Консультация для родителей. Родительство!
консультация (младшая группа)

Юлия Владимировна Реутова

Что делать, если ребенок требует внимания.

Консультация родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelstvo.docx224.24 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «ЦРР детский сад Улыбка»

Воспитатель: Реутова Ю.В.

Консультация для родителей.

Родительство!

Родительство – одна из главных ценностей, которая нам дана природой. С одной стороны это радость сопричастности к становлению новой личности, с другой стороны это большая ответственность, так как только от нас зависит, какими наши дети войдут во взрослую жизнь.

Какой родитель не задавался вопросом: «А правильно ли я поступаю с ребенком в том или ином случае?», и здесь единственным мерилом нашей родительской состоятельности является поведение наших детей — насколько то, как поступают наши дети, вписывается в рамки наших ожиданий и чаяний. Мы гордимся успехам ребенка и расстраиваемся, когда дети поступают не так, как нам хочется, при этом мы не всегда правильно реагируем на его действия.

Почему дети ведут себя «плохо».

"Я уделяю своим детям много внимания и очень их люблю, так почему же они по-прежнему плохо ведут себя?"

Всем людям важно ощущать свою ценность и значимость в этом мире и дети в своем стремлении быть нужными, полезными, заметными не являются исключением.

В прошлые времена, когда большинство людей обеспечивали свое существование за счет физического труда, помощь детей в семье была просто необходима, и они могли каким-то образом проявить себя. Со временем образ жизни менялся, и ребенку становилось все труднее находить себе достойное применение и ощущать свою значимость. В современном мире нам труднее найти возможности, где наши дети могли ощутить свою ценность.

Мы, взрослые хотим чувствовать свою значимость и причастность ко всему? И если мы утрачиваем это чувство, наше поведение имеет тенденцию меняться в худшую сторону. Мы начинаем кому-то что-то доказывать, жалеть себя, замыкаться в себе, искать виноватых и т.д.

Дети же ведут себя плохо потому, что они сомневаются в собственных способностях и не видят возможности доказать нам свои таланты. Наши дети хотят соответствовать нашим ожиданиям, нам же остается одно: дать понять чего мы от них ожидаем, направить их поведение в нужном русле и давать подтверждения в правильности их действий. Если они не получают нужного подтверждения они стараются обратить на себя внимание плохим поведением. Это вызывает наше беспокойство, но беспокойство это только переживание, а не решение.

У ребенка есть свои потребности, и эти потребности меняются по мере взросления, но на ранних этапах ребенку крайне необходимо ощущать безопасность, комфорт, ласку, заботу чуть позже добавляются потребности присущие взрослому человеку – потребность в познании, развитии, самоуважении, свободе и т.д.

Для удовлетворения своих потребностей ребенок поступает также как взрослый – стремиться получить то, чего хочет. Арсенал возможностей ребенка не такой богатый, как у взрослого, поэтому ребенок пытается добиться своего всеми доступными методами. Если ребенок не получает правильных ориентиров или его усилия остаются без внимания с нашей стороны, ребенок начинает действовать самостоятельно, но его цели могут смещаться. Действуя в направлении смещенных целей, у ребенка меняется и поведение, которое мы определяем как плохое.

На этом этапе важно перейти от вопроса, «кто виноват», к вопросу «что делать с этой ситуации».

Рудольф Дрейкурс рассматривал плохое поведение детей как ошибочную цель, которую можно переориентировать. Он условно выделил четыре смещенных цели: внимание, влияние, месть и уклонение.

Плохое поведение это индикатор возникших у ребенка проблем, поэтому первый вопрос, который должны задать себе родители: «А что мой ребенок пытается сказать мне своим поведением?»

Цель — привлечение внимания.

Есть способ, с помощью которого можно правильно определить ошибочную цель поведения ребенка. Ребенок, цель которого — привлечь внимание, как правило, вызывает у взрослых раздражение. Обычной реакцией на поведение такого ребенка будет негативное внимание взрослого. Однако не все дети, чтобы привлечь к себе внимание, пользуются плохим поведением. Присмотритесь к ребенку, который привлекает к себе внимание хорошим поведением. Для него важно быть «умницей» и всем угождать. Такого ребенка дома и в школе часто называют «паинькой». И здесь опять-таки важна ваша ответная реакция. Если постоянное стремление этого ребенка угодить вам или в чем-то отличиться вызывает у вас раздражение, — то это первый признак, что его ошибочная цель — внимание.

Переориентация цели

Результатом достижения этой цели для ребенка будет получение вашего внимания любыми доступными способами. Ребенок приравнивает Внимание к собственной ценности важности – получения подтверждения в любви. Суть переориентации будет сводиться к тому, что Родитель дает Ребенку подтверждение в любви, но не подкрепляет, выбранного ребенком поведения. Как

этого достигать?

Метод 1. Что делать, если ребенок требует внимания.

Переориентация в данном случае состоит из четырех этапов:

Не заглядывайте в глаза ребенку, когда ребенок демонстрирует поведение, которое вас не устраивает.

Не разговаривайте с ним.

Сделайте что-нибудь, чтобы ребенок почувствовал, что его любят. Лучше всего погладить его по спине или волосам. Не надо похлопывать его по голове, потому что это довольно унизительно.

Немедленно приступайте к делу, пройдите первые три этапа — не заглядывайте в глаза, не говорите ни слова, сделайте что-нибудь, чтобы ребенок почувствовал, что его любят, как только его поведение начнет раздражать вас. Когда вы научитесь все это правильно делать, вашему ребенку придется задуматься над своим поведением. Он привык чувствовать так: «Пока взрослые заняты мной, значит, они меня любят». Теперь он начнет понимать, что его любят даже тогда, когда взрослые занимаются своими делами.

Например: Папа сидит к комнате и разговаривает с пришедшим гостем, из своей комнаты забегает сын и говорит, что ему срочно нужно помочь построить башню. «Па-а-а-а-а-па! Ну, пойдем». Один и рабочих вариантов – продолжать беседовать с гостем и не глядя на ребенка поглаживать его по спине или плечу. Иметь выдержку, нытье очень скоро прекратиться. Ребенок получает подтверждение в любви, но не получает подкрепления перебиванию разговора.

Помните: Что бы закрепить успех увеличивайте частоту общения именно в тех ситуациях, когда ребенок не борется за ваше внимание.

Метод 2. Что делать, если ребенок требует внимания.

Если ребенок «добивается» внимания и делает это так, что вы начинаете чувствовать раздражение, нужно перевести ребенка из одного места в другое:

Ласково взять ребенка за руку и отвести в другое помещение (лучше, если это не будет его собственная спальня, так как в его представлении она может ассоциироваться с местом для наказания).

Сказать один и только один раз: «Можешь вернуться, когда успокоишься». Этой фразой мы даем ребенку возможность контролировать свое поведение изнутри. Если вы скажете: «Выйдешь через пять минут», то «контролером» станете вы, и ребенок опять попадет в зависимость от взрослого. Если ребенок выйдет из другой комнаты сразу и будет вести себя как следует — это то, что вам нужно!

Если ребенок выйдет и будет продолжать вести себя так же, то немедленно и опять ласково возьмите его за руку и выведите из комнаты столько раз, сколько необходимо. Проявляйте терпение и настойчивость.

Ваша цель, как родителя – научить ребенка получать от вас внимание без демонстрации вызывающего поведения.

Например, можно договориться с ребенком о каком-нибудь сигнале, который даст возможность ребенку не только осознавать и контролировать свои чувства, но и корректно получать желаемое.

Важно запомнить, что даже очень занятой родитель должен уметь находить возможность «выкраивать» время для общения с детьми, и в течение недели каждый ребенок должен получать от него свою «долю» внимания.

Время, проведенное один на один с родителем, для ребенка очень ценно. Ведь ему намного легче поделиться сокровенными мыслями и чувствами, когда он находится наедине с вами. Именно в такие минуты закладывается основа ваших прочных взаимоотношений с ребенком, а если он почувствует, что ваши отношения становятся более близкими и доверительными, то проявит к вам больше уважения и всегда пойдет навстречу. Когда дети получают желаемое внимание по-хорошему, то у них нет нужды добиваться его негативными способами.

Игры на развитие внимания для детей раннего возраста.

Как развивать внимание ребёнка?

Лучше всего это сделать в игре.

Внимание детей раннего возраста еще неустойчивое, они не могут долго сосредотачиваться на объекте, быстро переключаются на другие предметы. У них преобладает непроизвольное внимание, а произвольное только формируется.

Так как дети больше всего на свете любят играть, то развивать внимание можно в увлекательных играх и упражнениях. Определяющие условия этих игр — тщательное рассмотрение и сопоставление, выявление сходства и различия.

Игра: «Похоже – не похоже».

Игра учит детей внимательно рассматривать предметы, выделять их общие и отличительные признаки.

Необходимый инвентарь: пара похожих игрушек, например: трактор и машинка, кукла и неваляшка.

Как играем: предложите ребенку посоревноваться — кто быстрее найдет похожие игрушки. Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи (например: у зайки и мишки пушистые, лапки, ушки, хвостики, глазки и пр.), а затем — чем отличаются друг от друга (мишка — большой, ушки маленькие, коричневый; зайка — маленький, беленький, ушки длинные).

Усложняем: возьмите две пары игрушек, более похожие друг на друга, — большой и маленький мячик, две машинки разных марок и пр.

Закрепляем: можно в дороге, в магазине, на даче играть в игру «Орлиный глаз» — кто найдет больше сходств и отличий в одежде, овощах, деревьях и пр. Например, сравните листья тополя, березы, клена, лиственницы. Победит тот, кто найдет среди них больше всего сходств и различий. И если вы что-то «не заметите», а ребенок увидит — он получит от игры истинное удовольствие. Не бойтесь иногда подыграть вашему маленькому

«Хочу все знайке»!

Игра: «Наряжаем елку».

Необходимый инвентарь: новогодние игрушки.

Как играем: вы наряжаете новогоднюю елку? Поиграйте с малышом. Предложите ему выбрать из 4-6 шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках. Или выбрать такую же хлопушку, как у вас, либо серпантин того же цвета. А может, у вас есть новогодние домики или зайцы — выбирайте. Меняйтесь ролями, ошибайтесь, пусть ребенок вас поправит.

Закрепляем: а новогодние подарки? Пусть ребенок из 10 конфет выберет такую же, как у вас в руках. Меняйтесь ролями. Вспоминайте попутно новогодние стихи, их много.

Игра: «Растительные загадки».

Игра помогает формировать произвольное внимание, понятийное мышление.

Необходимый инвентарь: фанты.

Как играем: вся семья собралась вместе? Тогда поиграем! Ведущий (сначала это будет взрослый), указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт, цветок...».

Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать растение, в данном случае цветок (например, ромашка или роза) и т. д.

Ответ правильный — игра продолжается. Если ответ неправильный или название повторяется (задержка ответа тоже считается нарушением), то игрок отдает свой фант ведущему и выбывает из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту» — спеть песенку, станцевать, прокукарекать... То-то будет весело!

Закрепляем: в эту игру можно играть и дома, и в дороге (если вы не за рулем). Меняйте тематику: рыба, птица, зверь или деревянное, стеклянное, железное. Фантазируйте!

Усложняем: ведущим может быть ребенок.

Игра: «Изменялки».

Игра помогает формировать произвольное внимание, память.

Необходимый инвентарь: игрушки.

Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну игрушку. Что изменилось?

Закрепляем: играть можно на кухне — например, положить на стол овощи до семи наименований (луковица, картошка, морковь, чеснок, свекла, редис и др.). Убрать 1-2 овоща, а ребенок должен вспомнить, каких овощей не хватает, и назвать их.

Усложняем: если играете с игрушками, увеличьте их количество до 5-7 штук. Можно ставить похожие игрушки (например: 3 игрушки из 5 немного отличаются друг от друга). Можно не убирать предметы, а менять их местами. Можно превратить игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

Игра: «Бабушкины запасы».

Игра помогает формировать произвольное внимание, учит ориентироваться на плоскости, закрепляет знания о цвете, форме, предмете.

Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, формы, размера.

Как играем: выложите пуговицы по углам стола и в середине (сначала возьмите 5 пуговиц). Пусть ребенок рассматривает их в течение 1-2 минут. Запоминает их расположение, их цвет, размер. Затем он должен отвернуться, а вы быстро меняете местами две пуговицы. Ребенок поворачивается и определяет, что изменилось (например, желтая пуговица была в центре, а теперь она поменялась местами с красной, которая была в верхнем правом углу).

Закрепляем: у этой игры много вариантов. Выкладывайте пуговицы не только на столе, но и на ковре; меняйте пуговицы по форме и по цвету.

Вместо пуговиц можно использовать вырезанные из бумаги геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). А можно брать и объемные фигуры из набора кубиков — шар, куб, брусок, цилиндр, призму.

Усложняем: увеличьте количество пуговиц. Меняйте местами по две пары пуговиц; убирайте по 1-2 пуговицы; используйте похожие пуговицы, которые мало отличаются друг от друга.

Игра: «Капуста, морковка, горох, ох…»

Игра учит ребёнка классифицировать предметы по их определённым признакам; развивает быстроту мышления, слуховое внимание.

Как играем: объясните ребенку, что отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет». Вспоминайте, что сажают в огороде.

Начинаем. «Морковь растет в огороде?» — «Да». «Огурец?» — «Да». «Свекла?» — «Да». «Слива?» — «Нет». Если ребенок ошибается, значит, проиграл. Однако дайте ему возможность исправить ошибку.

Закрепляем: вариантов этой игры много, например, можно перечислять, что носят на голове, чем пишут, что растет в цветнике; молочные продукты, грибы, ягоды и т. д.

Усложняем: поиграйте в игру «Грустный — веселый»: вспоминайте все, что может быть грустным: «Больной ребенок?» — «Да». «Сломанная игрушка?» — «Да». «Обиженный клоун?» — «Да». «Смеющаяся девочка?» — «Нет».

Слова можно заменить действием: «нет» — топаем, «да» — хлопаем.

Игра: «Звучащие предметы».

Игра воспитывает у ребёнка слуховое внимание; развивает сообразительность, выдержку.

Необходимый инвентарь: звучащие предметы, музыкальные игрушки.

Как играем: посадите ребенка на стул спиной к столу с предметами. С помощью выложенных на столе предметов и игрушек начните издавать звуки — шуршите страницами книги, бейте мячом об пол, ударьте ложкой по стакану, позвените колокольчиком, подудите в дудочку и т. п.

Ребенок должен сказать, какие звуки раздаются {стучит, звенит, шуршит и т. д.), и угадать, какие предметы их издают.

Если ребенок не узнал предмет, повторите действие еще раз.

Закрепляем: у вас дома есть музыкальные игрушки? Итак, играем. Например, поет зайка, хохочет мышка, о чем-то говорит медведь, а можно одновременно включить несколько игрушек. Пусть малыш угадает каждую игрушку Чтобы было интересно, меняйтесь ролями, ошибайтесь.

Усложняем: предметы могут звучать тише или громче, быстро или медленно. Играем на прогулке: птицы поют, машины сигналят и т. п.

Игра: «Зеркало».

Как играем: предложите ребенку стать вашим зеркалом и повторять все ваши движения. Эта игра поможет ему стать внимательным и подготовиться к более сложным заданиям.

Вы поднимаете одну руку — ребенок тоже, вы топаете ногами — ребенок повторяет, вы хлопаете — ребенок тоже, вы присели — ребенок повторил, вы стоите на одной ноге — и он тоже и т. д.

Закрепляем: вы предлагаете ребенку 2-3 действия подряд — хлопаете в ладоши, топаете ногами. Ребенок должен все повторить.

А может, вы поете и крутитесь вокруг себя? Фантазируйте!

Усложняем: например, вы сели, встали, подпрыгнули, затопали ногами и т. д. Ребенок повторяет ваши действия. Причем он должен переходить от одного действия к другому именно в той последовательности, в которой это делали вы: прыгать, останавливаться, шагать.

Можно построить несложный дом из 4-5 кубиков, потом нарисовать человечка (можно схематично), затем прочитать стихотворение.

Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок вам показывает движения, а вы их повторяйте, причем иногда «ошибайтесь».

Игра: «Забавный художник».

Игра помогает вырабатывать наблюдательность.

Необходимый инвентарь: картинки, в каждой из которых художник «забыл» нарисовать 2-3 детали. Их можно нарисовать самим: с недостающими частями, с 5-6 отличиями в каждой и т. д.

Как играем: покажите ребенку такой рисунок (например, у машины нет одного колеса, у чайника нет носика и т. п.). Дорисуйте с ним недостающие детали. Или покажите две картинки, которые отличаются друг от друга деталями. Например, на одной картинке девочка держит красный шар, на другой — синий, на одной у нее есть на голове бант, на другой нет и т. д.

А может, художник нарисовал что-то неправильно?! (На зимней картинке дети катаются на санях, лепят снеговика, идет снег... на деревьях листочки.) Посмейтесь вместе с ребенком. Пусть он объяснит ошибку художника.

Закрепляем: играем летом — рисуем мелом на асфальте предметы, ребенок их дорисовывает. В машине — чтобы ребенок вас не отвлекал, дайте ему несколько заранее подготовленных картинок, в которых нет деталей. Пусть ребенок их дорисует. А когда приедете к месту назначения — проверьте его.

Усложняем: если ребенок справляется с заданием, можно брать картинки, которые отличаются друг от друга десятью и более деталями.

Игра: «Дорисуй-ка».

Игра учит ориентироваться в пространстве; развивает произвольное внимание.

Необходимый инвентарь: несложные рисунки, карандаши или фломастеры.

Как играем: предложите ребенку нарисовать справа от солнышка столько же тучек, сколько и слева; на земле столько же птичек, сколько и в небе; под пеньком столько же грибочков, сколько яблок на яблоне и т. д.

Закрепляем: ваш ребенок расшумелся и не может остановиться? Обведите его правую и левую руку, нарисуйте на левой руке браслет, например, такой: три бусинки красных, одна желтая, одна оранжевая. Пусть он на правой руке нарисует такой же браслет.

Усложняем: у вас дома есть мозаика? Сложите из нее узор, предложите ребенку сделать такой же. А сами можете идти на кухню и доваривать суп.

Игра «Найди предмет!»

Смысл игры очень простой – нужно спрятать игрушку в комнате и попросить, чтобы малыш ее нашел. При игре с детьми в возрасте от 1 года до 2 лет лучше соблюдать следующие правила:

- Если ребенок играет в эту игру в первый раз - сначала кладем игрушку на видное место так, чтобы ребенок мог ее легко найти, просто оглянувшись вокруг: «Где же наш медвежонок? Куда он от тебя спрятался?»

- Когда малыш поймет смысл игры и будет быстро находить игрушку – начинаем потихоньку прятать предмет от ребенка.

Игра «Найди по звуку» (развиваем слуховое внимание).

Данная игра развивает слуховое внимание и учит концентрироваться на звуках (а это очень важный навык для освоения речи).

Берем музыкальную игрушку (которая сама умеет играть длинные мелодии).

Незаметно прячем игрушку от малыша и включаем ее, чтобы она начала играть. Малыш должен найти игрушку по звуку.

Сначала прячем игрушку так, чтобы ее было легко найти (кладем игрушку на видное место, накрываем часть игрушки платочком, засовываем игрушку под кровать или шкаф так, чтобы половинка торчала наружу).

Когда малыш освоиться и поймет правила игры – начинаем прятать игрушку от глаз ребенка полностью, чтобы он искал ее только по звуку (складываем в коробку с игрушками, засовываем под диван, накрываем платком и т.п.). Естественно, игрушку нужно прятать так, чтобы малышу было по силам ее обнаружить. Если малыш затрудняется – помогаем ему: «Посмотри, может она там?» (показываем направление, в котором надо искать, но не само место, где она спрятана).

Игра: «Играем в прятки!»

В детстве все любили играть в прятки, но мало кто задумывался что, играя, он развивает логику и внимание.

Малыши тоже с интересом будут искать маму, спрятавшуюся в комнате. Естественно нужно прятаться так, чтобы маму было легко найти. Если ребенку трудно найти Вас, позовите его голосом: «Я тут, найди меня!»

Игра "Отгадай, кто идет в гости!"

Нужны картинки с изображением животных, например: кошка, собака, корова, свинья.

Задача: узнать по звукоподражанию, кто пришел в гости.

Игра "Цветные фоны"

Подобрать к данному цветному фону картинку того же цвета. Например, к красному квадрату можно подобрать красное платье, красный цветок и т.д. Сначала берутся для игры основные, наиболее различимые цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, а затем коричневый и оттенки цветов.

Игра "Цветок и бабочка"

Картинки с изображением цветов и разноцветные бабочки.

Задача: подобрать к цветку бабочку аналогичного цвета. Например, к желтому цветку подобрать желтую бабочку и т.д.

Игра "Положи цветок на место"

Кружки красного, синего, белого, желтого цвета и изображения цветов такого же цвета.

Задача: Подобрать к каждому кружку цветок того же цвета.

При правильном выполнении этого задания задачу можно усложнить и добавить кружки оранжевого, голубого и розового цветов и соответственно такие же цветы.

Игра "Цветные подносы"

Подносы (полоски желтого, красного, зеленого цвета), картинки овощей и фруктов того же цвета.

Задача: Разложить овощи и фрукты по подносам того же цвета. На зеленый поднос можно положить огурец, капусту, горох, виноград. На желтый - лимон, яблоко, грушу, тыкву. На красный - яблоко, вишню, свеклу, редиску, помидор. Выигрывает тот, кто первый подберет овощи и фрукты нужного цвета и положит на свой поднос.

Игра! Зеркало"

Задача: воспроизвести движения взрослого.

«Эй, ребята, не зевать!

Что нам мамочка покажет

Будем дружно повторять».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Десять заповедей родительства"

Представленная консультация поможет некоторым родителям пересмотреть свое отношение к воспитанию детей....

Консультация для родителей "Родительство — уникальный труд!"

Практические советы для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА"...

Консультация для родителей "Ответственное родительство"

Консультация для родителей  "Ответственное родительство"...