Методика художественного чтения и рассказывания детям
консультация (подготовительная группа)
Уважаемые коллеги! Из статьи вы узнаете о методике чтения детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика художественного чтения и рассказывания детям
М.М. Конина выделяет несколько типов занятий:
- Чтение или рассказывание одного произведения.
- Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
- Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;
г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
5. Чтение как часть занятия по развитию речи:
а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);
б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).
Подготовка к занятию включает следующие моменты:
- обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;
- определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;
- подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.
В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.
По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза.
Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.
Вопросы можно условно классифицировать так:
- позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»);
- направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему. Например, после чтения сказки А.М. Горького «Воробьишко» можно задать такой вопрос: «Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста?»;
- направленные на выяснение мотива поступков
(«Почему Маша не разрешала медведю отдыхать?» - сказка «Маша и медведь»); - обращающие внимание на языковые средства выразительности;
- направленные на воспроизведение содержания;
- подводящие к выводам.
В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.
Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по многу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владения такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение».
В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форм произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными:
- беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;
- зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение);
- беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах;
- знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;
- просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги);
- прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественногог слова.
Рекомендуется использовать творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика художественного чтения и рассказывания детям.
Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.Основными методами...

Методика художественного чтения и рассказывания детям
Презентация к семинару "ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"...

Презентация "Методика чтения и рассказывания детям"
Обеспечение полноценного восприятия детьми художественной литературы...

Буклет "Методика художественного чтения и рассказывания детям"
Данный буклет предназначен для педагогов ДОУ...

Методика художественного чтения и рассказывания детям
Методика художественного чтения и рассказывания детям...

ДКР «Методика художественного чтения и рассказывания детям»
Домашняя контрольная работа по «Теория и методика развития речи у детей»...

Консультация для педагогов «Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию»
В данной консультации представлены методы ознакомления с художественной литературой....