Опубликованные материалы
методическая разработка

Макарова Елена Тарасовна

Опубликованные материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Нягань

«Центр развития ребёнка – детский сад №4 «Веснянка»

Развитие звуковой культуры речи детей

младшего дошкольного возраста

через театрализованную деятельность

Воспитатель: Макарова Е.Т.

Развитие звуковой культуры речи детей

младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

«Что такое театр?

Это лучшее средство для общения людей,

для понимания их сокровенных чувств.

Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки,

стимулировать психические процессы,

совершенствовать телесную пластичность, формировать активность».

К. Станиславский

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Наиболее сенситивным периодом для развития речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, формируется звуковая культура речи.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает «развитие звуковой и интонационной культуры речи» как одну из задач образовательной области «Речевое развитие».

Данная задача предполагает:

  • воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах;
  • правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка;
  • воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции);
  • воспитание выразительности детской речи.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры.

Решение данной задачи происходит в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД) и в режимных моментах.

Одним из видов деятельности, в которой происходит формирование звуковой культуры речи, является театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность?

Содержание театрализованных игр тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры способствуют активизации разных сторон речи, особое внимание, уделяя формированию и совершенствованию звуковой культуры речи, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый воспитанник хочет сыграть в ней свою роль. В игре он получает не только информацию об окружающем мире, но и учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения.

Реализуя цель формирования звуковой культуры речи детей в театрализованной игре, выделяем следующие задачи:

  • развитие речевого слуха;
  • обучение правильному звукопроизношению;
  • овладение средствами звуковой выразительности;
  • выработка четкой дикции;
  • формирование культуры речевого поведения.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого образа в игре-драматизации.

Театрализованные игры младших дошкольников можно разделить в зависимости от художественного оформления на следующие группы:

  • Игры - драматизации
  • Театр на фланелеграфе
  • Теневой театр
  • Театр би-ба-бо
  • Пальчиковый театр и варежковый театр
  • Театр марионеток
  • Настольный театр: - плоскостные фигурки, - объемные фигурки.

Для того чтобы добиться определенных успехов в обучении приемам театрализованной деятельности, а также учитывая возрастные и психофизические особенности детей, можно выделить 3 этапа работы по данной проблеме:

1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда воспитатель показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь воспитателя должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. ( Миша идет по дорожке: «топ- топ- топ». Волк: «топ – топ – топ». Лисичка: «топ - топ - топ».)

На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь, и закрепляются игровые действия.

2 этап. Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети могут изображать движения или выполнять действия с игрушкой.

В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…».

3 этап. Проведение игр – драматизаций. Подбирать художественное произведение необходимо в соответствии с возрастными возможностями детей и требованиями программы. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Т.е., проведению игры - драматизации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру - драматизацию по сказке «Колобок», можно организовать дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, научить изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.

Сначала дети знакомятся со сказкой на занятиях по развитию речи. Однако для детей нужно неоднократное повторение, чтобы они смогли хорошо знать содержание сказки. Можно, например, повторить знакомую сказку в кукольном театре. И только когда дети хорошо усвоят содержание сказки, у них сформируется эмоциональное отношение к персонажам и сюжету сказки и тогда можно проводить игру - драматизацию.

При организации театрализованной деятельности рекомендуется:

  • Создать условия в группах для проведения театрализованных игр и игровых упражнений. Пополнять и обновлять атрибуты в соответствии с возрастными особенностями детей.
  • Вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизировать его речь.
  • Ежедневно вводить на занятиях и в повседневной жизни игры - инсценировки с сюжетными игрушками, используя фольклорный материал.
  • Ежемесячно планировать демонстрацию сказки с использованием разных видов театра.
  • Формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу.

Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод: влияние театрализованной деятельности на развитие детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр можно решать практически все задачи программы по речевому развитию детей. В театрализованной деятельности формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, элементы речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, голос).



Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

(Тюменская область)

Комитет образования и науки Администрации города Нягани

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нягани «Детский сад №4 «Веснянка»

(МАДОУ г. Нягани «Д/с №4 «Веснянка»)

«Взаимодействие с родителями

как одна из форм обучения

дошкольников правилам дорожного движения»

(сообщение из опыта работы на

методическом объединении образовательной организации)

Воспитатель: Макарова Е. Т.

г. Нягань,

2024

(слайд) Свое выступление я хочу начать с высказывания С. Бранта: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему».

Реальный опыт ребенка на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от дома его детский сад и как он до него добирается. Многих детей привозят в детский сад на машине, и они нередко становятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями.

А, как известно, поведение ребенка формируется под воздействием поведения взрослых.

(слайд) Но вся система работы воспитателей сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, перевозивший в машине ребенка, нарушает Правила дорожного движения, подвергая опасности свою и его жизнь.

Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример своим детям. (слайд) Поэтому перед нами стоит задача – донести информацию не только до детей, но и до их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей.

Только в тесном содружестве дошкольного образовательного учреждения и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.

Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

(слайд) Работа с родителями может принимать разнообразные формы: традиционные – родительские собрания по данной тематике и с приглашением инспектора ГИБДД, консультации, создание памяток, анкетирование, конкурсы рисунков, тематические беседы, и т.д., и нетрадиционные – КВН, турниры, семейные клубы, акции, составление фото и видеоматериалов.

Наша группа уже не первый год ведет систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения. Начиная с младшего дошкольного возраста, мы идём от простого к сложному.

Чтобы результаты работы были более эффективны, привлекаем к сотрудничеству родителей. Для этого используем разные формы взаимодействия: традиционные и нетрадиционные.

Работа с родителями ведется по трем направлениям:

  • планирование работы с семьями;
  • совместные мероприятия;
  • педагогическое просвещение.

(слайд) Планирование работы с семьями включает:
- знакомство с правилами дорожного движения, которым будут обучаться дети в каждом возрасте;
- анкетирование и опросы родителей;
- родительские собрания;
- дни открытых дверей;

-разгадывание кроссвордов;

Совместные мероприятия:

  • помощь родителей (слайд) (создание Уголка по правилам дорожного движения для родителей «Островок безопасности»)
  • организация и проведение выставок рисунков: «На нашей улице», «Что я видел по дороге в детский сад», «Где нельзя играть». А также участие в городском конкурсе рисунков «Красный, желтый, зеленый», по итогам которого дети получили грамоты и памятные призы.
  • фотовыставки;
  • (слайд) конкурсы «Угадай знаки», «Азбука дороги», «В гости к вам ребятки приехали загадки» и т.д., викторины: «Правила соблюдай – здоровье сохраняй», «Что? Где? Откуда?», КВН «Знатоки дорожных правил», развлечение «Дорожная азбука».
  • спортивный праздник «Путешествие по городу Дорожных знаков», досуг «Красный, желтый, зеленый», (слайд) акции «Сохрани жизнь», «Осторожно, дорога!».

(слайд) Активным участником проводимых мероприятий с родителями и детьми является старший лейтенант полиции ГИБДД Абдуллаев Омар Аппясович.

Педагогическое просвещение:

наглядная информация: (слайд)

  • родительский уголок, который содержит причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей; рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге;
    перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения;
  • памятки «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге», «Безопасность детей – забота взрослых», «Опасности, которые нас подстерегают»;
  • рекомендации: «Как вести себя на дороге в зимний период», «Как составить безопасный маршрут от дома до детского сада?»; папки-передвижки: «Осторожно – красный свет», «Правила дорожные знать всем положено!», «Это ты должен знать»!;
  • консультации: «Ребенок в автомобиле», «О правилах Дорожного Движения», «Безопасность детей на городских улицах», «Родителям о правилах дорожного движения», «Как научить ребенка безопасному поведению на дороге»;
  • плакаты «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!», «Все о правилах дорожного движения»;
  • картотека стихов «Что можно прочитать детям»; составлен список рекомендуемой литературы «Что можно прочитать детям»;
  • картотека дидактических и подвижных игр

(слайд) Ежегодно итогом работы с детьми является праздник «Папа, мама, я безопасная семья! » с приглашением родителей и сотрудника ГИБДД.

Одной из нетрадиционных форм обучения детей и родителей стала «Минутка» в детском саду».

Почему «минутка»? Потому что родитель может ознакомиться с её содержанием, в то время когда ребёнок одевается, или поговорить на данную тему по дороге домой. А так как тема «минутки» совпадает с тем, о чём говорилось в группе, то данная информация закрепляется. В «минутках» обращается внимание ребенка на разные поучительные моменты дорожных ситуаций. Родители совместно с детьми наблюдают за дорожным движением, поведением детей и взрослых на улице, учатся замечать и предвидеть скрытую опасность или ошибки в поведении. Мы подобрали уже 8 таких минуток и для ознакомления родителей с ними размещаем их по необходимости в Уголке для родителей «Островок безопасности».

Ребенок учится правильно поступать в той или иной ситуации, тренирует навык правильного поведения, доводя его до привычки.

Таким образом, обучение детей правилам и безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мои опубликованные материалы

Размещены грамоты за опубликованные материалы в сети интернет...

Опубликованные материалы

Опубликованные материалы...

Наличие авторских (соавторских) опубликованных материалов

Наличие авторских (соавторских) опубликованных материалов...

Наличие авторских (соавторских) опубликованных материалов

Публикация авторских материалов любого педагога направлена на развитие его творческой деятельности и роста профессионального мастерства, развитие и поддержку новых технологий в организации образовател...

Наличие авторских (соавторских) опубликованных материалов

Наличие авторских (соавторских) опубликованных материалов...

Наличие авторских (соавторских) опубликованных материалов

Наличие авторских (соавторских) опубликованных материалов...