ДООП "Эрудит"
рабочая программа (средняя, старшая группа)

Бурковская Наталья Дмитриевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающия программа социально-педагогической направленности "Эрудит". Возрастная категория детей 4 - 6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_erudit.docx325.56 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\сканы\4 001.jpg

Содержание

 

 

Структура программы дополнительного образования

№ стр.

I.

Целевой раздел  

 

  1. Пояснительная записка

3

 

  1.  Цель и задачи Программы

5

 

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

5

 

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

6

 

 1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

7

II.

Содержательный раздел

 

2.1. Особенности возрастной группы

9

 

2.2.         Особенности         организации         образовательной деятельности

10

2.3. Планирование образовательной деятельности

 13

III.

 Организационный раздел

 

 

3.1.         Психолого-педагогические         условия         реализации

Программы

18

3.2. Материально-техническое обеспечение реализации

Программы

 18

 

3.3. Перечень литературных источников

18

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка 

       Современные дошкольники – это дети «нового времени», со своим своеобразным мышлением, мировосприятием, отношением к окружающим. Современные малыши довольно быстро на интуитивном уровне осваивают разнообразные технические штучки. В наше время каждый родитель желает, чтобы его ребенок был способен творчески мыслить, грамотно анализировать получаемую информацию, а также принимать правильные решения, соответствующие его возрасту. Чтобы достичь всего выше указанного, специалисты настоятельно рекомендуют использовать новые технологии, в частности использование сенсорного стола, с помощью которого происходит полноценное и всестороннее развитие детей. Его применение делает обучение разнообразным и интересным.

      Как показывает практика, обучение с помощью интерактивного стола вызывает большой интерес у детей и позволяет максимально повысить усвоение изучаемого материала. Согласно исследовательским данным, именно эти столы позволяют улучшить когнитивные, моторные и социальные навыки детей. Поэтому сегодня их используют очень часто в дошкольных учреждениях. Несмотря на это, у многих возникают сомнения относительно целесообразности использования подобной техники. Чтобы разобраться, для чего нужен интерактивный стол для дошкольников в подобных учреждениях, рассмотрим, как можно использовать интерактивное оборудование в учебно-воспитательном процессе

       Интерактивный стол представляет собой оборудование, предназначенное для использования в детских садах. Пользоваться устройством могут дети в возрасте от 3 лет. Управлять сенсорным столом легче, чем компьютером: нет мышки и клавиатуры – просто нажимай на экран.

       В ходе использования интерактивного стола дети играют индивидуально, в парах, подгруппой. Они работают, общаясь, развивая свои коммуникативные качества.

       Интерактивный стол позволяет эффективно вовлекать детей в процесс обучения. В игровой форме обучение детей происходит посредством развивающих игр с помощью звуковых эффектов, сопровождения красочного видеоряда, логических задачек и т. д. Он обладает большой рабочей поверхностью. Это очень удобно при совместной работе, когда необходимо принять какое-либо совместное решение, или наглядно показать какую-либо информацию.

       Стол несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, является ярким и наглядным, что делает его использование значимым для развития детей.

     В работе, с использованием интерактивного стола мы используем различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря этому, дети видят большие цветные изображения, которые самостоятельно передвигают. Ни какое другое оборудование не дает таких возможностей.

     Программное обеспечение включает серию интерактивных развивающих программ, нацеленных на организацию разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей.  

     Интерактивные развивающие программы включают в себя как простые игры-упражнения, так и более сложные. Это позволяет учитывать не только игровые потребности детей, но и использовать программы для обучающих занятий с ребятами разного уровня развития.

       Программы просты и удобны в использовании, работа с ними комфортна как для взрослых, так и для малышей, не требует специальной подготовки педагогов. Вовлечь детей в познавательную деятельность помогают интересные задания, анимация, весёлая музыка, ясные чёткие инструкции, крупные хорошо узнаваемые изображения.

     Кроме графических материалов есть звуковое сопровождение, голосовые инструкции, сигналы правильности выполнения заданий.

1.2. Цель и задачи Программы

         Цель: Развитие познавательной активности и предпосылок универсальных учебных действий в процессе занятий на интерактивном столе.

Задачи:   

  1. Познакомить детей с понятием компьютерная грамотность
  2. Развивать предпосылки универсальных учебных действий (УУД)
  3. Совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества и работы в команде.  

 

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа основывается на принципах:

  1. уважения к личности ребенка;
  2. построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам обучающийся становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
  3. содействия и сотрудничества дошкольников и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержки инициативы дошкольников в продуктивной творческой деятельности;

  1. сотрудничества ДОУ с семьей;
  2. принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
  3. обогащение (амплификация) детского развития;
  4. доступность изучаемого материала;
  5. систематичность, последовательность проведения занятий;

10) проблемно-ситуативный характер заданий.

 

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

В результате освоения программы кружка «Эрудит» дети получат целый комплекс знаний и приобретут определенные умения:  

  • будут знать названия и функции интерактивного стола;  
  • будут знать технику безопасности и правила поведения работы с ним;  
  • научатся воспринимать и анализировать информацию с экрана;  
  • научатся ставить цели и выбирать систему действий для достижения и оценивания результата своей работы.

У детей будут развиты предпосылки универсальных учебных действий (УУД):

  • удерживать внимание, слушая короткий текст;
  • выполнять инструкцию взрослого при работе на интерактивном столе;
  • отвечать на вопросы;
  • обсуждать со взрослым возникшую проблему;
  • исправлять свои ошибки;

- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.;

- уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других;

- уметь сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

- обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

- проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями.

        1.5. Педагогическая         диагностика         достижения         планируемых

результатов

Контроль результативности выполнения программы осуществляется в форме: 

  • педагогического наблюдения;
  • анализа выполнения творческих заданий.

Механизм оценивания образовательных результатов 

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по Программе проводятся: входная диагностика, текущий контроль, итоговый контроль. 

Входная диагностика – оценка уровня образовательных возможностей детей, проводится в начале обучения. Форма проведения: опрос. 

Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств детей; осуществляется в течение всего учебного года. Текущий контроль проводится в форме визуального контроля, опроса, практической работы. При этом учитываются следующие факторы: 

  1. Выполнение правил ТБ при работе на интерактивном столе.
  2. Качество выполненных работ:

а) аккуратность, 

б) соблюдение заданного алгоритма работы. 

Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения детьми Программы по завершению обучения, проводится в конце учебного года.

Форма контроля: опрос (викторина) по всему пройденному материалу.

Формы фиксации результатов:  

  • диагностическая карта оценки уровня образовательных возможностей учащихся (входная диагностика);
  • диагностическая         карта         уровня         освоения образовательной программы (итоговый контроль). 

Критерии оценки результатов: 

Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная при выполнении заданий и в играх: 

Высокий уровень – ребенок свободно выполняет задания, ориентируется в смыслообразующих звеньях информационного потока, выстраивает из них логическую цепочку, приводящую к умозаключениям, самостоятельной интерпретации. В мобильных играх проявляет мышление, быстроту реакции. 

Выше среднего – ребенок старательно выполняет задания, свободно действует с «тачпанелью». Делает умозаключения. В мобильных играх проявляет мышление, быстроту реакции. 

Средний уровень - ребенок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя, свободно действует с «тачпанелью». Делает выводы, умозаключения. В мобильных играх проявляет мышление, логику. 

Ниже среднего - ребенок с трудом выполняет задания, действует с «тачпанелью». В мобильных играх не всегда справляется с предложенным заданием, действует медленно. 

Низкий уровень - ребенок не освоил программы, с трудом действует с «тачпанелью». В мобильных играх не справляется с предложенным заданием, действует медленно. 

Результаты в виде условных обозначений вносятся в таблицу. Содержательный контроль и оценка результатов дошкольников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими обучающимися. 

 

Формы подведения итогов реализации программы 

  1. участие детей в творческих соревнованиях;
  2. открытое занятие для родителей.

 

        II.         Содержательный раздел

2.1. Особенности возрастной группы

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.  

Внимание. На протяжении дошкольного возраста преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И только на яркие вещи ребенок непроизвольно обращает внимание. И здесь планшет просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для детей форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Произвольное внимание у ребенка начинает развиваться только к концу дошкольного возраста. Тогда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.  

Память. В дошкольном возрасте происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.  

Развитие мышления. В дошкольном возрасте более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.  

Развитие воображения. В дошкольном возрасте идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.  

В сфере развития речи в дошкольном возрасте расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно-грамматические конструкции.  

Занятия с использованием интерактивного стола имеют большое значение для развития не только интеллекта, но и зрительно-моторных координаций.  

 

2.2. Особенности организации образовательной деятельности

Данная Программа предназначена для освоения дошкольниками навыков пользования интерактивным столом. В ходе занятий в игровой форме дети знакомятся с санитарно-гигиеническими правилами работы с электронным устройством, с правилами информационной безопасности, учатся творчески подходить к выполнению заданий и использовать стол в качестве помощника, игрушки, который помогает детям наглядно попасть в мир сказки и фантазии.

Работа с детьми в кружке «Эрудит» направлена на обучение дошкольников аудированию, то есть слушанию с пониманием, как самостоятельному виду речевой деятельности, что позволяет работать над формированием их коммуникативных и интеллектуальных компетенций.

Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной мыслительно-мнимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. И в то же время аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией.

Обучение аудированию позволяет учить дошкольников:

  • внимательно вслушиваться в звучащую речь (удерживать внимание);
  • внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам (стремиться узнать их значение);
  • развёрнуто отвечать на вопрос.

Позволяет формировать у дошкольников умения:

  • предвосхищать смысловое содержание высказывания;
  • использовать в речи понятия, связанные временными и пространственными ориентирами (сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; над, под, выше, ниже).

Формирование умений понимать речь на слух также положительно сказывается на развитии памяти дошкольника, и прежде всего его слуховой памяти, столь важной не только для изучения русского языка, но и любого другого предмета.

Организуемая деятельность в кружке имеет гибкую структуру. На занятиях организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные и игровые ситуации. Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа или фронтальная игра, мобильная игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры.

Важно отметить, что на занятиях строго соблюдаются Санитарно-эпидемиологические нормы: учтены требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводятся профилактические упражнения для глаз и физкультминутки. 

Форма организации деятельности дошкольников на занятии: 

 фронтальная – подача учебного материала всему коллективу дошкольников;  индивидуальная – самостоятельная работа детей с оказанием педагогом помощи при возникновении затруднения, не уменьшая активности дошкольников и содействуя выработке навыков самостоятельной работы.

 групповая – когда детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.

    Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.

Занятия проводятся по подгруппам. Каждое занятие – комплексное и включает в себя 3 этапа:  

  • подготовительный – погружение в сюжет занятия, подготовка к работе на интерактивном столе (10 мин.);  
  • основной – овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельная деятельность ребенка на интерактивном столе (10 мин.);  
  • заключительный – снятие зрительного и физического напряжения (5 мин.)         

Режим занятий по реализации Программы:

        Программа предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста.  Занятия с детьми в кружке «Эрудит» проводятся во второй половине дня, по подгруппам, 1 раз в неделю, в период с сентября по май, в дни по графику. Продолжительность занятия 20-25 минут.

2.3. Планирование образовательной деятельности

Календарно-тематический план занятий (средняя группа 4-5 лет)

Месяц

Название занятия 

Программное содержимое 

Сентябрь

Входная диагностика 

Оценка уровня образовательных возможностей детей. Форма проведения:

индивидуальный опрос. 

Октябрь

1 неделя

Вводное занятие

Знакомство с интерактивным столом, с правилами работы с ним. Ориентация на рабочем столе.

2 неделя

Раскраски для малышей

Учимся работать по инструкции и ориентироваться на рабочем столе.

3 неделя

Герои сказок

(раскраски)

Зрительное восприятие, внимание. Вспоминаем из какой сказки герой и раскрашиваем его.

4 неделя

Чудо-пазлы

Развитие концентрации внимания, воображения и логического мышления.

Ноябрь  

1 неделя

Учимся рисовать

Развитие навыка работы на интерактивном столе, умения творчески моделировать объекты, изменять их свойства для решения задач.

2 неделя  

Парочки

Зрительное восприятие, логика. Нахождение парных картинок.

3 неделя  

Заплатки

Зрительное. Нахождение геометрических фигур по размеру, форме, расцветке.

4 неделя

Что длиннее? Что выше? Что шире?

Зрительное восприятие, размер. Сравнение и упорядочение предметов по длине, высоте, ширине.

Декабрь

 1 неделя

Разложи!

Внимание, логика. Расстановка объектов в соответствии с заданным правилом (комбинаторика)

2 неделя  

Подели

Сравнение количества. Пересчитывание объектов, сравнение и дополнение.

 3 неделя  

Дорога к дому  

Зрительно-пространственное восприятие. Прослеживание перекрещивающихся линий.

 4 неделя  

Покажи!

Внимание, зрительное восприятие. Нахождение называемых объектов, знакомство с их названиями и понятием мужской и женский род (он и она)

Январь

1 неделя

Кто где живёт?

Логика. Нахождение парных картинок.

2 неделя

Собери цифру! Запомни!

Запоминание начертания цифр, последовательность чисел в числовом ряду.

Февраль

1 неделя

Что общего?

Логика. Сортировка, определение критерия для сортировки (цвет и форма).

 2 неделя  

Выбирай-ка!

Форма, распознание геометрических фигур. Зрительно-пространственное восприятие, внимание, нахождение одинаковых по форме фигур.

3 неделя  

Контрасты.

Логика. Нахождение картинок-противоположностей.

 4 неделя

Что откуда видно? Что получится?

Зрительно-пространственное восприятие. Ориентирование (вид спереди, вид сзади). Составление геометрических фигур.

 Март

1 неделя

Дополни!

Сравнение количества. Пересчитывание, сравнение (больше, меньше, столько же) и дополнение количества.

 2 неделя

Времена года

Логика, нахождение подходящих картинок (сортировка).

3 неделя

Игра в прятки

Внимание, зрительное восприятие. Нахождение заданных изображений; зашумлённые изображения.

4 неделя  

Динозаврики

Зрительное восприятие. Собирание картинки по контуру.

Апрель 1 неделя  

Чья это тень?

Зрительное восприятие. Форма. Нахождение тени предмета.

2 неделя

Как было?

Последовательность чисел. Запоминание последовательности чисел в числовом ряду.

3 неделя  

Строитель  

Зрительно-пространственное восприятие. Конструирование (собирание картинки по образцу)

4 неделя

Где что лежало?

Зрительная память. Запоминание ряда картинок в восстановление ряда.

Май

1 неделя

Угадай!

Зрительно-пространственное восприятие, внимание. Ориентирование (вид спереди, вид сзади); нахождение отличий.

2 неделя  

Чего больше?

Сравнение количества. Пересчитывание и выбор знака >, <, =.

3 неделя

Перепутаница  

Зрительное восприятие. Собирание картинки.

4 неделя

Копия  

Внимание. Нахождение отличий.

 

Календарно-тематический план занятий (старшая группа 5-6 лет)

Месяц

Название занятия 

Программное содержимое 

Сентябрь

Входная диагностика 

Оценка уровня образовательных возможностей детей. Форма проведения:

индивидуальный опрос 

Октябрь

1 неделя

Вводное занятие

Знакомство с интерактивным столом, с правилами работы с ним. Ориентация на рабочем столе

2 неделя

Чудо-пазлы

Развитие концентрации внимания, воображения и логического мышления.

3 неделя

Цепочки

Логика. Сортировка, определение критерия для сортировки (назначение)

4 неделя

Конструктор

Зрительно-пространственное восприятие. Конструирование (собирание картинки по образцу)

Ноябрь  

1 неделя

Часть и целое  

Логика. Нахождение парных картинок.  

2 неделя  

Маленький архитектор

Зрительно-пространственное восприятие. Конструирование (собирание картинки по образцу)  

3 неделя  

Посчитай-ка!

Цифры. Запоминание (узнавание) цифр: название, начертание, соответствующее количество, последовательность  

4 неделя

Что общего?

Логика. Сортировка, определение критерия для сортировки (цвет и форма)

Декабрь  

1 неделя

Раскрась одинаково!

Зрительное восприятие. Форма и цвет. Нахождение подобных фигур.

2 неделя  

Четвёрочки

Логика. Сортировка, определение критерия для сортировки.

 3 неделя  

Переставь!

Внимание, логика. Расстановка картинок в таблице в соответствии с заданным правилом.

 4 неделя  

Запоминай-ка  

Зрительная память. Запоминание ряда картинок и восстановление ряда.

Январь

1 неделя

Знакомство с планшетом

Знакомство с планшетом, с правилами работы с ним. Ориентация на рабочем столе

2 неделя

Чтение – слушание сказки «Теремок». Игра по сказке (планшет)

Повторение произведения, закрепление материала с помощью игры.

Февраль

1 неделя

Раскраски (планшет)

Учимся работать в приложении «Раскраски», ориентироваться в планшете.

 2 неделя  

Игра «Забавные животные» (планшет)

Закреплять знания детей о животных. Теневое лото.

3 неделя  

Работа с книгой «Энциклопедия необычных животных» (планшет)

Знакомство с необычными животными, использование приложений.

 4 неделя

Чтение-слушание сказки «Три медведя». Игра по сказке (планшет)

Повторение пройденного произведения, закрепление материала с помощью игры.

 Март

1 неделя

Игра «Головоломки» (планшет)

Развитие логического мышления.

 2 неделя

Зеркальце

Зрительно-пространственное восприятие. Построение зеркального изображения.

3 неделя

Работа с книгой «Энциклопедия необычных животных» (планшет)

Знакомство с необычными животными, использование приложений.

4 неделя  

Чудо-пазлы

(Блок «Пазлы» интерактивный стол)

Развитие концентрации внимания, воображения и логического мышления.

Апрель 1 неделя  

Чтение-слушание сказки «Три поросёнка».

Игра по сказке (планшет)

Повторение пройденного произведения, закрепление материала с помощью игры.

2 неделя

Раскрась рыбок!

Зрительное восприятие. Раскрашивание картин.

3 неделя  

Работа с книгой «Энциклопедия необычных животных» (планшет)

Знакомство с необычными животными, использование приложений.

4 неделя

Сообрази!

 Логика. Сортировка, определение критерия для сортировки.

Май

1 неделя

Чтение-слушание

сказки «Репка».

Игра по сказке (планшет)

Повторение пройденного произведения, закрепление материала с помощью игры.

2 неделя  

Собери карту!

Зрительное восприятие. Собирание картинки без образца.

3 неделя

Работа с книгой «Энциклопедия необычных животных» (планшет)

Знакомство с необычными животными, использование приложений.

4 неделя

Самостоятельная деятельность. Выбор индивидуальных игр. (планшет)

Закрепление умения самостоятельно выбрать игру, ориентироваться на экране.

        III.         Организационный раздел

 

3.1. Психолого-педагогические условия реализации Программы

Успешность реализации Программы обусловлена соблюдением следующих психолого-педагогических условий:

  • учет специфики возрастного психофизического развития детей;
  • вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья детей);
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
  • дифференциация и индивидуализация обучения;
  • мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ООП.

3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы

  • интерактивный стол – 1 шт.
  • программное обеспечение, установленное на интерактивном столе.
  • обучающие игры и тренажеры.

3.3. Перечень литературных источников

  1. Губкина А.Г. "Интерактивный стол в детском саду" https://infourok.ru/prezentaciya-interaktivnyj-stol-v-detskom-sadu5585012.html  
  2. Ярусова Е.А. Компьютерные игры – новый вид развивающего

обучения. https://www.moi-detsad.ru/konsultac203.html  

  1. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. Дошкольное воспитание. 2000, № 8.  
  2. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание. 2000, № 4. Август 2015 год воспитатель: Иноземцева Светлана Геннадьевна.
  3. Использование интерактивных столов в образовательном процессе школах и ДОУ. https://vdex.ru/articles/357/  
  4. Голованов         В.         П.         Методика         и         технология         работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2004
  5.  Горвиц Ю. М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддьяков. – М.: ЛинкаПресс, 1998. – 328 с.  
  6. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.  

заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. — М.: ВЛАДОС, 2000.  

  1. Электронные ресурсы. https://multiurok.ru/files/proghramma-intieraktivnorazvivaiushchiegho-kruzhk.html https://gramoteyka.jimdofree.com/интерактивные-программы/ https://www.moidetsad.ru/konsultac/konsultac3591.html https://nsportal.ru/user/602715/page/kruzhok-umnyy-doshkolnik