Проект "Эта удивительная соль"
проект (средняя группа)
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»
Л. С. Выготский.
Проблема: Соль - незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем.
Актуальность: Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.54 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130
ПРОЕКТ
на тему:
«Эта удивительная соль»
Руководители: Пилипенко С. В. воспитатель группы № 6 |
г. Калининград, 2022
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта | «Эта удивительная соль» |
Вид проекта | познавательно-творческий |
Разработчик Проекта | Пилипенко С. В. воспитатель группы № 6 |
Основные исполнители Проекта (участники Проекта) | воспитатель, дети, родители. |
Место реализации Проекта | г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130 |
Цель Проекта | : Со Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. |
Основные задачи Проекта | Формировать умение дошкольников сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи; содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей; способствовать развитию логического мышления детей, интереса и внимания к явлениям неживой природы, творческих способностей, воображения, любознательности; способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования; создать условия для приобщения родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома; воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом. |
Гипотеза проекта | Соль - полезное ископаемое, незаменимый продукт питания. НО! Зачем же нужна соль? Где же ее берут? И так ли она необходима для человека? |
Ожидаемые результаты реализации Проекта (польза проекта) | 1. Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, используют разные методы для получения информации. 2. У детей появляется интерес к исследованию окружающего мира. 3. Обогащается опыт детей проводить опытно – экспериментальную деятельность. 4. У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования. |
Критерии эффективности проекта | Сформировать у детей и родителей устойчивый интерес к истории появления соли и ее значении в жизни человека; развить у детей и родителей интерес к совместной экспериментальной деятельности; повышать интерес родителей к участию в совместных с детьми мероприятиях. |
Основные принципы Проекта | Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета). Принцип «спирали», когда ребёнок возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования). Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире. |
Нормативно-правовая база проекта | Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования |
Обеспечение проекта: материально-техническое | Проектор, компьютер, колонки, выход в «Интернет», принтер, бумага. |
Воспитатель средней группы № 6 С. В. Пилипенко
Разработку проекта «Эта удивительная соль»
с 01.10.2022 – 27.03.2023 г. подтверждаю:
Заместитель заведующего по ВМР Н. Н. Лосицкая
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130 В. Г. Александрова
Проект «Эта удивительная соль».
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»
Л. С. Выготский.
Проблема: Соль - незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем.
Актуальность: Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.
Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.
Реализация эксперимента показывает, что дети дошкольного возраста усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого. Внедрение естественнонаучного наблюдения и исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов личностного развития детей.
Тема исследовательского проекта возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.
Эпиграф проекта: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский
Гипотеза проекта: Соль - полезное ископаемое, незаменимый продукт питания. НО! Зачем же нужна соль? Где же ее берут? И так ли она необходима для человека?
Тип проекта: познавательно -исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: воспитатели, дети средней группы №6, родители.
Методы исследования:
Наблюдения и беседы; работа с родителями; изучение литературных источников по теме «Удивительная соль», дидактические игры, чтение художественной литературы.
Формы реализации проекта:
• непосредственно образовательная деятельность на тему «Удивительная соль»;
• совместная деятельность родителей и детей - чтение и рассматривание иллюстраций в книгах на тему;
• беседа с детьми по теме:
• игры;
• консультации родителям
Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи проекта: Формировать умение дошкольников сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи;
содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей;
способствовать развитию логического мышления детей, интереса и внимания к явлениям неживой природы, творческих способностей, воображения, любознательности;
способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования;
создать условия для приобщения родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома; воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом.
Направленность проекта: формирование у ребенка бережного отношения к окружающему миру, воспитание гуманных чувств.
Основные принципы реализации:
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);
• принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в ходе наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, во время проведения опытов и экспериментов (при этом не только расширяется круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования);
• интеграция образовательных областей, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире;
• рациональное сочетание разных видов детской деятельности;
• сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
Методы и приемы реализации проекта:
• анализ познавательной литературы;
• опытно-экспериментальная деятельность;
• исследовательская деятельность;
• наблюдения;
• творческая деятельность;
• игровая деятельность.
Реализация проекта.
Реализация проекта.
Этапы проекта | Действия детей | Действия воспитателей | Действия членов семьи |
Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов продуктов проекта) ноябрь | Вхождение в проблему Принятие задач Учатся самостоятельно задавать вопросы Выдвижение гипотезы Формулировка темы Планирование своей работы | Подобрать методическую и художественную литературу по теме: «Удивительная соль» Подобрать иллюстрации и дидактические игры. Составить перспективный план мероприятий. Оснащение предметно-развивающей среды. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, литературы по данной теме для чтения и бесед. | Анкетирование Родителей. Проведение индивидуальных консультаций. |
Формирующий (непосредственная деятельность по проекту). Ноябрь- март | Беседы: «Что мы знаем про соль?», «Интересные факты из истории про соль», «Соль и ее качества», «Соль - друг или враг для организма человека», «Соль в народном творчестве», «Добыча соли в России», «Разновидность соли», «Применение соли»; составления рассказа с детьми «Как мама использует соль», «А ты любишь соль?» Дидактические игры «Выбери правильное слово», «Варим борщ», «Для чего нужна соль», «Какая соль» Наблюдения дома и на прогулке: «Как мама использует соль», «Снег похож на соль», Чтение художественной литературы : удивительные истории о соли «Белое золото земли», «Соль» (русская народная сказка), «Соль и золото» (словацкая народная сказка), «Соль в кушанье» (румынская народная сказка), «Хлеб, вино и соль» (итальянская сказка), «Соль дороже золота» (словацкая сказка), «История в стихах о том, как дети и взрослые были исследователями» С.В Ушакова, Бианки В.В. «Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать», Прослушивание песни про соль из мультфильма «Незнайка на луне», просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали», «Как казаки соль покупали». Игровые упражнения с мешочками, наполненными солью: «Попади в цель», «Пройди и не урони», опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли», рисование акварелью + соль: (по готовым силуэтам с помощью густого клея) «Паутина и Паучок», «Ёлочка», «Зимний пейзаж»; аппликация «Засолим огурцы и помидорки на зиму», разучивание поговорок, пословиц, образных выражений про соль | Работа по проекту с родителями: Консультирование родителей по теме проекта. Подбор литературы для книжной выставки «Удивительная соль» Подбор материала для альбомов «Пословицы, поговорки и афоризмы про соль», «Удивительные рисунки цветной солью», «Интересные сведения и факты о соли» Сбор материала для презентации «Эта удивительная соль» (с фотографиями детей) | Оформление книжной выставки «Сказка о соли» Консультации на тему: «История соли», «Вред и польза соли» рекомендации «Лепка из соленого теста», «Рисуем солью». Наблюдения дома и на прогулке: «Как мама использует соль», «Снег похож на соль». |
Итоговый (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новыми знаниями или опытом) март | Итоговое НОД по проекту: «Эта удивительная соль»; Картотека опытов и экспериментов «Полезное ископаемое – соль», Создание альбомов «Пословицы, поговорки и афоризмы про соль» «Удивительные рисунки цветной солью», «Интересные сведения и факты о соли» Родители вместе с детьми изготовить книжки – малышки про соль, в которых будут загадки, пословицы, поговорки Оформление презентации «Эта удивительная соль» (с фотографиями детей). | Работа по проекту с родителями: Консультирование родителей по теме проекта. Подбор литературы для книжной выставки «Сказки о соли» Подбор материала для альбома «Загадки, пословицы, поговорки» Сбор материала для презентации «Эта удивительная соль» (с фотографиями добрых дел детей) | Оформление книжной выставки «Удивительная соль» Родители вместе с детьми изготовят книжки – малышки про соль, в которых будут загадки, пословицы, поговорки |
План мероприятий
№п/п | Содержание работы | сроки |
1. | Беседы: «Что мы знаем про соль?», «Интересные факты из истории про соль», «Соль и ее качества», «Соль - друг или враг для организма человека», «Соль в народном творчестве», «Добыча соли в России», «Разновидность соли», «Применение соли»; составления рассказа с детьми «Как мама использует соль», «А ты любишь соль?» | ноябрь-декабрь 2022г., январь-март 2023г. |
2. | Физкультурно-оздоровительная деятельность Игровые упражнения с мешочками, наполненными солью: «Попади в цель», «Пройди и не урони». | ноябрь-декабрь 2022г., январь-март 2023г. |
3. | Прослушивание песни про соль из мультфильма «Незнайка на луне» | ноябрь 2022г. |
4. | Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали», «Как казаки соль покупали». | ноябрь - декабрь 2022 г январь–март 2023г. |
5. | Чтение художественной литературы : удивительные истории о соли «Белое золото земли», «Соль» (русская народная сказка), «Соль и золото» (словацкая народная сказка), «Соль в кушанье» (румынская народная сказка), «Хлеб, вино и соль» (итальянская сказка), «Соль дороже золота» (словацкая сказка), «История в стихах о том, как дети и взрослые были исследователями» С.В Ушакова, Бианки В.В. «Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать», | ноябрь - декабрь 2022 г, январь – март 2023г, |
6. | Беседы с детьми на тему «Что же такое соль?», «Интересные факты из истории про соль», «Соль и ее качества», «Соль - друг или враг для организма человека», «Соль в народном творчестве», «Добыча соли в России», «Разновидность соли», «Применение соли»; | ноябрь – декабрь 2022г январь-март 2023г. |
7. | Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли» | ноябрь - декабрь 2022 г, январь – март 2023г |
8. | Наблюдения дома и на прогулке и составления рассказа с детьми «Как мама использует соль», «А ты любишь соль?», «Снег похож на соль» | ноябрь – декабрь 2022г январь-март 2023г. |
9. | Рисование акварелью + соль: (по готовым силуэтам с помощью густого клея) «Паутина и Паучок», «Ёлочка», «Зимний пейзаж» | ноябрь – декабрь 2022г январь-март 2023г. |
10 | Разучивание поговорок, пословиц, образных выражений про соль. | ноябрь – декабрь 2022г январь-март 2023г. |
11. | Аппликация «Засолим огурцы и помидорки на зиму», | Ноябрь 2022г |
12. | Дидактические игры «Выбери правильное слово», «Варим борщ», «Для чего нужна соль», «Какая соль» | ноябрь – декабрь 2022г январь-март 2023г. |
13. | Оформление книжной выставки «Сказка о соли» | 20.03- 24. 03 2023 г |
14. | Оформление альбомов «Пословицы, поговорки и афоризмы про соль», «Удивительные рисунки цветной солью», «Интересные сведения и факты о соли» | март 2023г |
15.
| Оформление презентации «Удивительная соль» (с фотографиями детей). | март 2023г |
16. | Итоговое мероприятие по проекту «Эта удивительная соль». | 23.03.2023г |
17 | Консультации для родителей | ноябрь - декабрь 2022 г, январь – март 2023г |
Ожидаемые результаты:
1. Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, используют разные методы для получения информации.
2. У детей появляется интерес к исследованию окружающего мира, повысится познавательный интерес.
3. Обогащается опыт детей проводить опытно – экспериментальную деятельность.
4. У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.
5. Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
Список литературы:
1.Воробей И. С «Ознакомление с окружающим через познавательно – практическую деятельность в группе «Фантазёры» Мозырь ООО ИД «Белый Ветер»,2004
2.Пономарёва Л.С «Экспериментальная работа в детском саду» Мозырь «Содействие»,2008
3.Иванова А.И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва Творческий центр, 2005
4. Наш мир. «Всё обо всём». Москва АСТ «Астрель» Фрэндон ДЖ. 2010
5. Почемучка Москва «Педагогика» Дитрих А. 1987
6. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург,2007 г.
7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.
8. Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.
9. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2005 г.
10. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Это удивительная соль"
Проект преднозначен для детей подготовительной группы....

Исследовательский проект "Эта удивительная соль"
Исследовательская, поисковая деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из...
Проект "Удивительная соль"
Название проекта Удивительная сольВозраст детей Старший дошкольный возраст 6-7 летТип проекта...

Проект воспитанников подготовительной к школе группы "Эта удивительная соль"
Исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста с целью обогащения знаний о свойствах привычного им вещества - соль....

Эта удивительная соль
Современная наука стремится познать новое, заглянуть за пределы Вселенной, разгадать тайны мира. Но, за великими целями забывается то, что находится рядом, без чего мы не можем обойтись, и используем...