Коммуникативные танцы
консультация (младшая группа)

Спиридонова Валерия Юрьевна

Для процесса музыкального развития детей дошкольного возраста  важны общение и опыт взаимодействия со сверстниками. Этим требованиям отвечают коммуникативные танцы, которые развивают взаимопонимание, помогают ориентироваться в пространстве, способствуют развитию чувства формы у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_tantsy.docx47.69 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативные танцы

Для процесса музыкального развития детей дошкольного возраста  важны общение и опыт взаимодействия со сверстниками. Этим требованиям отвечают коммуникативные танцы, которые развивают взаимопонимание, помогают ориентироваться в пространстве, способствуют развитию чувства формы у детей.

Коммуникативные танцы возникли в XX в. на основе народно бытовых танцев. Понятие «коммуникативный танец» формировалось постепенно.

Оно включает в себя сочетание музыки и движения как средство раскрепощения, «свободы тела и духа», как  развил эту тему немецкий композитор К. Орф .

Все коммуникативные танцы обязательно включают жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации и направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой. В этих танцах развивается динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают симпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, «мельницу», квадраты, «змейки». Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: в совместной музыкальной деятельности детей и педагога, на музыкальных занятиях, на  праздниках.

В коммуникативных играх и танцах могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

- развитие сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

        Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения.

        В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

        Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое   отношение   друг   к   другу,   то   в   целом   они воспроизводят положительные, радостные эмоции.

        Тактильный контакт, осуществляемый    в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе.

В коммуникативных играх-танцах нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он  снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

В дошкольное учреждение поступают дети с разным уровнем подготовки. Некоторые из них не имеют опыта общения со сверстниками. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков – многие не хотят вставать в пару. Коммуникативный танец – благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольника со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого.

Оптимально использование коммуникативных танцев в определенной последовательности: поиск нового партнера, развитие взаимопонимания с

несколькими партнерами, демонстрация доверия к партнеру.

На первом этапе разучивания коммуникативных танцев возможно использование текста для стимулирования общения. В дальнейшем отсутствие в танце слов усложнит задачу понимания и взаимодействия.

Следующий этап – развитие взаимопонимания с партнерами. Эти коммуникативные танцы направлены на поиск взаимопонимания не с одним, а с двумя или тремя партнерами. Если усложнение танцевальных движений не вызывает трудностей, то можно исполнять танцы, где взаимодействуют четыре партнера – две пары. Здесь развивается способность ориентироваться в пространстве и строить сложные фигуры («мост», «крест», «ворота»).

Третий этап – демонстрирование доверия к партнерам. Движения коммуникативных танцев способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, а элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки.

Российский педагог Т.Э. Тютюнникова советует другой вариант: вначале предложить детям самим придумать движения, т.е. импровизировать, а затем вместе составить несложный танец. На следующем уроке педагог показывает свой вариант – «танцуем, когда разучиваем, разучиваем, когда танцуем».

Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса музыкального развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения дошкольников. 

ВЕСЕЛЫЕ ПАРЫ

Для детей 5-7 лет Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Четыре таракана и сверчок»

Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность различать части музыки, ориентировку в пространстве. В пляске участвует 16-24 ребенка.

На вступление дети становятся в общий круг (каждый возле своей пары).

1        фигура

Музыка А. Дети, держась за руки, бегут по кругу. (Рис. 1).

 рис1.

Музыка В

1-я фраза — на сильную долю все делают хлопок в ладоши, на слабую долю разводят руки в стороны и хлопают в ладоши соседей (всего 4 раза).

2-я фраза — держась за руки, делают 4 приставных шага вправо.

3-я фраза — повторение движений 1-й фразы.

4-я фраза — 4 приставных шага влево.

5-я фраза — на пружинке качают соединенными руками вниз-вверх.

6-я фраза — опираясь на носки, переводят пятки вправо-влево, слегка приседая, двигая тазом вправо-влево. Руки, согнутые в локтях, двигаются противоходом (твистовое движение).

  1. фигура
  2. Музыка А. Дети бегут за ведущими по двум кругам. (Рис. 2). На проигрыш останавливаются и поворачиваются лицом к центру (подравняться в кругах).
  3. Музыка В — повторение движений 1 фигуры.

 рис2

3        фигура

Дети бегут за ведущими в четырех кругах (ориентируясь по углам зала). (Рис. 3).

 рис3

На проигрыш останавливаются лицом к центру кругов (ногами слегка пружинят в такт музыке).

Музыка В — повторение движений 1 фигуры.

4        фигура

Дети бегут парами по кругу. (Рис. 4).

 рис4

На проигрыш останавливаются лицом друг к другу (мальчик стоит спиной в круг, девочка — лицом).

Музыка В

1-я фраза — хлопки в ладоши друг к другу (любой вариант).

2-я фраза — меняются местами, двигаясь вправо приставным шагом (более простой вариант — кружение в парах шагом).

3—4-я фразы — повторение движений.

5-я фраза — попеременно тянут к себе соединенные руки (как «пила»).

6-я фраза — повторение движений 1 фигуры.

5        фигура

Музыка А — дети бегут врассыпную по одному, к концу музыки А находят любого партнера и становятся с ним в пару. (Рис. 5).

 рис5

Музыка Б. Повторение движений 4 фигуры.

6        фигура

Дети бегут врассыпную по одному.

Заключение

1-й вариант — обнимаются.

2-й вариант- садятся на пол, дрыгают ножками, в конце — ложатся на пол, руки в стороны, расслабляющие движения руками и ногами, в конце -лежать и не двигаться (отдыхают)

ВАЛЬС ДРУЗЕЙ

Для детей 5-7 лет

Задачи:

-развитие ритмического слуха, произвольного внимания, коммуникативных навыков.

И.и.: дети стоят парами (лицом друг к другу) свободно по всему залу. Руки соединены друг с другом и разведены в стороны.

Потанцуй со мною,                Пары кружатся на месте, легко

Тихо покружись,                        покачиваясь из стороны в сторону.

Улыбнись мне нежно

И остановись.                        Останавливаются.

Шаг назад                Все выполняют один приставной шаг         назад (друг от друга) и слегка приседают.

И шаг вперед.                        Все выполняют один приставной шаг

вперед (навстречу друг другу), слегка приседают.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.                4 хлопка в ладоши партнера.

Обнялись.                                Обнимаются.

Шаг назад                                Один приставной шаг назад.

И шаг вперед.                        Один приставной шаг вперед.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.                4 хлопка в ладоши партнера.

Обнялись.                                Обнимаются.

Этот танец удобно включать в программу праздничных утренников, так как могут танцевать все и без подготовки (в тексте проговариваются все движения). Кроме того, этот танец дети могут танцевать со своими родителями. Данный (облегченный) вариант танца можно использовать в работе с детьми 4-5 лет (а также в группах «Особый ребенок»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.Буренина. Коммуникативные танцы-игры для детей.

Учебное пособие является сборником коммуникативных танцев-игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый материал может найти широкое применение в практике работы различ¬ных обр...

Практическое пособие "Коммуникативные танцы и игры"

Практическое пособие является сборником танцев и игр для детей старшего дошкольного возраста. Адресовано воспитателя,  музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре и педагогам д...

«Использование технологии моделирования в процессе разучивания коммуникативных танцев-игр».

Коммуникативные танцы-игры  дают прекрасный эффект в коррекции развития детей  с ТНР, способствуют их благоприятной социализации и полноценному развитию.Дети с ТНР  испытывают сло...

проект «Коммуникативные танцы-игры – как средство социальной компетенции ребенка» «Танцуем вместе»

проект «Коммуникативные танцы-игры –  как средство социальной компетенции ребенка» «Танцуем вместе»разработала музыкальный руководитель Давлеткулова Е.В....

Творческий игровой проект «Коммуникативные танцы-игры, как средство социальной компетенции ребенка. Танцуем вместе»

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входя...

Коммуникативные танцы - игры как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

В статье описывается значимость коммуникативных танцев-игр в работе с детьми дошкольного возраста, направления, компоненты коммуникативных танцев-игр при построении танцевальных композиций.  В пр...

Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством коммуникативных танцев – игр».

Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством коммуникативных танцев – игр»....