"Труд дошкольников в природе: задачи и содержание работы"
презентация
Труд в природе. Задачи и содержание работы. Алгоритмы ознакомления детей с трудовыми операциями и действиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_trud_v_prirode_.pptx | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Труд в природе – это труд по уходу за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т. д. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Всё это положительно влияет на развитие их мышления, создает основу для материалистического миропонимания. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное, сознательное, ответственное отношение к ней. Развивается интерес к трудовой деятельности. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся: ✓ со свойствами и качествами, состояниями объектов природы; ✓ усваивают способы установки этих свойств.
В процессе труда в природе у детей формируются знания: 1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), 2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.
Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям труда. В процессе труда формируются: практические навыки ухода за растениями и животными; развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты; намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда и т. д.
Требования к организации труда в природе. Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно -образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определённым педагогическим и гигиеническим требованиям.
Педагогические требования к организации труда в природе. Организация разнообразного по содержанию труда: а) уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями; б) выращивание растений в уголке природы, в) труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
Гигиенические требования к организации труда в природе. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.
Формы организации труда в природе. Труд детей в природе организуют в следующих формах: Индивидуальные поручения - применяются во всех возрастных группах детского сада, весь процесс труда ребенок выполняет сам. Коллективный труд в природе - дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться и т.д. По своей структуре коллективный труд может быть организован как: а) труд общий; б) труд совместный. Дежурства - предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе.
Труд в природе. Задачи и содержание работы. 1-я младшая группа. Приучать в помещении и на участке помогать взрослым ухаживать за растениями и животными.
Труд в природе. Задачи и содержание работы. 2-я младшая группа. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи. Расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеечек.
Труд в природе. Задачи и содержание работы. Средняя группа. Продолжать учить детей кормить рыб, поливать растения, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя). Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время. Привлекать детей к подкормке зимующих птиц. Приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая). Помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведённое место).
Труд в природе. Задачи и содержание работы. Старшая группа. Учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы. Приучать выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву и т.д. Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы. Зимой учить детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарников. Вместе со взрослыми выращивать зелёный корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды. Помогать взрослым делать фигуры и постройки из снега. Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады. Летом привлекать детей к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
Труд в природе. Задачи и содержание работы. Подготовительная группа. Воспитывать любовь к растениям и животным. Продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы, поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм. Приучать самостоятельно заботиться о животных и растениях в уголке природы. Осенью привлекать детей к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы. Зимой сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зелёный корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды, с помощью воспитателя выращивать цветы к праздникам. Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и цветнике, посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады. Летом привлекать детей к рыхлению почвы, к прополке и окучиванию, поливу грядок и клумб. К концу года дети могут осуществлять простые виды трудовой деятельности в природе, по уходу за животными, растениями на участке в соответствии с сезонными и погодными условиями.
Алгоритмы ознакомления детей с трудовыми операциями и действиями. 1-я младшая группа. Помогать взрослым ухаживать за растениями и животными на участке. Условия в группе для труда в природе. 1. Природный уголок: растения, животные, оборудование для ухода за ними. 2. Календарь погоды. 3. Картинки: времена года, растения, животные.
Алгоритмы ознакомления детей с трудовыми операциями и действиями. 2-я младшая группа. Кормить птиц, рыб (с помощью взрослых). Поливать комнатные растения, растения на грядках. Сажать лук, фасоль, горох, подсолнухи, огурцы. Собирать урожай овощей на грядке. Расчищать дорожки, скамейки от снега. Условия в группе для труда в природе. 1. Природный уголок в группе: комнатные растения и животные. 2. Календарь погоды. 3. Детский огород. Этикетки для грядок. 4. Мини-огород на окне (зимой). 5. Оборудование для ухода за растениями и животными в группе и на участке. 6. Картинки: времена года, растения, животные.
Алгоритмы ознакомления детей с трудовыми операциями и действиями. Средняя группа. Поливать и опрыскивать растения, рыхлить почву. Кормить рыб, птиц (при участии воспитателя). Мыть поилки. Выращивать зелёный корм для птиц в зимнее время (с помощью воспитателя). Подкармливать зимующих птиц (с помощью воспитателя). Сеять семена, поливать рассаду, прореживать, пропалывать, собирать урожай. Приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очистка, просушивание).
Условия в группе для труда в природе. Природный уголок: растения, животные, оборудование для ухода за ними. Паспорта растений. Календарь погоды. Детский огород. Этикетки для грядок. Детские лопатки, грабли, вёдра, лейки. Мини-огород на окне (зимой). Кормушки для птиц на участке.
Алгоритмы ознакомления детей с трудовыми операциями и действиями. Старшая группа. Выполнять поручения по уходу за растениями и животными в уголке природы. Выполнять обязанности дежурного в уголке природы (полив, рыхление, опрыскивание и т.д.) Собирать урожай на грядке. Пересаживать цветущие растения из грунта в уголок природы. Сгребать снег к стволам деревьев и кустарников. Выращивать корм для птиц, животных. Сажать корнеплоды. Делать фигурки, постройки из снега. Сеять семена овощей (укропа, моркови и т.д.) и цветов. Высаживать рассаду в грунт. Рыхлить почву, поливать грядки и клумбы (с помощью воспитателя). Собирать растения для гербария. Собирать природные материалы для коллекции. Наблюдать за погодными и атмосферными явлениями.
Условия в группе для труда в природе. Природный уголок: растения, животные, оборудование для ухода за ними. Паспорта растений и животных. Календарь погоды. Фенологический календарь. Детский огород. Этикетки для грядок. Детское оборудование для работы на огороде и на участке: лопатки, грабли, вёдра, лейки, мётлы, скрепки, носилки. Мини-огород на окне (зимой). Кормушки для птиц на участке. Коллекции: «летающих» семян, семян - «пассажиров», других семян и плодов; соцветий (корзинка, зонтик и т.д.); камней, песка, глины, почвы; листьев, коры деревьев, лишайников и мхов. 10. Лаборатория.
Алгоритмы ознакомления детей с трудовыми операциями и действиями. Подготовительная группа. Ухаживать за питомцами уголка природы. Ухаживать за комнатными растениями с учётом их потребностей. Собирать природный материал на участке. Собирать семена дикорастущих растений для подкормки птиц зимой. Собирать листья и растения для гербария. Пересаживать цветущие растения с участка в уголок природы (ноготки, астры).
Условия в группе для труда в природе. Природный уголок: растения, паспорта на них; животные, оборудование для ухода за ними. Календарь погоды. Фенологический календарь. Детский огород. Этикетки. Хозяйственный детский инвентарь. Мини-огород на окне (зимой). Кормушки для птиц на участке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи и содержание работы по физическому воспитанию дошкольников.
В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая под...
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников
семинар «ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ» Выступление на тему: «Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников»...
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.Она охватывает все стороны звукового оф...
Доклад "Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников."
Задачи по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников....
Содержание труда дошкольников в природе
Основное содержание труда детей дошкольного возраста в природе и руководство его организацией....
Содержание труда дошкольников в природе
Содержание труда дошкольников в природе в сооответствии с ФГОС. Особенности организации труда дошкольников в природе в зависимости от возрастной группы....
Задача и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольниковЗвуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления с...