Педагогический проект: «Игры наших бабушек и дедушек!»
проект (старшая группа)
Игра — основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн, советский психолог, отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б.Эльконина, педагога, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру. Формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 477.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 274 Красноармейского района Волгограда»
(МОУ Детский сад № 274)
400082, Россия, Волгоград, ул. 50 лет Октября, 11
тел./ факс (8442) 62-56-69, E-mail: dou274@volgadmin.ru
ОКПО 48083426 ИНН/КПП 3448020277/ 344801001 ОГРН 1033401199677 |
Педагогический проект:
«Игры наших бабушек и дедушек!»
Авторы – составители:
Конкина Юлия Александровна,
Педагог-психолог
Волощенко Александра Игоревна,
Воспитатель
Волгоград 2023г.
Педагогический проект на тему: «Игры наших бабушек и дедушек!»
Тип проекта по ведущему методу: игровой.
По содержанию: ребёнок и игра.
По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы во взаимодействии с семьей.
По количеству участников: групповой
По длительности: краткосрочный
Актуальность: Игра — основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн, советский психолог, отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б.Эльконина, педагога, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру. Формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».
Проблема: Современные дети практически не могут самостоятельно играть, вернее, сказать игры ограничены рамками планшета, что само собой снижает двигательную активность, которая в свою очередь активизирует мозговую деятельность. Виртуальная игра выдает не только правила и задачи, но и готовое решение, просто пробуй варианты. Таким детям труднее усваивать программный материал, требующий определённого развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре. Сегодня уже мало кто помнит те игры, в которые играли наши бабушки и дедушки. Однажды я поинтересовалась, как дети проводят свободное время с друзьями, что они делают, во что играют. Меня совсем не удивил ответ, все дети отвечали одно тоже: «Смотрим мультики, играем в компьютерные игры». Тогда я задала детям вопрос: «Представьте, что вы попали в деревню, где нет телефонов, нет телевизоров, нет электричества. Как бы вы проводили время?». Один мальчик спросил: «А как же люди раньше жили, когда не было компьютеров и телефонов?». Я предложила детям вместе обо всем узнать!
Способы решения проблемы:
Чтобы узнать больше об играх прошлого мы с ребятами решили спросить у наших бабушек, воспользоваться информацией из интернета, посетить детскую библиотеку, узнать из книг. И самое главное мы решили поиграть, как играли в старину дети, и сравнить, какие же игры интереснее. Так и появился проект «Игры наших бабушек и дедушек!».
Основные формы реализации проекта: непосредственно образовательная деятельность по теме, экскурсия в детскую библиотеку, тематическая беседа, чтение художественной литературы, мини-выставка «Любимая игрушка» (дети презентуют свою любимую игрушку), работа с родителями (консультации, рекомендации, беседы, домашние задания).
Цель: Углубить знания детей о традиционном русском празднике Масленица. Приобщить детей к культуре, традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, формировать чувство принадлежности к историческому прошлому и чувство ответственности за будущее.
Образовательные:
Расширять представления детей о традициях и обычаях русского народа, познакомить с русской историей. Учить играть детей в традиционные игры прошлых лет.
Развивающие:
Развивать двигательную активность. Развивать высшие психические функции – мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение. Развить навыки взаимодействия, уважение к сопернику.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
- Сбор, анализ и систематизация информации по данной теме.
- Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
- Подбор информационного материала, разработка конспектов занятий.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Основной этап.
- Совместная деятельность в соответствии с тематическим планированием.
Заключительный этап.
Мини – выставка с презентацией детей «Любимая игрушка».
Продукт проекта - народное развлечение «Масленица».
Ожидаемый результат:
дети | родители | педагоги |
коммуникативных навыков. |
|
|
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
Перспективный план реализации проекта
«Игры наших бабушек и дедушек!»
Тема мероприятия, цель | Совместная деятельность |
Беседа с презентацией «Русские народные игры». Цель: дать детям знания об истории происхождения игры и игрушек. | Приветствие. Знакомство со старославянскими понятиями «играти». Знакомство с народными играми и игрушками (Дымковская, Филимоновская и т.д.) (Приложение 1) |
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по ознакомлению с народной игрой «Бирюльки». Цель: познакомить детей с укладом жизни в старину, народной игрой «Бирюльки». | Приветствие. Знакомство с бытом русского народа, укладом их жизни. Знакомство с народной игрой «Бирюльки». Продуктивная деятельность: изготовление бирюлек. Подвижная игра «Грачи летят». Малоподвижная игра «Колечко». Застольная игра «Бирюльки». Рефлексия. (Приложение 2) |
Экскурсия в детскую библиотеку «Народные игры и проведение масленицы». | Познакомили с народными обычаями празднования масленицы. Поиграли в русскую народную игру «Горячий блин». |
Мастер – класс по изготовлению куклы – оберега. Цель: продолжить знакомить детей с народными традициями, активизировать познавательный интерес и творческий потенциал. | Приветствие. Беседа о народных игрушках и их значении. Изготовление куклы – оберега. Выставка кукол. Рефлексия. (Приложение 3) |
Народное развлечение «Масленица». Цель: дать ребёнку почувствовать настроение традиционных гуляний, быть непосредственным участником этого праздника. | Участие в массовом развлечении Масленица (Приложение 4) |
На этапе практической реализации проекта задействованы различные методы и приёмы:
- наглядные (просмотр видео – роликов, презентаций, рассматривание фото - иллюстраций);
- практические (игры, исследовательская деятельность – опыты с водой);
- словесные (чтение, рассказ, беседа).
технологии:
- проектной деятельности;
- игровые.
Вывод:
Проведенные мероприятия в рамках данного проекта, позволили объединить детей, педагогов и родителей проектной деятельностью. Дети получили первоначальные знания о истории нашей Родины, повысилась значимость культурного воспитания детей. Во время реализации проекта продолжилось формирование эмоционально – положительного отношения к родному краю, его истории, культуре и к народным традициям. Формировались патриотические чувства. Благодаря проекту у детей расширилась картотека игр. Ребята приобретают навык самостоятельно организовывать игру, распределять игровые роли, контролировать ход игровых действий.
Благодаря знакомству с народными играми дети узнали, что суть старинных игр была в том, чтобы подготовить человека к взрослой жизни. Развивались те качества (ловкость, смелость, смекалка), которые помогут ребенку справляться с трудностями, когда он станет взрослым.
Родители пробрели опыт взаимодействия с педагогами в образовательном процессе через проектную деятельность, расширили знания о том, как взаимодействовать с ребенком повышая его познавательное и патриотическое развитие.
Список используемой литературы:
1. Шангина И.И. Русские дети и их игры.-СПБ.,2006
2. Терещенко А. Быт русского народа. - СПБ., 1996
3. Слепцова И.С. Народные игры и их использование в воспитании //Русские народные традиции и современность. – М.,1995
4. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. – М., 1990
Приложения
Приложение 1
Беседа с презентацией «Русские народные игры».
Цель: дать детям знания о истории происхождения игры и игрушек.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, демонстрационный материал (игрушки из глины и дерева).
Воспитатель: Доброго вам здоровьица, мои ребятушки! Сегодня мы с вами узнаем о том, как играли наши бабушки и дедушки, узнаем, какие игрушки у них были. Итак, что же за слово такое «ИГРА»?
1 слайд: что означает слово «игра»?
Старославянское – игрь, играти.
Существительное является общеславянским, образовавшимся на основе индоевропейского корня со значением «колебаться, двигаться». Исходное значение – «пение с пляской», современное значение – «развлекаться, забавляться».
2 слайд: как появились народные игры?
Возникновение народной игры теряется в стародавних временах.
Подвижные игры возникли еще у древних цивилизаций. Это были игры, которые развивали физические качества и воинское искусство: «Палочные бои», «Буй», «Кто дальше?» (метание камней, копья в цель и на дальность).
На территории Древнего Новгорода при раскопках обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов, что говорит о высоком уровне развитии игры.
3 слайд:
В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр.
Наших родителей игре никто не учил специально. Они, включались в компанию детей, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.
4 слайд:
Большинство народных праздников немыслимо без народной игры. Традиционный народный календарь начинается с Рождества.
Рождество ассоциируется у нас с колядками, гаданием, ряжением. Следующий народный праздник Масленица. Масленица является самым игровым праздником года. Тут и катания с гор, и строительство снежной крепости и ее штурм, и разжигание костров на Масленицу, сжигания чучела и хороводы, и пляски, и пение.
5 слайд:
С помощью игр можно не только весело провести время, но и ненавязчиво научить ребятишек ловкости, храбрости и благородству.
6 слайд:
Какие игры были самые любимые?
Игра «Малечина-калечина»
Старинное развлечение, которое и сейчас интересно играть.
(В вертикальном положении располагают палочку на кончике одного или двух пальцев. При этом палочку запрещено поддерживать руками).
Игрок, обращаясь к малечине произносит стишок:
«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три …»
Выиграл тот, кто дольше остальных продержал палочку.
7 слайд:
Есть ещё одна игра с применением палки, называется «Репка».
Игроки размещаются друг напротив друга, упираясь ногами в соперника. При этом руками держатся за палку, которая расположена горизонтально. По команде каждый участник начинает тянуть палку на себя, не вставая с места.
8 слайд:
Какие атрибуты требовались для игры?
Все атрибуты для игр люди делали своими руками, в основном это были предметы из дерева и бересты (брусочки, трещотки и т.д.), иногда использовали кожу животных для изготовления мячей, ткань (ленточки, платочки).
9 слайд:
Игрушки для малышей.
Игрушки были не только для игры, но и для оберега. В основном это были различные свистульки из глины, соломенные и тряпичные куклы.
Первые игрушки появились задолго до возникновения Руси. Славянские племена использовали для развлечения младенцев погремушками с зерном.
10 слайд:
Для мальчиков изготавливались простые фигурки из дерева и глины. Девочки в древние времена играли куколками из соломы или разноцветных тряпочек от старой одежды. Крестьянские дети часто делали игрушки своими руками. Особенно красивые фигурки продавались на праздничных ярмарках.
11 слайд:
Узоры и цвета русских народных игрушек тесно связаны с народными верованиями и символами природы.
Красный цвет означал –красоту и силу, белый – чистоту, синий – небо, зеленый – природа.
12 слайд:
Русская народная игрушка всегда была многофункциональной. В одном и том же обличии она могла выполнять разные роли: оберега, музыкального инструмента, куклы-матери и куклы-дочери.
13 слайд:
По русской народной игрушке можно легко определить, в каком регионе она сделана. Дымковская (г. Киров), Филимоновская (Тульская область), Богородская (Московская область, Сергиево- Посадского района).
14 слайд:
Спасибо за внимание!
Ребята вы сегодня узнали не только об народных играх, но и о игрушках. Думаю, мы сможем тоже изготовить куклу – оберег.
Воспитатель: Вам понравился мой рассказ о играх и игрушках?
(ответы детей).
Приложение 2
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей подготовительной группы по ознакомлению с народными играми «Бирюльки».
Вид занятия: историко-исследовательское направление.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, физическое развитие.
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Форма проведения: групповая
Предварительная работа: Беседа с презентацией «Русские народные игры», демонстрационный материал «Убранства старинной избы», корзинка для игры «Бирюльки», легкий пластилин, дощечка.
Цель: познакомить детей с укладом жизни в старину, народной игрой «Бирюльки».
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать интерес и добрые чувства к истории родного народа.
Образовательные:
дать первоначальные знания о истории нашей страны, о её развитии как государства;
Учить устанавливать причинно-следственные связи между приобретенными навыками и умениями в игре и применением их в реальной жизни.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, внимание, мышление, умение рассуждать и делать выводы.
Ход занятия.
Воспитатель: Доброго здоровья вам детушки!
Дети: здравствуйте!
Воспитатель: сегодня мы с вами вернемся в прошлое. Представьте, не современный дом, а избу! Обстановка самая простая в избе, нет электричества и телевизора. Вместо кресел и дивана лавочки и стол, а на столе свеча горит, в углу печка стоит, хозяйка печь затопила, пироги печет. Жили в старину все вместе, так теплей и веселей. Молодые учились у стариков, стариков уважали и слушались. А долгими вечерами развлекались, как могли – песни пели, сказки рассказывали да игрушки мастерили, магазинов то не было. (Педагог показывает иллюстрацию убранства старинной избы).
Воспитатель: сегодня хочу познакомить вас со старинной игрой «Бирюльки».
Выражение «играть в бирюльки» до сих пор можно услышать, но смысл обидный, будто ерундой заниматься, а на самом деле в эту игру играли наши предки. И вовсе это не ерунда, а кропотливая работа! На изготовление бирюлек уходил не один вечер.
Воспитатель: надо разобраться, что же это за бирюльки?
Воспитатель: к бирюлькам относятся игрушечные предметы, такие как палочки, посуда, шляпки и так далее. Делали их своими руками, на каждой бирюльке был маленький крючок или петелька для того, чтобы удобней былое цеплять.
Цель игры в том, чтобы вытащить предмет из кучки игрушек крючком или рукой так, чтобы не рассыпать остальные и постараться не задеть их.
На самом деле, изготовлять бирюльки — это творческий процесс, который требует усилий. Изготовленные предметы складывали в шкатулку, ящик или корзину, а потом по очереди тащили из нее по одному предмету не задев остальные.
Воспитатель: в старину делали предметы для этой игры из дерева и бересты (коры берёзы) и крепили к ним петельки. Предметы были те, которыми пользовались в быту – это была посуда (кружки, тарелки), колеса от телеги, плотницкие инструменты (пила, молоток), только все эти вещи были в миниатюре т.е. маленькие.
Сегодня и мы с вами изготовим из легкого пластилина предметы того времени. Можно и по фантазировать и придумать что-то новое. Готовы поработать?
Дети: да!
Продуктивная деятельность.
(Воспитатель раздает детям мягкий пластилин для изготовления предметов. И на магнитофоне включает запись пение старинных песен, пока идет творческий процесс. По окончанию работы дети выкладывают свои изделия на поднос для того, чтобы они высохли и сохранили форму).
Воспитатель: А пока наши бирюльки сохнут, мы поиграем в подвижную народную игру «Грачи летят»
(Дети становятся в круг. Один выходит на середину и поет):
Грачи летят,
На всю Русь трубят:
-Гу-гу-гу-
Мы несем весну!
(Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.)
Летят! Летят!
кричат дети и поднимают руки
Журавли летят
На всю Русь кричат.
Гу-гу-гу!
Не догнать нас никому!
Летят! Летят!
(кричат дети и поднимают руки).
Поросята летят,
Полосаты визжат.
Хрю-хрю-хрю
Надоело нам в хлеву!
Летят, летят…
(Кто из детей ошибается и поднимает руки, тот выходит из игры.
Далее можно называть и других птиц и животных).
Воспитатель: А вот еще одна игра, но она вам знакома мы с вами уже в нее играли. Называется «Колечко». Будем играть?
Дети: Да.
Воспитатель: тогда садимся в круг на стульчики и с помощью считалочки выберем водящего:
«Раз, два – в лесу трава,
Три, четыре – круг пошире,
Пять, шесть – сушки есть,
Семь, восемь – в гости просим,
Девять, десять – земляника…
Ну –ка, Маша, поводи - ка…
(Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на
стульчики, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает):
«Я по горенке иду, колечко несу!
Угадайте – ка, ребята,
где золото упало?»
Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов в центр круга и произносит нараспев слова:
«Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдет,
Тот колечко найдет!»
(Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с места и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться, придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру).
Воспитатель: Ребята время мы скоротали в играх, а наши бирюльки уже готовы. Будем тянуть?
Дети: да…
(Воспитатель достает корзину и складывает бирюльки в неё. Дети собираются вокруг корзины и с помощью считалочки выбирают кто первый начнет тащить.
Кто больше всех вытащит предметов, тот и выиграл).
Воспитатель:
«Ножки, ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили.
Что вы, ручки, работали?
Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
Мы искали и смотрели,
Все пенечки оглядели».
Воспитатель: вот такой прибауткой мы и подведем итог нашей встречи! Вам понравилось? (ответы детей).
Воспитатель: теперь мы знаем народные игры и будем играть в них, а вы научите своих друзей, так игры бабушек и дедушек будут жить и радовать нас.
Приложение 3
Мастер – класс
для родителей и детей по изготовлению куклы – оберега
Цель: расширить знания родителей и детей о народном творчестве.
Задачи:
- Продолжать формировать представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.
- Познакомить с разновидностями народной куклы.
- Познакомить с технологией изготовления куклы- оберега.
Предварительная работа:
Беседа – презентация «Русские народные игры».
Форма проведения: практикум.
Оборудование:
- ноутбук;
- презентация «Нестареющие куклы»;
- магнитофон, аудиозапись;
- заготовки тряпичных лоскутов, веревочек.
Ход мастер класса:
Воспитатель:
Волосы льняные,
Глазки голубые.
И обуты ножки,
В синие сапожки.
На красавице - пальто,
Догадались? Это кто?..(Кукла)
Воспитатель: Знакомясь с традиционной куклой, мы погрузимся в историю нашего государства. Узнаем какие были игрушки, из чего их делали и для чего служили.
Воспитатель: для сегодняшней встречи я подготовила презентацию «Нестареющая кукла». Название презентации неслучайное, в старину люди бережно относились к вещам, которые сами изготовляли. Традиционные куклы тоже были ручной работы и передавались от матери к дочери. Куклу берегли как реликвию в неё вкладывали особый смысл. Куклы делились на три вида: обереговая, обрядная и игровая.
Обереговая кукла, как вы уже догадались должна была беречь человека или всю семью. Ее держали в доме в определенном месте или брали с собой в дальнюю дорогу, укладывали в колыбель младенцу.
К обереговым куклам относятся – «Куватка», «Ангелочек», «Колокольчик», «Кубышка-Травница», «Бессонница», «Берегиня» и др.
Обрядовая кукла была предназначена для обрядов. В старинные времена люди поклонялись духам и природным явлениям. Во всех важных событиях человека (посев, сбор урожая, свадьбы и т.д.) присутствовала обрядовая кукла.
К обрядовым куклам относятся – «Крупеничка», «Покосница», «Масленица», «Домашняя масленица», «Неразлучники», «Коза», «Коляда».
И наконец, игровая кукла. Она, конечно, играла главную роль в воспитании детей, первые куклы были сделаны мамой или бабушкой, а уже потом и сами дети учились их делать. С помощью куклы дети не только забавлялись, но и развивались.
Сегодня и мы с вами сделаем куклу своими руками.
К игровым куклам относятся - «Зайчик на пальчик», «Куклак», «Малышок голышок», «Сорока-Белобока», «Птичка», «Бабочка», «Веснянка», «Утешница» и другие.
Воспитатель: пришло время взяться за работу! Мы будем делать куклу – оберег, называется эта кукла «Колокольчик». Кукла колокольчик родилась в Валдае, который славится литыми колоколами. Эта кукла – оберег давалась человеку, который собирался в дальнюю дорогу, и ещё её называли куклой добрых вестей. Куклу вешали ещё в доме у дверей. Кукла была с сюрпризом, внутрь куклы цеплялся маленький колокольчик, звон колокольчика отгонял все дурное. Другой характерной особенностью куклы-оберега было использование 3 юбок. Они символизировали объединение 3 миров: Явь, Правь и Навь.
Для изготовления куклы «Колокольчик» нам необходимо:
- ткань три цвета, круглой формы (диаметр 10 см, 12 см, 15 см);
- белая ткань квадратной формы 10х10 см;
- маленький колокольчик;
- ткань треугольной формы, яркая для косынки;
- нитки красные;
- наполнитель для головы.
Алгоритм работы:
- Привязать к колокольчику белую нитку, а с другого конца прикрепить к ней ватный шарик.
- Обернуть ватный шарик самым большим кружком. Обвязать ниткой.
- Сверху одеть два других круга ткани, диаметром меньше.
- Закрепить при помощи нитки. На белом квадрате подогнуть два противоположных угла к центру.
- Разместить на голове куклы так, чтобы длинные края уходили в стороны. Это будут руки.
- Завязать красную нить в области шеи и кистей рук.
- Повязать на голову косынку.
Воспитатель: вот и получился оберег! Давайте возьмем наших кукол за ниточку и послушаем как звучит колокольчик! (все вместе слушаем звон маленьких колокольчиков).
Воспитатель: Наша кукла не простая, она сможет нам помогать в наших делах. Мы должны с ней обращаться бережно! Можно дома найти ей место, где она сможет украсить и сберечь нас.
Обратная связь. Уважаемые родители и ребята Вам понравилась наша встреча? (ответы присутствующих).
Воспитатель: Я думаю это только начало, и мы сможем еще многому научиться, например, сделать игрушку из глины. А на сегодня наша встреча подошла к концу. До новых встреч!
Приложение 4
Сценарий народного развлечения «Масленица»
Цель: приобщать детей к народным традициям.
Задачи:
1. Развивать ловкость, силу, быстроту.
2. Доставлять детям радость от народных игр и песен.
3. Воспитывать любовь к народным песням, играм, традициям.
Оборудование: Метла, веники, кегли, обручи, ведра, козлик, блин из картона.
Под музыку воспитатели и дети со своих участков собираются на площадке.
Ход праздника
В каждую группу входит Скоморох и зазывает детей на улицу словами:
Здравствуйте друзья!
Выходите на улицу –
Весну встречать!
Звучит музыка. Дети всех групп собираются на площадке. Выбегает Скоморох и приглашает всех в хоровод.
Скоморох - Славный денек!
Будем петь, хороводы водить,
И даже шутить,
И, конечно играть,
И даже плясать!
Друг друга веселить
Весну зазывать!
Масленицу встречать!
Ведущая – Праздник наш мы, конечно, начинаем!
Но прежде, всем-всем здоровья пожелаем!
А теперь, надо в дорогу нам собираться!
Под музыку выходит Баба Яга
Ведущая - Здравствуй Бабушка Яга!
Как попала ты сюда?
Яга - К вам заглянула я не случайно,
Игр много собрала я в мешок свой волшебный!
Скоморох - Бабушка Яга, а интересно - какая твоя самая любимая игра?
Яга - Люблю друзья, танцевать я до утра!
Скоморох - А наши ребята тоже любят танцевать!
Яга – Вы умеете танцевать?
Ой, проверю я сейчас!
На танец становись!
(дети встают в два круга)
Исполняется подвижный танец
Скоморох – А где же наша Масленица? Позовем ее ребята!
Дети – Масленица, приходи к нам поскорее!
Яга – Ну, что вы зря время тратите, не все ли равно - зима, весна.
Скоморох – Как же, Баба Яга,
такой обычай, прошли три зимних месяца - декабрь, январь, февраль, Масленицу мы встречаем, чтобы проводить Зимушку - зиму и встретить Весну – красну.
Яга - У меня в мешочке, где–то был номер телефона Весны вашей, она просила вам передать, чтобы позвонили, когда ждать ее будете!
Скоморох - Баба Яга, мы Масленицу ждем, может быть, знаешь, где и она!?
Яга – Ну-у-у-у, знаю,
но не скажу,
пока не поиграете со мной,
я зря, что ли, мешочек принесла волшебный!
Скоморох – Конечно, Баба Яга, поиграем, наши дети, очень любят играть!
Читали мы в книжках, что твоя метла волшебной силой обладает!
Яга - Конечно! А иначе как бы я до вас добралась, в та-а-акую даль?
(Баба Яга держит метёлку, а она как - будто вырывается из рук).
Стоять, метёлочка моя!
Что ты говоришь? (слушает метёлку) Хорошо, что ты хочешь с ребятами играть?
Игра «Метёлка»
Метелка волнуется раз,
Метелка волнуется два,
Метелка волнуется три,
Лесная фигура на месте замри!
(«лесная фигура»- лиса, медведь, мышка, заяц)
Соревнование «Полетаем на метле»
Соревнование проводиться между детьми старшей и подготовительной групп. Задание – нужно «сесть» на веник, оббежать все кегли и вернуться обратно.
Яга – У меня еще есть в мешочке интересная игра!
Игра «Золотые ворота»
Выбираются двое игроков, образуя ворота с входом и выходом, остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг друга) и проходят под воротами.
Игроки напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропусти вас!
Когда заканчивается песня, те кто проходил под воротами, остаются и расширяются ворота, игра продолжается далее.
Яга - Молодцы, ребята!
А в мешке волшебном есть для вас еще игра (достаёт блин, изготовленный из картона).
Игра «Горячий блин»
Дети по кругу подкидывают горячий блин, стараясь удержать его на ладонях, у кого длин упадет, выбывает из игры.
Скоморох - Уважаемая бабуля, а наши дети знают игру, которая называется «Баба Яга». Хочешь с нами поиграть?
Яга - Конечно!
Подвижная игра «Баба Яга»
Текст:
Бабка Ежка,
Костяная ножка,
Печку топила,
Кашу варила,
Деток ловила!
Яга – Так, надо посмотреть, что еще есть в моем мешочке…
Ага, какая замечательная игра, ребята здесь то я проверю вашу смекалку.
Игра «Грачи летят»
Дети стоят в кругу, ведущий проговаривает слова, меняя животных и птиц. Если ведущий называет птиц, то дети начинаю летать, если животных, то дети показывают, что животные не летают. Кто из детей ошибается и поднимает руки, тот выходит из игры. Далее можно называть и других птиц и животных.
Грачи летят,
На всю Русь трубят:
-Гу-гу-гу-
Мы несем весну!
Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.
Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки
Журавли летят
На всю Русь кричат.
Гу-гу-гу!
Не догнать нас никому!
Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки.
Поросята летят,
Полосаты визжат.
Хрю-хрю-хрю
Надоело нам в хлеву!
Летят, летят
Яга - Что у меня в мешочке есть еще,
Так, так – загадки - умеете их отгадывать?
Скоморох – Умеем.
Желтый, круглый, ароматный,
А на вкус очень приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молоком! Блин
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт! Масленица
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг и прямо в рот! Блин
Всю неделю отдыхаем,
Всех блинами угощаем.
Холод зимний провожаем,
А весну с теплом встречаем. Масленица
Яга – У меня есть Козлик, что мы будем с ними делать?
Скоморох – Я знаю – играть! В игру «Козлик».
Подвижная игра «Козлик»
Дети образуют круг. Ребенок берет козлика и говоря слова вместе со всеми детьми ходит по кругу, на каком месте закончились слова, там ребенок останавливается и дети, которые стоят по бокам оббегают круг с внешней стороны. Тот, кто первый прибежит, берет козлика в руки, и игра начинается сначала со словами:
Пошел козел в огород, огород
Потоптал козел лук, чеснок, лук, чеснок
Хватили козла за рожок, за рожок
Повезли козла на торжок, на торжок.
Продали козла за три рубля, за три рубля
Ведущая – Баба – Яга, играть то хорошо, но нам Масленицу величать нужно, да и Весну встречать.
Яга -
Ох, спасибо вам, друзья!
Вдоволь наигралась я!
Буду теперь старушкой доброй я,
И гостеприимной и послушной.
(достает из мешка записку от Весны)
Скоморох набирает номер телефона Весны и разговаривает с ней:
Ведущая – Здравствуй, Весна – красна!
Весна – Здравствуйте,
Рада видеть вас я, дети,
Ах, меня вы заждались?
Тогда за руки беритесь,
В круг скорее становитесь.
Хоровод «Веснянка»
(Выходит Весна и вывозит на санях Масленицу).
Скоморох – Будем весело плясать,
И весну встречать,
Весна – А вот вам и угощение,
Всем на объедение.
Скоморох – Блинную запевай!
Исполняется песня «Блины».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры наших бабушек и дедушек
В рамках проекта детского сада была создана картотека игр. В создании картотеки приняли активное участие мамы и папы, бабушки и дедушки....

Игры наших бабушек и дедушек
Эти игры развивают внимание, ловкость, физическую форму игроков, воспитывают командный дух и здоровое соперничество между играющими....

Проект"Игры наших бабушек и дедушек"
Цель этого проекта: развивать память, обогащать словарь детей, знакомство с новыми подвижными играми....

Совместная игровая деятельность с детьми младшей группы на тему "Игры наших бабушек и дедушек"
Расширять представления малышей о русской культуре, быте, обычаях, играх....

Проект "Игры наших бабушек и дедушек"
Это то наследие традиций, которое дощло до нас от наших предков: те игры, забавы в которые играли наши родители, бабушки и дедушки, наши прабабушки и прадедушки…Знакомство с традици...