Взаимосвязь музыкального руководителя и воспитателя как основа целостного процесса музыка
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. То, что сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Вопрос только в том: Каким оно должно быть и как его организовать?
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь музыкального руководителя и воспитателя как основа целостного процесса музыкального образования детей
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. То, что сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Вопрос только в том: Каким оно должно быть и как его организовать?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам важно знать обобщённые задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.
Воспитатель и музыкальный руководитель представители одной профессиональной группы – педагоги. Разница заключается в том, что содержание профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя несколько уже, чем содержание профессиональной деятельности воспитателя.
В связи с этим общая педагогическая компетентность воспитателя, т.е. владение педагогическими технологиями и техниками, средствами и приёмами педагогического взаимодействия разнообразнее и богаче, чем компетентность музыкального руководителя.
Слабая сторона воспитателя по отношению к музыкальному руководителю заключается в том, что воспитатель:
- не владеет специальными исполнительскими умениями;
- практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара;
- плохо ориентируется в мире музыкального искусства.
В этом и заключается сложность в решении задач музыкального развития детей дошкольного возраста.
Но надо отметить, что всё-таки в современных ДОУ преобладает не односторонне, от музыкального руководителя к воспитателю, а двустороннее взаимодействие педагогов. Музыка используется в ходе режимных моментов: на утренней гимнастике; во время умывания; во время прогулки (в теплую погоду); перед дневным сном; при пробуждении и т. д. в совместной деятельности педагога с детьми: в непосредственной образовательной деятельности; во время праздников и развлечений; в повседневной жизни; в самостоятельной деятельности детей.
Функции и обязанности музыкального руководителя и воспитателя.
Музыкальный руководитель | Воспитатель |
Отвечает за составление сценариев праздников, программ развлечений, их подготовку и проведение: -за 5-6 недель до праздника («Осенины», «Новый год», «8 Марта», «Выпускной») представляет на обсуждение воспитателям сценарий праздника; -разучивает с детьми инсценировки, танцевальные движения, песни на занятиях и в индивидуальном порядке (индивидуальные номера); - разучивает с воспитателями произведения для индивидуального и коллективного исполнения на празднике; -во время проведения праздника отвечает за музыкальный репертуар и музыкальное сопровождение. | - принимает участие в составлении сценария, обсуждении сюрпризных моментов, вносит свои предложения в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников группы; - готовит тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам; -проводит предварительную подготовку к праздникам: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, разучивание стихов, слов песен и инсценировок; -помогает в оформлении зала (изготовление атрибутики и украшений, непосредственно оформление зала перед праздником); -исполняет свою роль на празднике эмоционально и соответственно тексту сценария |
составляет план занятий в соответствии с возрастом детей, требованиями образовательной программы ДОУ и внедряемой методики | -вписывает в свой план работы программное содержание, индивидуальную работу, ежемесячные развлечения, музыкально-ритмические и дидактические игры -1 раз в неделю. |
- вписывает в тетрадь взаимодействия: 1. необходимые рекомендации по проведению индивидуальной работы с детьми по развитию движений, певческих способностей, рекомендации для проведения музыкально- дидактических игр в группе; 2. тексты песен, движения танцев до начала их разучивания на занятиях | -осуществляет индивидуальную работу по развитию движений, проводит в свободное время музыкально-дидактические игры в соответствии с рекомендациями музыкального руководителя; - создаёт проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений; -направляет самостоятельную музыкальную деятельность |
-ежемесячно обговаривает с воспитателем планирование совместной работы | -ежемесячно знакомится и участвует в обсуждении планирования работы на музыкальных занятиях |
-обговаривает с воспитателем распределение обязанностей на музыкальном занятии, особенности индивидуальной работы с детьми данной группы. | -участвует в обсуждении |
- обеспечивает индивидуально- дифференцированный подход к детям на музыкальном занятии; | -подготавливает детей к занятию - следит за наличием удобной и безопасной обуви для занятия |
-проводит индивидуальную работу с воспитанниками по разучиванию движений и т.д. | - обеспечивает наличие теплой одежды при переходе детей по коридору и лестницам; |
- создаёт условия, позволяющие проводить все виды музыкальной деятельности в ОД | -помогает музыкальному руководителю создать условия, позволяющие проводить все виды музыкальной деятельности в ОД |
- подготавливает необходимые материалы, музыкальные инструменты, пособия, обеспечивает их соответствие санитарно-гигиеническим нормам | -обговаривает с музыкальным руководителем свое участие и место нахождения в различных видах деятельности на музыкальных занятиях |
-оказывает помощь в сфере своей деятельности для проведения открытых занятий | -обращается к музыкальному руководителю, знакомит с материалами ОД |
-проводит работу с родителями воспитанников, вовлекая их в общий процесс музыкального воспитания ребёнка: совместные мероприятия, индивидуальные беседы, советы, консультации в виде папок-передвижек, информационных листов, памяток, информации на сайте ДОУ. | -проводит работу с родителями воспитанников по подготовке к праздникам, развлечениям (костюмы, разучивание слов, подготовка атрибутики и т.д.); |
В настоящее время, когда одним из требований ФГОС ДО является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро.В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ. Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов.
Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ (по Гогоберидзе А.Г.)
Воспитатель | Музыкальный руководитель |
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальной деятельностью дошкольника. | 1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности. |
2. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе. | 2. То же |
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе и | 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии. |
4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника. | 4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное развитие дошкольника. |
5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника. | 5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию ребенка-дошкольника. |
6. Ознакомление с репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога. | 6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста. |
7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя. | 7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов. |
8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания. | 8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности. |
9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду, семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры. | 9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДО. |
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка. | 10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка. |
11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей. | 11. То же |
Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателей ДОУ
Цели профессионального сотрудничества и сотворчества воспитателя и музыкального руководителя | Формы сотрудничества и сотворчества |
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка в контексте музыкальности | Разработка единых диагностических карт музыкальности ребёнка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребёнка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности |
2. Учёт их в целостном образовательном процессе ДО | Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детей |
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребёнком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии | Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребёнка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребёнка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребёнка |
4. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника | Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических условий на характер продвижения ребёнка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх, заседания службы сопровождения |
5. Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребёнка-дошкольника в детском саду | Взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития |
6. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов | Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры и эрудиции |
7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности | Взаимопосещение занятий, других форм взаимодействия с ребёнком на музыкальном содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребёнка |
8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребёнка посредством музыки и музыкальной деятельности | Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ; совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребёнка-дошкольника средством музыки, использование новых педагогических средств и приёмов в музыкальном воспитании и развитии детей |
9. Создание единого культурно- образовательного музыкально- эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ | Коллективные походы в филармонию, консерваторию, капеллу, театр; совместное создание афиши на учебный год для профессионально-педагогического коллектива, родителей детей, дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребёнка; создание стенда или уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребёнок» и т.п.; приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов для детей |
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребёнка | Совместное проектирование музыкально- образовательной среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов музыкально- развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребёнка |
11. Личностно- профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей | Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, оснащённых методических портфелей, приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использование в образовательном процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников |
Педагогическое сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – является важным условием в реализации ОО Художественно-эстетическое развитие по приобщению к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. От взаимодействия зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на музыкальные произведения; приобщение детей к профессиональному искусству, в том числе и музыкальному; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь музыкального руководителя с воспитателями и специалистами.
Форма для заполнения тетрадей взимосвязи музыкального руководителя с воспитателями и специалистами групп компенсирующей направленности....

Консультация на тему: «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в рамках образовательной области «Музыка»
Консультация на тему: «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в рамках образовательной области «Музыка» Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки те...

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя "в рамках образовательной области «Музыка»
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, пон...
Статья на тему "Взаимосвязь музыкального руководителя и воспитателя".
В статье описаны варианты форм взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ТЕМА: ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В РАЗДЕЛЕ «МУЗЫКА»
Основная общеобразовательная программа Дошкольного Образования в соответствии с ФГОС требует систематического развития музыкальной восприимчивости, расширения музыкального кругозора, художественного в...

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя МАДОУ по образовательной деятельности "Музыка"
Консультация: Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя МАДОУ по образовательной области «Музыка». Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия музыкального руководит...

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя» в рамках образовательной области «Музыка»
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, пон...