Педагогический проект: «Игры наших бабушек и дедушек!»
проект (старшая группа)

Конкина Юлия Александровна

Игра — основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн, советский психолог, отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б.Эльконина, педагога, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру. Формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 274_proekt_igry.docx477.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 274 Красноармейского района Волгограда»

(МОУ Детский сад № 274)

400082, Россия, Волгоград, ул. 50 лет Октября, 11

тел./ факс (8442) 62-56-69, E-mail: dou274@volgadmin.ru

ОКПО  48083426        ИНН/КПП  3448020277/ 344801001       ОГРН   1033401199677

    Педагогический проект:

«Игры наших бабушек и дедушек!»

Авторы – составители:

Конкина Юлия Александровна,

Педагог-психолог

Волощенко Александра Игоревна,

Воспитатель

                                                      Волгоград 2023г.

                

Педагогический проект на тему: «Игры наших бабушек и дедушек!»

Тип проекта по ведущему методу: игровой.

По содержанию: ребёнок и игра.

По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы во взаимодействии с семьей.

По количеству участников: групповой

По длительности: краткосрочный

Актуальность: Игра — основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн, советский психолог, отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б.Эльконина, педагога, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру. Формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

Проблема: Современные дети практически не могут самостоятельно играть, вернее, сказать игры ограничены рамками планшета, что само собой снижает двигательную активность, которая в свою очередь активизирует мозговую деятельность. Виртуальная игра выдает не только правила и задачи, но и готовое решение, просто пробуй варианты. Таким детям труднее усваивать программный материал, требующий определённого развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре. Сегодня уже мало кто помнит те игры, в которые играли наши бабушки и дедушки. Однажды я поинтересовалась, как дети проводят свободное время с друзьями, что они делают, во что играют. Меня совсем не удивил ответ, все дети отвечали одно тоже: «Смотрим мультики, играем в компьютерные игры». Тогда я задала детям вопрос: «Представьте, что вы попали в деревню, где нет телефонов, нет телевизоров, нет электричества. Как бы вы проводили время?». Один мальчик спросил: «А как же люди раньше жили, когда не было компьютеров и телефонов?». Я предложила детям вместе обо всем узнать!

Способы решения проблемы:

Чтобы узнать больше об играх прошлого мы с ребятами решили спросить у наших бабушек, воспользоваться информацией из интернета, посетить детскую библиотеку, узнать из книг. И самое главное мы решили поиграть, как играли в старину дети, и сравнить, какие же игры интереснее. Так и появился проект «Игры наших бабушек и дедушек!».

Основные формы реализации проекта: непосредственно образовательная деятельность по теме, экскурсия в детскую библиотеку, тематическая беседа, чтение художественной литературы, мини-выставка «Любимая игрушка» (дети презентуют свою любимую игрушку), работа с родителями (консультации, рекомендации, беседы, домашние задания).

Цель: Углубить знания детей о традиционном русском празднике Масленица. Приобщить детей к культуре, традициям и обычаям русского народа.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, формировать чувство принадлежности к историческому прошлому и чувство ответственности за будущее.

Образовательные:

Расширять представления детей о традициях и обычаях русского народа, познакомить с русской историей. Учить играть детей в традиционные игры прошлых лет.

Развивающие:

Развивать двигательную активность. Развивать высшие психические функции – мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение. Развить навыки взаимодействия, уважение к сопернику.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

- Сбор, анализ и систематизация информации по данной теме.

- Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

- Подбор информационного материала, разработка конспектов занятий.

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Основной этап.

- Совместная деятельность в соответствии с тематическим планированием.

Заключительный этап.

 Мини – выставка с презентацией детей «Любимая игрушка».

 Продукт проекта - народное развлечение «Масленица».

                                   

Ожидаемый результат:

дети

родители

педагоги

  • объединение детей, педагогов и родителей посредством проектной деятельности;
  • формирование у детей патриотических чувств к родне, к её культуре, истории;
  • получение детьми первоначальных знаний о истории нашей Родины
  • формирование эмоционально – положительного отношения к родному краю, его истории, культуре и к народным традициям;  
  • приобретение детей навыка самостоятельно организовывать игру, распределять игровые роли, контролировать ход игровых действий
  • формирование

коммуникативных навыков.                                                                          

  • активизируется заинтересованность в участии проекта, через совместную деятельность.
  • повышается компетентность родителей в вопросах культуры и истории нашей Родины.

  • осуществляют инновационную деятельность.
  • стимулируют профессиональную активность.
  • повышают профессиональную компетентность.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

Перспективный план реализации проекта

«Игры наших бабушек и дедушек!»

Тема мероприятия, цель

Совместная деятельность

Беседа с презентацией «Русские народные игры».

Цель: дать детям знания об истории происхождения игры и игрушек.

Приветствие.

Знакомство со старославянскими понятиями «играти».

Знакомство с народными играми и игрушками (Дымковская, Филимоновская и т.д.)

 (Приложение 1)

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по ознакомлению с народной игрой «Бирюльки».

Цель: познакомить детей с укладом жизни в старину, народной игрой «Бирюльки».

Приветствие.

Знакомство с бытом русского народа, укладом их жизни.

Знакомство с народной игрой «Бирюльки».

Продуктивная деятельность: изготовление бирюлек.

Подвижная игра «Грачи летят».

Малоподвижная игра «Колечко».

Застольная игра «Бирюльки».

Рефлексия.

(Приложение 2)

Экскурсия в детскую библиотеку «Народные игры и проведение масленицы».

Познакомили с народными обычаями празднования масленицы.

Поиграли в русскую народную игру «Горячий блин».

Мастер – класс по изготовлению куклы – оберега.

Цель: продолжить знакомить детей с народными традициями, активизировать познавательный интерес и творческий потенциал.

Приветствие.

Беседа о народных игрушках и их значении.

Изготовление куклы – оберега.

Выставка кукол.

Рефлексия.

(Приложение 3)

Народное развлечение «Масленица».

Цель: дать ребёнку почувствовать настроение традиционных гуляний, быть непосредственным участником этого праздника.                                                            

Участие в массовом развлечении Масленица

(Приложение 4)

На этапе практической реализации проекта задействованы различные методы и приёмы:

- наглядные (просмотр видео – роликов, презентаций, рассматривание фото - иллюстраций);

- практические (игры, исследовательская деятельность – опыты с водой);

- словесные (чтение, рассказ, беседа).

технологии:

- проектной деятельности;

- игровые.

Вывод:

Проведенные мероприятия в рамках данного проекта, позволили объединить детей, педагогов и родителей проектной деятельностью. Дети получили первоначальные знания о истории нашей Родины, повысилась значимость культурного воспитания детей. Во время реализации проекта продолжилось формирование эмоционально – положительного отношения к родному краю, его истории, культуре и к народным традициям. Формировались патриотические чувства. Благодаря проекту у детей расширилась картотека игр. Ребята приобретают навык самостоятельно организовывать игру, распределять игровые роли, контролировать ход игровых действий.

Благодаря знакомству с народными играми дети узнали, что суть старинных игр была в том, чтобы подготовить человека к взрослой жизни. Развивались те качества (ловкость, смелость, смекалка), которые помогут ребенку справляться с трудностями, когда он станет взрослым.

Родители пробрели опыт взаимодействия с педагогами в образовательном процессе через проектную деятельность, расширили знания о том, как взаимодействовать с ребенком повышая его познавательное и патриотическое развитие.

Список используемой литературы:

1. Шангина И.И. Русские дети и их игры.-СПБ.,2006

2. Терещенко А. Быт русского народа. - СПБ., 1996

3. Слепцова И.С. Народные игры и их использование в воспитании //Русские народные традиции и современность. – М.,1995

4. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. – М., 1990

 

Приложения

Приложение 1

Беседа с презентацией «Русские народные игры».

Цель: дать детям знания о истории происхождения игры и игрушек.

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, демонстрационный материал (игрушки из глины и дерева).

Воспитатель: Доброго вам здоровьица, мои ребятушки! Сегодня мы с вами узнаем о том, как играли наши бабушки и дедушки, узнаем, какие игрушки у них были. Итак, что же за слово такое «ИГРА»?

1 слайд: что означает слово «игра»?

Старославянское – игрь, играти.

Существительное является общеславянским, образовавшимся на основе индоевропейского корня со значением «колебаться, двигаться». Исходное значение – «пение с пляской», современное значение – «развлекаться, забавляться».

2 слайд: как появились народные игры?

Возникновение народной игры теряется в стародавних временах.

Подвижные игры возникли еще у древних цивилизаций. Это были игры, которые развивали физические качества и воинское искусство: «Палочные бои», «Буй», «Кто дальше?» (метание камней, копья в цель и на дальность).

На территории Древнего Новгорода при раскопках обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов, что говорит о высоком уровне развитии игры.

3 слайд:

В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр.

Наших родителей игре никто не учил специально. Они, включались в компанию детей, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.

4 слайд:

Большинство народных праздников немыслимо без народной игры. Традиционный народный календарь начинается с Рождества.

Рождество ассоциируется у нас с колядками, гаданием, ряжением. Следующий народный праздник Масленица. Масленица является самым игровым праздником года. Тут и катания с гор, и строительство снежной крепости и ее штурм, и разжигание костров на Масленицу, сжигания чучела и хороводы, и пляски, и пение.

5 слайд:

С помощью игр можно не только весело провести время, но и ненавязчиво научить ребятишек ловкости, храбрости и благородству.

6 слайд:

Какие игры были самые любимые?

Игра «Малечина-калечина»

Старинное развлечение, которое и сейчас интересно играть.

(В вертикальном положении располагают палочку на кончике одного или двух пальцев. При этом палочку запрещено поддерживать руками).

Игрок, обращаясь к малечине произносит стишок:

«Малечина-калечина,

сколько часов до вечера?

Раз, два, три …»

Выиграл тот, кто дольше остальных продержал палочку.

7 слайд:

Есть ещё одна игра с применением палки, называется «Репка».

Игроки размещаются друг напротив друга, упираясь ногами в соперника. При этом руками держатся за палку, которая расположена горизонтально. По команде каждый участник начинает тянуть палку на себя, не вставая с места.

8 слайд:

Какие атрибуты требовались для игры?

Все атрибуты для игр люди делали своими руками, в основном это были предметы из дерева и бересты (брусочки, трещотки и т.д.), иногда использовали кожу животных для изготовления мячей, ткань (ленточки, платочки).

9 слайд:

Игрушки для малышей.

Игрушки были не только для игры, но и для оберега. В основном это были различные свистульки из глины, соломенные и тряпичные куклы.

Первые игрушки появились задолго до возникновения Руси. Славянские племена использовали для развлечения младенцев погремушками с зерном.

10 слайд:

Для мальчиков изготавливались простые фигурки из дерева и глины. Девочки в древние времена играли куколками из соломы или разноцветных тряпочек от старой одежды. Крестьянские дети часто делали игрушки своими руками. Особенно красивые фигурки продавались на праздничных ярмарках.

11 слайд:

Узоры и цвета русских народных игрушек тесно связаны с народными верованиями и символами природы.

Красный цвет означал –красоту и силу, белый – чистоту, синий – небо, зеленый – природа.

12 слайд:

Русская народная игрушка всегда была многофункциональной. В одном и том же обличии она могла выполнять разные роли: оберега, музыкального инструмента, куклы-матери и куклы-дочери.

13 слайд:

По русской народной игрушке можно легко определить, в каком регионе она сделана. Дымковская (г. Киров), Филимоновская (Тульская область), Богородская (Московская область, Сергиево- Посадского района).

14 слайд:

Спасибо за внимание!

Ребята вы сегодня узнали не только об народных играх, но и о игрушках. Думаю, мы сможем тоже изготовить куклу – оберег.

Воспитатель: Вам понравился мой рассказ о играх и игрушках?

(ответы детей).

Приложение 2

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей подготовительной группы по ознакомлению с народными играми «Бирюльки».

Вид занятия: историко-исследовательское направление.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, физическое развитие.

Возраст детей: подготовительная к школе группа.

Форма проведения: групповая

Предварительная работа: Беседа с презентацией «Русские народные игры», демонстрационный материал «Убранства старинной избы», корзинка для игры «Бирюльки», легкий пластилин, дощечка.

Цель: познакомить детей с укладом жизни в старину, народной игрой «Бирюльки».

Задачи:

Воспитательные:

воспитывать интерес и добрые чувства к истории родного народа.

Образовательные:

дать первоначальные знания о истории нашей страны, о её развитии как государства;

Учить устанавливать причинно-следственные связи между приобретенными навыками и умениями в игре и применением их в реальной жизни.

Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, внимание, мышление, умение рассуждать и делать выводы.

Ход занятия.

Воспитатель: Доброго здоровья вам детушки!

Дети: здравствуйте!

Воспитатель: сегодня мы с вами вернемся в прошлое. Представьте, не современный дом, а избу! Обстановка самая простая в избе, нет электричества и телевизора. Вместо кресел и дивана лавочки и стол, а на столе свеча горит, в углу печка стоит, хозяйка печь затопила, пироги печет. Жили в старину все вместе, так теплей и веселей. Молодые учились у стариков, стариков уважали и слушались. А долгими вечерами развлекались, как могли – песни пели, сказки рассказывали да игрушки мастерили, магазинов то не было. (Педагог показывает иллюстрацию убранства старинной избы).

Воспитатель: сегодня хочу познакомить вас со старинной игрой «Бирюльки».

Выражение «играть в бирюльки» до сих пор можно услышать, но смысл обидный, будто ерундой заниматься, а на самом деле в эту игру играли наши предки. И вовсе это не ерунда, а кропотливая работа! На изготовление бирюлек уходил не один вечер.

Воспитатель: надо разобраться, что же это за бирюльки?

Воспитатель: к бирюлькам относятся игрушечные предметы, такие как палочки, посуда, шляпки и так далее. Делали их своими руками, на каждой бирюльке был маленький крючок или петелька для того, чтобы удобней былое цеплять.

Цель игры в том, чтобы вытащить предмет из кучки игрушек крючком или рукой так, чтобы не рассыпать остальные и постараться не задеть их.

На самом деле, изготовлять бирюльки — это творческий процесс, который требует усилий. Изготовленные предметы складывали в шкатулку, ящик или корзину, а потом по очереди тащили из нее по одному предмету не задев остальные.

Воспитатель: в старину делали предметы для этой игры из дерева и бересты (коры берёзы) и крепили к ним петельки. Предметы были те, которыми пользовались в быту – это была посуда (кружки, тарелки), колеса от телеги, плотницкие инструменты (пила, молоток), только все эти вещи были в миниатюре т.е. маленькие.

Сегодня и мы с вами изготовим из легкого пластилина предметы того времени. Можно и по фантазировать и придумать что-то новое. Готовы поработать?

Дети: да!

Продуктивная деятельность.

(Воспитатель раздает детям мягкий пластилин для изготовления предметов. И на магнитофоне включает запись пение старинных песен, пока идет творческий процесс. По окончанию работы дети выкладывают свои изделия на поднос для того, чтобы они высохли и сохранили форму).

Воспитатель: А пока наши бирюльки сохнут, мы поиграем в подвижную народную игру «Грачи летят»
(Дети становятся в круг. Один выходит на середину и поет):
Грачи летят,
На всю Русь трубят:
-Гу-гу-гу-
Мы несем весну!

(Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.)
Летят! Летят! 

 кричат дети и поднимают руки
Журавли летят
На всю Русь кричат.
Гу-гу-гу!
Не догнать нас никому!
Летят! Летят!

(кричат дети и поднимают руки).
Поросята летят,
Полосаты визжат.
Хрю-хрю-хрю
Надоело нам в хлеву!
Летят, летят…

 (Кто из детей ошибается и поднимает руки, тот выходит из игры.

Далее можно называть и других птиц и животных).

Воспитатель: А вот еще одна игра, но она вам знакома мы с вами уже в нее играли. Называется «Колечко». Будем играть?

Дети: Да.

Воспитатель: тогда садимся в круг на стульчики и с помощью считалочки выберем водящего:

«Раз, два – в лесу трава,

Три, четыре – круг пошире,

Пять, шесть – сушки есть,

Семь, восемь – в гости просим,

Девять, десять – земляника…

Ну –ка, Маша, поводи - ка…

(Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на

 стульчики, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает):

«Я по горенке иду, колечко несу!

Угадайте – ка, ребята,

где золото упало?»

Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов в центр круга и произносит нараспев слова:                            

«Колечко, колечко,

Выйди на крылечко!

Кто с крылечка сойдет,

Тот колечко найдет!»

(Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с места и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться, придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру).

Воспитатель: Ребята время мы скоротали в играх, а наши бирюльки уже готовы. Будем тянуть?

Дети: да…

(Воспитатель достает корзину и складывает бирюльки в неё. Дети собираются вокруг корзины и с помощью считалочки выбирают кто первый начнет тащить.

Кто больше всех вытащит предметов, тот и выиграл).

Воспитатель:

«Ножки, ножки, где вы были?

За грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали и смотрели,

 Все пенечки оглядели».

Воспитатель: вот такой прибауткой мы и подведем итог нашей встречи! Вам понравилось? (ответы детей).

Воспитатель: теперь мы знаем народные игры и будем играть в них, а вы научите своих друзей, так игры бабушек и дедушек будут жить и радовать нас.

Приложение 3

Мастер – класс

для родителей и детей по изготовлению куклы – оберега

Цель: расширить знания родителей и детей о народном творчестве.

Задачи:

  • Продолжать формировать представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.
  • Познакомить с разновидностями народной куклы.
  • Познакомить с технологией изготовления куклы- оберега.

Предварительная работа:

Беседа – презентация «Русские народные игры».

Форма проведения: практикум.

Оборудование:

  • ноутбук;
  • презентация «Нестареющие куклы»;
  • магнитофон, аудиозапись;
  • заготовки тряпичных лоскутов, веревочек.

Ход мастер класса:

Воспитатель:

Волосы льняные,

Глазки голубые.
И обуты ножки,
В синие сапожки.
На красавице - пальто,
Догадались? Это кто?..(
Кукла)

Воспитатель: Знакомясь с традиционной куклой, мы погрузимся в историю нашего государства. Узнаем какие были игрушки, из чего их делали и для чего служили.

Воспитатель: для сегодняшней встречи я подготовила презентацию «Нестареющая кукла». Название презентации неслучайное, в старину люди бережно относились к вещам, которые сами изготовляли. Традиционные куклы тоже были ручной работы и передавались от матери к дочери. Куклу берегли как реликвию в неё вкладывали особый смысл. Куклы делились на три вида: обереговая, обрядная и игровая.

Обереговая кукла, как вы уже догадались должна была беречь человека или всю семью. Ее держали в доме в определенном месте или брали с собой в дальнюю дорогу, укладывали в колыбель младенцу.

К обереговым куклам относятся – «Куватка», «Ангелочек», «Колокольчик», «Кубышка-Травница», «Бессонница», «Берегиня» и др.

Обрядовая кукла была предназначена для обрядов. В старинные времена люди поклонялись духам и природным явлениям. Во всех важных событиях человека (посев, сбор урожая, свадьбы и т.д.) присутствовала обрядовая кукла.

К обрядовым куклам относятся – «Крупеничка», «Покосница», «Масленица», «Домашняя масленица», «Неразлучники», «Коза», «Коляда».

И наконец, игровая кукла. Она, конечно, играла главную роль в воспитании детей, первые куклы были сделаны мамой или бабушкой, а уже потом и сами дети учились их делать. С помощью куклы дети не только забавлялись, но и развивались.

Сегодня и мы с вами сделаем куклу своими руками.

К игровым куклам относятся - «Зайчик на пальчик», «Куклак», «Малышок голышок», «Сорока-Белобока», «Птичка», «Бабочка», «Веснянка», «Утешница» и другие.

Воспитатель: пришло время взяться за работу! Мы будем делать куклу – оберег, называется эта кукла «Колокольчик». Кукла колокольчик родилась в Валдае, который славится литыми колоколами. Эта кукла – оберег давалась человеку, который собирался в дальнюю дорогу, и ещё её называли куклой добрых вестей.  Куклу вешали ещё в доме у дверей. Кукла была с сюрпризом, внутрь куклы цеплялся маленький колокольчик, звон колокольчика отгонял все дурное. Другой характерной особенностью куклы-оберега было использование 3 юбок. Они символизировали объединение 3 миров: Явь, Правь и Навь.

Для изготовления куклы «Колокольчик» нам необходимо:

- ткань три цвета, круглой формы (диаметр 10 см, 12 см, 15 см);

- белая ткань квадратной формы 10х10 см;

- маленький колокольчик;

- ткань треугольной формы, яркая для косынки;

- нитки красные;

- наполнитель для головы.

Алгоритм работы:

  1. Привязать к колокольчику белую нитку, а с другого конца прикрепить к ней ватный шарик.
  2. Обернуть ватный шарик самым большим кружком. Обвязать ниткой.
  3. Сверху одеть два других круга ткани, диаметром меньше.
  4. Закрепить при помощи нитки. На белом квадрате подогнуть два противоположных угла к центру.
  5. Разместить на голове куклы так, чтобы длинные края уходили в стороны. Это будут руки.
  6. Завязать красную нить в области шеи и кистей рук.
  7. Повязать на голову косынку.

Воспитатель: вот и получился оберег! Давайте возьмем наших кукол за ниточку и послушаем как звучит колокольчик! (все вместе слушаем звон маленьких колокольчиков).

Воспитатель: Наша кукла не простая, она сможет нам помогать в наших делах. Мы должны с ней обращаться бережно! Можно дома найти ей место, где она сможет украсить и сберечь нас.

Обратная связь. Уважаемые родители и ребята Вам понравилась наша встреча? (ответы присутствующих).

Воспитатель: Я думаю это только начало, и мы сможем еще многому научиться, например, сделать игрушку из глины. А на сегодня наша встреча подошла к концу. До новых встреч!

Приложение 4

Сценарий народного развлечения «Масленица»

Цель: приобщать детей к народным традициям.
Задачи:
1. Развивать ловкость, силу, быстроту.
2. Доставлять детям радость от народных игр и песен.
3. Воспитывать любовь к народным песням, играм, традициям.
Оборудование: Метла, веники, кегли, обручи, ведра, козлик, блин из картона.

Под музыку воспитатели и дети со своих участков собираются на площадке.

Ход праздника

В каждую группу входит Скоморох и зазывает детей на улицу словами:
Здравствуйте друзья!
Выходите на улицу –
Весну встречать!

Звучит музыка. Дети всех групп собираются на площадке. Выбегает Скоморох и приглашает всех в хоровод.

Скоморох - Славный денек!
Будем петь, хороводы водить,
И даже шутить,
И, конечно играть,
И даже плясать!
Друг друга веселить
Весну зазывать!
Масленицу встречать!

Ведущая – Праздник наш мы, конечно, начинаем!
Но прежде, всем-всем здоровья пожелаем!
А теперь, надо в дорогу нам собираться!
Под музыку выходит Баба Яга


Ведущая - Здравствуй Бабушка Яга!
Как попала ты сюда?

Яга - К вам заглянула я не случайно,
Игр много собрала я в мешок свой волшебный!

Скоморох - Бабушка Яга, а интересно - какая твоя самая любимая игра?

Яга - Люблю друзья, танцевать я до утра!

Скоморох - А наши ребята тоже любят танцевать!
Яга – Вы умеете танцевать?
Ой, проверю я сейчас!
На танец становись!
(дети встают в два круга)

Исполняется подвижный танец

Скоморох – А где же наша Масленица? Позовем ее ребята!

Дети – Масленица, приходи к нам поскорее!

Яга – Ну, что вы зря время тратите, не все ли равно - зима, весна.

Скоморох – Как же, Баба Яга,
такой обычай, прошли три зимних месяца - декабрь, январь, февраль, Масленицу мы встречаем, чтобы проводить Зимушку - зиму и встретить Весну – красну.

Яга - У меня в мешочке, где–то был номер телефона Весны вашей, она просила вам передать, чтобы позвонили, когда ждать ее будете!

Скоморох - Баба Яга, мы Масленицу ждем, может быть, знаешь, где и она!?

Яга – Ну-у-у-у, знаю,
но не скажу,
пока не поиграете со мной,
я зря, что ли, мешочек принесла волшебный!

Скоморох – Конечно, Баба Яга, поиграем, наши дети, очень любят играть!
Читали мы в книжках, что твоя метла волшебной силой обладает!

Яга - Конечно! А иначе как бы я до вас добралась, в та-а-акую даль?

(Баба Яга держит метёлку, а она как - будто вырывается из рук).
Стоять, метёлочка моя!
Что ты говоришь? (слушает метёлку) Хорошо, что ты хочешь с ребятами играть?

Игра «Метёлка»
Метелка волнуется раз,
Метелка волнуется два,
Метелка волнуется три,
Лесная фигура на месте замри!
(«лесная фигура»- лиса, медведь, мышка, заяц)

Соревнование «Полетаем на метле»
Соревнование проводиться между детьми старшей и подготовительной групп. Задание – нужно «сесть» на веник, оббежать все кегли и вернуться обратно.

Яга – У меня еще есть в мешочке интересная игра!

Игра «Золотые ворота»

Выбираются двое игроков, образуя ворота с входом и выходом, остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг друга) и проходят под воротами.

Игроки напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй запрещается

А на третий раз

Не пропусти вас!

Когда заканчивается песня, те кто проходил под воротами, остаются и расширяются ворота, игра продолжается далее.


Яга - Молодцы, ребята!
А в мешке волшебном есть для вас еще игра (достаёт блин, изготовленный из картона).
Игра «Горячий блин»
Дети по кругу подкидывают горячий блин, стараясь удержать его на ладонях, у кого длин упадет, выбывает из игры.
Скоморох - Уважаемая бабуля, а наши дети знают игру, которая называется «Баба Яга». Хочешь с нами поиграть?
Яга - Конечно!
Подвижная игра «Баба Яга»
Текст:
Бабка Ежка,
Костяная ножка,
Печку топила,
Кашу варила,
Деток ловила!


Яга – Так, надо посмотреть, что еще есть в моем мешочке…
Ага, какая замечательная игра, ребята здесь то я проверю вашу смекалку.

Игра «Грачи летят»

Дети стоят в кругу, ведущий проговаривает слова, меняя животных и птиц. Если ведущий называет птиц, то дети начинаю летать, если животных, то дети показывают, что животные не летают. Кто из детей ошибается и поднимает руки, тот выходит из игры. Далее можно называть и других птиц и животных.
Грачи летят,
На всю Русь трубят:
-Гу-гу-гу-
Мы несем весну!

Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.
Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки
Журавли летят
На всю Русь кричат.
Гу-гу-гу!
Не догнать нас никому!
Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки.
Поросята летят,
Полосаты визжат.
Хрю-хрю-хрю
Надоело нам в хлеву!
Летят, летят


Яга - Что у меня в мешочке есть еще,
Так, так – загадки - умеете их отгадывать?
Скоморох – Умеем.

Желтый, круглый, ароматный,
А на вкус очень приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молоком! 
Блин

Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
 Масленица

Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг и прямо в рот!
 Блин

Всю неделю отдыхаем,
Всех блинами угощаем.
Холод зимний провожаем,
А весну с теплом встречаем.
 Масленица

Яга – У меня есть Козлик, что мы будем с ними делать?
Скоморох – Я знаю – играть! В игру «Козлик».

Подвижная игра «Козлик»
Дети образуют круг. Ребенок берет козлика и говоря слова вместе со всеми детьми ходит по кругу, на каком месте закончились слова, там ребенок останавливается и дети, которые стоят по бокам оббегают круг с внешней стороны. Тот, кто первый прибежит, берет козлика в руки, и игра начинается сначала со словами: 
Пошел козел в огород, огород

Потоптал козел лук, чеснок, лук, чеснок

Хватили козла за рожок, за рожок

Повезли козла на торжок, на торжок.

Продали козла за три рубля, за три рубля


Ведущая – Баба – Яга, играть то хорошо, но нам Масленицу величать нужно, да и Весну встречать.

Яга -
Ох, спасибо вам, друзья!
Вдоволь наигралась я!
Буду теперь старушкой доброй я,
И гостеприимной и послушной.

(достает из мешка записку от Весны)
Скоморох набирает номер телефона Весны и разговаривает с ней:

Ведущая – Здравствуй, Весна – красна!

Весна – Здравствуйте,
Рада видеть вас я, дети,
Ах, меня вы заждались?
Тогда за руки беритесь,
В круг скорее становитесь.

Хоровод «Веснянка»
(Выходит Весна и вывозит на санях Масленицу).

Скоморох – Будем весело плясать,
И весну встречать,
Весна – А вот вам и угощение,
Всем на объедение.
Скоморох – Блинную запевай!
Исполняется песня «Блины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры наших бабушек и дедушек

В рамках проекта детского сада была создана картотека игр. В создании картотеки приняли активное участие мамы и папы, бабушки и дедушки....

Игры наших бабушек и дедушек

Эти игры развивают внимание, ловкость, физическую форму игроков, воспитывают командный дух и здоровое соперничество между играющими....

Картотека игр наших бабушек и дедушек

В картотеке собраны различные подвижные игры...

Проект"Игры наших бабушек и дедушек"

Цель этого проекта: развивать память, обогащать словарь детей, знакомство с новыми подвижными играми....

Совместная игровая деятельность с детьми младшей группы на тему "Игры наших бабушек и дедушек"

Расширять представления малышей о русской культуре, быте, обычаях, играх....

Проект "Игры наших бабушек и дедушек"

Это то наследие традиций, которое дощло до нас от наших предков: те игры, забавы в которые играли наши родители, бабушки и дедушки, наши прабабушки и прадедушки…Знакомство с традици...

проект " Игры наших бабушек и дедушек"

Разучить игры в которые играли наши бабушке и дедушки....