Проект "Расскажем детям о войне"
проект (подготовительная группа)

Граецкая Юлия Сергеевна
Проект для детей дошкольного возраста подготовительной группы. Посвящен 80 летию Великой Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_80_let_pobedy_2_gruppa.docx542.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно — эстетическому развитию детей № 10 «Улыбка»

80_pobeda1

«Расскажем детям о войне.

80 лет Великой Победе»

Проект

в подготовительной группе № 2

                                                 Авторы-составители:

                                                                   воспитатели Граецкая Ю.С.

                                                                                              Омельченко Г.Н.

г. Курчатов, 2025 год

Гордиться славою своих предков

                                                              Не только можно, но и должно.

А.С. Пушкин

Введение

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.

Информационная карта проекта

Организация:Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно — эстетическому развитию детей № 10 «Улыбка»

 Адрес: Курская область, г. Курчатов, ул. Мира 10

Состав проектной группы: воспитатели,музыкальный руководитель; дети и родители подготовительной группы детского сада.

Тип проекта:

  • По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческо-исследовательский.
  • По числу участников проекта: групповой.
  • По времени проведения: среднесрочный (январь 2025 – май 2025).
  • По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
  • По виду деятельности: познавательно-творческий.

Актуальность: Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим родной край  в тяжелые годы.

«Патриот» в переводе с греческого означает «земляк», «соотечественник». В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение слову «патриот»: любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.

Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?

Проблема: Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Знакомя детей с подвигом советского народа, наших земляков - крымчан в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.

В преддверии празднования 80-летнего  юбилея Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал что, дети и их родители имеют небольшой запас знаний о хронологии Великой Отечественной Войны и ее героях. Дети не имеют представлений о причинах возникновения праздника.

Гипотеза: Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.

В основу проекта легли следующие принципы:

  1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
  2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
  3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
  4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, музеем боевой славы, сочетание разных видов деятельности.
  5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, о вкладе жителей Курской области в победу нашего Отечества.

Задачи проекта:

  1. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет в хронологической последовательности.
  2. Рассказать детям об участниках Великой Отечественной войны, воспитать патриотизм, гордость за свой народ, за своих родных; воспитывать любовь к родному городу,области, России.
  3. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа и значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
  4. Воспитать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину
  5. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.

Ожидаемый результат:

  • Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
  • Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
  • Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
  • Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.

Организация работы над проектом.

  1. Деятельность педагогов.
  • Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по основным историческим событиям ВОВ.
  • Проведение тематической ООД, организация выставок.
  • Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы.
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о ВОВ.
  • Встречи с ветеранами ВОВ и их потомками, индивидуальные и коллективные беседы о ВОВ.
  • Слушание песен военно-патриотической тематики.
  • Тематическое содержание книжного уголка.
  • Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Галерея памяти», «Бессмертный полк».
  • Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
  • Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".
  1. Деятельность детей.
  • Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
  • Самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
  • Заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
  • Исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок.
  1. Деятельность родителей.
  • Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе детского сада (тематическая ООД, праздники, досуги, экскурсии (библиотека, музей, к памятнику неизвестному солдату)
  • Изготовление Книги памяти «Чтобы помнили…», рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление поделок.
  • Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.

Предметно-развивающая среда:

  • Оформление уголка «Боевой славы».
  • Дидактические игры с патриотическим содержанием.
  • Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
  • Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
  • Подборка песен военных лет.
  • Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
  • Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.
  • Изготовление игронайзера и лэпбука по тематике проекта.

 

План работы:

Месяц

Формы и методы работы

Взаимодействие с родителями

Подготовительный этап

 

 

Январь

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сбор и анализ литературы по данной теме

2.Беседа с детьми «Что я знаю о войне?»

3.Чтение рассказа: «Таежный подарок».

4.Познавательная беседа: О Великой Отечественной войне.

5.Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней».

6.Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки».

Совместные поиски информации.

Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.

Основной этап

Февраль

1. Познавательное занятие: «Города-герои»

2.Рисование «С чего начинается Родина».

3.Речевое развитие «Мое отечество Россия», разучивание стихотворения о Родине, чтение худ. литературы.

4.Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе.

5.Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне.

 6.Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных лет.

7. Праздник, посвящённый Дню защитников Отечества

Помощь в создание коллекции медалей и орденов

Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ.

 

Март

 

  1. НОД «Слава и гордость воинам»
  2. Рисование «Наша армия родная», «Пограничник с собакой»,
  3. Аппликация «Тридцать три богатыря»,
  4. Лепка «Военная техника»,
  5. Речевое развитие: Рассказывание по картине «Богатыри», разучивание стихотворений
  6. Чтение А. Митяев «Почему Армия всем родная»
  7. Просмотр презентации «Боевая техника войны»
  8. Рассматривание альбомов
  9. Муз. развитие: Ф. Шуберт «Военный марш»

 

Апрель

  1. НОД «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны».
  2. Чтение из сборника рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»;
  3. Аппликация «Открытка с тюльпанами»
  4. Дидактическая игра «Ордена и медали»
  5. Лепка «Военные награды»
  6. Муз.развитие: разучивание песни «Солнечный круг» А.Александрова
  7. Рисование «Я рисую мир»
  8. Конкурс рисунков «Этих дней не смолкнет слава»

 

Конкурс на лучший рисунок, поделку к Дню Победы.

 

 

Заключительный этап

Май

 

  1. Музыкальный праздник, посвященный «Дню Победы»
  2. Конструирование: Макет ко дню победы
  3. Рисование «Мы едем на праздник с флагами и цветами», «Праздничный салют»

 

 

 

 

 

Содействие в организации экскурсии.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
  2. Великая Отечественная война. /http://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html
  3. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-- 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.
  4. Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
  5. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
  6. День Победы! (Тематические коллекции)http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
  7. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
  8. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671
  9. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.
  10. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
  11. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
  12. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138
  13. Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2007, №2.
  14. Т. Черединова. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание., №5, 2005г.
  15. Doshkolnik.ru, Solnet.ru
  16. М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Расскажем детям о войне» (посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

laquo;Не забывайте павших имена!Они служили миру и отчизнеНе ради славы, а во славу жизни!И побежденный ими враг – война!»Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской поз...

Детям о Войне. Значение игрушки в годы Великой Отечественной войны»

Цель:         ·        расширять знания воспитанников о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г, изучить знач...

Презентация на тему: " Великая отечественная война «Что рассказать детям о войне 1941-1945 гг» "

Презентация на тему: " Великая отечественная война «Что рассказать детям о войне 1941-1945 гг» "...

Как рассказать детям о войне? Список книг о войне для детей разного возраста

Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями необходимо уже с младшего дошкольного возраста. Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорит...

Как рассказать детям о войне? Список книг о войне для детей разного возраста

Детям, которые, к счастью, не узнали войны, сложно объяснить, как жилось в трудные времена их ровесникам. На помощь приходит литература. Книги для детей о войне также полны боли и слез, но в них есть ...