Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребенка: восприятие, мышление, память, чувства, желания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Речь детей раннего возраста"
В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если бы малыш говорил только по подражанию, он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью нужна языковая способность ребенка.
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики: изменяет слова, строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики. Указывая на существование у ребенка определенного чувства языка, К.И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы у взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний « лингвист».
В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются, прежде всего, в постепенности процесса. Условно можно отметить несколько этапов в процессе овладения речью. На первоначальном, подготовительном этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела-коры головного мозга и периферического –органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении.
Следующий этап-развитие понимания речи и на основе этого появление первых осмысленных слов. Далее с приобретением достаточного количества словарного запаса происходит переход к использованию фразовой речи.
Последний этап – наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое ее оформление, четкое и внятное произнесение звуков и слов.
Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности.
Формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.
Ранний возраст – это возрастной период от рождения до 2 лет.
На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является основным регулятором деятельности организма. Начиная с первого года жизни ребенок
быстро развивается, изменяется его внутренняя структура.
Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью, т.к. возможность ее возникновения и дальнейшее развитие зависят, прежде всего, от состояния слуха. Слыша речь окружающих малыш начинает сначала прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым.
Одновременно с развитием слуха у ребенка появляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2-3 месяца появляется гуление, а в 3-4 лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу году-слова. Первые взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на основе эмоционального общения.
Активному произнесению слов предшествует развитие понимания речи. В процессе раннего речевого развития ребенок осознает слова не как единицу языка, служащую для обозначения предмета, качества, свойства, т.е. несущую смысловую нагрузку; в слове он улавливает лишь его ритмическую структуру и реагирует, как правило, адекватно на разные слова, если они близки по звуковому оформлению.
В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков.
Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от двух- трех слов до 15-20. Чаще дети пользуются упрощенными словами или словами с открытыми слогами.
Ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого. Малыш улыбается, произносит звуки, если взрослый говорит доброжелательным тоном, и кричит, если взрослый сердиться. Итак, первый год жизни ребенка является, как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение; развивается понимание речи; в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов - и с помощью речи .
На втором году жизни резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова.
Это в большинстве случаев связанно с определенной ситуацией, вызывающей у него радость, удивление. Однако до 1,5 лет слова, произносимые ребенком не всегда еще отражают реальное название предмета.
До 1,5 лет фразовая речь у детей отсутствует при наличии соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово - предложение. Такие слова – предложения в зависимости от ситуации могут выражать разное значение, и появляются они у детей в 1 год и 3 месяца – 1,8.
Со второй половины второго года ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями, а в год и 10 употребляет 2-4 словные предложения, но слова в таких предложениях еще грамматически не связанны между собой.
Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речи. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигнет определенного количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Количество слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100-300 слов.
К двум годам некоторые дети осваивают некоторые грамматические категории: согласование сущ. с глаг., изменение сущ. по падежам. Однако предлоги и союзы еще отсутствуют.
На этом возрастном этапе у ребенка еще недостаточно окрепший голосовой аппарат, речевой выдох очень слабый, в результате чего голос недостаточно громкий. Дети уже в состоянии менять интонацию голоса, например, выражать свою просьбу требовательным тоном.
Итак, для двухлетнего ребенка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова. У некоторых детей как индивидуальная особенность речи отмечаются слабый, тихий голос, невнятное произношение слов, простых в звуковом отношении. К концу второго года речь малыша хоть и становиться основным средством общения, однако еще далека от совершенства.
Потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами. Возрастает понимание ребенком речи.
Малыш понимает, когда говорят не только о том, что совершилось в его присутствии сиюминутно, но и о том, что должно произойти. Судят об уровне понимания ребенком речи и по действиям, которые он выполняет по заданию взрослых, и по его высказываниям.
Словарный запас к концу года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. В речи ребенка 3-го года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий.
В качественном отношении словарь детей с возрастом становится все более неравнозначным. Это зависит не только от условий воспитания, но и от местности, где проживает ребенок и других факторов.
На 3-ем году жизни ребенок способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, назвать действия, но развернутые фразы, как правило, еще не строит. В грамматическом отношении речь ребенка еще далеко не всегда правильна. Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными. К концу года ребенок овладевает речью, в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит пока ситуативный характер.
На 3-ем году жизни ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы о прочитанном. Однако содержание произведения должно быть близко жизненному опыту малыша.
На данном возрастном этапе ребенку становиться доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ. Несмотря на все достижения в развитии речи, дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего их речь в целом не всегда понятна окружающим.
На 3-ем году жизни ребенка, хотя подвижность артикуляционного аппарата значительно повышается, его произношение все еще далеко от нормы.
Дети этого возраста имеют укороченный слабый выдох (1,5-2сек.), многие говорят недостаточно громко. Большинство детей вслед за взрослыми неплохо воспроизводят различные интонации, верно пользуются в своей речи. Однако голосовой аппарат еще недостаточно окреп. Малыш не всегда умеет правильно им пользоваться, не умеет говорить шепотом, когда этого требует обстановка. У ребенка еще недостаточно устойчиво внимание к речи взрослых, он может часто отвлекаться.
Итак, к трем годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом.
На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря.
Таким образом, в раннем возрасте с развитием речи развиваются психические процессы. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. К 3 годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым.
Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Рассмотрим каждую задачу.
Обогащение словаря осуществляется за счет расширения кругозора: походы в парк, лес, зоопарк, кино и цирк, чтение книг, отгадывание и загадывание загадок, наблюдения в природе и за трудом взрослых.
Дети двухлетнего возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 с лишним слов. Важно, чтобы в речи ребенка не было жаргонных и усеченных слов (велик, телик).
Под формированием грамматически правильной речи имеется в виду согласование слов в предложении, изменение слов по падежам, числам, временам.
Ребенок может неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно изменять окончания по аналогии с другими предметами (есть ложком, копать лопатом, много карандашов).
Эти явления должны исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на окончание слов, согласование, тактично исправляют ошибки своих детей.
Что качается развития связной речи, то первые фразы в норме появляются к полутора – двум годам. Для того чтобы речь была достаточно развитой, взрослые должны:
- учить детей составлять описательный рассказ, называя характерные признаки предмета (по образцу);
- учить составлять простые предложения по картинке;
- учить пересказывать знакомые сказки, рассказы;
- заучивать с детьми простые стихотворения;
- вести диалог – беседовать с родителями и другими взрослыми, задавать вопросы и отвечать на них.
В ходе ознакомления с художественной литературой родителям необходимо читать как можно больше русских народных сказок, сказок советских и современных писателей, обязательно после прочтения задавать вопросы по тексту, пусть ребенок на них ответит.
Самое главное: ребенок должен слышать фонетически правильную речь от окружающих и, сравнивая со своей, пытаться исправить несоответствия.
Развитию речи в ясельном и младшем возрасте поможет развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому необходимо учить детей пользоваться ложкой, одеваться, застегивать пуговицы, молнии, складывать паззлы и мозаики, шнуровать ботинки и выполнять другие действия на развитие координации мышц рук и зрительного контроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/26/picture-746761-1606356364.jpg)
Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: Упрямство детей раннего возраста
В консультации размещён материал для родителей по" Упрямство детей раннего возраста"....
Консультация для родителей детей раннего возраста «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»
Консультация для родителей детей раннего возраста «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/01/picture-1312393-1622544470.jpg)
Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/15/picture-1290017-1615792274.jpg)
Консультация для родителей детей раннего возраста "Чем опасны гаджеты для детей раннего возраста"
Кратко о том как влияют компьютеры, смартфоны, планшеты....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/08/picture-723033-1528482556.jpg)
Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Какие игрушки необходимы детям раннего возраста»
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои люби...
Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»
Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развитию ребенка потому как...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/06/picture-1529651-1722960127.jpg)
Консультация для родителей детей раннего возраста "Развитие речи у детей раннего возраста"
Консультация для родителей детей раннего возраста "Развитие речи у детей раннего возраста"...