ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В РАМКАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧАЯ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
статья

Константинавичус Наталья Дмитриевна

взаимодействиеэмоциональное благополучиесемья, дети младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstantinavichus_-_statya_-_kopiya.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Константинавичус

Наталья Дмитриевна,

педагог-психолог,

ГБДОУ №39 Центрального района

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА  И СЕМЬИ В РАМКАХ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧАЯ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Ключевые словавзаимодействиеэмоциональное благополучиесемья, дети младшего дошкольного возраста.

В последние годы значительно возрос интерес государства и общества к проблеме дошкольного образования. Это обусловлено его социально-экономическим значением, а так же тем, что дошкольное образование является первым уровнем системы общего образования и направленно на формирование общей культуры, предпосылок учебной деятельности, развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка. Дошкольное детство является не подготовительным этапом к школьной жизни, а самоценным возрастным периодом.

Проблема обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста остается одной из актуальных и ранее получила освещение в работах Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Д. Кошелевой, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильиной, Г. А. Свердловой, Е. П. Арнаутовой, И. М. Слободчикова, Г. А. Урунтаевой.

По мнению И. М. Слободчикова, «эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи» [6, с. 512].

Детский сад и семья составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство.

Педагогами-практиками замечено, что в группах, где воспитатели уделяют особое внимание налаживанию положительных взаимоотношений между детьми и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, дети жизнерадостны, доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым, мало ссорятся, умеют самостоятельно организовать игру и играть. Умеют договариваться, находят для себя свободное игровое пространство, не мешают друг другу.

В условиях детского сада благоприятный климат в группе проявляется в хорошем настроении детей в течение всего дня. Воспитатель оказывает существенное влияние на эмоционально благоприятную атмосферу в группе, применяя специально подобранные методы и приемы, которые помогают избежать эмоционального неблагополучия, это могут быть психологические речевые настройки-ритуалы начала и завершения дня, мирилки, минутки релаксации, а так же педагог формирует пространственную предметно-развивающую среду группы.

В наших группах мы используем декоративно-развивающий подвесной модуль: «Птицы», «Радуга», «Воздушный шар», которые являются эффективным комплексом по развитию у детей воображения, оказывают помощь в развитии речевых, сенсорных и эмоциональных качеств, дыхательной гимнастики (подвесные фигурки могут меняться в зависимости от тематики). Также формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание традиций и ценностей (празднование дня рождения и т.д.).

Например, ритуал «Зарядись» (это ладошка, которая находится при входе в группу, и прежде чем зайти нужно приложить свою ладонь к зарядному устройству и зарядиться положительной энергией, т.е. улыбнуться).

Разнообразная, яркая, красочная среда в группе, привлекает внимание ребенка и вызывает у него положительные эмоции.   Так же в группах созданы специальные уголки и зоны для игр. Вот некоторые из них: 1. Центр рисования. Известно, что изо деятельность для ребенка — это возможность выразить свои чувства в рисунке, цвете, нажиме на карандаш. В  изо центре в свободном доступе у детей  карандаши и бумага разных видов. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами, маркерами, восковыми мелками и теми материалами, которые недоступны ребёнку дома.   2. Центр релаксации. Умиротворяющее действуют на детей игры с песком,  с водой, с разнообразными крупами, игрушками антистресс. Такие игры являются успокаивающими и расслабляющими,  развивают мелкую моторику, концентрацию внимания.

Важной частью развивающей предметно - пространственной среды образовательного учреждения, для работы с детьми, педагогами и родителями, является кабинета педагога – психолога.  Психологическое напряжение, негативные эмоции оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматика). Но даже самое сильное эмоциональное напряжение не будет опасным для человека, если оно завершается расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями.

В нашем ДОУ этому способствует современное оборудование кабинета педагога-психолога, например световой песочный стол, с помощью которого педагог-психолог проводит игровые сеансы расслабления. Бывает, что дети не могут сказать словами или нарисовать то, что их беспокоит. А в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, камешков, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения, тревог и негативных эмоций.

Педагог-психолог в интересной игровой форме создает благоприятные условия для формирования у детей позитивного отношения к окружающему миру, совершенствует навыки практического общения. Знакомит детей с разными способами выражения эмоций и развитию умений управлять ими.

Цвет стен, пола, мебели, штор в кабинете педагога-психолога подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. С другой стороны - это маленький рай, где всё светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности. Яркость, привлекательность, необычность оборудования обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом-психологом, а так же при необходимости между родителем и педагогом-психологом, что повышает уровень доверия к ДОУ, погружает в атмосферу спокойствия, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.

Для выявления уровня эмоционального благополучия детей в группах детского сада педагогом-психологом два раза в год проводится исследование межличностных отношений на основе следующих методик:

- анализ в группах при помощи наблюдения;

- анкетирование родителей – с целью определения удовлетворённости родителей условиями пребывания детей в группе детского сада;

- рисуночный тест  «Я в группе детского сада» - цель диагностика психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада;

- диагностическая методика «Подарок» - с целью изучения межличностных отношений детей, а  так же степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия;

- тест на эмоциональное отношение «Цвет настроения».

Для создания благоприятной атмосферы в группе, необходимо, чтобы родители и сотрудники детского сада поддерживали тесный контакт.

Родители обучающихся являются полноправными участниками образовательного процесса. Их правосубьектность в сфере образования определяется Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, от 29.12.1995 № 223-ФЗ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», другими Федеральными законами и нормативными правовыми актами. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены требования по взаимодействию детского сада с семьей.

Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на благоприятный климат в детском саду. Уверенность в любви, уважение и понимание близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные взаимоотношения.

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволяет объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникающих проблем.

Совместные мероприятия праздники, досуги, занятия – позволяют установить теплые отношения между педагогами, родителями и детьми. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в общении, сблизить участников коррекционно-образовательного процесса, способствуют тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще наладить с ними контакт. Одним самым полюбившимся ежегодным  мероприятием в нашем детском саду является «Неделя здоровья», в которой с удовольствием принимают участие родители.

Для успешного сотрудничества, наше общение с родителями базируется на принципах:

- открытости для семьи;

- сотрудничества с родителями в вопросах  воспитания и развития детей, основанном на взаимопонимании и доверии;

- создания активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

- диагностики общих и частных проблем в воспитании и психолого-педагогическом развитии ребенка.

Исходя из всего вышесказанного, можно подвести итог, что эмоционально благоприятная атмосфера определяется следующими факторами:

1.Отношениями между воспитателем и детьми;

2.Отношениями между самими детьми;

3.Отношениями между воспитателями и родителями.

Если все эти факторы будут выполняться в позитивном настрое, то и атмосфера в детском саду будет благоприятной.

 С целью определения продуктивности данного взаимодействия была проведена повторная диагностика в конце учебного года.

По итогам анкетирования родителей можно сделать вывод, что родителей удовлетворяют условия пребывания их детей в группе детского сада.

В процессе наблюдения было отмечено, что дети в группе играют дружно, разбившись на микро группы по интересам, но так де с удовольствием играют в совместные игры организованные педагогами. При рисовании себя в группе детского сада, дети отобразили свое   взаимодействие со сверстниками, используя яркие, насыщенные цвета. Это в свою очередь свидетельствует тому, что дети чувствуют себя комфортно в своем окружении.

Исходя из полученных данных о социометрическом статусе, можно сделать вывод, что на конец года 100 % дошкольников, нашего ДОУ, имеют благоприятный статусданные дети в системе межличностных отношений выбираемы другими для игр и общения. Коэффициент взаимности соответствует среднему уровню взаимности выборов. Большинство детей имеют стойкие привязанности, дружбу. Поэтому можно с уверенностью говорить о благоприятном эмоциональном климате группы.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при обеспечении эмоционального благополучия детей. 

Цель исследования. Определить педагогические условия, обеспечивающие продуктивное взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по развитию речи ребенка, в которых семья выступает активным субъектом педагогического процесса. Вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

Литература

  1. Атемаксина Ю.В. (2011 г.), Современные педагогические технологии в ДОУ, АСТ-Пресс, СПб. Россия.
  2. Вершловский С.Г.(2001 г.), Семья в гуманистическом контексте, Вестник ОИРШ - №1.- 165с.
  3. Волковская Т.Н. (2004 г.), Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи, Книголюб, Москва, Россия.
  4. Воробьева В.К. (2006 г.), Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи, АСТ, Москва, Россия.
  5. Гаркуша Ю.Ф. (2008 г.), Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи, ТЦ «Сфера»: НИИ Школьных течнологий, Москва, Россия.
  6. Гиппенрейтер Ю. Б., М. В. Фаликман Психология мотивации и эмоций /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. – М. : ЧеРо, 2002. – 752 с.
  7. Гордон Т. (2005 г.), Тренинг эффективного родителя (Parent Effective Training PET), Издательство: Midland Publishing, Москва, Россия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников».

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...

Сообщение на родительское собрание на тему «Создание эмоционального благополучия в детском саду и дома»

Материал для родительского собрания отражает то, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы в детском саду принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его пов...

Презентация консультации для педагогов на тему "Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольника"

Проблема воспитания ребенка в неблагополучной семье – это проблема педагогики, медицины или правоохранительных органов. Жизнь открыто заставляет людей задуматься над своим поведением. Презентационный ...

Консультация для родителей "Детско-родительские взаимоотношения, как фактор эмоционального благополучия дошкольника"

В консультации рассматривается вопрос о знанчении эмоционального благополучия между членами семьи....

«Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольника»

Уважаемые родители! Вы никогда не задумывались, почему у наших детей иногда резко меняется настроение? Вот, наш малыш играет, веселится, и, вдруг – слёзы, капризы, непослушание. В статье «...

«Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольника»

Уважаемые родители! Вы никогда не задумывались, почему у наших детей иногда резко меняется настроение? Вот, наш малыш играет, веселится, и, вдруг – слёзы, капризы, непослушание. В статье «...