тренаж и творческая игра. | театральная студия; костюмерная; зеркало; интерактивная доска; микрофоны; музыкальный центр; ноутбук; ковер; детские стульчики; столы; фонотека для прослушивания музыкальных произведений; оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширма для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.); атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр- драматизаций; методические пособия; медиатека с аудио и видео материалами для проведения НОД; бубны; различные виды театров в (пальчиковый, настольный, плоскостной, теневой и др.); атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций; костюмы для театральной деятельности; костюмы для танцевальной деятельности. | ||||
1.5. | Ритмопластика | картотека дыхательной гимнастики – 1 шт, Картотека речевых игр – 1 шт, Картотека игр на развитие сценической речи – 1 шт, картотека пальчиковых игр – 1 шт, Картотека артикуляционных упражнений – 1 шт, Стулья детские - 25 шт, Магнитофон – 1шт. Мультимедийная установка с экраном и колонками – 1 шт, Диск для мультимедийной доски с играми – 1 шт, Картотека подвижных игр – 1 шт, А/диски и аудиотека на съемном носителе – 1 шт. | ||||
Дата заполнения «» 2019 г.
Заведующий Романова Елена Борисовна
_________________________ _______________________ _________________________
(должность руководителя (подпись руководителя (фамилия, имя, отчество
соискателя лицензии соискателя лицензии (при наличии) руководителя
(лицензиата) или иного (лицензиата) или иного соискателя лицензии
лица, имеющего право лица, имеющего право (лицензиата) или иного
действовать от имени действовать от имени лица, имеющего право
соискателя лицензии соискателя лицензии действовать от имени
(лицензиата)) (лицензиата)) соискателя лицензии (лицензиата))
М.П.
Предварительный просмотр:
Региональная служба по надзору и контролю
в сфере образования Ростовской области
СПРАВКА
о наличии печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Вишенка»
(указывается полное наименование лицензиата)
Дополнительное образование. Дополнительного образования детей и взрослых.
(указывается вид образования, уровень образования, профессия, специальность, направление подготовки (для профессионального образования), подвид дополнительного образования
Дата заполнения «» 2020 г.
Заведующий ____________________ __ Романова Елена Борисовна
(должность руководителя (подпись руководителя (фамилия, имя, отчество
лицензиата или иного лицензиата или иного (при наличии) руководителя
лица, имеющего право лица, имеющего право лицензиата или иного лица,
действовать от имени действовать от имени имеющего право действовать от имени
лицензиата) лицензиата) лицензиата)
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-343904-1517472289.jpg)
Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»
Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»...
Конкурс: Театральный калейдоскоп сказок - 2018 "В гостях у сказки". Уровень ДОУ
В рамках реализации приоритетного направления «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» вМДОУ № 32 проходит Театральный фестиваль сказок-2018 «В го...
Конкурс: Театральный калейдоскоп сказок - 2018 "В гостях у сказки". Уровень ДОУ
В рамках реализации приоритетного направления «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» вМДОУ № 32 проходит Театральный фестиваль сказок-2018 «В го...
Конкурс: Театральный калейдоскоп сказок - 2018 "В гостях у сказки". Уровень ДОУ
В рамках реализации приоритетного направления «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» вМДОУ № 32 проходит Театральный фестиваль сказок-2018 «В го...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-1078831-1541523623.jpg)
Конкурс Театральный калейдоскоп сказок - 2018 "В гостях у сказки". Уровень ДОУ
В рамках реализации приоритетного наравления "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность" в МДОУ№ 32 проходит Театральный фестиваль сказок-2018 "В гостях...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/25/picture-932484-1643087223.jpg)
Конкурс: Театральный калейдоскоп сказок - 2018 "В гостях у сказки". Уровень ДОУ
В рамках реализации приоритетного направления «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность», в МДОУ № 32 проходит Театральный фестиваль сказок-2018 «В ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1182099-1572449099.jpg)
Театральный калейдоскоп сказок "Там, на неведомых дорожках". Уровень ДОУ 2017г.
Поздравляем победителей театрального калейдоскопа сказок "Там, на неведомых дорожках" - воспитанников группы № 11, музыкального руководителя, Кочергину Татьяну Дмитриевну, воспитателя Михнев...