Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (младшая группа)
Опыт работы по сенсорному воспитанию у детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы воспитателя младшей группы
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида №114 «Чебурашка»
г. Брянска
Блашонковой Ольги Ивановны
«Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I Актуальность опыта работы
- Условия возникновения и становления опыта работы
- Цель и задачи
- Ожидаемые результаты
II Основная часть
- Теоретическое обоснование опыта
- Этапы реализации опыта
III Заключение. Выводы
IV Литература
V Приложения
Введение
Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека"
Б. Г. Ананьев.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие, направленное на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т. д. – важнейшая составляющая развития общей культуры личности ребенка. Особенно важное значение оно приобретает в самые ранние ступени в развитии ребенка.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.
Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В.Запорожец, А.П. Усова) справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е.И. Удальцевой, Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, Е.И. Радиной и др. Однако, как отмечалось А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, игры использовались без достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности, что значительно снижало общую эффективность сенсорного развития детей.
М. Монтессори предложила систему «сенсорной гимнастики», главная цель в ней учить различать детей цвета и оттенки, формы и величины, различать разные звуки (как гудит шмель, пищит комар, тикают часы, шуршат листья). А.П.Усова и К.П.Сакулина создали систему сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Одним из эффективных средств сенсорного развития детей возраста является использование дидактических игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета, объема и др.).
Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
I Актуальность опыта работы
- Условия возникновения и становления опыта работы
Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является ценным составляющим развития формирования у детей представлений о сенсорных эталонах, они активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания мира, обладают уникальным развивающим эффектом: мыслительной деятельностью и качеством ума.
Благодаря сенсорному развитию обучение становится ярким, именно сенсорное воспитание, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Ведь не зря профессор Н.М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного развития.
- Цель и задачи
Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорного развития должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Цель: - формирование сенсорных способностей у детей посредством дидактических игр и упражнений.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- Использовать элементы сенсорного развития во все виды деятельности;
- Формировать сенсорные эталоны, умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
- Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
- Развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины);
- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.);
- Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей;
- Реализовывать системы мероприятий, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей.
- Ожидаемые результаты
II Основная часть
- Теоретическое обоснование опыта
Проблема развития восприятия окружающего мира, знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности существовала со времён древних цивилизаций. Ещё Платон, изучая древнейшие папирусы в библиотеках Египта, узнал, что детей обучали, используя предметы домашнего обихода. Так, например, детям поручали собрать все чаши в доме и рассортировать на серебряные, глиняные, деревянные и т.п. Или во время плетения венков из цветов и листьев их обучали определению цвета, формы, величины. Проблеме сенсорного развития детей во все времена придавалось большое значение, и занималось ей множество педагогов и психологов.
Проблема развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста представляет большой интерес, так как сенсорное развитие дошкольника является основой для развития мышления, восприятия. Но наблюдается недостаток литературы, методических разработок по данному вопросу, а главное нет четкой явной системы в работе по сенсорному развитию. Также недостаточно по этому вопросу подготовлены родители, что является существенной проблемой в закреплении навыков малышей.
Таким образом, проблема сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста является актуальной и в настоящее время, и является одной из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
- Этапы реализации опыта
1 этап – подготовительный: (сентябрь 2023 года-май 2024 года)
- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО.
- Изучение литературы по данной теме.
- Посещение Методических объединений.
- Изучение опыта других педагогов в интернет-пространстве по теме сенсорного развития детей младшего возраста посредством дидактической игры и упражнений.
Свою работу я начала со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.
После изучения литературы, я начала создавать предметно – развивающую среду в группе. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Причем предметно - развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды учитывала:
- индивидуальные социально- психологические особенности детей;
- интересы, склонности, предпочтения, потребности детей;
- возрастные особенности.
Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов:
- принцип наглядности,
- принцип доступности и прочности,
- систематичности и последовательности.
Исходя из этих требований, постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.
2 этап –практический (сентябрь 2024-март 2025 года)
- На данном этапе, мной был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме (Приложение1.), намечены мероприятия по сенсорному развитию детей. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
Например:
Дидактические игры по сенсорному развитию:
1. Игра «Разноцветные палочки»
Цель: закрепление знаний по цвету.
Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый).
2. Игра «Полянка»
Цель: учить соотносить предметы по цвету.
3. Игра «Найди окошко для фигуры»
Цель: закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.
4. Игра «Напои гнома чаем»
Цель: учить детей соотносить предметы по цвету.
5. Игра «Веселые прищепки»
Цель: закрепление детей названия цвета
6. Дидактическая игра «Картинки – половинки»
Дидактическая задача: совершенствовать логическое мышления, развивать внимание, упражнять детей узнавать предметы, составлять целую картинку из двух половинок.
Дидактический материал: картинки, разрезанные на две половины.
7. Игра «Панно-найди пару!»
Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, восприятие, учить группировать предметы по цвету и размеру.
8. Игра «Радужная осьминожка»
Цель: развивать мелкую моторику, сенсорику, изучать цвета радуги, соотносить цвета, научиться застегивать и расстегивать кнопки.
9. Пособие по сенсорному развитию «Книжка малышка»
Цель: обогащение и накопление сенсорного опыта детей в познавательно-практической деятельности детей раннего возраста.
10. Игра «Волшебная коробочка», «Волшебный домик»
Цель: способствует развитию сенсорных способностей, развитию мелкой моторики рук, координаций движений, развитию творческого воображения, фантазии.
11. Игра «Гусеничка»
Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику рук, логическое мышление.
12. Игра «Волшебные крышечки»
Цель: учить детей различать и называть цвета, соотносить цвет крышки с цветом лепестков, учить закручивать и раскручивать крышки, развивать мелкую моторику рук.
13. Игра «Развивающая подушка»
Цель: Способствование накоплению сенсорного опыта детей через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия.
- Написание статей по проблеме сенсорного развития детей младшего возраста. (Приложение 2)
- Проведение консультаций для родителей и педагогов дошкольного учреждения (Приложение 3)
- Проведение открытых занятий для педагогов дошкольного учреждения (Приложение 4)
3 этап – заключительный (март 2025-май 2025 года)
- Подведение итогов.
- Мониторинг сенсорного развития детей.
- Самоанализ.
- Презентация по результатам работы на педагогическом совете.
III Заключение. Выводы
IV Литература
1. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Безруких М.М. – М.: Владос, 2001.
2. Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. – №3. – с. 16 – 19.
3. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.
4. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.
5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – с.14.
7. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.
8. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
9. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
10. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000.
11. Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. – №12. – с.29 – 34.
12. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа Пресс. -2001.
13. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.
14. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
15. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. - М.: Модэк, 2007.
16. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, – 2003. – №6. – с. 21 – 26.
17. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12. – с. 20 – 21.
#1046;ичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - с 2-6.
19. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. -М.: Академия педагогических наук, 2003.
20. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. – СПб. : Дельта, 2001.
21. Каралашвили Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. // Справочник старшего воспитателя, -2008. -№5. –с.13
22. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание, 2005. - №2. - с.76-78.
23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. / Козлова С.А., Куликова Т.А. - М.: Академия, 2001.
24. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
25. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. - М.: Академия, 2002.
26. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // 0бруч, #8470;2. с 15.
27. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.: Учитель, 2006.
28. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1996.
29. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 2001.
30. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для воспитателей – 2-е изд./ Поддъяков Н.Н., Аванесова В.Н. – М.: Просвещение, 2001.
31. Сольцева О.Г. Наши помощники - органы чувств // Ребёнок в детском саду, -2007. -№3. – с.4.
32. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание пятое переработанное.
-Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
33. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание, #8470; С.90-93.
34. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007.
35. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и доп./ Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006.
36. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2005.
37. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез, 2009.
V Приложения
Приложение1
Перспективное планирование на 2024-2025 год
«Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста»
Дата | Тема | Цель: | Форма работ |
Сентябрь 1 неделя Игры на закрепление понятия формы. | «Подбери такой же по цвету». | Учить находить мячи определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание, закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный. | Подгруппа |
2 неделя Игры на закрепление цвета. | «Разноцветные шары». | Найди ленточку по цвету. | Индивидуально |
3 неделя Игры на закрепление понятия величины. | «Пирамидка». | Формирование понятий большой —маленький. | Индивидуально |
4 неделя Игры на закрепление понятия величины. | «Матрешка». | Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве. | Индивидуально |
Октябрь 1 неделя Игры на закрепление понятия величины. | «Большой-маленький». | Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру. | Подгруппа |
2 неделя Игры на закрепление понятия величины. | «Длинные и короткие ленточки». | Формировать умение сравнивать предметы по размеру. | Индивидуально |
3 неделя Игры на закрепление понятия формы. | «Лото». | Учить классифицировать и называть основные цвета: желтый, синий, зеленый, красный. | Подгруппа |
4 неделя Игры на закрепление понятия формы. | «Цветные кубики». | Восприятие цвета. | Подгруппа |
Ноябрь 1 неделя Игры на закрепление понятия величины. | «Где лежит кубик». | Ориентировка в пространстве. | Подгруппа |
2 неделя Игры на развитие тактильных ощущений. | «Чудесная коробочка». | На развитие тактильных ощущений. | Подгруппа |
3 неделя Игры на закрепление понятия величины. | «Строим по описанию». | Умение соотносить объекты по величине. | Индивидуально |
4 неделя Игры на развитие тактильных ощущений. | «Найди пару». | Определение цвета. | Индивидуально |
Декабрь 1 неделя Игры на закрепление понятия величины. | «Разрезные картинки». | Развитие зрительного восприятия.
| Подгруппа |
2 неделя Игры на закрепление цвета. | «Раскрась предмет». | На развитие произвольного внимания, восприятия цвета. | Индивидуально |
3 неделя Игры на закрепление понятия формы. | «Какая фигура лишняя?» | Определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения. | Индивидуально |
4 неделя Игры на развитие тактильных ощущений. | «Найди предмет такой же формы». | Учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки. | Подгруппа |
Январь 1 неделя Игры на закрепление понятия формы. | «Самая длинная, самая короткая». | Предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам. | Подгруппа |
2 неделя Игры на закрепление понятия величины. | «Дальше – ближе». | Предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше. | Индивидуально |
3 неделя Игры на развитие тактильных ощущений. | «Чудесный мешочек». | Предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов. | Подгруппа |
4 неделя Игры на закрепление понятия формы. | «Разноцветные кружки». | . Развитие зрительного восприятия. Учить собирать целое из частей; развивать мышление детей; систематизировать знания. | Индивидуально |
Февраль 1 неделя Игры на развитие тактильных ощущений. | «Найди пару». | Найти пары одинаковых предметов. | Подгруппа |
2 неделя Игры на закрепление понятия формы. | «Какай мяч больше?» | Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию. | Индивидуально |
3 неделя Игры на закрепление понятия величины. | «Угости зайчика». | Учить детей группировать предметы по величине. | Подгруппа |
4 неделя Игры на закрепление понятия величины. | «Пирамидка». | Закрепить умение составлять изображение из овалов разной величины в порядке убывания. | Индивидуально |
Март 1 неделя Игры на развитие мелкой моторики рук. | «Угости медведя ягодой». | Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев. | Подгруппа |
2 неделя Игры на закрепление цвета. | «Лото». | Учить классифицировать и называть основные цвета: желтый, синий, зеленый, красный. | Подгруппа |
3 неделя Игры на развитие мелкой моторики рук. | «Узоры на песке». | Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. | Индивидуально |
4 неделя Игры на закрепление понятия величины. | «Широкое – узкое». | Формировать представление «широкое – узкое». | Подгруппа |
Апрель 1 неделя Игры на закрепление цвета. | «Платочек для куклы». | Определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение цвета ткани. | Подгруппа |
2 неделя Игры на закрепление понятия величины. | «Много-мало». | Помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну». | Подгруппа |
3 неделя Игры на закрепление понятия формы. | «Найди свой домик». | Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. | Индивидуально |
4 неделя Игры на закрепление понятия величины. | «У кого хвост длиннее?» | Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», “длиннее”, “широкий”, “узкий. | Подгруппа |
Май 1 неделя Игры на закрепление понятия величины. | «Много-мало». | Помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну». | Подгруппа |
2 неделя Игры на развитие тактильных ощущений. | «Подбери по форме». | Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков. | Подгруппа |
3 неделя Игры на закрепление понятия величины. | «Построим дома». | Учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые». | Индивидуально |
4 неделя Игры на закрепление понятия формы. | «Соберем бусы». | Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. | Подгруппа |
Приложение2
Статьи и методические разработки:
- Статья: Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего школьного возраста.
- Методическая разработка: Дидактическая игра как основное средство сенсорного развития.
Приложение3

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Данный материал может помочь в организации планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младших возрастных групп. В работе представлен: теоретический материал по данному вопросу, практическая час...

Обобщение опыта работы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
для воспитателей ДОУ...

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕГЛАВА 1 Теоретическое обоснование сенсорного развития детей в младшей группе:...

Мастер – класс «Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»
Мастер - класс для молодых педагогов дошкольных учреждений. Так же данный материал может использоваться на родительском собрании в ДОУ....

Мастер – класс «Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»
Мастер – класс «Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»Цель: развитие компетентности педагогов в вопросе реализации сенсорного воспитания...

Опыт работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Что такое сенсорное развитие?Это развитие восприятия ребенка и формирование его преставлений o внешних свойствах предметов...

Опыт работы «Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При эт...