Проект "Её величество, пуговица"
проект (старшая группа)
Эпиграф проекта: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 466.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130
ПРОЕКТ
на тему:
«Её величество, ПУГОВИЦА»
Руководители: Пилипенко С. В. воспитатели группы № 6 |
г. Калининград, 2023
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта | Её величество, Пуговица |
Вид проекта | познавательно-творческий |
Разработчик Проекта | Пилипенко С. В.. воспитатель группы № 6 |
Основные исполнители Проекта (участники Проекта) | Воспитатель старшей группы №6 МАДОУ ЦРР д/с № 130 воспитанники старшей группы №6 родители |
Место реализации Проекта | г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130 |
Цель Проекта | Развитие познавательного интереса детей к предметному миру для выявления их особенностей. |
Основные задачи Проекта |
|
Гипотеза проекта | Огромное количество технических новинок. Пропадает ценность обычных предметов. |
Ожидаемые результаты реализации Проекта (польза проекта) | • Заинтересовать и увлечь детей; • повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики рук; • улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада; • создание коллекции пуговиц в группе. |
Критерии эффективности проекта | Повышение познавательной активности детей, проявление интереса к предметам окружающего мира, умение устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием. Расширение кругозора детей через знакомство с историей возникновения пуговицы, её назначения; развитие связной речи; выставка детских творческих работ совместно с родителями «Вот так чудо-пуговица!». |
Основные принципы Проекта | Доступность; соответствие возрасту; целенаправленность; вариативность; участие заинтересованных сторон. |
Нормативно-правовая база проекта | Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования |
Обеспечение проекта: материально-техническое | Проектор, компьютер, колонки, выход в «Интернет», принтер, бумага. |
Воспитатели старшей группы № 6 С. В. Пилипенко
Разработку проекта «Её величество, ПУГОВИЦА»
с 01.10.2023 – 27.03.2024 г. подтверждаю:
Заместитель заведующего по ВМР Н. Н. Лосицкая
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130 В. Г. Александрова
Проект «Её величество, ПУГОВИЦА»
«Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость, которая позволяет видеть то, чего не видят другие». Л.А. Жаданов
«Вы можете стать архангелом, дураком или преступником, и никто не заметит этого. Но если у Вас отсутствует пуговица — каждый обратит на это внимание». (Э.М. Ремарк)
Как много предметов нас окружает! Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Но вокруг каждого из людей есть множество простых и привычных вещей, которые окружают его каждый день. Эти вещи настолько просты и привычны, что мы очень редко задумываемся, что они такое, когда появились на этом свете и как бы мы жили, если бы эти вещи вдруг пропали. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. Предмет, о котором сделан этот проект, настолько маленький, что о нем таких вопросов вообще не возникает. Этот предмет — пуговица. Казалось бы, ну что пуговица – кто задумывается об этой чисто утилитарной детали, застегивая утром рубашку? Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей...
Ребенок по своей природе является исследователем мира, в которой он пришел, его первооткрывателем. Как же тяжело познавать окружающий мир, всю его красоту и своеобразие.
Основная задача – заинтересовать детей удивительным, многообразным рукотворным миром, расширять представление о целесообразности создания человеком предмета (в частности пуговицы) для удовлетворения собственных потребностей.
Актуальность проекта:
Что мы знаем о пуговицах? Только то, что пуговица – это застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей.
Проблема:
Оказалось, что о пуговице мы знаем очень мало. Отсюда и возникли вопросы
-Как обходились без пуговиц раньше?
-Какими были первые пуговицы?
-Из чего делают пуговицы?
-Где сейчас еще можно использовать пуговицы?
Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать «декоративный» бросовый материал.
Актуальность темы в том, что задача воспитателя показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы, куда ее можно использовать. Воспитывать навыки коллекционирования. Интерес к исследовательской деятельности.
А также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
И очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.
Эпиграф проекта: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский.
Гипотеза проекта: Огромное количество технических новинок. Пропадает ценность обычных предметов.
Тип проекта: познавательно -исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: воспитатель, дети старшей группы №6, родители.
Методы исследования: Наблюдения и беседы; работа с родителями; изучение литературных источников по теме «Её величество, ПУГОВИЦА», дидактические игры, чтение художественной литературы.
Формы реализации проекта:
непосредственно образовательная деятельность на тему «Её величество, ПУГОВИЦА»
совместная деятельность родителей и детей - чтение и рассматривание иллюстраций в книгах на тему;
беседа с детьми по теме:
игры;
консультации родителям.
Цель проекта: Развитие познавательного интереса детей к предметному миру для выявления их особенностей.
Задачи проекта: расширять знания детей об окружающем их предметном мире;
познакомить детей с историей возникновения пуговиц;
формировать представление о многообразии видов пуговиц;
расширять кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности;
развивать мелкую моторику рук детей в процессе продуктивной деятельности и дидактических игр с пуговицами;
развивать у детей связную речь, коммуникативные навыки, логическое мышление, концентрацию внимания, творческие способности, воображение, фантазию;
воспитывать доброжелательные взаимоотношения в совместной деятельности;
активизировать словарный запас.
Направленность проекта: формирование у ребенка бережного отношения к окружающему миру, воспитание гуманных чувств.
Основные принципы реализации: доступность;
соответствие возрасту;
целенаправленность;
вариативность;
участие заинтересованных сторон.
Методы и приемы реализации проекта:
анализ познавательной литературы;
опытно-экспериментальная деятельность;
исследовательская деятельность;
наблюдения;
творческая деятельность;
игровая деятельность.
Предполагаемые результаты:
Пополнение знаний о такой необходимой в жизни человека вещи, как пуговица. Повышение познавательной активности детей, проявление интереса к предметам окружающего мира, умение устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием. Расширение кругозор детей через знакомство с историей возникновения пуговицы, её назначения; развитие связной речи; выставка детских творческих работ совместно с родителями «Вот так чудо-пуговица!».
В результате профилактики плоскостопия - улучшение самочувствия, прилив сил, снятие нервного напряжения.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников.
Главное, чему должен научить проект и детей, и взрослых - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления. Поэтому очень важно построить совместную деятельность с детьми таким образом, чтобы она максимально была приближена к исследовательско - познавательной деятельности.
Реализация проекта.
Этапы проекта | Действия детей | Действия воспитателей | Действия членов семьи |
Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов продуктов проекта) ноябрь | Вхождение в проблему Принятие задач Учиться самостоятельно задавать вопросы Выдвижение гипотезы Формулировка темы Планирование своей работы Беседа «Что я знаю о пуговицах». Чтение стихотворения «Бабушки пуговицы» Светлана Платицина. | Подобрать методическую и художественную литературу по теме: «Её величество, Пуговица» Подобрать иллюстрации и дидактические игры. Составить перспективный план мероприятий. Оснащение предметно-развивающей среды. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, литературы по данной теме для чтения и бесед; подбор игрушек и атрибутов для игровой деятельности; изготовление развивающих пособий, используя пуговицы. | Информационный лист для родителей о начале проекта. Проведение индивидуальных консультаций. Привлечение родителей к пополнению группового мини-музея новыми экспонатами |
Формирующий (непосредственная деятельность по проекту). Ноябрь- март | Беседа «Знакомство с самыми первыми пуговицами, их материалами» «История пуговицы» «Волшебная пуговица» «На что похожа пуговка» «Для чего нужны пуговицы» «Почему надо застегивать пуговицы на одежде?» «Чем опасны пуговицы?». Презентация «Волшебные пуговицы и их история»; Экспериментально-исследовательская деятельность: рассматривание пуговиц под лупой, микроскопом; знакомство с качествами и свойствами материалов из которых сделаны пуговицы; сравнение по величине, форме, цвет; опыты с пуговицами (тонет- не тонет, «Притянет ли магнитом». измерение, сравнение). Составление описательных рассказов о пуговицах. Придумывание сказок и историй. Просмотр мультфильмов и развивающих передач по теме: «Смешарики. Коллекция фантиков»; «Шишкин лес. Чердак историй. Пуговицы». Чтение художественной литературы: Л. Улицкая «Сто пуговиц», Е. Каликинская «Парад пуговиц»; А. Лобель «Пуговица»; Э Литвин «Котик Петенька и его четыре пуговки», «Приключения Плюша и Пуговки»; Л. Овалов «Медная пуговица»; Н. Дурова «Гусарская пуговица»; Е. Меджинская «Пуговки»; И. Роздобудько «Пуговицы»; В. Шварц «Сказка о художнике и царской пуговице»; М. Агапова «Пуговица на траве»; Т. Янушевич «Коробка с пуговицами»; А. Антропова «Волшебная пуговица Тутси-Там»; И. Михайлова «Пуговка и самолёт»; Г. П. Шалаева «Потерянная пуговица». Пословицы, поговорки и загадки по теме. Рисование «Придумай и нарисуй свою пуговицу»; «Они такие разные». «Моя пуговица» «Раскрасим пуговицу», Лепка: «Сказочная пуговица». Конструирование: «Бусы из пуговиц»; «Браслет из пуговиц»; «Гусеница»; «Пирамидка» (одевание пуговиц на зубочистку); Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина. Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений Прослушивание песен: «Пуговка» (исполняет В. Юрков); «Коричневая пуговка» (слова Е.Долматовского, музыка В. Селивёрстова); «Все пуговки» (слова Н. Олейникова, музыка В. Москвина); «Жужа-сыщик и пуговичка-непоседа» (А. Коротич, В. Савинов); «Пуговка» (инструментальная музыка, исполняет Т. Милоянин). Дидактические игры: «Найди пару»; «Подбери по цвету»; «Откуда я?» (классификация пуговиц по профессиям); «Найди такие же пуговицы» (по форме, величине); «Найди лишнюю пуговицу»; «Найди по описанию». «Выложи клумбу»; «Подбери пуговицу матрёшке»; «На что похожа пуговица»; «Чудесный мешочек»; «Сосчитай-ка». «На что похожа пуговица?», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно», «Прямой, обратный счёт». «У кого больше пуговиц на одежде» Словесные игры: «Какая пуговица?»; «У кого какая пуговица»; «Подбери и расскажи»; «Опиши пуговицу»; «Какая пуговица исчезла»; «У кого больше пуговиц на одежде»; «В какой руке пуговица?». игровые ситуации: «Угадай откуда пуговицы», «Помоги товарищу застегнуть пуговицу» Пальчиковые игры: «С пальца на палец»; «Пуговичная мозаика» (выкладывание мозаики по образцу и по самостоятельному замыслу); «Продолжи цепочку»; «Сосчитай на ощупь»; «Забавная змейка» (шнуровка); «Выложи узор» (цветок, цифру, букву). Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»; «Ателье»; Игры - эстафеты: «Кто больше перенесёт пуговиц»; «Попади пуговкой в цель». Подвижные игры: «Метание пуговиц»; «Выдуй пуговицу из игрового поля» (через соломинку); «Пуговка не убегай»; «Иголка с ниткой и пуговица»; «Прокати пуговицу». Босохождение по ковру из пуговиц в рамках режима дня. | Работа по проекту с родителями: Консультирование родителей по теме проекта. Подбор литературы Подбор материала для альбомов «Пословицы, поговорки и афоризмы про пуговицы», Сбор материала для презентации «Её величество, Пуговица» (с фотографиями детей) Подготовка фотовыставки. Сбор иллюстративного материала по теме. | Беседа с родителями о важности данной темы. Консультация для родителей «Игры с пуговицами», «Как можно дать вторую жизнь пуговицам» «История пуговицы», «Играем с пуговицами и развиваемся», «Развивающие игры с пуговицами», «Что можно сделать из пуговиц». Рекомендация для родителей Просмотреть с детьми дома передачу из серии «Шишкин лес» «Чердак историй. Пуговица» Прочитать детям: К. Матюшина «Пуговичное королевство», «Другая сторона пуговицы», «Волшебная пуговица». Посетить с целью ознакомления магазин тканей и фурнитуры. Маленькие коллекции необычных пуговиц. Привлечение родителей к изготовлению поделок из пуговиц. Придумывание и написание сказок о пуговицах. |
Итоговый (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новыми знаниями или опытом) | Итоговое НОД по проекту: Оформление презентации «Её величество, Пуговица» (с фотографиями детей). Викторина: «Что мы знаем о пуговицах». Выставка детских рисунков «Пуговица» и изготовление альбома. Анализ проведения работы, обобщение опыта. | Обработка результатов по реализации проекта. Выставка совместных работ детей и родителей «Вот так чудо-пуговица!». Создание коллекции необычных пуговиц. Работа по проекту с родителями: Консультирование родителей по теме проекта. Подбор материала для альбома «Загадки, пословицы, поговорки» Сбор материала для презентации «Её величество, Пуговица» (с фотографиями детей) | Представление мини-музея пуговиц. Создание коллекции необычных пуговиц Выставка совместных с родителями поделок из пуговиц. (панно, украшения для кухни, коврик для профилактики плоскостопия) |
План мероприятий
№п/п | Содержание работы | сроки |
1. | Беседы: «Знакомство с самыми первыми пуговицами, их материалами»; «История пуговицы»; «Волшебная пуговица»; На что похожа пуговка»; «Для чего нужны пуговицы»; «Почему надо застегивать пуговицы на одежде?», «Чем опасны пуговицы?». Презентация «Волшебные пуговицы и её история»; составления рассказа с детьми | ноябрь-декабрь 2023г., январь-март 2024г. |
2. | Физкультурно-оздоровительная деятельность Игры - эстафеты: «Кто больше перенесёт пуговиц»; «Попади пуговкой в цель». Подвижные игры: «Метание пуговиц»; «Выдуй пуговицу из игрового поля» (через соломинку); «Пуговка не убегай»; «Иголка с ниткой и пуговица»; «Прокати пуговицу». | ноябрь-декабрь 2023г., январь-март 2024г. |
3. | Прослушивание песен: «Пуговка» (исполняет В. Юрков); «Коричневая пуговка» (слова Е. Долматовского, музыка В. Селивёрстова); «Все пуговки» (слова Н. Олейникова, музыка В. Москвина); «Жужа-сыщик и пуговичка-непоседа» (А. Коротич, В . Савинов); «Пуговка» (инструментальная музыка, исполняет Т. Милоянин). | ноябрь-декабрь 2023г., январь-март 2024г. |
4. | Просмотр мультфильмов и развивающих передач по теме: «Смешарики. Коллекция фантиков»; «Шишкин лес. Чердак историй. Пуговицы». | ноябрь - декабрь 2023г январь–март 2024г. |
5. | Чтение художественной литературы: Л.Улицкая «Сто пуговиц»; Е. Каликинская «Парад пуговиц»; А. Лобель «Пуговица»; Э Литвин «Котик Петенька и его четыре пуговки», «Приключения Плюша и Пуговки»; Л. Овалов «Медная пуговица»; Н. Дурова «Гусарская пуговица»; Е. Меджинская «Пуговки»; И. Роздобудько «Пуговицы»; В. Шварц «Сказка о художнике и царской пуговице»; М. Агапова «Пуговица на траве»; Т. Янушевич «Коробка с пуговицами»; А. Антропова «Волшебная пуговица Тутси-Там»; И. Михайлова «Пуговка и самолёт»; Г. П Шалаева «Потерянная пуговица». | ноябрь - декабрь 2023г, январь – март 2024г, |
6. | Пальчиковые игры: «С пальца на палец»; «Пуговичная мозаика» (выкладывание мозаики по образцу и по самостоятельному замыслу); «Продолжи цепочку»; «Сосчитай на ощупь»; «Забавная змейка» (шнуровка); «Выложи узор» (цветок, цифру, букву). | ноябрь – декабрь 2023г январь-март 2024г. |
7. | Экспериментально-исследовательская деятельность: рассматривание пуговиц под лупой, микроскопом; знакомство с качествами и свойствами материалов из которых сделаны пуговицы; сравнение по величине, форме, цвет; опыты с пуговицами «Тонет- не тонет», «Притянет ли магнитом», измерение, сравнение. | ноябрь - декабрь 2023г, январь – март 2024г |
8. | Моделирование ситуации помощи, безопасного поведения при выходе на улицу и др. Босохождение по ковру из пуговиц в рамках режима дня. | ноябрь – декабрь 2023г январь-март 2024г. |
9. | Рисование: «Придумай и нарисуй свою пуговицу»; «Они такие разные». «Моя пуговица» «Раскрасим пуговицу», | ноябрь – декабрь 2023г январь-март 2024г. |
10 | Разучивание поговорок, пословиц, образных выражений про пуговицу. | ноябрь – декабрь 2023г январь-март 2024г. |
11. | Лепка: «Сказочная пуговица». Конструирование: «Бусы из пуговиц»; «Браслет из пуговиц»; «Гусеница»; «Пирамидка» (одевание пуговиц на зубочистку); Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина. Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений | ноябрь – декабрь 2023г январь-март 2024г |
12. | Дидактические игры: «Найди пару»; «Подбери по цвету»; «Откуда я?» (классификация пуговиц по профессиям); «Найди такие же пуговицы» (по форме, величине); «Найди лишнюю пуговицу»; «Найди по описанию». «Выложи клумбу»; «Подбери пуговицу матрёшке»; «На что похожа пуговица»; «Чудесный мешочек»; «Сосчитай-ка». «На что похожа пуговица?», «Составь картинку», «Подбери правильно», «Прямой, обратный счёт». «У кого больше пуговиц на одежде» | ноябрь – декабрь 2023г январь-март 2024г. |
13. | Словесные игры: «Какая пуговица?»; «У кого какая пуговица»; «Подбери и расскажи»; «Опиши пуговицу»; «Какая пуговица исчезла»; «У кого больше пуговиц на одежде»; «В какой руке пуговица?». игровые ситуации: «Угадай откуда пуговицы», «Помоги товарищу застегнуть пуговицу» | ноябрь – декабрь 2023г январь-март 2024г. |
14. | Выставка совместных работ детей и родителей «Вот так чудо-пуговица!». | 20.03- 24. 03 2024 г |
15. | Оформление мини- музея «Веселая пуговка» Создание коллекции необычных пуговиц. | март 2024г |
16.
| Оформление презентации (с фотографиями детей). | март 2024г |
17. | Итоговое мероприятие по проекту | 23.03.2024г |
18. | Консультации для родителей: «Игры с пуговицами», «Как можно дать вторую жизнь пуговицам» «История пуговицы», «Играем с пуговицами и развиваемся», «Развивающие игры с пуговицами», «Что можно сделать из пуговиц» | ноябрь - декабрь 2023г, январь – март 2024г |
Используемая литература и Интернет ресурсы:
1. Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Михайлова З. А., Кларина Л. М., Серова З. А. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2.Пономарёва Л.С «Экспериментальная работа в детском саду» Мозырь «Содействие»,2008
3.Иванова А.И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва Творческий центр, 2005
4. Наш мир. «Всё обо всём». Москва АСТ «Астрель» Фрэндон ДЖ. 2010
7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.
8. О. В. Дыбина «Игры – путешествия в прошлое предметов». – М., 2001.
9. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2005 г.
10. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ваше Величество Пуговица"
Краткосрочный проект в младшей группе "Ваше Величество Пуговица" Познавательный, творческий и увлекательный....
Краткосрочный проект «Её Величество Пуговица»
Краткосрочный проект «Её Величество Пуговица»...

Дидактические игры с пуговицами. Мозаика из пуговиц.
Развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста можно в игровой форме, используя разнообразный нетрадиционный материал. Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенс...

Краткосрочный проект «Её Величество Пуговица».
Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жал...

Проект "Её величество, пуговица"
Эпиграф проекта: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недо...