Конспект открытого занятия «Дикие животные Южного Урала».
план-конспект занятия (старшая группа)

Блинникова Ольга Сергеевна

Конспект занятия «Дикие животные Южного Урала». 

Цель: расширять и закреплять представления об особенностях внешнего вида диких животных Южного Урала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Обручевский детский сад»

Конспект открытого занятия в

 подготовительной к школе группе

 «Дикие животные Южного Урала»

 

                                                                                            Воспитатель: Блинникова О.С

                                      Обручевка 2025г

Конспект занятия «Дикие животные Южного Урала». 

Цель: расширять и закреплять представления об особенностях внешнего вида диких животных Южного Урала.  

 Задачи: 

Образовательная: закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных и их детенышей. Закрепить понятие «дикие животные», уметь различать их жилища.                                                                                                                            Развивающая: развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь.                                     Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.

Оборудование: музыка леса, карточки для игры с фонариком, карточки с QR- кодами голоса животных. карта Южного Урала. Карточки с загадками про животных, картинки или фотографии диких животных (заяц, белка, лось, олень, еж, медведь, кабан, волк, лиса, рысь).

 Ход занятия: 

Здравствуйте ребята меня зовут Ольга Сергеевна, приехала к вам из Обручевского детского сада, ну а как вас зовут я прочитаю на бейджах, вы согласны со мной. Я сегодня к вам не просто так пришла с вами поиграть.

Ребята давайте встанем в круг.

  1. Организационный момент:

Настрой детей:

Вместе с солнышком проснулись

Потянулись, улыбнулись.

Крепко за руки возьмись

Своей теплотой добротой поделись

Стоим в кругу, вбегает снегирь 

Снегирь пробегает по группе со словами помогите помогите… я тороплюсь на помощь в лес беда беда отдает письмо и убегает.

Воспитатель: Ребята давайте присаживаемся за столы, сели ножки вместе, спинки выпрями ручки на стол положили, молодцы.

Воспитатель: ребята давайте откроем письмо, что нам хотел сообщить снегирь. Хотите узнать, что же случилось?

Ответы детей: да

Открываю письмо

2.Основная часть:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. У нас в лесу случилась беда, настоящий ураган. Дул такой сильный ветер и шёл снег, что все звери разбежались и теперь никак не могут найти свои домики и детёнышей. Помогите им, пожалуйста.

Воспитатель: ребята поможешь животным? Которые живут в лесу.

Ответы детей: да

Воспитатель: А, что такое лес?

Дети: Это много деревьев, это дом для животных и растений,

 Воспитатель: А вы знаете, как называется наш край? (Южный Урал)

Воспитатель показывает карту Южного Урала.

 (Звучит музыка леса.)

Воспитатель: Кто, то из вас был в лесу? И что вам там понравилось?

Дети: да, потому, что там красиво, чистый воздух, птицы поют…

Воспитатель: да, ребята, лес Южного Урала– чудесное место, это необыкновенный мир тайн и загадок…. Кстати, о загадках… я вспомнила еще несколько загадок отгадав их мы узнаете какие животные разбежались…

По мере отгадывания загадок, на карту выставляются картинки животных, к картинкам жилища животных.

Воспитатель: хотите узнать? Тогда слушайте внимательно.

Хвост пушистою дугой

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазить. (Белка.)

Отгадали отдаю животные и спрашиваю, как называется домик животного. Ребенок прикрепляет на карте животного рядом с домиком, и проговаривает название домика. (дупло)

Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса.)

Отгадали отдаю животные и спрашиваю, как называется домик животного. Ребенок прикрепляет на карте животного рядом с домиком, и проговаривает название домика. (норка)

Хозяин лесной, просыпается весной

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Отгадали отдаю животные и спрашиваю, как называется домик животного. Ребенок прикрепляет на карте животного рядом с домиком, и проговаривает название домика. (берлога)

Это что за зверь лесной,

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы – уши больше головы. (Заяц.)

Отгадали отдаю животные и спрашиваю, как называется домик животного. Ребенок прикрепляет на карте животного рядом с домиком, и проговаривает название домика. (норка)

На овчарку он похож

Что ни зуб-то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.) домик волка называется логово, давайте хором повторим «Логово»

Отгадали отдаю животные и спрашиваю, как называется домик животного. Ребенок прикрепляет на карте животного рядом с домиком, и проговаривает название домика. (логово)

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с этим заданием. (Лиса, волк, заяц, медведь, белка). А как мы назовём всех этих животных?

Предполагаемый ответ детей: Дикие животные. Если дети затрудняют, у домашних животных есть хозяева они живут рядом с человеком, а у лесных животных нет хозяев, как можно их назвать, по другому домашние, а наоборот дикие. Молодцы ребята.

Воспитатель: Ребята, а сейчас нам предстоит узнать какие еще животные разбежались, но эти рисунки нужно сначала собрать и мы увидим животных, которые разбежались. (ёж, лось, олень, рысь, бобёр)

Игра “Собери животное” (обсуждаем признаки животных)

-как вы думаете, кого вы собираете? (ёж) как вы догадались? А чем ёж отличается от медведя?

- а у вас кто получается (рысь)? ммм а рысь домашняя кошка или дикая, а как вы думаете рысь смогла бы жить дома?

- а вы уже собрали, и кто же у вас (бобёр), а чем он занимается в природе?

- а у вас кто (лось)? А чем он отличается от лошади.

-а вы кого собрали (олень), а чем он отличается от лося?

Воспитатель: молодцы ребята справились с заданием. Ребята посмотрите на нашу карту все ли животные нашли своими домики?

Дети: Да

Воспитатель: ребята посмотрите на животных как они рада что нашли свои домики.

Воспитатель: ребята вы рады что все животные нашли свои домики? ответы детей: да рады

Воспитатель: я тоже рада, предлагаю вместе с животными по радоваться на лесной полянке.

Флешмоб

Воспитатель: молодцы ребята, хорошо отдохнули.

Ребята присаживаемся за столы ножки вместе спинки ровное, руки на стол, и давайте откроем следующий конверт с заданием.

Воспитатель: вам интересно какое следующее задание?

Дети: да

Воспитатель: мне тоже очень интересно

Игра «угадай по звуку животное»

А что это за карточки зашифрованные, давайте приложим к уху послушаем, ни чего, не слышно, давайте их понюхаем, ничем не пахнут, может нужно их потрогать, по разному надавить?

Как думаете, что еще можно сделать?

Ответы детей:

Придумала у меня есть телефон я попробую расшифровать карточки с его помощью. Будем пробовать? Согласны?

Ответы детей (да)

Звуки животных, (волк, медведь, рысь, ёж, лиса)

Волк-воет, медведь-рычит, рысь-рычит, ёжик-фырчит, лиса-лает, скулит.

Воспитатель: молодцы было трудно, но вы справились с этим заданием.

Воспитатель: ребята, а вы знаете как называется этот шифр?

Ответы детей: нет

Воспитатель: это QR-код (с его помощью можно зашифровать звуки, видео и картинки, но мы справились расшифровали с помощью телефона.

Воспитатель: ребята, а вы помните, что еще писал нам снегирь в письме?

Ответы детей: да (детеныши убежали от мам)

Воспитатель: верно давайте найдем детенышей в лесу. Но как же это сделать на карточки ничего не видно?! Давайте вместе подумаем, что же можно сделать.

Ответы детей: (перевернуть карточку, давайте послушаем может, животные кричат, ничего, не слышно.

Воспитатель: придумала у меня есть волшебные фонарики, с помощью которых мы сможем найти детенышей.

Проводится дидактическая игра «Животные и их детеныши» игра с фонариками спрятались детеныши диких животных.

Лисенок, а мама- лисица, медвежонок, а мама-медведица, волченок, а мама-волчица, ежонок,а мама- ежиха, олененнок, а мама-олениха, лосенок,а мама-лосиха, зайченок, а мама-зайчиха, бельченок, а мама-белка, рысенок, а мама-рысь, бобренок, а мама- бобриха

Воспитатель: молодцы все нашли

3.Заключительная часть рефлексия.

Ребята! Вы – молодцы! Так хорошо отвечали. Справились со всеми заданиями, которые вам предложил снегирь в своем письме. Давайте посмотрим на нашу карту юного Урала, давайте перечислим животных, которых мы с вами вернули в свои домики, все ли детеныши нашли своих мам? (перечисляем животных детенышей и их жилище, медведь, а маленький медвежонок, а их домик называется берлога и т.д) Вы запомнили, как называется домик у бобра? Хатка, а как называется домик у волка? Логово (хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: За то, что вы помогли снегирю отыскать все лесных животных, он вам передает медали защитников природы. На этом наше занятие закончилось. Мне очень понравилось с вами сегодня играть вы се большие молодцы. До свидания.

                                                   Самоанализ

 занятия «Дикие животные Южного Урала». 

Цель: расширять и закреплять представления об особенностях внешнего вида диких животных Южного Урала.  

 Задачи: 

Образовательная: закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных и их детенышей. Закрепить понятие «дикие животные», уметь различать их жилища.                                                                                                                            Развивающая: развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь.                                     Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.

Оборудование: музыка леса, карточки для игры с фонариком, карточки с QR- кодами голоса животных. карта Южного Урала. Карточки с загадками про животных, картинки или фотографии диких животных (заяц, белка, лось, олень, еж, медведь, кабан, волк, лиса, рысь).

 Ход занятия: 

Здравствуйте ребята меня зовут Ольга Сергеевна, приехала к вам из Обручевского детского сада, ну а как вас зовут я прочитаю на бейджах, вы согласны со мной. Я сегодня к вам не просто так пришла с вами поиграть.

Ребята давайте в станем в круг.

  1. Организационный момент:

(Я провела занятие по теме Дикие животные Южного Урала

  Для детей 6-7 лет. Цель данного занятия: расширять и закреплять представления о диких животных Южного Урала.) Свое занятие я начала с организационного момента, это необходимо для того чтобы войти в контакт с детьми, познакомиться (вместе с солнышком проснулись, потянулись, улыбнулись). Также использовала сюрпризный момент, чтобы у детей возник интерес к занятию.)

Настрой детей:

Вместе с солнышком проснулись

Потянулись, улыбнулись.

Крепко за руки возьмись

Своей теплотой добротой поделись

Стоим в кругу, вбегает снегирь 

Снегирь пробегает по группе со словами помогите помогите… я тороплюсь на помощь в лес беда беда отдает письмо и убегает.

Воспитатель: Ребята давайте присаживаемся за столы, сели ножки вместе, спинки выпрями ручки на стол положили, молодцы.

Воспитатель: ребята давайте откроем письмо, что нам хотел сообщить снегирь. Хотите узнать, что же случилось?

Ответы детей: да

Открываю письмо

2.Основная часть:

(Основную часть занятия я начала с прочтения письма и предложила ребятам сделать выбор (ребята поможем животным?) для того чтобы дать детям уверенность в том, что они смогут помощь животным. Далее я закрепила у детей знания о том, что такое лес, также остановила свое внимание на региональном компоненте, где мы с вами живем на Южном Урале. Обратила внимание на карту нашего края, тем самым закрепила названия края, в котором мы живем.)

Воспитатель: Здравствуйте ребята. У нас в лесу случилась беда, настоящий ураган. Дул такой сильный ветер и шёл снег, что все звери разбежались и теперь никак не могут найти свои домики и детёнышей. Помогите им, пожалуйста.

Воспитатель: ребята поможешь животным? Которые живут в лесу.

Ответы детей: да

Воспитатель: А что такое лес?

Дети: Это много деревьев, это дом для животных и растений,

 Воспитатель: А вы знаете, как называется наш край? (Южный Урал)

Воспитатель показывает карту Южного Урала.

 (Звучит музыка леса.)

Воспитатель: Кто, то из вас был в лесу? И что вам там понравилось?

Дети: да, потому, что там красиво, чистый воздух, птицы поют…

Воспитатель: да, ребята, лес Южного Урала– чудесное место, это необыкновенный мир тайн и загадок…. Кстати, о загадках… я вспомнила еще несколько загадок отгадав их мы узнаете какие животные разбежались…

(Дала детям рассказать о своих впечатлениях, чтобы подчеркнуть красоту нашей природы. Дети с большим желанием рассказывали где они были и что им понравилось в лесу, когда они рассказывали у них блестели глазки, я заметила, что и у тех детей кто не стал высказывать свое мнение, тоже были радостные глазки и была улыбка на лице.

Естественно после детских впечатлений само проситься художественное слово я использовала загадки, тем самым активизировала речь детей и обращала внимание на тех, кто не поднимал руки или не знал ответов применяла хоровые и индивидуальные ответы. Далее акцентировала внимание детей что это дикие животные)

По мере отгадывания загадок, на карту выставляются картинки животных, к картинкам жилища животных.

Воспитатель: хотите узнать? Тогда слушайте внимательно.

Хвост пушистою дугой

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазить. (Белка.)

Отгадали отдаю животные и спрашиваю, как называется домик животного. Ребенок прикрепляет на карте животного рядом с домиком, и проговаривает название домика. (дупло)

Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса.)

Отгадали отдаю животные и спрашиваю, как называется домик животного. Ребенок прикрепляет на карте животного рядом с домиком, и проговаривает название домика. (норка)

Хозяин лесной, просыпается весной

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Отгадали отдаю животные и спрашиваю, как называется домик животного. Ребенок прикрепляет на карте животного рядом с домиком, и проговаривает название домика. (берлога)

Это что за зверь лесной,

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы – уши больше головы. (Заяц.)

Отгадали отдаю животные и спрашиваю, как называется домик животного. Ребенок прикрепляет на карте животного рядом с домиком, и проговаривает название домика. (норка)

На овчарку он похож

Что ни зуб-то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.) домик волка называется логово, давайте хором повторим «Логово»

Отгадали отдаю животные и спрашиваю, как называется домик животного. Ребенок прикрепляет на карте животного рядом с домиком, и проговаривает название домика. (логово)

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с этим заданием. (Лиса, волк, заяц, медведь, белка). А как мы назовём всех этих животных?

Предполагаемый ответ детей: Дикие животные. Если дети затрудняют, у домашних животных есть хозяева они живут рядом с человеком, а у лесных животных нет хозяев, как можно их назвать, по другому домашние, а наоборот дикие. Молодцы ребята.

Воспитатель: Ребята, а сейчас нам предстоит узнать какие еще животные разбежались, но эти рисунки нужно сначала собрать и мы увидим животных, которые разбежались. (ёж, лось, олень, рысь, бобёр)

(Затем мы с детьми поиграли в игру собери животное, при проведении данной игры я старалась вывести детей на разговор об отличительных особенностях животных некоторых сравнивала с домашними животными лось – лошадь, других сравнивала между собой лось-олень ( с этим у детей возникли затруднения так как эти животные похожи, и они них мало говорим на занятиях).

Игра “Собери животное” (обсуждаем признаки животных)

-как вы думаете, кого вы собираете? (ёж) как вы догадались? А чем ёж отличается от медведя?

- а у вас кто получается (рысь)? ммм а рысь домашняя кошка или дикая, а как вы думаете рысь смогла бы жить дома?

- а вы уже собрали, и кто же у вас (бобёр), а чем он занимается в природе?

- а у вас кто (лось)? А чем он отличается от лошади.

-а вы кого собрали (олень), а чем он отличается от лося?

Воспитатель: молодцы ребята справились с заданием. Ребята посмотрите на нашу карту все ли животные нашли своими домики?

Дети: Да

Воспитатель: ребята посмотрите на животных как они рада что нашли свои домики.

Воспитатель: ребята вы рады что все животные нашли свои домики? ответы детей: да рады

Воспитатель: я тоже рада, предлагаю вместе с животными по радоваться на лесной полянке.

Флешмоб

(Далее использовала Флешмоб, заменила традиционную физкульминутку)

 Воспитатель: молодцы ребята, хорошо отдохнули.

Ребята присаживаемся за столы ножки вместе спинки ровное, руки на стол, и давайте откроем следующий конверт с заданием.

Воспитатель: вам интересно какое следующее задание?

Дети: да

Воспитатель: мне тоже очень интересно

(Для выполнения следующего задания я использовала QR код. Я их использую в своей работе, а именно различные альбомы с использованием QR- кодов, дидактические игры также у нас в детском саду есть стенбук «Времена года». Данный нетрадиционный интерактивный метод я считаю подходящим для наших современных детей, он им интересен и актуален, так как QR-код встречается везде в повседневной жизни, газеты, квитанции, оплата на кассе и др. Дидактические игры с применением QR –кодов способствуют развитию внимания, памяти, мышления и слухового аппарата детей и в целом для общего развития наших современных детей. (вы можете сказать, а ни проще ли найти заранее в поиске на телефоне и включить детям? Да я с вами согласна, но наш быстро развивающийся мир, требует новых подходов, т.к. сейчас везде используются QR-  кода, в связи с этим я думаю, мы педагоги должны познакомить детей с новыми средствами передачи и хранения информации)

Игра «угадай по звуку животное»

А что это за карточки зашифрованные, давайте приложим к уху послушаем, ни чего, не слышно, давайте их понюхаем, ничем не пахнут, может нужно их потрогать, по разному надавить?

Как думаете, что еще можно сделать?

Ответы детей:

Придумала у меня есть телефон я попробую расшифровать карточки с его помощью. Будем пробовать? Согласны?

Ответы детей (да)

Звуки животных, (волк, медведь, рысь, ёж, лиса)

Волк-воет, медведь-рычит, рысь-рычит, ёжик-фырчит, лиса-лает, скулит.

Воспитатель: молодцы было трудно, но вы справились с этим заданием.

Воспитатель: ребята, а вы знаете как называется этот шифр?

Ответы детей: нет

Воспитатель: это QR-код (с его помощью можно зашифровать звуки, видео и картинки, но мы справились расшифровали с помощью телефона.

Воспитатель: ребята, а вы помните, что еще писал нам снегирь в письме?

Ответы детей: да (детеныши убежали от мам)

Воспитатель: верно давайте найдем детенышей в лесу. Но как же это сделать на карточки ничего не видно?! Давайте вместе подумаем, что же можно сделать.

Ответы детей: (перевернуть карточку, давайте послушаем может, животные кричат, ничего, не слышно.

Воспитатель: придумала у меня есть волшебные фонарики, с помощью которых мы сможем найти детенышей.

(Исходя из образовательной задачи найти детенышей животных. Я использовала игру животные и детеныши с применением фонариков, т.к. дети старшего дошкольного возраста уже быстро находят детенышей на простых картинках, чтобы повысит интерес и усложнить задачу, я спрятала животных в картинки леса, я думаю мне удалось повысить интерес у детей, ребята с удовольствие искали детенышей и искренне радовались, когда им это удавалось сделать. Также в ходе выполнения задания велась словарная работа, активизация словаря, лисенок, а мама лиса и др. хоровые и индивидуальные ответы.)

Проводится дидактическая игра «Животные и их детеныши» игра с фонариками спрятались детеныши диких животных.

Лисенок, а мама- лисица, медвежонок, а мама-медведица, волченок, а мама-волчица, ежонок,а мама- ежиха, олененнок, а мама-олениха, лосенок,а мама-лосиха, зайченок, а мама-зайчиха, бельченок, а мама-белка, рысенок, а мама-рысь, бобренок, а мама- бобриха

Воспитатель: молодцы все нашли

3.Заключительная часть рефлексия.

Ребята! Вы – молодцы! Так хорошо отвечали. Справились со всеми заданиями, которые вам предложил снегирь в своем письме. Давайте посмотрим на нашу карту юного Урала, давайте перечислим животных, которых мы с вами вернули в свои домики, все ли детеныши нашли своих мам? (перечисляем животных детенышей и их жилище, медведь, а маленький медвежонок, а их домик называется берлога и т.д) Вы запомнили, как называется домик у бобра? Хатка, а как называется домик у волка? Логово (хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: За то, что вы помогли снегирю отыскать все лесных животных, он вам передает медали защитников природы. На этом наше занятие закончилось. Мне очень понравилось с вами сегодня играть вы се большие молодцы. До свидания.

(Выводы: Я считаю цель занятия достигнута, с поставленными задачами удалось справиться. Но были и не большие затруднения такие как: у некоторых детей вызвало затруднение собирать пазл животных без образца. Вызывало сложности в сравнении двух похожих животных таких как лось-олень.

 Я думаю, что это недочет нас педагогов, мы чаще говорим на занятиях о таких животных как медведь, лиса, заяц, волк, ёж, и дома также говорят об этих животных и в сказках чаще всего показывают этих героев. На своем занятии я старалась закреплять положительный результат детей словесными поощрениями, на память вручила всем медали. На протяжении всей образовательной деятельности сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между заданиями, сохранение целевых ориентиров.

В этом мне помогли новые приемы введения в игру, игра с фонариками, дидактическая игра с применением QR-кода современный прием педагога, также, как и традиционные приемы, сделали мое занятие динамичным, увлекательным и интересным для детей. Всё это подтверждают результаты деятельности материал детьми усвоен, закреплен, впечатление от занятия положительное.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого занятия: «Дикие животные наших лесов и их детеныши» в подготовительной к школе логопедической группе

Развитие связной речи, актуализация словаря по теме "Дикие животные" в подготовительной логопедической группе....

Конспект открытого занятия "Дикие животные весной и не только..."

В конспекте дан материал по экологическому воспитанию по теме "Дикие животные весной" с элементами сказкотерапии....

конспект открытого занятия " Дикие животные"

Тема: «Дикие животные» Цель: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период....

Конспект открытого занятия " Дикие животные" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тема: «Дикие животные» Цель: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период....

Конспект открытого занятия "Дикие животные"

Цель:Учить выделять  отличительные  признаки  диких  животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно выражать свои мысли. Задачи: Совершенствовать умен...

Конспект открытого занятия "Дикие животные (вторая младшая группа)"

Конспект открытого занятия "Дикие животные (вторая младшая группа)"...