Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дошкольный фольклорный театр»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Авторская дополнительная общеразвивающая программа «Дошкольный фольклорный театр» имеет художественную направленность, что предполагает ориентацию занятий по программе на содействие духовно - нравственному развитию, как основе патриотического воспитания детей, путём приобщения к народному творчеству, сохранению культурного наследия, освоение разнообразного художественного опыта.
Программа позволяет получить дополнительные знания по устному народному творчеству, познакомиться с народными традициями и включить в театральную деятельность, отражает социальный запрос родителей (законных представителей), связанный с личностно - ориентированным подходом и раскрытием творческих способностей детей и возможности образовательного учреждения для создания фольклорного театра. Включает в себя репертуар и диагностику.
Основная идея Программы – использование дополнительного фольклорного материала для создания театрализованных театральных композиций с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская дополнительная общеразвивающая программа «Дошкольный фольклорный театр» | 50.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 39 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей Адмиралтейского района Санкт - Петербурга
ПРИНЯТА Педагогическим советом Протокол №______ От _____ ____________ 20_____ | УТВЕРЖДЕНА Приказ № _______от__________ 20_г.
Заведующий /____________ ,,,,,,,,,,, |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дошкольный фольклорный театр»
Срок освоения: 36 дней
Возраст обучающихся 4-6 лет
Разработчик(и):
Самонова Наталья Вячеславовна
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Дошкольный фольклорный театр» (далее – Программа) имеет художественную направленность, что предполагает ориентацию занятий по программе на содействие духовно - нравственному развитию, как основе патриотического воспитания детей, путём приобщения к народному творчеству, сохранению культурного наследия, освоение разнообразного художественного опыта.
Адресат: Программа адресована детям в возрасте 4 - 6 лет. В группе могут быть и мальчики, и девочки. Возможно формирование групп разновозрастных детей. Наличие базовых знаний по Программе и специальных способностей в данной предметной области не требуется.
Актуальность продиктована изменениями в образовательной политики государства на уровне общего образования, связанного с внесением изменений в федеральный государственных образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (в редакции 17.02.2023), а также поиском новых подходов к организации работы по знакомству с видами устного народного творчества в общеобразовательном учреждении в рамках требований Федеральной образовательной программы, а именно: Овладение основными культурными способами деятельности. У ребенка развита мелкая моторика. Ребёнок проявляет любознательность,задает вопросы взрослым и сверстникам.
Приобщать к фольклорному искусству, развивать интерес детей к театрализованной деятельности. создавать условия для развития творческой активности детей;
Учить элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика), формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, имитировать характерные движения животных;
Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство прекрасного, побуждать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания;
Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь;
Побуждать интерес творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками
Программа позволяет получить дополнительные знания по устному народному творчеству, познакомиться с народными традициями и включить в театральную деятельность.
Содержание Программы отражает социальный запрос родителей (законных представителей), связанный с личностно - ориентированным подходом и раскрытием творческих способностей детей и возможности образовательного учреждения для создания фольклорного театра.
Основная идея Программы – использование дополнительного фольклорного материала для создания театрализованных театральных композиций с дошкольниками.
Уровень освоения – общекультурный Объем Программы – 36 часов, срок освоения – 36 дней
Цель Программы – приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа через театрализацию произведений устного народного творчества ( фольклора ).
Задачи:
Обучающие:
1 Познакомить с названиями и традициями некоторых народных праздников
2 познакомить с речевой, музыкальной и двигательной практикой необходимой для постановки театральных композиций.
Развивающие:
1 Развить уровень монологической речи
2 Развить уровень диалогической речи на основе малых форм фольклора
3 Развивать способность сочетать декламацию с движением и/или игрой на народных шумовых инструментах
Воспитательные:
1 Создать условия для развития коммуникации посредством народных игр, танцев, забав.
Планируемые результаты
Предметные:
1 Будут знать названия и традиции некоторых народных праздников
2 будут знать практический материал необходимый для постановки спектакля.
Метапредметные:
1 повысится уровень монологической речи по сравнению с первоначальным.
2 повысится уровень диалогической речи по сравнению с первоначальным.
3 повысится уровень сочетания декламации с движением и/или игрой на народных шумовых инструментах по сравнению с первоначальным.
Личностные:
1 повысится уровень коммуникации.
Организационно-педагогические условия реализации
Язык программы – русский. Форма обучения: очная.
Особенности реализации: Программа предусматривает только аудиторную работу с обучающимися с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Основной принцип построения занятия использование различных форм образовательной деятельности на основе вариативных блоков, которые могут объединяться в одном занятии:
- блок «Малые формы» предполагающий знакомство с народными песенками, попевками, колядками, потешками, дразнилками для разучивания.
- Блок « Игра - театрализация» расширяющий и закрепляющий представления детей о новом материале и о том как можно разыгрывать сказки и инсценировать песенки и потешки по ролям. В основе блока лежат народные игры, хороводные игры и игровые ситуации для лучшего запоминания материала.
- Блок «Хороводный» предполагающий знакомство с элементарными народными танцевальными движениями и перестроениями для разучивания простейших композиций.
- Блок «Музицирование» предполагающий знакомство с основами игры на шумовых музыкальных инструментах, исполнение простейших ритмических рисунков на шумовых инструментах.
- блок «Материалы» для сопровождения родителей (законных представителей) детей, включающий ссылки на электронные ресурсы, которые помогают родителям (законным представителям) составить представление о изучаемом материале и при желании закрепить этот материал со своими детьми.
Итогом обучения по Программе может быть открытое мероприятие (запись видео-ролика), где дети демонстрируют свои умения, освоенные в процессе занятий.
Условия набора: набор детей 4-6 лет осуществляется на свободной основе, принимаются все желающие.
Условия формирования группы: списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учётом особенностей реализации программы
Количество обучающихся – не менее 15 человек.
Формы организации занятий
Учебные занятия проводятся в группах, сочетая следующие формы:
- фронтальная: весь состав объединения – беседа, объяснение, показ, игровая ситуация;
- работа в парах и малых группах при выполнении определенных заданий педагога – дидактические игры;
- при необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь ребенку при выполнении заданий.
Формы проведения занятий
Программа предусматривает только аудиторные занятия. Занятие строится в игровой форме.
Материально-техническое оснащение. Для успешной реализации программы необходимы:
Помещение, музыкальная аппаратура, набор народных шумовых инструментов, изготовление костюмов, реквизита и декораций.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Раздел, тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 0.5 | 0.5 | |
2. | Беседы о народных традициях, о предстоящем празднике и посвященном ему мероприятии. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение – текущий контроль |
3. | Распевка и разучивание или повтор малых форм : считалки, дразнилки, частушки,песни, пестушки, потешки, поговорки, заклички | 3 | 1 | 2 | Наблюдение – текущий контроль |
4. | Простейшие танцевальные композиции и элементарное музицирование | 5 | 2 | 3 | Наблюдение – текущий контроль |
5 | Народные игры | 4 | 1 | 3 | |
6. | Театрализация | 10 | 2 | 8 | Наблюдение – текущий контроль |
7 | Практика: подготовка к мероприятиям Кузьминки, Коляда - Маляда, Сороки. | 8 | 2 | 6 | Наблюдение – текущий контроль |
8 | ФОЛЬКЛОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ включающие в себя миниспектакль | 2 | 1 | 1 | Итоговый контроль |
9 | Итог | 1 | 0.5 | 0.5 | Итоговый контроль |
Итого часов: | 36 | 11 | 25 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Особенность обучения
Программа « Дошкольный фольклорный театр» построена по принципу, который предполагает чередование различных форм и методов представления материала для знакомства и исполнения. Методы: словесный, наглядный, практический. Практический метод выступает как основной метод обучения. В ходе реализации программы используются личностно-ориентированная технология, игровая технология, технология сотрудничества, технология развивающего обучения. Педагог сам определяет методику и подбирает фольклорный материал с учётом возраста и возможностей детей.
Задачи:
Обучающие:
1 Познакомить с названиями и традициями некоторых народных праздников
2 познакомить с речевой, музыкальной и двигательной практикой необходимой для постановки театральных композиций.
Развивающие:
1 Развить уровень монологической речи
2 Развить уровень диалогической речи на основе малых форм фольклора
3 Развивать способность сочетать декламацию с движением и/или игрой на народных шумовых инструментах
Воспитательные:
1 Создать условия для развития коммуникации посредством народных игр, танцев, забав.
Содержание программы
Вводное занятие
Теория: правила поведения в аудитории
Практика: «Давайте познакомимся» - игровая ситуация. Народная хороводная или подвижная игра.
Блок «Малые формы»
Содержание:
Теория: Знакомство с различными жанрами детского фольклора для разучивания. Раскрыть предназначение данных произведений.
Практика: Следить за правильным, чётким произношением слов. Развивать умение самостоятельно находить разнохарактерные интонации ( веселые, строгие, ласковые и тд.) интонации в пении и декламации. Работа над интонированием мелодии, естественной звонкостью голоса, эмоциональностью исполнения.
Презентация: «Потешки, поговорки, заклички».
Потешки: «Скок-поскок», «Петушок», «Тень - тень», «Кот Василий»
Поговорки: «Пчёлка, пчёлка, дай нам мёда», «Уж ты, бор-борок, дай ягод коробок».
Заклички: «Дождик-дождик, веселей», «Приходи, зима, приходи, красна!», «Солнышко-солнышко, загляни в окошко».
Колыбельные песни: «Баю-баюшки, баю», «Котик, котенька, коток», «Спи мой мальчик, сладко-сладко».
Пестушки: «Потягушки-порастушки», «Водичка-водичка, умой наше личико»
Презентация: «Считалки, дразнилки, частушки».
Считалки: «На золотом крыльце сидели», «Вышел месяц из тумана».
Дразнилки: «Андрей-воробей», «Ябеда – корябида».
Частушки: «Начинаем петь частушки».
Колядки: «Уж как шла Коляда», «Сею-вею снежок», «Сею-вею, посеваю».Масленичные песни: «Пришла Масленка», «Едет масленица дорогая», «На горах катаются», «Ой, блин-блинок», «Прощай, Масленица».
Веснянки: «Весна – красна, что ты нам принесла?», «Веснянка», «Грачи – кулички, прилетите».
Блок « Игра - театрализация»
Содержание:
Теория: расширение и закрепление представлений детей о сюжетах игр - драматизаций, Вертепного представления, некоторых традиционных обрядов.
Практика: разыгрывание и инсценировка репертуара по ролям. Работать над выразительностью диалогов и пластичностью движений , посредством игр и игровых ситуаций. Подводить детей к умению передавать игровой образ.
Видео-презентация: «Русские народные игры, театрализованное действо».
Игры: «Шёл козёл по лесу»,«Заря-заряница», «Золотые ворота», «Заинька, попляши», «Я горошек молочу», «А я чайничала»,«У медведя во бору», «Горелки»
Театрализация малых форм. Подготовка и проведение фольклорных развлечений и мероприятий (ноябрь, январь, конец марта - апрель)
Блок «Хороводный»
Содержание:
Теория: знакомство с основными элементами русского хоровода, народными танцевальными движениями и перестроениями, дать представление о народных танцах (хоровод, плясовая, кадриль)
Практика: Учить самостоятельно изменять движения в связи со сменой частей танца в различных Видах хороводов: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета).
Отработка хореографических движений отдельно и в танце.
Видео-презентация: «Виды народных танцев».
Хоровод: «Во поле берёза стояла», «А я по лугу», «Во саду ли в огороде»
Плясовая: «А я чайничала», «Барыня»
Кадриль: «Кадриль с яблочками»
Игровой хоровод: «Огородная хороводная»,«Карусель», « Ручеёк»
Блок «Музицирование» Содержание:
Теория: Знакомство с шумовыми народными инструментами.
Практика: Научить элементарным способам звукоизвлечения и игры на музыкальных инструментах, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения, исполнение простейших ритмических рисунков на шумовых инструментах.
Игра на трещотках, на ложках, трещотках, на треугольниках, маракасах: «Савка и Гришка» «Ягодка-малинка».«В огороде бел козел».«Во кузнице».«Во саду ли в огороде».
Блок «материалы для сопровождения» родителей (законных представителей) детей, включающий ссылки на электронные ресурсы.
Цель Программы – приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа через театрализацию произведений устного народного творчества ( фольклора ).
Планируемые результаты
Предметные:
1 Будут знать названия и традиции некоторых народных праздников
2 будут знать практический материал необходимый для постановки спектакля.
Метапредметные:
1 повысится уровень монологической речи по сравнению с первоначальным.
2 повысится уровень диалогической речи по сравнению с первоначальным.
3 повысится уровень сочетания декламации с движением и/или игрой на народных шумовых инструментах по сравнению с первоначальным.
Личностные:
1 повысится уровень коммуникации.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методологическое обеспечение:
- картотека малых форм устного народного творчества
- Картотека артикуляциолнной гимнастики
- Картотека народных игр
Методы и приемы, используемые на занятиях
Наглядный | Словесный | Практический |
Показ, имитация, зрительные ориентиры пример, помощь в освоении движений звукоизвлечения | объяснения, описание, использование попевок, прибауток, песен, скороговорок; пояснения, вопросы к детям, словесная инструкция | разучивание, повторение, самостоятельное исполнение индивидуально и в ансамбле. |
Примерная структура занятия:
Вводная часть : Распевка / разминка, артикуляционная гимнастика: проводится в начале каждого занятия. Педагог проводит с детьми комплекс упражнений, нацеленных на разогрев голосового аппарата, эмоциональный настрой.
Основная часть: Беседа, разучивание и/или закрепление нового материала, пение, инсценировки, музыкально ритмические движения, музицирование, повторение пройденного.
Заключительная часть: Проведение знакомой подвижной игры для создания положительного настроения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс - 2015г.- 306с.
- Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2010г 147с.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 2010. 283 с.
- Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г. – 216с.
- Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество. Центрполиграф- 2001г. 190с.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.
11 Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.- 735с.
- Федорова Г.П.. “Пой, пляши, играй от души”. С.-Петербург, 2010 -88с
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля: текущий контроль – в форме наблюдения за игровыми ситуациями с учетом лексического материала конкретной темы.
итоговый контроль (подведения итогов реализации программы) – в форме практических игровых ситуаций с использованием всего объема изученного материала
Педагогические категории, в которых предлагается выражать результаты знакомства с фольклорным материалом, элементами народных танцев, приемами музицирования на шумовых музыкальных инструментах это:
- знания и умения - способность и готовность к их предъявлению по заданию педагога
- характеристики поведения / действий - активность и интерес к игровой коммуникации, самостоятельность
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля: текущий контроль – в форме наблюдения за детьми в процессе исполнения произведений, подготовки спектакля и театрализованных игр с развернутыми диалогами, реакция на пройденный или новый материал
Текущая оценка приобретенных знаний и умений оценивается по критериальной системе в соответствии с таблицей 1
итоговый контроль (подведения итогов реализации программы) – возможность продемонстрировать умения каждому обучающемуся.
Итоговая оценка приобретенных умений оценивается по критериальной системе и представлена в табл. 2
Диагностическая карта текущего контроля разучивание материала к празднику
№ п/п | фамилия, имя | знания | умения | сумма баллов | уровень освоения Высокий 18-14б Средний 13-10б Низкий 9 и ниже | ||||
Знает названия нескольких народных праздников, запомнил к какому времени года они относятся. | Знает названия и элементарные способы игры на шумовых музыкальных инструментах | Может сыграть простой ритмический рисунок | Выполн.яет перестроения, элементарные танцевальные движения. | исполняет наизусть тексты песен, потешек, частушек, знает мелодии | Знает роль, находит место на сцене участвует в играх с развернутыми диалогами. | ||||
Высокий уровень 3 балла: уверенно отвечает, выполняет задание, может исполнить наизусть произведения из пройденного материала.
Средний уровень 2 балла: отвечает с не большими подсказками или наводящими вопросами, может исполнить наизусть произведения из пройденного материала, возможны не значительные ошибки.
Низкий уровень 1балл: не может исполнить пройденный материал и ответить на вопросы без ошибок.
Итоговая диагностическая карта по Программе «Дошкольный фольклорный театр»
№ п/п | фамилия, имя | обучение | развитие | воспитание | сумма баллов | уровень освоения | |
Умение двигаться в хороводах, играх, различать звучание русских народных инструментов | Знает некоторые народные праздники, традиции. Знает названия и слова нескольких русских народных песен, названия и правила пройденных фольклорных игр | Может сочетать декламацию или пение с движением и игрой на народных шумовых инструментах., | Уровень коммуникации в процессе театральной деятельности | Высокий 12-9б Средний 10-8б Низкий 7 и ниже | |||
Высокий уровень 3 балла: уверенно отвечает, участвует в мероприятии исполняет наизусть произведения из пройденного материала.
Средний уровень 2 балла: исполняет наизусть произведения из пройденного материала, возможны не зачительные ошибки.
Низкий уровень 1балл: не может исполнить пройденный материал и ответить на вопросы без ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа фольклорного кружка «Посиделки»
Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурных ценностей, богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к на...
Презентация дополнительной общеразвивающей программы музыкально-фольклорного театра "Народная копилка"
Создание авторской образовательной программы сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Осоз...
Дополнительная общеобразовательная программа «Игра в театр»
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим было связано стремление дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способности ч...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неу...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по оказанию дополнительных платных услуг по развитию интеллектуально - творческих способностей у детей от 5 до 6 лет "ТИКО - мастера"
Программа «ТИКО-мастера» разработана с целью развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством активизации их творческой деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования пооказанию дополнительных платных образовательных услуг «Золотая рыбка»
Цель программы:Оздоровление подрастающего поколения; создание условий для укрепления здоровья детей посредством водной среды; улучшение деятельности сердечно – сосудистой и дыхательн...
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования по «художественно – эстетическому развитию» (нетрадиционные техники рисования) «Волшебная палитра» для детей старшего дошкольного возраста от 6 д
ДополнЦель программы: развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения....