Консультация для воспитателей детского сада. Презентация: "Чистоговорки и развитие речи"
презентация к уроку (младшая группа)

Моя презентация предназначена для воспитателей детского сада. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад 85 Красногвардейского района г. Санкт-Петербург Консультация для воспитателей Тема самообразования: «Роль художественной литературы в развитии детей раннего возраста» Тема: « Чистоговорки и развитие речи» Подготовила Воспитатель группы №2 «Неваляшки» Исаева Татьяна Николаевна 2023-2024 уч. г

Слайд 2

Актуальность моей темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями Речь – важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся с людьми, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Речь задействована и в решении интеллектуальных задач .

Слайд 3

Над проблемой ранней диагностики развития речи в нашей стране работали: профессор Н.М.Щелованов , Э.Л.Фрухт , К.Л.Печора , Г.В.Пантюхин , профессор Н.М.Аксюта . В дошкольном учреждении речи воспитанников уделяется пристальное внимание. Целенаправленная работа по формированию речевых умений начинается уже в группах раннего возраста. Развитие речи в младшей группе – одна из важнейших образовательных задач, от решения которой зависит обучение ребёнка на следующих возрастных этапах. Особенности речевого развития детей раннего возраста Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения В своих трудах профессор Р.Е. Левина писала, что «речь – сложнейшая психическая функция человека. В формировании её участвует множество самых различных психофизиологических процессов».

Слайд 4

Следовательно, нарушения речевого развития требуют серьёзной, грамотной, глубокой, всесторонней работы по их коррекции И.П. Павлов, подчёркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и её неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, измениться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия» Для того, чтобы лучше понять особенности речевого развития детей раннего возраста, следует изучить психологию данного возраста. Возрастная периодизация Эльконина Д. Б. - как наиболее популярная в рамках современной отечественной психологии. Теория отечественного ученого строилась на том, что определенному этапу развития (под этим подразумевается возраст, психический и физический уровень развития) соответствует определенный вид ведущей деятельности

Слайд 5

Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения - активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет . От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринуждѐнное общения ребѐнка с окружающими. Недостатки речи сказываются нередко и на формировании характера ребѐнка , отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют и овладение грамотой.

Слайд 6

С помощью чистоговорок можно развивать и другие стороны речи. Так, их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие языкового чутья. В процессе составления чистоговорок обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение. Чистоговорки используются для отработки и закрепления трудных звуков в речи, поэтому их следует использовать только тогда, когда ребенок уже может произносить правильно основной звук. Разучивая чистоговорки с ребенком старайтесь, чтобы произношение звуков было чистым, делайте это не торопясь. Для автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания - произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно

Слайд 7

Чтобы у ребѐнка речь была грамотной и чѐткой , родители и педагоги, при занятии с детьми должны использовать скороговорки – чистоговорки. Давайте рассмотрим , что такое чистоговорки? Скороговорки — это малый жанр фольклора– это, как правило, небольшой по объѐму речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения. Они с большим успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата. Для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отчѐтливой и внятной речи, но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом речи, для работы над интонационной выразительностью речи. Например: Ба – ба – ба – у Вовы есть труба, Бу – бу – бу – сидит ворон на дубу, Бы – бы – бы – собираем мы грибы

Слайд 8

Чем полезны скороговорки? Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. 2. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. 3. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. 4. Он также учится не только говорить, но и слушать. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. 5. Кроме того, это самое настоящее развлечение! От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении .

Слайд 9

Давайте рассмотрим пошагово: Первый шаг - произнесите скороговорку медленно и четко. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Важно не допустить неправильного произношения. Второй шаг – чтение скороговорки шепотом. Важно, чтобы шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. Третий шаг - произносите текст вслух, медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно , грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

Слайд 10

Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей. В чем значение использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста? Чистоговорки способствуют: совершенствованию звукопроизношения, мелкой моторики; совершенствованию слоговой структуры слова; совершенствованию речевого дыхания; развитию темпа речи; развитию силы голоса; формированию чувства ритма.

Слайд 11

Каждому звуку – своя скороговорка Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например: Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы. Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет. Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня

Слайд 12

Речь ребѐнка быстрее развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Поэтому необходимо с детьми посещать концерты, выставки, гулять, заниматься спортом. Очень важно, чтобы в тот момент, когда у ребѐнка происходит становление речи, с ним были любящие, заботливые, понимающие родители. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребѐнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чѐтко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов, не сюсюкать. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык , которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребѐнка многие слова долетают искажѐнно («смори» вместо «смотри», « ваще » вместо «вообще»). Речь родителей должна быть образцом для детей. Необходимо постоянно повышать свой культурный уровень. Какой бы ни был ребѐнок , он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей и внимательных педагогов.

Слайд 13

ПАМЯТКА: «Факторы успешного развития ребёнка» 1. Эмоциональное общение с ребѐнком с момента рождения. 2. Создавать условия для общения с другими детьми. 3. Речь взрослого – пример для подражания. 4. Развивать мелкую моторику руки, это ведѐт к развитию речи ребѐнка . 5. Совместные игры взрослого и ребѐнка . 6. Чтение художественной литературы, разучивание стихов. 7. Удовлетворение любознательности ребѐнка . Ответы на все его «почему». 8. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев. 9. Своевременное устранение недостатков речи ребѐнка . 10.Не ускорять ход естественного речевого развития ребѐнка . 11.Не перегружать ребѐнка речевыми занятиями. 12.Игры, упражнения, речевой материал подбирать в соответствии с возрастом ребѐнка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.

Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – эт...

Консультация для воспитателей и родителей "Пальчиковая гимнастика для развития речи детей"

Консультация знакомит с основными видами упражнений по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Проведение пальчиковых игр в стихотворном сопровождении, использование разнообразного матери...

Консультация для воспитателей на тему: "Загадки, как средство развития речи детей".

Общеизвестно, что чем выше общее развитие ребёнка, тем лучше развита его устная речь, соответственно, тем быстрее он овладевает при школьном обучении навыком чтения. К моменту поступления в школу у бо...

Консультация для воспитателей «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста»

использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе....

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Консультация для воспитателей по теме «Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду».

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическо...