Образовательная программа художественной направленности «Картинная галерея»
методическая разработка (подготовительная группа)
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Эти эмоции творят чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное
бюджетное учреждение «Детский сад «Морошка
Образовательная программа художественной направленности «Картинная галерея»
Возраст обучающихся: с 4 до 7 лет.
Срок реализации: 2 учебных года.
Автор-составитель:
Карелина И.Г., воспитатель
первой квалификационной категории
Борисова Е.В., воспитатель
высшей квалификационной категории
п. Куть-Ях, 2024г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
- Пояснительная записка………………………………….3
- Направленность образовательной программы …………3
- Актуальность и новизна программы………………………4
- Цели и задачи реализации программы …………………...5
- Отличительные особенности программы…………………6
- Принципы и подходы к формированию программы……..7
- Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста……………………………………...8
- Формы организации работы с детьми…………………...12
- Ожидаемые результаты и способы их проверки………..12
- Содержательный раздел
- Основные педагогические идеи и понятия……………...14
- Учебный план……………………………………………...16
- Работа с родителями………………………………………17
- Организационный раздел
- Методическое обеспечение………………………………18
- Оценка качества освоения программы………………….18
- Критерии и уровни развития…………………………….19
Список литературы……………………………………………..21
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Эти эмоции творят чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.
Понятие Искусство – очень многогранно. Оно окружает нас в жизни повсюду и таит в себе множество видов – музыка, театр, киноискусство, литература, и другие. Программа познакомит детей с изобразительным видом искусства - живописью.
Начинать знакомство с искусством в дошкольном возрасте, это не значит начинать рассказывать биографии художников или смысл картин. Это в первую очередь «воспитание глаза», т.е. окружение ребенка произведениями искусства (конечно, в разумных пределах). Чтобы уже с детства глаз ребенка постепенно воспитывался на лучших образцах изобразительного искусства, с детства вырабатывался хороший вкус.
Самый верный путь приобщения к искусству — это постоянное общение с ним.
От первого впечатления зависит, будет ли ребенок с охотой и интересом рассматривать живописные полотна или же усвоит, что это скучно и утомительно.
Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Картинная галерея – путь привлечения детей к искусству» (далее по тексту - Программа) построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на интеллектуальное и художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Актуальность и новизна программы
Актуальность данной программы состоит в необходимости приобщения сегодняшнего поколения дошкольников к такому виду искусства как живопись. Ведь современные дети совершенно не интересуются данным видом искусства и погружены в мир виртуальности и телевидения. А у родителей, зачастую, просто нет времени на какие-либо занятия с ребенком, а на походы в картинную галерею тем более.
Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом мире.
Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Эти эмоции творят чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.
Очень часто понимание красоты к ребенку приходит через вкусовые оценки взрослых, в процессе диалогического общения взрослого и ребенка. Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям.
Наша картинная галерея — это первый опыт создания художественной галереи для детского сада.
Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это – развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Общеизвестно, что «живое» общение с искусством ничем заменить нельзя.
Помочь эстетическому развитию ребенка, сформировать у него интерес к изобразительному искусству, научить любить и понимать его возможно на занятиях в картинной галерее, организованной в детском саду.
Актуальность данной Программы состоит в том, что она направлена на решение одной из главных задач раздела по изобразительному искусству – задачи, в которой акцент делается на развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в живописи, а также передаче собственного отношения к действительности. Поэтому, необходимо более углубленное ознакомление детей с основными понятиями изобразительного искусства, средствами выразительности, видами и жанрами, шедеврами работ великих русских и зарубежных художников.
Цели и задачи реализации программы
Цель: содействовать развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становлению эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи
- Обучающие:
-формировать представление о различных видах изобразительного искусства и их роли в жизни;
-развивать способность понимать и использовать средства художественной выразительности (чувство цвета, формы, композиции);
- развивать связную речь;
- Развивающие:
- формировать интереса к миру искусства, развитие художественной культуры;
- способствовать возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства, развитию способности эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства;
-способствовать развитию художественного восприятия, понимания языка искусства, образного мышления;
- расширять кругозор детей (знание авторов и название произведений).
- Воспитательные:
- формировать навыки культуры общения и поведения в социуме;
- способствовать формированию навыков здорового образа жизни;
- способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья.
Отличительные особенности Программы
Программа заметно отличается от традиционной практики работы с детьми. Во главу угла здесь ставится не столько обучение, в котором решающую роль играет информированность (получение сведений, передача знаний), а воспитание чувств - пробуждение и развитие способностей самостоятельного творческого восприятия искусства. При этом предметом освоения выступает не история искусства, а поэтика — система выразительных средств, художественная форма. Программа позволяет широко оперировать литературным и музыкальным материалом. Такой комплексный подход способствует появлению представлений об искусстве, как целостном и многообразном явлении, расширяет ассоциативные возможности восприятия, помогает овладеть «художественным языком».
Программа предоставляет более широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка. Ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций в школьном возрасте, как, например, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.
Принципы и подходы к формированию Программы
Основными принципами построения содержания Программы являются:
- гуманистический, который отражает общечеловеческие ценности в различных гранях мира культуры;
- обусловленности психическими закономерностями развития сущностных сил ребенка-дошкольника, его интеллектуально- познавательных, художественных, коммуникативных, рефлексивных способностей;
- доминантности «личности» в содержании различных граней мира культуры, составляющих образовательное пространство детского сада. Данный принцип позволяет раскрыть взаимосвязь человека с другими людьми, с природными объектами и явлениями;
- соотнесенности содержания мира культуры с реальным окружением ребенка, его внутренними потребностями;
- соподчинённости и гармонии культуры и реального мира, мира моего «я» и мира «других», образования и культуры;
- логической взаимосвязи социального и культурного, личностного и событийного, специально организованного и самостоятельно творческого в образовательном процессе.
Программа:
-соответствует принципу развивающего образования;
-отражает такие направления развития ребенка как: социально- личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое;
-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
-строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
От 4 до 5 лет
Ребёнок 4-5 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. В 4-5 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Возраст 4-5 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её.
На пятом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Словарь активно пополняется. Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики. Строят игровые и деловые диалоги.
Круг чтения ребёнка 4-5 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки.
Происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными.
В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное.
Конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов.
От 6 до 7 лет
В целом, ребёнок 6-7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. Эмоции глубоки и разнообразны. Формируются
эмоциональные представления, что позволяет дошкольникам предвосхищать последствия своих действий, что влияет на эффективность произвольной регуляции поведения.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов.
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.
В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально- выразительными и техническими умениями.
Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности.
Характерная черта старшего дошкольника - устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности - игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.
Творческие способности детей также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия. Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось.
Произвольность также проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам. В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как? почему? зачем?)» пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.
Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее основе собственные решения.
Формы организации работы с детьми
№ | Наименование | Срок реализации |
1 | Дата начала занятий | октябрь |
2 | Дата реализации | май |
3 | Количество месяцев | 8 |
4 | Количество учебных недель | 32 |
5 | Кратность занятий в неделю | 1 |
6 | Количество часов | 32 |
7 | Продолжительность занятия | 25 мин. |
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Художественно-эстетическая культура старших дошкольников понимается как интегрированные структурные компоненты личности, обеспечивающие самодвижение ребёнка к ценностям культуры посредством разнообразных способов взаимодействия в социокультурной среде образовательного процесса с миром «природы», «человека», «предметов», отраженным в искусстве и действительности. Художественно-эстетическая культура рассматривается как личностный, гуманистический и культуросообразный феномен. Художественно-эстетическая культура старшего дошкольника представляет собой совокупность линий развития ребенка.
В ходе бесед у дошкольников развивается: интерес к музеям и выставкам изобразительного искусства, художественное восприятие, образное мышление, накапливаются эстетические впечатления, развивается воображение и способность ценностного отношения к искусству, изобразительной деятельности, понимание языка искусства и использование средств художественной выразительности, формируются представления о различных видах искусства: изобразительного, декоративно-прикладного, архитектуры, дизайна и их роли в жизни людей, расширяется кругозор детей.
Помимо этого, продолжает развиваться произвольное внимание, речь, расширяется словарный запас. Происходит обучение обобщению, умению логически мыслить и делать выводы, развивается диалогическая и монологическая речь, осваивается форма позитивного общения.
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (сентябрь - май). Цель мониторинга - оптимизация работы с детьми.
Основные задачи мониторинга - определение степени освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольной организации, на развитие ребенка.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку развития общих способностей: познавательных, коммуникативных.
Оценка развития познавательных способностей включает в себя диагностику интеллектуального развития и творческих способностей.
Оценка развития коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка.
Мониторинг проводится педагогом, ведущим ОД с дошкольниками. Проведение мониторинга проводится методом включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает. Проведение диагностических заданий осуществляется фронтально (на специальном занятии) и с подгруппой детей – 8 человек. Не предполагается проведение всех заданий в 1-2 дня. Следует выделить для этого так называемые диагностические недели (конец сентября, середина мая).
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Основные педагогические идеи и стержневые понятия
Во время совместной организованной деятельности педагога с детьми по теме «Картинная галерея» широко используются средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, а также специфические изобразительные термины - холодный и теплый тон; краски яркие, сочные, размытые, прозрачные, насыщенные, гамма цветов; слова связанные с композиционным построением картины и др.
Главный критерий отбора программного материала - высокий художественный уровень используемых произведений изобразительного искусства, возможность использования полученных знаний в продуктивной изобразительной деятельности.
Образовательная деятельность педагога с детьми проводится в форме бесед, виртуальных экскурсий, дидактических и сюжетно-ролевых игр. Дети знакомятся с понятиями изобразительного искусства доступным языком. А для того, чтобы дети лучше запоминали материал, используются «секреты», которые представляют собой информацию, способную удивить ребенка.
В. А. Сухомлинский в замечательной книге «Сердце отдаю детям» говорил, что «клеточки детского мозга нежны», что, мысля, ребенок нуждается в опоре, и эта опора - образ (наглядный, или столь же яркий - словесный) приводил замечательные слова Аркадия Гайдара - даже когда рассказываешь детям о том, что красные победили в Гражданской войне белых, закончить надо так: «А зайчик сидит в кустиках и радуется».
Беседы по изобразительному искусству – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечивать компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Беседа сопровождается показом как репродукций картин Третьяковской галереи, так и презентациями, которые содержат изображения произведений искусства, о которых идет речь, музыкой, рассказом сказок, созданием проблемных ситуаций, выход из которых находят дети. С помощью презентаций можно работать как на этапе изложения нового материала (сопровождать рассказ демонстрацией, делая его более живым и увлекательным), так и на этапе закрепления (предлагая детям, глядя на картины или слайды, называть понятия изобразительного искусства, фамилии художников и т.д.).
Использование компьютерных технологий позволяет за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал эмоционально и образно.
Учебный план
1 год обучения:
Название раздела, темы | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Обучающий видеоролик «История искусства» «Где живет искусство?» | 4 | 2 | 2 |
2. | «Сказки в картинной раме» Просмотр развивающих мультфильмов тетушки Совы о великих художниках. | 4 | 2 | 2 |
3. | «Если видишь на картине…. Жанры живописи» Презентация «Знакомство с жанрами живописи» | 2 | 1 | 1 |
4. | «Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето» Виртуальная экскурсия в галерею. | 4 | 2 | 2 |
5. | «Натюрморт» | 3 | 2 | 1 |
6. | «Зеркало души» | 1 | 1 | 1 |
Всего | 18 |
2 год обучения:
Название раздела, темы | Количество часов | |||||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Обучающий видеоролик «История искусства» «Где живет искусство?» | 2 | 1 | 1 | ||
2. | «Сказки в картинной раме» Просмотр развивающих мультфильмов тетушки Совы о великих художниках. | 4 | 2 | 2 | ||
3. | «Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето» Виртуальная экскурсия в галерею. | 4 | 2 | 2 | ||
4. | «Натюрморт» | 4 | 2 | 2 | ||
5. | «Зеркало души» (портрет) | 4 | 2 | 2 | ||
Всего | 18 |
Работа с родителями
Содержание деятельности | Взаимодействие педагога и семьи. Родители |
Обучающий видеоролик «История искусства» | Знакомство родителей с темой программой «Картинная галерея» Анкета для родителей Цель: формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей дома. |
Просмотр развивающих мультфильмов тетушки Совы о великих художниках | Рекомендованные мультфильмы для семейного просмотра: «Рассказы мудрой тётушки Совы о жизни всемирно известных художниках и их картинах». Обучающие познавательные мультфильмы "Картинная Галерея» Консультация для родителей «Дошкольникам о живописи» Цель: повышение образовательного уровня родителей. |
Презентация «Знакомство с жанрами живописи» | Создание тематических альбомов «Жанры живописи». Привлечение родителей к творческой работе. |
Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею, Эрмитаж. | Создание тематического альбома «Известные отечественные и зарубежные художники». Консультация для родителей «Музей в жизни ребёнка» Цель: познакомить родителей с основными направлениями работы по данному вопросу. |
«Картинная галерея детского сада» | Видеообращение воспитателя с целью погружения детей и родителей в ситуацию. Родители и дети: Повторяют репродукции понравившихся картин Привлечение родителей к поисковой и творческой деятельности. |
III. Организационныйn раздел #1052;етодическое обеспечение
На этапе подготовки к беседе педагогу необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый по теме материал, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации педагогу может оказать каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный во всемирной сети Интернет.
Создание презентаций и подготовка к беседам требуют от педагога умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса у детей.
Для проведения образовательной деятельности необходимы: репродукции картин, компьютер, проектор с экраном, электронный накопитель.
Оценка качества освоения программы
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности обучения.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Критерии и уровни развития
- Познавательно-эстетическое развитие понимается как путь движения ребенка к ценностям познания искусства культуросообразными способами, лежащими в основе культуры познания.
- Эмоционально-эстетическое развитие понимается как созидание и актуализация неповторимого мира чувств и эмоций ребенка.
- Культурно-коммуникативное развитие понимается как культурный способ жизнедеятельности и самоутверждения ребенком своей творческой индивидуальности в процессе деятельности и коммуникаций с другими.
- Художественно-творческое развитие – это нацеленность ребенка на открытие реального и художественно-образного мира, творческое самовыражение, самодвижение к оригинальному продукту художественно-эстетической деятельности.
- Рефлексивное развитие – это способность самооценки отношений к художественным образом, понимания индивидуального видения образного мира и способов его создания, осознания общности и различия своего «я» в мире других.
№ | Имя ребенка | Познавательно- эстетическое развитие | Эмоционально- эстетическое развитие | Культурно- коммуникативное развитие | Художественно- творческое развитие | Рефлексивное развитие | Итог | ||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
1 | |||||||||||||
Итоговый показатель |
Диагностическим материалом для проведения мониторинга является:
Программа художественно-эстетического развития ребенка
- дошкольного возраста «РИТМ»
- основные диагностические методы.
- основные диагностические методы педагога
- образовательной организации:
- наблюдение;
-проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики.
- Индивидуальная
-Групповая
Список литературы
- Чукмичева Р. М. Ребенок в мире культуры: ценности, содержание, технологии.-М.: Линка-Пресс, с.
- Мир шедевров. Картинная галерея в детском саду. Выпуск 1. Третьяковская галерея: методические рекомендации / под редакцией Богомоловой М. В., Соловей Е. Ю., Чумичевой Р. М., авторский коллектив (З. Т. Айзатулина, А. А. Андреева, О. Б. Белова и др.). – Самара: издательство «Инсома-пресс», 2021. – 92 с.
- Дошкольникам о живописи / Р. М. Чумичева. – М.: Линка-Пресс, 2023.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественной направленности "Ловкие ручки"
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход разви...

Дополнительная образовательная программа – художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Бумажные фантазии»
АктуальностьСоздание Программы обусловлена запросом родительской общественности МБДОУ № 31.Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, ми...

Дополнительная образовательная программа – художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Бумажные фантазии»
АктуальностьСоздание Программы обусловлена запросом родительской общественности МБДОУ № 31.Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, ми...

Дополнительная образовательная программа художественной направленности в технике пластилинографии «Пластилиновая фантазия».
программа кружка "Пластилиновая фантазия"....

Дополнительная образовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК»
Цель Программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приёмами техники квиллинга, в рамках художественного конструирования из бумаги....

Дополнительная образовательная программа художественной направленности "Оч.умелые ручки"
Цель Программы: создать условия для развития ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста, через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного творчества детей и взрослых. ...

Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...