Театрально-игровая технология
методическая разработка

Семенова Анна  Алексеевна

Цель применения театрально-игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрально-игровая  технология в Доу

 

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям.

Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей, эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи — важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста от непроизвольной эмоциональной: у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: разнообразие и содержательность тематики соответствующая данному возрасту; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса; формирование интереса, к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей с взрослыми.

 Цель применения театрально-игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. 

Принципы проведения театрализованной деятельности:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

Формы работы с детьми:

• игра

• импровизация

• инсценировки и драматизации

• объяснение

• чтение воспитателя

• беседы

• просмотр видеофильмов

• разучивание произведений устного народного творчества

• обсуждение

• словесные, настольные и подвижные игры.

• пантомимические этюды и упражнения

• разыгрывание знакомых сказок, небольших занимательных сценок

• изготовление атрибутов к сказкам

 

Этапы  применения театрально-игровой технологии:

 1 этап -  Создание развивающей среды: подбор материала, игр, игрушек, театральных атрибутов и т.п. Подбор художественной литературы, источников информации

2 этап - Проведение познавательных бесед и занятий, игр - драматизаций, театрализованных игр и упражнений по формированию выразительности исполнения.

3 этап - Самостоятельная театральная деятельность, участие в спектаклях, развлечениях, досугах.        

На современном этапе театрально-игровые технологии могут быть использованы:

      для освоения темы или содержания изучаемого материала;

      в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

      как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя:

                               просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

                               игры-драматизации;

                               разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

                               упражнения по формированию выразительности исполнения;

                               упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

В результате применения  данной технологии уровень творческой самостоятельности у детей значительно вырос, что говорит об эффективности проводимой работы.

Развивается социальная активность детей, самостоятельность, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций. Подводя итоги, нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе ролей. Накопленный практический материал помогает в увлекательной форме проводить утренники, досуги, развлечения. Целенаправленная организация восприятия интерактивных методов театра детьми дошкольного возраста и их собственная театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на психическое развитие детей этого возраста, и прежде всего – на развитие творческих способностей.

Таким образом, представленная технология является средством развития творческих способностей, предполагающих особое внимание и к личности ребенка, и к его музыкально-театральным интересам, а также к дальнейшему развитию.

 

 Воспитатель ставит перед собой основные задачи:

1.   Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр).

2.  Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

 

Важной задачей воспитателя является постепенное расширение игрового опыта детей за счет освоения разновидности игры-драматизации. Это достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.

   Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

  Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей   основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

  Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

   Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").

    Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").

      Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").

   Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").

  Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").

   Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры "для себя" к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные ("параллельные") роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого "типичного" образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

Используемая литература:

Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений .--М.:ТЦ "Сфера", 2001.-c.9-16,76-121

 

https://attestation-starostinavt-lubmdou91.edumsko.ru/media/group/48234